ГлавнаяКлассикаФет А.А. → Афанасий Фет ~ Сад весь в цвету…

Афанасий Фет ~ Сад весь в цвету…

article470957.jpg
 «Сад весь в цвету…»

   Сад весь в цвету,
   Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!

   Вот я стою,
   Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.

   Эта заря;
   Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!

   Счастья ли полн,
   Плачу ли я,
Ты — благодатная тайна моя.

Год написания: 1884

Афанасий Фет ~ Сад весь в цвету…
 
Анализ стихотворения Фета «Сад весь в цвету»

Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими «весенними порывами», темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект «Я видел твой млечный, младенческий волос…», одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота и «сладко вздыхающий» голос.

О непостижимой и упоительной власти красоты говорится в стихотворном тексте 1884 г. Для изображения внутреннего состояния героя, явленного в зачине, автор избирает безглагольные конструкции, акцентируя внимание на традиционных символах весеннего сада и заходящего солнца. Последние соотносятся с расцветом души, выраженным сложным авторским эпитетом «освежительно-радостно».

Центральные строфы вносят новые ноты в настроение лирического «я»: он живет ожиданием загадочной, несомненно романтической встречи. Тайной окутан и окружающий мир, пробудившийся от холодного сна. Сложные чувства иллюстрирует афористичный оксюморон «непостижна» — «ясна». Он подчеркивает противоречие между скрытым сокровенным смыслом и явной выраженностью внешних признаков природной трансформации.

Оппозиция «стою» — «иду» также касается внешней стороны жизни лирического «я». В этом случае антитеза не выглядит подлинным противопоставлением. Она обрамляется анафорой «вот», демонстрирующей безразличие к активному началу и переключающей внимание на духовую сферу.

В финале ситуация развивается: теряют важность эмоциональные порывы. Радость и печаль меркнут перед встречей с тайной, которая характеризуется при помощи церковнославянизма «благодатная». Художественный прием указывает на особый, высокий и значительный статус встречи, вызывая в памяти читателя образ Прекрасной Дамы Блока, одного из последовательных продолжателей идей фетовской лирики.

Необычен ритмический рисунок произведения: чтобы передать обязательную паузу, автор разделяет первую строку на два отрезка. В результате возникает оригинальный строфический «портрет», сочетающий пару коротких и одну длинную строки. Дактилический размер, к которому прибегает поэт, применяется в рамках семантического ореола, устоявшегося в русской лирической традиции. Он служит выражением тем ожидания и страстных устремлений души.
  Ещё варианты биографий Афанасия Фета:


Рейтинг: +9 Голосов: 9 664 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...
Виньетка