Сергей Есенин ~ Голубень

article397819.jpg
 
 «Голубень» 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
    В прозрачном холоде заголубели долы,
    Отчетлив стук подкованных копыт,
    Трава поблекшая в расстеленные полы
    Сбирает медь с обветренных ракит.

    С пустых лощин ползет дугою тощей
    Сырой туман, курчаво свившись в мох,
    И вечер, свецившись над речкою, полощет
    Водою белой пальцы синих ног.

    *

    Осенним холодом расцвечены надежды,
    Бредет мой конь, как тихая судьба,
    И ловит край махающей одежды
    Его чуть мокрая буланая губа.

    В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою,
    Влекут меня незримые следы,
    Погаснет день, мелькнув пятой златою,
    И в короб лет улягутся труды.

    *

    Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге
    Холмы плешивые и слегшийся песок,
    И пляшет сумрак в галочьей тревоге,
    Согнув луну в пастушеский рожок.

    Молочный дым качает ветром села,
    Но ветра нет, есть только легкий звон.
    И дремлет Русь в тоске своей веселой,
    Вцепивши руки в желтый крутосклон.

    *

    Манит ночлег, недалеко до хаты,
    Укропом вялым пахнет огород.
    На грядки серые капусты волноватой
    Рожок луны по капле масло льет.

    Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
    И с хруптом мысленно кусаю огурцы,
    За ровной гладью вздрогнувшее небо
    Выводит облако из стойла под уздцы.

    *

    Ночлег, ночлег, мне издавна знакома
    Твоя попутная разымчивость в крови,
    Хозяйка спит, а свежая солома
    Примята ляжками вдовеющей любви.

    Уже светает, краской тараканьей
    Обведена божница по углу,
    Но мелкий дождь своей молитвой ранней
    Еще стучит по мутному стеклу.

    *

    Опять передо мною голубое поле,
    Качают лужи солнца рдяный лик.
    Иные в сердце радости и боли,
    И новый говор липнет на язык.

    Водою зыбкой стынет синь во взорах,
    Бредет мой конь, откинув удила,
    И горстью смуглою листвы последний ворох
    Кидает ветер вслед из подола.

1916 г.
 
Анализ стихотворения Есенина «Голубень»

Произведение, заглавие которого стало названием поэтической книги, появилось в 1916 г. Оно состоит из шести эпизодов и объединено образом лирического героя — одинокого всадника, совершающего долгое неторопливое путешествие.

Первый фрагмент посвящен пейзажной теме. Ее открывает знаковая колористическая доминанта «заголубели» — цветовой символ родной земли, заявленный в поэтике Есенина. Образы, составляющие картину осеннего вечера, олицетворены: туман ползет, свиваясь кольцами, подобно змее. Структурируя две других природных детали, автор добивается эффекта максимальной персонификации. Речь идет об образах травы и вечера: первая занята сбором «меди» с кустов ракиты, а второй полощет в воде посиневшие от холода пальцы. Обе сценки детализированы, подчеркнуто натуралистичны.

Во второй главке субъект речи конкретизирует собственную позицию. Конная поездка не имеет видимой цели: романтик признается, что им движут неясные надежды и «незримые следы», оставленные неведомым созданием.

Автор продолжает живописать галерею причудливых персонифицированных образов. Медленно угасающий день, мелькающий златыми пятами, сумрак, пляшущий с луной-рожком, и небо, ведущее за собой облако-лошадь, — воображаемые персонажи динамичны и выразительны. Завершает оригинальный ряд образ дремлющей Руси. Поэт останавливает читательское внимание на руках героини, крепко вцепившихся в косогор.

Образ луны, согнутой в рожок, фигурирует еще в одном эпизоде. Здесь он претерпевает трансформацию, становясь сосудом, из которого капает масло.

Сгустившиеся сумерки лишают приоритета визуальные ориентиры, вызывая к жизни обонятельные и вкусовые ощущения: запах вянущего укропа и свежего хлеба, хруст огурцов. У путника появляется цель — найти ночлег и тепло.

Короткий отдых и случайная любовь ненадолго задерживают странника. Обстоятельства остановки обозначены яркими деталями, выхваченными из общего окружения: смятой соломой, рамкой тараканьего цвета, шумом дождя, метафорически уподобленного молитве.

Финальная главка возвращает лирический сюжет к пейзажной тематике, и кольцевая композиция создает впечатление бесконечности пути. Прошедший дождь вносит новые оттенки в картину «голубых полей», добавляя к синему, желто-золотому, меди и ржавчине «рдяный» солнечный свет. Замыкает стихотворный текст еще один олицетворенный образ: ветер, щедро закидывающий листьями всадника и коня.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1016 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...