БЕЛАЯ ОДЕЖДА
Побеждающему Я дам белые одежды.
Апокалипсис
Он испытует — отдалением,
Я принимаю испытание.
Я принимаю со смирением
Его любовь, — Его молчание.
И чем мольба моя безгласнее —
Тем неотступней, непрерывнее,
И ожидание — прекраснее,
Союз грядущий — неразрывнее.
Времен и сроков я не ведаю,
В Его руке Его создание...
Но победить — Его победою —
Хочу последнее страдание.
И отдаю я душу смелую
Мое страданье Сотворившему.
Сказал Господь: «Одежду белую
Я посылаю — победившему».
1902
Анализ стихотворения Гиппиус «Белая одежда»
Поэтический дебют Гиппиус, состоявшийся в журнале «Северный вестник»,
где были опубликованы два стихотворения — «Песня» и «Посвящение»,
получился ярким и наделал много шуму в литературном мире. Лирику Зинаида
Николаевна считала вещью глубоко интимной, создаваемой для себя. Поэзию
вообще и стихосложение в частности она называла одной из форм, которую в
человеческой душе принимает молитва. Такое отношение к творчеству
вызвало множество нареканий со стороны критиков-современников.
«Молитвенный» характер лирики ставился ими Гиппиус в вину. По их мнению,
Зинаида Николаевна, обращавшаяся к Господу с использованием имен
Третий, Невидимый, Он, устанавливала с Всевышним отношения прямые,
равные, кощунственные. Первый поэтический сборник «декадентской
мадонны», получивший название «Собрание стихов (1889 — 1903 гг.)»,
увидел свет в издательстве «Скорпион» в 1904 году. В него вошло
произведение «Белая одежда», написанное в духе религиозной оды.
К стихотворению предпослан эпиграф, представляющий собой цитату из
Откровения Иоанна Богослова. В некоторых толкованиях Апокалипсиса
побеждающий воспринимается в качестве собирательного образа для
христианских святых и праведников. Эти люди смогли исполнить все
наставления и преодолеть искушения, о которых сказано в текстах Посланий
семи церквам. Есть еще одна распространенная трактовка. Согласно ей,
те, кто победят мир своей верой в Слово Божье, будут жить вечно. Белые
одежды в этом контексте олицетворяют победу в духовной схватке с врагами
Господа.
В религиозной оде Гиппиус обращается к Богу напрямую, что обусловлено
вышеназванной «молитвенностью». При этом поэтесса употребляет три имени
— Он, Сотворивший и Господь. Характерны для лирики Зинаиды Николаевны
следующие строки:
Но победить — Его победою —
Хочу последнее страдание.
Для Гиппиус страдание — это путь к Богу, движение по направлению к
сотворению и сохранению души. Господа она приравнивала к абсолютной
свободе. Поэтому в одном из ранних стихотворений появилась строка: «…Но
люблю я себя, как Бога…». Таким образом поэтесса провозглашала любовь
человека к себе как существу, свободному от смерти и судьбы, от мира и
других людей. В этом тезисе заключена четверка ключевых тем всего
творчества Гиппиус: любовь и смерть, человек и Бог. Вокруг квартета
мотивов концентрируется поэзия Зинаиды Николаевны, что отражает существо
ее идейных исканий.