ГлавнаяКлассикаГумилёв Николай Степанович (1886-1921) → Николай Гумилёв ~ Прогулка (В очень-очень стареньком)

Николай Гумилёв ~ Прогулка (В очень-очень стареньком)

«Прогулка»
 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
В очень-очень стареньком дырявом шарабане
(На котором после будет вышит гобелен)
Ехали две девушки, сокровища мечтаний,
Сердце, им ненужное, захватывая в плен.

Несмотря на рытвины, я ехал с ними рядом,
И домой вернулись мы уже на склоне дня,
Но они, веселые, ласкали нежным взглядом
Не меня, неловкого, а моего коня.

Дата написания: 1911 год
 
  ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Анализ стихотворения Гумилева «Прогулка»
 
Лето 1911 г. молодой поэт провел в усадьбе матери Слепнево Тверской губернии. Веселый, деятельный, устраивающий разнообразные забавы, Гумилев был душой компании, состоящей из родственников и соседей, владельцев близлежащих имений. Особенно нравились поэту две юные барышни-сестры, Мария и Ольга, которые приходились ему дальними родственницами. Первая обладала тихим и спокойным характером, вторая была бойкой и очаровательной, прекрасно пела. В гумилевской лирике, датированной этим периодом, отразились автобиографические мотивы дружбы «троицы странной» и беспечного летнего отдыха.

Образы двух «нежных и стройных» сестер возникают в «Акростихе». С ними связывается тема необременительного путешествия, легкой поездки в «шарабанчике». Подобное идейно-образное наполнение характерно для поэтического текста «Прогулки», датированной концом весны 1911 г.: две «веселые» и беззаботные девушки, метафорически именуемые «сокровищами мечтаний», едут в потрепанном «шарабане».

Лирический субъект очарован своими героинями. Он с удовольствием участвует в развлечении, хотя его нельзя назвать комфортным: на дороге «рытвины», да и путь вышел слишком долгим для увеселительной поездки.

Сквозь жизнерадостный тон «Прогулки» пробиваются интонации светлой грусти и мягкой иронии. Диссонанс возникает в конце первого катрена: девушки невольно покоряют «ненужное им» сердце лирического «я». Во втором четверостишии тема непонимания развивается. Предметом женского восхищения становится не «неловкий» герой-всадник, а его ладный конь.

Спустя две-три недели после написания анализируемого текста Гумилев создает его продолжение, озаглавленное «Опять прогулка». Жизнерадостная компания «собирателей кувшинок» вновь отправляется в недолгую дорогу. Одна из девушек названа по имени — Оля. Она «осторожно ласкова» с героем-рассказчиком. Финальное двустишие добавляет иронии в поэтический текст: едущим в «шарабане» путешественникам легче любезничать с попутчиками, чем тем, кто сидит в седле.

В произведении «На кровати, превращенной в тахту», появившемся в один день с «Прогулкой», представлена более детализованная характеристика каждого из участников маленькой компании. Дружное трио составляют лирический герой, «жертва» собственных затей, степная «лисица» Оля и Маша, которая подобна «лебедю». Последний из образов, прототипом которого стала Мария Кузьмина-Караваева, выйдет за пределы летнего слепневского цикла, возникнув в сложном художественном пространстве «Заблудившегося трамвая».
 
 


Рейтинг: +1 Голосов: 1 7 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...