ГлавнаяКлассикаБунин Иван Алексеевич (1870-1953) → Иван Бунин ~ Отрывок (В окно я вижу груды облаков)

Иван Бунин ~ Отрывок (В окно я вижу груды облаков)

    «Отрывок» 
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
    В окно я вижу груды облаков,
    Холодных, белоснежных, как зимою,
    И яркость неба влажно-голубого.
    Осенний полдень светел, и на север
    Уходят тучи. Клены золотые
    И белые березки у балкона
    Сквозят на небе редкою листвой,
    И хрусталем на них сверкают льдинки.
    Они, качаясь, тают, а за домом
    Бушует ветер… Двери на балконе
    Уже давно заклеены к зиме,
    Двойные рамы, топленные печи —
    Все охраняет ветхий дом от стужи,
    А по саду пустому кружит ветер
    И, листья подметая по аллеям,
    Гудит в березах старых… Светел день,
    Но холодно,— до снега недалеко.
    Я часто вспоминаю осень юга…

    Теперь на Черном море непрерывно
    Бушуют бури: тусклый блеск от солнца,
    Скалистый берег, бешеный прибой
    И по волнам сверкающая пена…
    Ты помнишь этот берег, окаймленный
    Ее широкой снежною грядой?
    Бывало, мы сбежим к воде с обрыва
    И жадно ловим ветер. Вольно веет
    Он бодростью и свежестью морской;
    Срывая брызги с бурного прибоя,
    Он влажной пылью воздух наполняет
    И снежных чаек носит над волнами.
    Мы в шуме волн кричим ему навстречу,
    Он валит с ног и заглушает голос,
    А нам легко и весело, как птицам…
    Все это сном мне кажется теперь.
1901

Анализ стихотворения Бунина «Отрывок»

Элегическое настроение определяет образный строй произведения 1901 г. В основе последнего — антитеза прошлого и настоящего, выраженная при помощи разных моделей художественного пространства. Оппозиция, несущая важную композиционную функцию, подчеркивается строфическим делением текста. Первая часть описывает сегодняшний осенний день, вторая посвящена воспоминаниям о южном лете.

В зачине прямо обозначается позиция героя, который смотрит из окна на облака, бегущие по ярко-голубому небу. Оба природных образа характеризуются при помощи комплекса художественных средств: первый обозначен однородными определениями и метафорой, второй — сложным эпитетом. Наблюдения за погодой ведутся в разгар осеннего дня — автор уточняет художественное время лирической ситуации. Для изображения сезонной зарисовки поэт обращается к лексемам-колоризмам. Золотая листва, белые березовые стволы, сверкающие маленькие льдинки — детали живописного пейзажа прекрасны, но хрупки, недолговечны. Порывы холодного ветра срывают яркую листву, лишая картину позитивных акцентов.

Природа живет предчувствием зимы, и вполне логичными выглядят людские заботы о сохранении тепла в старом обветшавшем доме. Об этом сообщается при помощи перечисления: в окна вставлены вторые рамы, топятся печи.

Уютной, но печальной, гнетущей своей замкнутостью обстановке противопоставляется воодушевляющий настрой счастливых воспоминаний. Они ассоциируются с иной формой художественного пространства: субъект речи воссоздает в памяти бескрайнюю панораму бурного южного моря. Доминантами пейзажа становятся мощный, «бешеный» прибой, сильный ветер и тусклые солнечные лучи. Полоса бурлящих волн метафорически уподобляется широкой снежной возвышенности.

Перед читателем возникает новый портрет героя — не одинокого, подавленного и статичного, а бодрого, жизнелюбивого, способного ощутить радостное чувство единения с природой. В полудетской игре с волнами участвует лирическая героиня: субъект речи обращается к ней как к свидетельнице событий прошлого. Последние настолько прекрасны и далеки, что говорящий начинает сомневаться в их реальности, уподобляя воспоминания чудесному сновидению.

Стремясь передать головокружительное ощущение свободы, которое сродни полету вольной птицы, автор освобождается от рифмы: стихотворение написано белым пятистопным ямбом.
 
 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 219 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...