ГлавнаяКлассикаФет А.А. → Афанасий Фет ~ Вольный сокол

Афанасий Фет ~ Вольный сокол

Не воскормлен ты пищей нежной,
Не унесен к зиме в тепло,
И каждый час рукой прилежной
Твое не холено крыло.

 

Там, над скалой, вблизи лазури,
На умирающем дубу,
Ты с первых дней изведал бури
И с ураганами борьбу.

 

Дразнили молодую силу
И зной, и голод, и гроза,
И восходящему светилу
Глядел ты за море в глаза.

 

Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

  

Год написания: 1884

***

 

 Анализ стихотворения Фета «Вольный сокол»

Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня «любовника роз» соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, — образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, они осмысливаются на символическом уровне как воплощение поэтического вдохновения, полета романтической души, отринувшей суету повседневности.


Молодой, полный сил сокол — центральный персонаж и адресат стихотворения 1884 г. Лирический субъект, восхищенный бесстрашием и мощью хищной птицы, обращается к прошлому, к этапу взросления птенца.


Зачин организуется комплексом страдательных причастий с отрицательным значением, выступающих в роли однородных сказуемых: «не вскормлён» — «не унесён» — «не холено». Анафора противопоставляет образ свободной птицы изнеженному питомцу, чье существование зависит от людской заботы.


Центральный эпизод задает координаты художественного пространства, в срединной точке которого располагается высокий старый дуб с гнездом, где начал земную жизнь персонаж. С первых дней птенцу пришлось вести борьбу со стихией и голодом, и привычка к противостоянию закалила характер, развила способность смело встречать опасность. Показателен результат воздействия неблагоприятных обстоятельств на персонажа: автор описывает его при помощи глагола «дразнили».


Олицетворение — ведущий художественный прием, организующий структуру центрального образа и фоновой зарисовки. Восходящее солнце наделяется взглядом, дерево характеризуется эпитетом «умирающее», а растущий птенец испытывает эмоции, подобные человеческим. Разрабатывая антропоморфную трактовку, поэт опирается на тенденции русского фольклора, где сокол символизирует удалого молодца.


Закономерен триумфальный финал взросления, которое завершается уверенным и широким полетом. Лексема «поплыл» указывает на плавную траекторию движения мощных крыльев. Мотив полета, знаковый для фетовской лирики, позволяет соотнести образ с категорией художественного творчества, свободного от мелких и преходящих тем.


В стихотворном посвящении Шиллеру тема поэтического процесса аллегорически связана с обликом другой хищной птицы — царственного орла. Лирический герой восторженно именует адресата «орлом», создавшим «могучие, светлые» песни.


 


Рейтинг: +2 Голосов: 2 416 просмотров

Комментарии (1)
Ивушка # 24 января 2019 в 19:22 +1
чудесные стихи...
спасибо autumn-2
Это Вы не читали...