ГлавнаяКлассикаБлок Александр Александрович (1880-1921) → Александр Блок ~ Люблю высокие соборы...

Александр Блок ~ Люблю высокие соборы...

Александр Блок
«Люблю высокие соборы»

Люблю высокие соборы, 
Душой смиряясь, посещать, 
Входить на сумрачные хоры, 
В толпе поющих исчезать. 
Боюсь души моей двуликой 
И осторожно хороню 
Свой образ дьявольский и дикий 
В сию священную броню. 
В своей молитве суеверной 
Ищу защиты у Христа. 
Но из-под маски лицемерной 
Смеются лживые уста. 
И тихо, с измененным ликом, 
В мерцаньи мертвенном свечей, 
Бужу я память о Двуликом 
В сердцах молящихся людей. 
Вот - содрогнулись, смолкли хоры, 
В смятеньи бросились бежать. 
Люблю высокие соборы, 
Душой смиряясь, посещать.

Дата написания: 1902 год

Анализ стихотворения Блока «Люблю высокие соборы…»

Произведение 1902 г., входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь.

В художественном пространстве «Люблю высокие соборы…» двойник лирического «я» пока не обрел собственную плоть, но успел прочно обосноваться в «двуликой» душе героя. Внутренние противоречия, возникающие между светлым и темным началом, определяют странное поведение лирического субъекта.

Христианская кротость, потребность в «молитве суеверной», упование на помощь высших сил — все эти черты принадлежат светлой стороне души, «священной броне». Повинуясь ее призыву, герой приходит в храм. «Дьявольский и дикий» облик проявляется в виде глумливой «лицемерной» маски с усмехающимися «лживыми устами». Герой, растерянный и устрашенный своим открытием, пытается спрятать разрушительную часть натуры от верующих, собравшихся в храме. Однако даже сумрак, озаряемый неверным «мертвенным» пламенем свечей, не помогает лирическому «я». «Измененный лик», напоминающий дьявольский, видят окружающие. Впечатление настолько ужасно, что паства содрогается, певчие смолкают и люди в панике бегут из церкви.

Финальное двустишие в точности повторяет первые строки, однако оно наполнено противоположным смыслом. Вместо смирения в заключительном рефрене слышатся зловещая насмешка и мрачное удовлетворение темного лика, на этот раз одержавшего победу над душой.

«Безумный смех и сумасшедший крик» звучат и в завершающей части стихотворения «Двойнику», датированного концом 1901 г. Лирический герой обращается к своему второму «я», именуя его «бедным другом», смешным и жалким. Самоуверенный и циничный двойник прогнозирует исчезновение соперника и свое скорое торжество, связанное с присвоением чужих наград.

В произведении «Она стройна и высока…» лирический субъект следит за свиданием влюбленной пары, как «злодей» или «невидимый» безумец, играющий «в прятки» на сумрачных городских улицах. Он выступает в роли двойника влюбленного, охарактеризованного как мужчина с «профилем грубым».


Рейтинг: +2 Голосов: 2 656 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...