ГлавнаяКлассикаБлок Александр Александрович (1880-1921) → Александр Блок ~ Своими горькими слезами...

Александр Блок ~ Своими горькими слезами...

"Своими горькими слезами..."
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
Своими горькими слезами
Над нами плакала весна.
Огонь мерцал за камышами,
Дразня лихого скакуна...

Опять звала бесчеловечным,
Ты, отданная мне давно!..
Но ветром буйным, ветром встречным
Твое лицо опалено...

Опять - бессильно и напрасно -
Ты отстранялась от огня...
Но даже небо было страстно,
И небо было за меня!..

И стало все равно, какие
Лобзать уста, ласкать плеча,
В какие улицы глухие
Гнать удалого лихача...

И все равно, чей вздох, чей шепот,-
Быть может, здесь уже не ты...
Лишь скакуна неровный топот
Как бы с далекой высоты...

Так - сведены с ума мгновеньем -
Мы отдавались вновь и вновь,
Гордясь своим уничтоженьем
Твоим превратностям, любовь!

Теперь, когда мне звезды ближе,
Чем та неистовая ночь,
Когда еще безмерно ниже
Ты пала, униженья дочь,

Когда один с самим собою
Я проклинаю каждый день,-
Теперь проходит предо мною
Твоя развенчанная тень...

С благоволеньем? Иль с укором?
Иль ненавидя, мстя, скорбя?
Иль хочешь быть мне приговором? -
Не знаю: я забыл тебя.
 
20 ноября 1908 (осень 1910)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Анализ стихотворения Блока «Своими горькими слезами…»
 
Сцены последнего разговора влюбленных и болезненного расставания завершают поэтический цикл «Фаина», посвященный актрисе Наталье Волоховой. В произведении «Я помню длительные муки…» диссонансы отношений, приведших к разрыву, обозначены выразительной деталью — «заломленными» руками лирической героини. Упоминая о тягостных ощущениях и жгучих унижениях бессмысленной жизни, субъект речи не замыкается в кругу интимных переживаний. Изображению эмоций сопутствуют картины наступающего дождливого утра. Стихотворение завершается сложным образом весеннего ливня, который помимо своего прямого значения символизирует слезы, сопровождающие бурное объяснение героев.

С аналогичной детали начинается художественный текст, датированный осенью 1908 г. На этот раз слезы льет персонифицированный образ весны, которая оплакивает охлаждение, сменившее любовную страсть.

В начальных строфах упоминаются фрагменты сцены конфликта: звучат отдельные обвинения, указаны особенности поведения участников ссоры. Образы героев противопоставлены. Она, упрекающая бывшего возлюбленного в бесчеловечности, предстает пассивной, робкой и бессильной. Он чувствует себя энергичным, правым, хоть и взбудораженным нервным расставанием. Свою убежденность субъект речи иллюстрирует афоризмом «… небо было за меня!»

Оставив былую любовь, герой отправляется в дорогу, ища в ней способ избавления от переживаний прошлого. Верным спутником лирического «я» становится конь, лихой скакун, которого манят далекие мерцающие огни.

Обида — приоритетная черта эмоционального портрета уязвленного героя. Именно ей продиктованы демонстративные заявления о безразличии к объектам любовных увлечений.

Во второй части меняется время лирической ситуации. Ссора в «неистовую ночь», изображенная «по горячим следам», теперь отделена от субъекта речи, существуя как воспоминание. Былые страсти, сопровождавшие любовный финал, расцениваются как «превратности» сложного чувства.

В завершающих строках получает развитие мотив падения, развенчания идеальных отношений. Фигура избранницы сливается с отвлеченной категорией любви, и метафора «униженья дочь» относится к новому обобщенному образу.

Разрыв отношений не приносит спокойствия бывшему возлюбленному. Испытывая мучения, он проклинает «каждый день» своего увлечения. Герою является видение — «развенчанная тень» бывшей пассии. Лирический субъект все еще чувствует себя оскорбленным, хотя и сообщает о собственном безразличии к минувшим событиям.
 
Рейтинг: +1 Голосов: 1 188 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...