ГлавнаяКлассикаАхматова Анна Андреевна (1889-1966) → Анна Ахматова - Сжала руки под темной вуалью…

Анна Ахматова - Сжала руки под темной вуалью…

 
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

8 января 1911, Киев
 ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~  
Ахматова А. А. » Стихи о любви »
Грустные стихи о любви
Лучшие стихи
  
 

Анализ стихотворения Ахматовой

«Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.

 

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов. Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.

 

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.

 

Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин. Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

 

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за нелепой ссоры. 

 ═════════ஜ۩۞۩ஜ═════════

 

 

Рейтинг: +8 Голосов: 8 1757 просмотров
Комментарии (4)
Катя Иль # 20 апреля 2019 в 20:28 +4
Как сильно выражены чувства!
cvety-6
Татьяна Петухова # 21 апреля 2019 в 09:12 +4
Высокая Поэзия! read-9
Евгений Востросаблин # 26 мая 2019 в 22:44 +1
...Уж позволю себе одно совсем маленькое воспоминание, к слову-вот именно наше, Парнасское, думается- всё-таки об очень и очень многом говорящее...

..Ну, стало быть... На Всемирный День Поэзии (где-то в марте сего года), выбирая, что бы преподнести дорогой моей и нашей-Всепарнасской Татьяне Леонидовне Петуховой, и после довольно-таки и усердного, и долгого перебирания в памяти, остановился, наконец, ВОТ ИМЕННО НА ЭТОМ НАСТОЯЩЕМ БРИЛЛИАНТЕ МАХОНЬКОМ, очень и очень мною любимейшей Анны Андреевны ... А ведь согласимся- уж если мы, к примеру, захотим-пожелаем что-нибудь подобрать ко Всемирному Дню Поэзии (хоть нам-то, Русским Людям, уж понятное дело- гораздо и ближе, и роднее, и ценнее, собственно- даже и просто гораздо святее) два Пушкинских Дня, но уж это здесь совсем-совсем неважно... простите.. уж пришлось всё-таки хоть бы чуть-чуть оговориться...)...

Ну, словом- согласимся, однако же, что и ко Всемирному Дню Поэзии, и- в скромный, виртуальный подарочек наш-Парнасский, и (уж к слову заметим)- всё-таки с очень большим-вдумчивым учётом того, что, к сожалению, ведь обязательно нужно только какое-нибудь совсем маленькое стихотворение, как сопроводительная надпись-подпись в чудесные разделы наших личных подарочков (в домиках наших-парнасских)- ТУТ УЖ СО ВСЕМ СВОИМ И СТАРАНИЕМ, И БОЛЬШИМ УСЕРДИЕМ КАЖДЫЙ ИЗ НАС ВЫБЕРЕТ ЧТО-НИБУДЬ, хотя бы и по нашему-личному, очень скромному мнению (с учётом того-другого-третьего) ну, САМОЕ ДЛЯ ТЕБЯ И ЛЮБИМОЕ, И ЗАВЕТНО ДОРОГОЕ-ДРАГОЦЕННОЕ, А ГЛАВНОЕ- ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ПОЭТИЧЕСКИ СОВЕРШЕННОЕ-ОТШЛИФОВАННОЕ-ОТТОЧЕННОЕ, ну, словом- уж всяко-разно наилучшее, опять же- не больше и не меньше, чем ко Всемирному Дню Поэзии...да ко всему остальному- ещё ведь и Прекрасной Даме какой-либо преподнося...

..Такое вот воспоминание маленькое... уж простите Евгения, если что... так... вспомнилось невольно, ибо всё это для Евгения- ох, и как же о многом говорит, и как же огромно означает-свидетельствует... тихо кланяюсь.
read-9
Евгений Востросаблин # 26 мая 2019 в 23:06 +1
..Ой... ну. неисправим Евгений в чём-то своём, ему присущем...вот и сейчасушки... Ну, почему-то не могу и не могу удержаться от того, чтобы и долольно смущённо не улыбнуться, вот именно на то, что ведь, ежели уж совсем честно сказать-признаться- ну, всю свою жизнь, и совершенно, знаете ли, невольнейше (ну, чуть ли не машинально-подсознательно) вместо чудесного Ахматовского-

И СКАЗАЛ МНЕ: «НЕ СТОЙ НА ВЕТРУ». - про себя неизменно произношу- И ПРОМОЛВИЛ... И ПРОМОЛВИЛ- "не стой на ветру..."... Даже заметно неловко, так-то совершенно сознательно искажать слова Великой Поэтессы Русской. но вот поди же ты...ну, просто заставить себя не могу произносить-декламировать правильно... опять же- ох, простите...уж таков Евгений, ну, нескончаемый порою...
Это Вы не читали...
Виньетка