ГлавнаяКлассикаБлок Александр Александрович (1880-1921) → Александр Блок ~ Перед грозой

Александр Блок ~ Перед грозой

«Перед грозой»

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Закат горел в последний раз. 
Светило дня спустилось в тучи, 
И их края в прощальный час 
Горели пламенем могучим.

А там, в неведомой дали, 
Где небо мрачно и зловеще, 
Немые грозы с вихрем шли, 
Блестя порой зеницей вещей.

Земля немела и ждала, 
Прошло глухое рокотанье, 
И по деревьям пронесла 
Гроза невольное дрожанье.

Казалось, мир - добыча гроз, 
Зеницы вскрылись огневые, 
И ветер ночи к нам донес 
Впервые - слезы грозовые.

Дата написания: 1899 год

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Анализ стихотворения Блока «Перед грозой»
 
В юношеском произведении 1899 г. автор обращается к тематике, традиционной для русской лирики. Далекий гул, движущаяся дождевая завеса, «принахмурившаяся» земля, края облаков, окаймленных «летучим» пламенем, — тютчевские и фетовские образы, составляющие величественную картину грозы, повлияли на художественную манеру молодого поэта.

Заглавие текста указывает на особенности лирического сюжета: автор изображает природу в ожидании ненастья. Временные ориентиры первой строфы сообщают, что началу грозы предшествует закат солнца. Картина, названная «последним часом», исполнена торжественных интонаций. Лирический герой видит только края могучего светила, погрузившегося в тучи, но и это зрелище поражает, позволяет ощутить мощь солнечного «пламени».

Во втором катрене субъект речи становится свидетелем зарождения нового природного явления, которое постепенно завоевывает все художественное пространство. «Немые грозы» приходят с краешка неба, противоположного солнечному свету, — оттуда, где сгустился зловещий мрак. Их сопровождают вихри и блеск молний, которые метафорически уподоблены «зенице», зрачку живого существа. Автор наделяет зеницу эпитетом «вещая», воссоздавая фразу из пушкинского «Пророка».

При звуках глухого рокота приближающейся бури немеет земля, а листва деревьев дрожит. Испуг и оцепенение охватывают дольний мир, становящийся легкой «добычей гроз».

Характеризуя разряды молнии, в финальной части поэт вновь использует книжную лексему «зеница». На этот раз гроза в полной мере проявляет свою огневую сущность. Стихотворение завершает образ дождя, капли которого уподобляются слезам. К метафоре, соединяющей в себе природное стихийное начало и личные переживания, Блок обратится в более поздних творениях. Концовка текста «Я помню длительные муки…» включает подобное «синтетическое» иносказание, где в воспоминании лирического «я» слились воедино шумный весенний дождь и безутешные рыдания героини.

Олицетворение — ведущий прием, при помощи которого оживляются детали пейзажа анализируемого текста. Персонифицированные природные образы становятся инициаторами разнообразных изменений: на смену спускающемуся солнцу идут грозы, появления которых со страхом ждет оробевшая земля.

Возвышенные интонации, стремление к иносказательным наименованиям природных явлений, указания на взаимосвязь небесного и земного — комплекс художественных средств, примененный молодым Блоком, позволяет усмотреть в тексте тютчевские традиции.
 


Рейтинг: +2 Голосов: 2 159 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...