Тополь
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь тёплый юг.
Дата написания: 1859 год
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
1 вариант
Осеннее увядание и наступление «жестокой поры» зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним миром, так и с преисподней, и согласуют земной жизненный цикл с естественным ходом времени. Дуб и береза в фетовской трактовке становятся символами мудрости, стойкости, терпения и веры.
Стихотворение 1859 г. начинается с изображения безотрадной пейзажной зарисовки, которая нетипична для радостного мировосприятия автора. Зафиксировав внимание на тревожном знаке – тишине прежде многоголосого сада, поэт словно складывает мозаику из сумрачных деталей. Нагнетается лексика с семантикой печали и физического конца, наделенная отрицательными коннотациями: «потух», «мертвыми», «смертный недуг», «тлетворный». Широко используются анафорические конструкции: дважды упоминается лексема «последний», за прилагательным «унылыми» следует однокоренное отглагольное существительное. Завершает череду повторов компаратив «мрачнее», данный в двух вариантах формы.
Миру, охваченному атмосферой тоски и предчувствиями смерти, противостоит образ тополя, одиночество которого также отмечено в двух эпизодах поэтического текста. Дерево, подобно близкому другу, становится адресатом лирического послания во втором и третьем катренах.
Центральная и заключительная части стихотворения объединены с помощью глаголов второго лица единственного числа: «таишь», «лепечешь» и др. Личные формы глаголов служат и средством создания антропоморфного образа, который может скрывать или сообщать информацию. Главным же свойством тополя становится способность припоминания. С учетом последнего обстоятельства складывается его сложная символика, утверждающая связь образа с категориями мужества, памяти и надежды. Герой восхищается неизменностью, твердостью позиции своего адресата, верностью воспоминаниям о прекрасных «вешних днях».
Еще одна знаковая деталь – ветви, поднятые вверх, «к небесам». Они задают духовно-пространственные ориентиры, заставляя оторваться от унылого разглядывания разбросанной под ногами листвы. Ободренный, воспрянувший духом, устремивший свои помыслы к горней выси – финал представляет лирического субъекта, усвоившего урок мудрости, который преподал тополь.
Анализ стихотворения Фета «Тополь»
2 вариант
Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть («смертный недуг»), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве.
Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту («мой тополь», «как друг»). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист «под ногами», а тополь «над мертвыми степями», «с подъятыми к небесам ветвями». Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
Ещё варианты биографий Афанасия Фета: