ГлавнаяКлассикаЛермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) → Михаил Лермонтов ~ К* (Оставь напрасные заботы…)

Михаил Лермонтов ~ К* (Оставь напрасные заботы…)

    «К* (Оставь напрасные заботы…)»
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
    Оставь напрасные заботы,
    Не обнажай минувших дней;
    В них не откроешь ничего ты,
    За что б меня любить сильней!
    Ты любишь — верю — и довольно;
    Кого — ты ведать не должна,
    Тебе открыть мне было б больно,
    Как жизнь моя пуста, черна.
    Не погублю святое счастье
    Такой души и не скажу,
    Что недостоин я участья,
    Что сам ничем не дорожу;
    Что всё, чем сердце дорожило,
    Теперь для сердца стало яд,
    Что для него страданье мило,
    Как спутник, собственность иль брат,
    Промолвив ласковое слово,
    В награду требуй жизнь мою;
    Но, друг мой, не проси былого,
    Я мук своих не продаю.

Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Оставь напрасные заботы…)»

Произведение 1832 г. обращено к Варваре Лопухиной, милой юной девушке, сердечную симпатию к которой поэт сохранил на долгие годы.

Мотив разделенной любви, достаточно редкий для лермонтовской поэтики, неразрывно связан с лирическим «ты». Женский образ исполнен светлых красок: героиня способна на искреннюю любовь, которая погружает ее душу в состояние «святого счастья».

Лирический герой, напротив, не ощущает себя счастливым, хотя верит возлюбленной и понимает ценность высокого чувства. Он предпочел сохранить свой душевный мир в тайне, не открыв его даже близкому человеку. Свое пожелание герой выражает довольно категорично, применяя модальную конструкцию: «ты ведать не должна».

Лирический субъект подробно поясняет причины своего решения: ему мучительно, «больно» признаться в разочаровании и потере надежд. Герой наделяет собственную жизнь знаковыми эпитетами с ярким негативным содержанием — «пуста, черна». Череда придаточных предложений, которые начинаются с анафоры «что», перечисляет отрицательные черты внутреннего мира лирического «я». Его душа претерпела трагическое преображение, лишившись устремлений к вечным ценностям, привыкнув к страданиям, став недостойной бескорыстного сопереживания.

Муки сердца возводятся в ранг атрибутов, необходимых для внутреннего развития романтической личности. Они получают сравнение сразу с тремя категориями: «спутник, собственность иль брат». Душу, отравленную «ядом» терзаний и сомнений, герой укрывает от других людей. Он скорее пожертвует жизнью для возлюбленной, чем решится посвятить ее в загадочный внутренний мир, раздираемый противоречиями. Лирический субъект опасается, что неприглядная картина «погубит» гармоничные чувства юной героини, разрушит светлое хрупкое счастье.

В другом лермонтовском творении — «К*» («Мой друг, напрасное старанье!») — также появляются мотивы ревностной защиты жизни «души задумчивой». Поэтический текст совпадает с анализируемым по названию, году появления и даже по стилистике первой строки. Общее звучание стихотворения более оптимистично: здесь лирический герой оберегает от чужих взглядов не разрушающий яд разочарований, а сокровенные надежды. Последние охарактеризованы при помощи комплекса метафор, в которых актуализированы значения возвышенного и драгоценного: «святое царство», «сокровища святые» и «клад».
 
 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 171 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!