ГлавнаяИнтервью → Люся Мокко: «Я точно знаю, что все мы связаны, и каждый из нас способен изменить судьбу Вселенной”

Люся Мокко: «Я точно знаю, что все мы связаны, и каждый из нас способен изменить судьбу Вселенной”

1 февраля 2014 - Марина Попова
article185050.jpg

"Это мы созданы по образу и подобию, и это нам сказано – будьте совершенны, как Отец наш небесный.

Мы наделены свободой воли и в нашей власти стать тем, чем мы захотим стать. Бог дает каждому эту возможность, здесь, на Земле.”


Дорогие друзья, рада приветствовать вас в Жемчужной комнате Парнаса! Сегодня у нас в гостях «юный стихоплет», судья конкурсов, психолог, Люся Мокко (Людмила Николаевна Мотыченко).

Беседует с Людмилой наш интервьюер, Марина Попова.

***

М.П.: - Люся, здравствуйте! Поступило предложение взять у Вас интервью.

Очень надеюсь, что не откажетесь побеседовать со мной.


Л.М.: - Здравствуйте, Марина! Какое неожиданное предложение... я прям чуток растерялась. Вам виднее, конечно, с кем из авторов устраивать интервью, но я ж в литературе без году неделя. А побеседовать, конечно, можно, почему же нет? Спасибо за такое лестное предложение.


М.П.: - Прежде, пожалуйста, ответьте, как к Вам обращаться во время нашей виртуальной "беседы"?

Л.М.: - Марина, обращаться можно «Люся» зачем лишний официоз? Так и проще, да и мне привычнее.

Здравствуйте, уважаемые жители Парнаса!

Очень неожиданным было для меня приглашение на это интервью. Я человек совершенно не публичный, известностью не избалована абсолютно. Да в общем-то и не стремлюсь к ней. Но в любом случае хочу поблагодарить вас за внимание к моей персоне. Это ведь все из-за стихов! Никогда бы не подумала, что со своими стихотворными пробами «дойду до жизни такой».


Интервью – это как-то совсем не про меня. Но и приятно, конечно, что скрывать. Я сама люблю узнавать поближе авторов произведений, которые меня заинтересовали. Если видишь просто ник на сайте – это одно. А когда понимаешь, что за человек за ним стоит, какую жизнь он прожил, чем дышит, то совсем иначе и его работы воспринимаешь, лучше чувствуешь его творчество.

А Вы, Мариночка, умеете беседовать с авторами! Читаешь Ваши интервью, и будто сам рядышком с Вами сидишь, разговоры интересные разговариваешь. И Парнас от этого постепенно заселяется живыми людьми, добрыми знакомыми, а не просто состоит из привычных ников. Спасибо Вам за это!


Давайте знакомиться! Зовут меня Людмила Николаевна Мотыченко. На Парнасе и на других литсайтах я живу как Люся Мокко. Многие думают, что Мокко это дань моей любви к кофе, ну, или имидж я создаю себе такой, коффэйный. А на самом деле это всего лишь сокращение от моей фамилии. Его и запомнить намного проще, а в сочетании с непритязательным «Люся» выглядит слегка диссонансным, не сливается и заставляет глаз зацепиться. А кофе я люблю! Правда, много лет уже не пью его.


Немного о себе. По образованию психолог, много лет работала в психиатрии. Потом пришлось заниматься и страхованием, и управленческим консультированием, а поневоле - оттачивать своё перо и острее воспринимать фальшь в любых текстах. Всегда очень любила читать стихи! А совсем недавно обнаружила, что писать их ещё интереснее. Сочинительством чисто литературным занялась несколько месяцев назад, стихами - совсем недавно. Люблю современную живопись, иногда сочиняю рассказики и стихи к понравившимся картинам. А ещё я заядлая огородница! Летом обитаю на даче, без горячей воды и интернета, зато среди цветов и зарослей моих любимых помидоров.


М.П.: - Люся, поскольку и я люблю живопись, предлагаю с живописи и начать наш разговор. Где можно посмотреть Ваши живописные работы?

Л.М.: - Живопись люблю, очень! Есть несколько знакомых художников, общаемся. Сама сейчас ничего не рисую, все осталось в юности.

Ой, Марина, я нечетко сформулировала мысль про свое увлечение рисованием. Это было именно увлечение, и рисовать я нигде не училась. Но для себя рисовала очень много. Иллюстрации к прочитанным книжкам, даже к тем, что в школьную программу входили. К "Евгению Онегину" помню был цикл, к "Войне и миру". В основном женские персонажи.

Хотелось, например, княжну Марью так нарисовать, чтобы она получилась именно одухотворенной, но некрасивой... и ничегошеньки не получалось! Кукольная выходила красота, я чуть не плакала. Любила рисовать карандашом, потом пробовала тушь и акварель. И было это давным-давно, уж не знаю, где сейчас все эти рисунки. А в студенчестве стало не до рисования совсем, а потом семья, маленькие дети... Но мои дочери с удовольствием ходили в изостудию, и внук сейчас тоже ходит на подготовительное отделение художественной школы. Так что в нашей семье к изобразительному искусству отношение далеко не безразличное.


М.П.: - Люся, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о своем детстве.

Л.М.: - Марина, совершенно обычное, городское детство, как у тысяч советских детей с «Пионерской зорькой» по утрам, с продленкой в младших классах, с фруктовым мороженым ярко-фиолетового цвета, с «Неуловимыми мстителями» в детском кинотеатре «Искра». Билет на дневной сеанс там стоил 10 копеек, так что его можно было купить на деньги, сэкономленные на школьных завтраках. И любимые фильмы мы смотрели не по одному разу.


М.П.: - Люся, а где Вы родились?

Л.М.: - Я родилась в Пензе, а родители мои оба с Украины, точнее из Воронежской области, Кантемировского района. Мне рассказывали, что их «передавали» то в Украину, к Луганской области, то опять возвращали к Воронежской. Во времена СССР все это было не так важно, и на жизнь простых людей не влияло. Ну разве что почтовый адрес менялся.


М.П.: - Каникулы, наверное, проводили там?

Л.М.: - Летние каникулы я проводила именно там, у многочисленных родственников, и всегда воспринимала те места как Украину. Потому что звучала вокруг украинская речь, жили мы в простой хате, крытой соломой, а пол везде, кроме одной комнаты – горницы – был земляным. Его каждый день подметали и посыпали мелко порубленной полынью. Еду готовили на улице, на печи в чугунках, топили какими-то чудными брикетами, вроде кизяков. Конечно, держали скотину: корову с теленком, свиней, коз, кур и гусей. Сейчас, наверное, это трудно представить, особенно земляные полы. А ведь это 60-е годы всего лишь, ну может быть, начало 70-х! Я в те годы немного стеснялась, что моя бабушка жила так просто, если не сказать бедно. И ужасно боялась грозы, потому что на ее хате не было громоотвода, а солома мне казалась ну уж совсем несерьезной крышей.


М.П.: - Люся, расскажите, пожалуйста, подробнее о каникулах, чувствуется, что они проходили у Вас очень насыщенно и интересно..

Л.М.: - Да, какое вольное это было время! Мы с моими двоюродными братьями-сестрами были предоставлены сами себе и после городской дисциплины, уроков, кружков и жизни «по режиму» были счастливы проводить целые дни в посадке, играя в индейцев, на ближайшем поле, где уже в начале июля убирали пшеницу и в небольших скирдах соломы можно было устраивать крепости или играть в прятки. Места были удивительные!


Увидеть лося или лисицу на поляне возле леса, не говоря уж о пробегавших зайцах, можно было запросто. Мы немножко помогали бабушкам по хозяйству, хотя конечно ленились. Но именно тогда я узнала, как трудно бывает сбить сливочное масло, болтая деревянной лопаткой в глиняном кувшине со сливками, глечике. Увидела, откуда берутся эти самые сливки, которые в городе продавались в стеклянных бутылках с полосатой крышечкой из фольги.


Сепаратор был чуть ли не семейной ценностью, у другой моей бабушки, семья которой жила чуток побогаче, потому что дед работал на железной дороге, а не в колхозе. У него даже пасека небольшая была! Ух, мы бегали от этих пчёл, когда дед начинал качать мёд, и пчелы становились особенно кусачими. Укушенные места бабушка мазала синькой. Представляете, как выглядел пострадавший, если его ужалили в щеку? Ему-то больно, а мы все хохочем, до того физиономия становилась живописной.


М.П.: - А в школе все по расписанию...

Л.М.: - Там все было вполне цивилизованно, все-таки областной центр. Я жила практически в центре города, школа – рядом с драмтеатром, вокруг старинные здания, те, что сейчас называют исторической застройкой. Некоторые улицы были вымощены булыжником, когда по ним ехал автобус такая чудная «трясучка» начиналась. Кстати, с детства слышала, что Пензенская область богата своими литературными достопримечательностями. Тарханы, Белинский, Радищево, Загоскино… В Тарханы со школьными экскурсиями можно было ездить чуть ли не каждый год.


М.П.: - Вот откуда любовь к классике-то...

Л.М.: - Но в то время я классику только по школьной программе читала, все больше фантастика нравилась и приключения, а еще научно-популярные журналы. «Наука и жизнь», «Знание – сила», потом стала себе выписывать «Юность», но это уже в старших классах. Да, я же с самого первого класса была отличницей, настоящей ботанкой, как сейчас бы сказали. За все 10 лет не было, кажется, ни одного случая, чтоб я уроки не выучила… жуткое дело!


И этот комплекс отличницы, в общем-то, до сих изжить в себе не могу, хотя старалась! Честно. Но вот кроме школы, занималась мало где.


Немного гимнастикой, немного инкрустацией, английским на школьных факультативах, а во всем остальном – самоучка. Рисование, рукоделие разное – вязание, вышивка, немного – шитье. Да тогда почти все девчонки такими были! Ой, еще ж и самодеятельность! Это тоже целый кусок школьной жизни. У меня было три близких подруги, и у нас получился неплохой вокальный ансамбль, частенько в школьных конкурсах побеждали. Правда, с репертуаром вечно мучились: надо было что-то патриотическое, а нам-то хотелось совсем другого.


М.П.: - Трудолюбие, считаю, замечательное качество у ребенка. И зачем его изживать? Хотя, конечно, если это переходит в синдром...

Л.М.: - Да, девочкой в детстве я была очень «правильной», особо не избалованной и с задатками трудоголика. Если уж за что-то бралась, хотелось делать это как следует, без халтуры.

Своей золотой медалью, помню, даже гордилась. В нашей школе она была первой за несколько лет. А выдали мне ее на выпускном в такой некрасивой белой картонной коробочке, с какой-то закорючкой на крышке, написанной шариковой ручкой. Наверное, как-то их там надписывали в облОНО, когда по школам распределяли. А я-то думала, что она на ленточке будет, как у спортсменов.


М.П.: - -Люся, а сейчас со своими школьными друзьями поддерживаете отношения?

Л.М.: - Да, с моей самой близкой школьной подругой мы поддерживаем отношения до сих пор. Более того, за все эти годы мы накрепко сдружились семьями, хотя давно живем в разных городах. И наши дети дружат тоже! Вот это особенно радует. Летом ездим друг к другу в гости, а так – скайп, социальные сети, возможностей для общения сейчас много.


М.П.: - Где Вы учились после школы?

Л.М.: - Сразу после школы поехала поступать в МГУ. Многие отговаривали, советовали выбрать что-то попроще, пугали, что без взяток и блата туда не пробиться. Но мне хотелось попробовать свои силы. Долго выбирала факультет. Думала и о лингвистике, и о журналистике, даже о физике! На заочных курсах физфака в 10 классе училась, но что-то трудновато мне там было. В конце концов, я остановилась на психологии, хотя ничего серьезного, кроме научно-популярных журналов не читала и плохо себе представляла, чем придется потом заниматься. Наверное, сработал призыв – познай самого себя

А психфак – в плане вступительных экзаменов – факультет немного необычный. Он занимает промежуточное место между чисто гуманитарными, вроде исторического или философского, и факультетами точных наук. И первым из четырех вступительных экзаменов психфак традиционно сдает математику, причем не упрощенную, а на ооочень приличном уровне. Не физфак, конечно, но и досконального знания школьной программы там абсолютно недостаточно. Из года в год на математике срезалось три четверти абитуриентов, и региональная золотая медаль там ровным счетом ничего не значила. Но я-то понятия об этом не имела!


Помню свой ступор, когда я увидела экзаменационные задания и буквально панику, когда через 30 минут соседка по столу уже исписала два листа чистовика, а у меня не было решено ни одного задания даже на черновике! Экзаменационный стресс чистейшей воды. Когда через пару дней я увидела, что мне поставили 3 балла, я прорыдала несколько часов! Как начала прямо на скамейке в метро на Проспекте Маркса, так и не смогла остановиться ни в вагоне, ни в скверах ВДНХ, куда меня увезла обеспокоенная мама. И это вместо того, чтобы радоваться возможности продолжать сдачу экзаменов, как делали те, кто поступал уже во второй или в третий раз.


Но для меня-то, в первую очередь, это был сильнейший удар по самооценке. Удивляюсь, как мне вообще удалось собраться! Но остальные экзамены я сдала прилично и прошла по конкурсу, даже с небольшим запасиком. А с моей соседкой на экзамене по математике мы потом в одной группе учились. Она москвичка была, намного лучше меня ориентировалась в абитуриентской кухне, да и математику лучше знала, чего уж там.


М.П.: - Вам нравилось учиться в МГУ?

Л.М.: - Да, учиться было очень интересно! Хотя первую свою сессию я сдала буквально чудом. Настолько непривычной оказалась свободная студенческая жизнь, без особой регламентации. За посещаемость нас не ругали, домашние задания, как в школе, никто не проверял, и только месяца через два я сообразила, что вообще-то к семинарам надо готовиться, иначе к сессии просто физически не успеешь перечитать всю литературу, которая требуется. И мне очень повезло с педагогами. Я успела застать на факультете таких ученых, которые по праву считались классиками советской психологии – А. Леонтьева, А. Лурию, Д. Эльконина, М. Гиппенрейтер, В. Зинченко. Даже Блюму Вульфовну Зейгарник! Ее имя вообще вошло в учебники психологии по всему миру – так называемый, «эффект Зейгарник».


М.П.: - Легендарная личность. Повезло Вам с преподавателями. И что это такое «эффект Зейгарник»?

Л.М.: - Блюма Вульфовна была ученицей Курта Левина, основоположника гештальтпсихологии. И если я не ошибаюсь, чуть ли не в 30-е годы она ставила в его лаборатории в Берлине эксперименты по изучению памяти и описала тот самый свой эффект.

Он заключался в том, что человек лучше запоминает свои незавершенные действия, например,официант намного лучше помнит суммы неоплаченных счетов, чем тех, по которым с ним уже рассчитались. Так вот, когда в конце 70-х Блюма читала нашему курсу общую психологию, ей было уже далеко за 80, но какая же это была бодрая дамочка! Очень небольшого росточка, подвижная, с живой выразительной мимикой и массой интереснейших примеров по каждой теме. Записывать такие лекции было трудно, но зато слушать – огромное удовольствие! На факультете ее любя называли живым эффектом Зейгарник.


М.П.: - Люся, еще кто-то из преподавателей университета оставил яркий след в Вашей памяти?

Л.М.: - И еще одной важной вещи научил меня университет, и в первую очередь, Юрий Константинович Стрелков, который на трех первых курсах вел у нашей группы семинары по общей психологии. Умению самостоятельно думать. Если этому вообще можно научить. Во всяком случае, Юрий Константинович всегда поощрял нашу самостоятельность в анализе и оценке различных психологических теорий и концепций, со всей серьезностью выслушивал наши попытки изложить свой взгляд на какую-то проблему. А по тем временам это было очень необычно. Психология-то тоже должна была быть выдержанной в нужном идеологическом ключе. А у нас на семинарах что только не обсуждалось, сплошное вольнодумство! Причем другие группы курса обучались намного более консервативными методами, это только нам так повезло.


П.М.: - Люся, если можно о культурной жизни в университете несколько слов.

Л.М.: - В общем, студенческое время было насыщенным. Культурная жизнь в МГУ – тоже отдельная песня! Самые интересные концерты, самые нашумевшие фильмы, и наши, и зарубежные, – все это можно было посмотреть в ДК на Ленгорах. А ведь еще и личная жизнь началась! Со своим будущим мужем я познакомилась осенью на первом курсе, к тому же и в общежитии мы жили по соседству. На третьем курсе мы поженились, а уже на четвертом родилась наша старшая дочь. В общем, на вручении дипломов куратор курса обратилась к залу с такими словами: «Дорогие наши выпускники! Уважаемые родители! (пауза… по центральному проходу прямо к сцене в это время бойко бежала наша Лера, подскакивая и размахивая руками). А также дети! (и зал дружно грохнул от хохота. Но два красных диплома на нашу семью – неплохой был результат, очень даже было с чем поздравлять.


М.П.: - Люся, Ваши хобби. Как Вы сейчас проводите свое свободное время? (смеюсь, если оно у Вас есть...)

Л.М.: - Ой, Марина, с тех пор как меня угораздило заняться стихосложением, все прочие хобби отошли на второй план. Вот только сад-огород, пожалуй, и остался. Но даже на дачу этим летом я ездила с ноутбуком и интернетской флешкой: покопаюсь-покопаюсь в грядках, а как чаек иду пить – заодно и на сайты любимые загляну, какие новости? Мне и раньше компьютерные развлечения нравились. Как вспомню, сколько времени было убито на тот же Тетрис – мама дорогая! Это ж сколько книг можно было вместо этого прочесть. Но я человек увлекающийся, в чем-то даже азартный. Несколько лет назад подсела на игру Эрудит (аналог Скрабла), только он-лайн. Из случайно выпавшего набора букв там надо придумывать слова и по определенным правилам выставлять их на игровое поле. Игра идет на время, с живым партнером, не с машиной, т.е. еще и пообщаться можно. В общем, я не успокоилась, пока не побила рекорд сайта по словарному запасу. Уже пару лет не играю, а рекорд мой вроде жив, никому таким маньяком не охота быть. Вообще, всякие словесные игры я очень люблю, можно сказать, с детства.


А свободного времени, конечно, не хватает. А ведь хочется и фильм новый посмотреть, и книжку почитать, и с друзьями пообщаться. Но другой раз зависнешь в интернете почти до утра, выспаться как следует некогда! Ведь ни дела, ни работу, ни домашние заботы тоже никто не отменял.


М.П.: - Раз стихосложение вышло на первый план (улыбаюсь),думаю, и нам с Вами самое время поговорить о литературном творчестве. Вы пишете и прозу, и стихи?

Л.М.: - Марина, пишу в основном стихи. Начинала и рассказики небольшие писать, давно дело было. Но как-то не переросло во что-то серьезное.

И еще был период, лет 10-13 назад, когда я писала много писем, ооочень много! но не простых. По сути это были психологические эссе, на разные темы, связанные с духовным развитием личности. А дело было вот в чем.


Наша средняя дочь поступила учиться в мединститут в Пензе, и уехала из Чехова, жила у моих родителей. Отношения с ними были непростые, да и Ксюша наша – девушка с характером, прямо скажем, не сахар! И так сложилось, что нашу с мужем поддержку она получала в виде ежедневных писем по электронной почте, в которых мы обсуждали настолько важные и интересные вопросы взаимодействия с окружающими, личностного и профессионального роста, что со временем эта переписка стала ходить по рукам. Ксюша давала читать выдержки из писем своим подругам, мы с мужем здесь – своим друзьям. За 6 лет ее обучения скопились несколько подшивок распечатанных обсуждений, так называемые «Четверговые письма». Потом мы поняли, что это своеобразный путеводитель для тех, кто хочет целенаправленно работать над собой, учиться принимать себя и других такими, как есть, не предъявлять претензий совершенства, уметь прощать… да список тут почти бесконечен! И знаете, только сейчас, в беседе с вами, до меня дошло, что те«Письма» были этапом литературного творчества. Такого, тематического.


М.П.: - Интересная получилась тема. Считаю, что «Письма»неплохо было бы опубликовать. Люся, как случилось, что Вы начали писать стихи?

Л.М.: - Как случилось, что я дозрела и до стихов? Все началось с пазлов! Да-да, опять совершенно случайный поворот. Пару лет назад я набрела на замечательный сайт, где можно было он-лайн собирать пазлы. Выбор картинок был огромен! Мне больше всего нравилась коллекция живописи, классической и современной. А некоторые страницы с пазлами сопровождались «подписями»: небольшим рассказом об этом художнике, или об истории создания этой картины, или просто подходящим по настроению стихотворением. Причем делать эти «подписи» могли все желающие пользователи сайта.


И решила попробовать! Выбирала наиболее понравившуюся картинку и сочиняла к ней историю. Придумывала сюжет, характеры героев «считывала» с их изображения, описывала детали – очень было занимательно! Народу эти истории нравились, а меня отзывы читателей вдохновляли.

Там же написала и первые стихи. Простенькие, не сильно умелые, но забавно было попробовать свои силы. Вот один из примеров того (пазлового) периода. Стихотворение написано по картине болгарского художника Кирилла Божкова «Озеро» http://parnasse.ru/poetry/lyrics/landscape/v-oranzhevyh-tonah.html)


«В оранжевых тонах»


Здесь край земли в оранжевом сиянье

Пропитан нежным солнечным теплом.

И о какой-то очень древней тайне

Напомнит птица с розовым крылом.


Здесь тихо все – листва, вода и ветер…

На лодке белой плыли мы сюда,

К спокойнейшему берегу на свете,

Оставив в прошлом наши города.


Здесь в алых листьях, в золотистых травах

Застыла вечность, осенью дыша.

Запечатлев в палитрах и октавах

Все, что успела полюбить душа.


Здесь мы найдем все то, о чем мечталось.

Вот-вот взойдет вечерняя звезда…

Пылает осень. Лета не осталось…

Но и зимы не будет никогда.


Видите, полный набор новичка – и штампы, и рифмы в основном грамматические, и всенепременная ДУША-ДЫША. Но я-то разве знала про все эти стихоплетские тонкости! И «душу» честно срифмовала сама, да еще помню, что понравилось-то как!


М.П.: - Да, оригинальны пути каждого человека к творческой самореализации. Люся, в это время и родилась идея воссоединиться с литературным морем, влиться в него?

Л.М.: - Решила заглянуть на литературные сайты, просто из любопытства. И началооось!Во-первых, сразу поняла, что ничегошеньки-то я о стихосложении не знаю. И что как любому делу, стихам надо учиться, основательно и серьезно.

Если, конечно, хочешь добиться какого-то прогресса.


А во-вторых, я с удивлением обнаружила, что писательство доставляет мне массу удовольствия! Особенно когда стало получаться что-то путное, когда я услышала первые одобрительные отзывы не только от простых читателей, но и от людей, которые разбираются в поэзии, в теории, могут указать на основные ошибки и недочеты в моих работах. Было это без малого год назад. Так что стихоплет я еще совсем юный.

Но вкус к слову, понимание языка, давняя страсть к словарям, представление об основных закономерностях, по которым «работает» язык – все это можно назвать моим багажом, который я копила всю жизнь и который мне очень пригодился сейчас.

Но знаете, Марина, я до сих не воспринимаю всерьез слово «поэтесса», когда слышу в свой адрес. Стихосложение для меня хобби, не более того. Да, я отдаю ему довольно много времени, да, я тщательно прорабатываю теоретические вопросы (наскоками, по мере необходимости), да, мне очень хочется научиться писать лучше. Но я, конечно же, не поэт! Стихотворица если только, да плюс к тому начинающая.


М.П.: - Ваши самые любимые авторские произведения.

Л.М.: - Про любимые стихи сложно сказать. Мне немногое у себя прям-таки нравится, я же как автор вижу скорее огрехи, чем прелести. Но есть несколько работ, которые я считаю знаковыми для себя. Это связано либо с их тематикой, либо с переходом на какой-то новый уровень творчества (чисто по моему внутреннему ощущению!). Много значит для меня стихотворение «Ты ведь знаешь». Оно вплотную касается вопросов духовного развития, ответственности человека и, в первую очередь, женщины:


Сколько раз умирала ты, сколько бессчётных раз!

Небо выпито досуха, больше оно не плачет.

Слишком тонкая белая нитка рвалась, рвалась…

Значит, выпало жить только так… и никак иначе.


Сколько раз хоронила ты здесь не своих детей,

А твоих хоронила метель там, где снег в колено,

И потом прорастали они в голубой воде

Тонконогой травой, что сильнее зимы и тлена.


Сколько лет ты искала по свету свою сестру,

Голубиным пером её легкая тень ложилась

На слова в тишине: «Ты живи, лучше я умру…»

Ты жила… но казалось, что просто тянула жилы.


А мужей выбирали тебе не отец да мать,

Не любовь, что таилась в груди, как в реке преглубой*.

Выбирала их та, что учила тебя летать

И толкала с обрыва, до крови сжимая губы.


А душе твоей, милая, только гореть, гореть,

Рассыпаясь на искры, летящие с ветром ранним.

Ты ведь знаешь, на чём удержалась земная твердь.

Ты ведь знаешь, не просто так выбирают крайних.


*Преглубый (сев.) - преглубокий, глубокий.


Как первый опыт словотворчества мне дорог стих «Небо под пальцами». Он и по стилистике отличается от основной массы моих стихов, более оптимистичный, легкий.«Небо под пальцами»


Зимовать – это после, пока что давай полету́ем!

Босиком по траве, босяками по пыльным дорогам.

Будем вместе дышать земляничным на вкус поцелуем,

Небо пальцами трогать.


Посмотри, весь обле́тнился пруд, изумрудный от ряски.

Сыплет эхо раскатистый смех в ожиданье ответов.

Можно быть беззаботной и полной причуд лоботряской,

Запьяневшей от ветра.


Обгоревшие плечи мазнём деревенской сметаной,

Кислым яблоком хрупнет на нас редроухий телёнок.

Я люблю черноту твоих глаз, ну а ты, как ни странно,

Любишь тёмно-зелёный.


Мы станцуем под радугой – зыбким мостом на полсвета.

Заночуем в стогу, позабыв про дома и затворы.

Ты не бойся, что осень погасит свечу огнецвета,

Это будет нескоро.


Облетниться – (о воде) обогреться, стать летней.

Редрый – рыжий, рыже-бурый, о рогатом скоте.

М.П.: - Люся, Вы предпочитаете работать в разных жанрах?

Л.М.: - Да, Марина. Стараюсь пробовать себя в разных жанрах, ищу. Не хочется зацикливаться на чем-то одном ни в тематическом, ни в стилистическом плане. В последнее время у меня стало появляться больше стихов ироничного плана, и таких… эээ… акварельных что ли, на полутонах. Вот в качестве примера можно назвать стишок «Лунная мята».


Из лунной мяты свадебный венок

сплела весне серебряная фея,

и звёздами из Лиры и Цефея

украсила бокалы под вино.


И летние слетелись женихи:

июль горяч, и слишком тучен август,

а вот июнь весне совсем не в тягость –

денёчков будет много неплохих!


Но "хэппи энд" из феиных затей

приписан к жаркой и недетской сказке.

Сбежал я с этой свадьбы… на Аляску,

там лёд синее, а луна – желтей.


Там перья серебристых облаков

растают утром с хрупкостью надлунной.

Весна, с венком из мяты, полоумна...

А я – на удивленье бестолков.


М.П.: - Люся, при написании стихов Вы чему отдаете предпочтение,

смысловому содержанию? Или форме, ритмической структуре?

Л.М.: - Конечно же, смысл на первом месте! Главное для меня – сама идея стиха, основной посыл. ЧТО я хочу сказать читателям. А ритм, образы, лексика – все это средства, которые помогают донести нужный смысл. И выбор той или иной ритмической организации текста – отдельная задача, другой раз очень непростая. Стараюсь размер подбирать так, чтоб он гармонировал с настроением и сюжетом стиха, оказывал дополнительное воздействие на читателя. Все это очень важно.


Всего лишь пару месяцев назад я стала целенаправленно работать над звучанием стиха, его фонетикой. Вначале я даже как-то и не задумывалась, насколько благозвучны те или иные звукосочетания в моих текстах, главное было уложить слова в размер. А уж если попадались большие группы согласных, которые без спотыкачки не выговоришь, или на стыках слов оказывались подряд несколько гласных звуков, я этого в упор не видела! Но ведь недаром говорят, что стихи – это музыка слов. Это не тексты для глаз (хотя и такие тоже бывают).

Стихи надо читать вслух, и они должны литься, звучать, быть песней. И авторская работа над фонетикой, по-моему, не менее важна, чем работа над ритмом или образами. Но доросла я до этого дааалеко не сразу. Когда вначале слышала замечания на эту тему, даже не понимала, о чем мне толкуют-то? Потом дошло. Жаль, что получается далеко не всегда, но зато выстраивать таким образом строку – самое интересное! Ну, после работы с рифмой, наверное. До интересных рифм я большой гурман! Вот в качестве примера могу привести простенький стишок, где удалось поиграть с аллитерациями в первом катрене. «Танцы светлячков»


С черешнями шутил смешливый дождь,

шептал о лете лупоглазым лужам,

и майский жук стал чуточку простужен,

но всё жужжал подружке: «Ты придёшь?»


Клубникой пахнет школьная тетрадь,

в бутонах маки, зацвела горчица.

Пастух коровок божьих отлучится,

и мы пойдём их в поле собирать.


Вечерний бархат синей тишиной

уляжется на дремлющие крыши.

И танцы светлячков, как знаки свыше,

луна - как жёлтый мячик надувной.

М.П.: - Ваше видение реформы Ломоносова по введению им критериев для определенияпоэтического текста? Жизненность этой реформы и актуальность для нашего времени.

М.П.: - Люся, Вы знакомы с системой «фигур» или «ипостасов», созданной А. Белым, а затем и продолжившим работу в этом направлении В. Брюсовым? Можете объяснить в чем суть этой системы и цель её создания?

Л.М.: - Марина, все эти вопросы для меня – темный-претемный лес! Про реформу Ломоносова знаю лишь понаслышке и рассуждать на эту тему не берусь. Можно было бы, конечно, пойти и «нагуглить эрудицию» в срочном порядке, сделать умный вид, но зачем? Филолог из меня никакой, что уж скрывать-то? Если я каким-то вопросом не владею, говорю об этом прямо и не стесняюсь выглядеть по-дурацки. Литература и поэзия для меня - огромная неизведанная страна. Но я люблю учиться. Когда-нибудь открою для себя и систему «фигур», и прочие премудрости. Я надеюсь.


М.П.: - Люся, как Вы относитесь к мелодекламации?

Л.М.: - Мне очень нравится слушать стихи в авторском исполнении. Все-таки живой голос передает такие оттенки смысла, который «глазами» из текста вытащить удается далеко не всегда. А особенно интересно бывает сравнить свое понимание стиха, свои акценты смысла с теми, которые расставляет автор. И я всегда сначала читаю текст, а только потом начинаю слушать.


Эффект бывает поразительный! Настолько разными могут быть одни и те же строки! Да и сам голос, заложенная в нем эмоция – это отдельный канал информации, и о тексте, и об авторе. Но как любое искусство, декламация требует и подготовки и таланта. Иногда авторские прочтения только расстраивают… все огрехи ритмики и особенно фонетики вылезают и сильно портят впечатление.

Иногда губят стих неумение рассчитать дыхание, например, на длинной строке, особенно, если строка несет сильную эмоциональную нагрузку и требует выделения голосом. Очень важен взятый темп, выбранная тональность. Она обязательно должна соответствовать природной тесситуре авторского голоса, иначе можно уйти либо в писк, либо в сип и тем самым убить весь эффект от кульминации произведения.

В общем, декламация, на мой взгляд, имеет много общего с классическим вокалом. Но здесь я сужу исключительно на свой вкус и только как слушатель!


М.П.: - Люся, а сами пробовали заниматься мелодекламацией?

Л.М.: - Я ни разу не пробовала читать свои стихи, и боюсь, что у меня тоже может получиться ерунда но я очень хочу попробовать! Благо, что Парнасе есть все возможности для такого рода творчества. Это будет одним из следующих этапов моего авторского развития. Я надеюсь.


М.П.: - Люся, и несколько слов о критике.

Л.М.: - Я вот о себе расскажу. Я училась писать только благодаря тому, что читала хорошие разборы работ. Те, в которых предметно и конструктивно обсуждаются недочеты, причем делается это на доступном языке, а не так, что каждое третье слово приходится гуглить. Ну и без эмоциональных выпадов в сторону личности бесталанного автора, конечно. А ведь получить хороший разбор собственного стихотворения – это еще и редкость! Зато прекрасно можно поучиться на чужих ошибках. Так даже спокойнее потому что авторское самолюбие меньше страдает, и информацию усваиваешь с меньшим количеством входных фильтров. Проще говоря, с доверием относишься к критическим замечаниям, а потому и учишься быстрее.


М.П.: - Люся, что Вы можете сказать о внешнем оформлении стихов на авторской странице? Об используемых иллюстрациях? Есть какие-то предложения, идеи?

Л.М.: - Да, Мариночка, очень многие авторы на Парнасе, да и на других сайтах украшают страницы со своими произведениями различными иллюстрациями, фотографиями, даже анимированными картинками! Прикрепляют аудио файлысо специально подобранным музыкальным сопровождением. Многие используют различные шрифты, меняя их размер, цвет и стиль. Все это очень здорово!

Заходишь в гости на страничку и получаешь не только текст, но и ту дополнительную визуальную и слуховую стимуляцию, которой автор хочет подкрепить читательское впечатление, расставить нужные акценты, создать преднастройку для восприятия, подчеркнуть нужный стиль, да мало ли что еще! Да, интернет под рукой – полный простор для авторской фантазии.


М.П.: - А на Парнасе, по-моему, созданы все условия для этого.

Л.М.: - Да, на Парнасе (спасибо администрации!) очень удобный сервис для работы с изображениями и звуком, что тоже немаловажно. И знаете, Марина, я другой раз на поиски подходящей картинки к тексту трачу почти столько же времени, сколько на написание самой основы стиха. Считаю, уж лучше пусть без картинки работа повисит, чем будет проиллюстрирована неудачной картинкой, не отражающей сути или не попадающей в настроение.

И вот во время этих блужданий по фото сайтам или по авторским сайтам художников я нахожу идеи для новых стихов. Да-да! Как начинала когда-то писать по картинкам, так эту любовь и сохранила. В последнее время часто оформляю стихи акварелями Виктории Кирдий, например. Впервые узнала о ней тоже здесь, на Парнасе, у нас ведь много людей, кто интересуется современной живописью, всегда подскажут. Очень нравятся мне женские фотопортреты Дмитрия Агеева. Тут хоть по любой его работе отдельный стих пиши! До того четко раскрыт характер, показано эмоциональное состояние модели – мастерство высшего уровня.

Так что кроме литературного творчества, невольно приобщаешься и к творчеству художественному, и получается некий синтез, очень мне такое нравится! Еще бы научиться со звуком работать, но тут я пока чайник. Но тоже – все в планах!

А вот раскрашивать тексты цветными шрифтами не люблю, совсем. На мой взгляд, это только отвлекает читателя. Но на вкус и цвет, как говорится Люди же все творческие, я понимаю.


М.П.: - Люся, что для Вас есть красота?

М.П.: - И что такое, по-вашему, счастье?

Л.М.: - Ах… вопросы из разряда вечных. Можно я об этом коротко?

Для меня и счастье, и красота очень близки к понятию гармонии.. Если речь идет о счастье, то это душевная гармония, когда человек живет в ладу с самим собой, со своими близкими, в идеале – со всей вселенной. Это трудно достижимо, конечно. Но все мы иногда чувствуем такие состояния. Пусть они кратковременны, но именно они годами потом греют душу, дают силы преодолевать трудности и жить дальше, когда, бывает, и жить-то не хочется.


А красота – это уже примеры, воплощение гармонии. Причем на самом разном материале! И здесь умение видеть гармонию очень сильно зависит от культурной среды, в которой воспитывался человек, от дифференцированности, тонкости, зрелости его восприятия. Если бы меня лет в 10-12 спросили, может ли быть красивым лицо пожилого человека, вряд ли бы я ответила утвердительно. В те времена главным в красоте человеческих лиц было для меня совершенство черт, пропорции, изящество и… да, конечно же молодость!


А вот с годами я стала смотреть на лица людей иначе и видеть другое. Теперь мне важны, в первую очередь, глаза. Если в них отражается то, что мы называем душой, а душа эта светится, излучает тепло, такое лицо тоже будет прекрасным. Даже если это лицо древней старухи. Зато безупречные черты юной красавицы, в глазах которой лишь пустота… это очень-очень грустно, да. И по-моему, совсем некрасиво. Очевидные вещи, наверное, говорю, да?


Мне еще очень близка эстетика Востока. Она тоньше, ее труднее передать словами, она более созерцательна, образна. Западный человек привык жить в мире логики, четких причинно-следственных связей. Он стремится управлять миром, подчинять его себе. Если говорить на языке нейропсихологии, западная цивилизация – это мир левополушарных людей, словесно-логический, максимально дифференцированный, иерархизированный. А восток – это, скорее, правополушарность. Это интуитивность, это эмоциональность, символизм. То, что трудно бывает ухватить, но прочувствованное, оно в один миг может сделать из вас другого человека.


Ага, озарение, или, как говорят психологи, инсайт. Но это не подарок, свалившийся вам на голову, а всегда результат глубокой внутренней работы, постижения, определенной готовности и зрелости. Ну, вот как бывает, когда читаешь Басё? Всего три коротких строки. Но погружаться в их смысл можно… хотела сказать часами. Очень долго можно в них погружаться! Настолько точен и глубок образ, настолько он многослоен. Философичен. И нагляден одновременно! Вот это – тоже красота. Но уже совсем другая.


М.П.: - Как Вы полагаете, Люся, что такое творчество? И в чем его ценность?

Л.М.: - Очень интересный вопрос! Творческое начало в человеке, пожалуй, одно из самых глубинных, самых значимых по своей сути. Как сказано в Библии, человек создан по образу и подобию Божьему, т.е. творцом. Реализация этого – очень мощная внутренняя мотивация. Каждому из нас хочется сказать СВОЕ слово, будь то в литературе или другой области искусства или просто в важном разговоре, в споре на мировоззренческую тему, например.


Мы хотим выразить себя. Свой взгляд на мир и на себя в этом мире, свои представления о правильности, о том, что является наиболее ценным в нашей жизни. Это можно считать одной из высших потребностей человека. Прочитав в юности знаменитую фразу «Каждый человек – это Вселенная», я запомнила ее, но не поняла. Только почувствовала ее парадоксальность. Как это – человек и Вселенная?


Да что такого особенного может быть в одном-единственном человеке? А тем более в каждом. И что такого «вселенского», например, во мне? Смешно же просто! И только с годами стал доходить этот самый смысл, буквально как личное открытие. На уровне – АХ! Так вооот оно чтооо! Наверное, это трудно объяснить.


Но я верю, что каждый из нас рано или поздно вот так же ахнет внутри себя, почувствует в себе то самое божественное начало, которое заставит раскрыть миру то, что родилось в душе и что нельзя более удерживать там, внутри. И тогда обязательно родится что-то прекрасное. Это может быть сделанным своими руками подарком любимому человеку, или новой мелодией, которую мать споет своему ребенку, или новой клумбой рядом с домом на месте вытоптанного палисадника. А кто-то напишет первое в своей жизни стихотворение. И все это – способы выражения того, что мы хотим сказать миру…


М.П.: - Люся, что для Вас главное в творческом произведении?

Л.М.: - И в любом творческом произведении главное для меня – авторская позиция, авторское вИдение мира, взгляд из его собственной Вселенной на привычные всем вещи. Ищешь и созвучное себе, но еще более интересно новое, неожиданное. То, что и тебя самого поднимает на новый уровень осмысления, дает возможность стать другим. Это и есть проявление божественного в человеке. «Тот, кто дает возможность становиться». Марина, Вы слышали такую фразу? Несколько лет назад я узнала, что так переводится с иврита тетраграмматон, которым в Торе обозначается имя Бога.


Считается, что его нельзя произносить. Но озвучивают его по-разному. И я была потрясена, когда узнала вот про этот перевод: Тот, кто дает возможность становиться Богом. (Я прошу прощения, если что-то излагаю не совсем корректно, иудейскую традицию я знаю недостаточно глубоко. Но она всегда была мне крайне интересна, хотя бы потому, что корни христианства находятся именно в ней.)


Смысл этой фразы – ключ к духовному развитию человека. Это мы созданы по образу и подобию, и это нам сказано – будьте совершенны, как Отец наш небесный.

Мы наделены свободой воли и в нашей власти стать тем, чем мы захотим стать. Бог дает каждому эту возможность, здесь, на Земле.


М.П.: - Люся, как Вы думаете, каков смысл существования человека на Земле? Не в творчестве ли? (В продолжение Вашего ответа).


Л.М.: - Ой, что-то мы совсем в высокие материи ударились уж и голова скоро закружится. Но по большому счету, смысл существования человека и состоит в том, чтобы этот самый смысл для себя раскрыть! А раскрыв – еще успеть и реализовать его.

Но рассуждать про какого-то абстрактного человека я не буду, а про себя чуток расскажу. Хотя у меня с этими самым смыслом всю жизнь было ооочень сложно! Ну, может быть, в силу личных особенностей или в силу образования, трудно сказать.

Но чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что лежит этот смысл в области построения отношений с близкими людьми. Для меня, в первую очередь, с мужем, с детьми, с внуками. Создание между нами таких отношений, которые были бы максимально гармоничными и, в свою очередь, гармонизировали пространство вокруг нас.

Мой муж – очень мудрый человек. Можно сказать, мой духовный учитель. Думаю, он удивится, если прочтет эти слова, сказанные публично. Ведь обычно мы постоянно спорим, и споры эти ох, какие жаркие! Он как-то сказал мне, что никогда бы не смог достичь в своем росте (профессиональном и духовном) тех вершин, до которых он дошел, если бы не огромное количество препятствий, которое я ему вечно создавала. Не прям уж специально, но так получалось. А он вынужден был все эти препятствия преодолевать! Искать такие способы, которые решали-таки проблемы в наших отношениях, в первую очередь. Ага, он их всегда находил Хотя в главном мы с ним были заодно! Уж это-то он точно знает.


Так что смысл жизни у меня такой… женский, и слегка мелкотравчатый, на первый взгляд. Но замахиваться на глобализмы – это не по мне. И вместо того, чтобы взращивать в себе, например, вселенскую любовь, которой хватит на все человечество, я лучше научусь любить своих ближних, любить себя. Что тоже непросто! Научусь признавать пророка в своем отечестве. Создам островок гармонии, пусть небольшой, но правильные вибрации от которого могут распространяться далеко вокруг. И звучать долго.


М.П.: - Люся, какая у Вас цель в жизни?

Л.М.: - Наверное, я почти ответила на этот вопрос, да, Марина? По крайней мере, обозначила ответ. Слегка метафорически, конечно. Недавно в разговоре с одниммоим добрым другом, здесь, на Парнасе, я сказала ему одну важную вещь про себя. Точнее, поделилась небольшим открытием.


Я задумалась: а что останется после меня, когда я уйду? Ну, воспоминания обо мне, дай Бог, чтоб хорошие. Ну, фотографии в семейном альбоме. Ну, дача моя любимая, с кустами-цветами… так ведь зарастет все быстро, без ухода-то! А детям как-то не до земли пока, у каждого свои заботы, свои семьи, свои увлечения… И все равно это все очень опосредованно будет «говорить» обо мне, стираться со временем. И тут меня неожиданно прошибло.


А стихи! И чота даже нихарашо в первый момент стало и графоманским душком повеяло. Ой, думаю, приплыли… памятник нерукотворный забрезжил смишно пРям! Ан нет… не все так беспросветно. Ведь именно в своих стишках я раскрываю то, в чем не так-то просто признаться самому себе, своим детям, друзьям. Показываю то, как смотрю на мир, что считаю важным, что люблю. Стихи – это дверца в мою вселенную. И они останутся, когда меня уже не будет. Ох… Надо только успеть эту дверцу сделать поприличнее. А то ведь в зачуханную какую-нить и заглядывать-то никому не захочется.


М.П.: - Вы довольны выбором своей профессии? Сейчас работаете по специальности? Приносит Вам Ваша работа моральное удовлетворение?

Л.М.: - Наверное, да, довольна. Интереса к профессии я не потеряла. Хотя с чисто финансовой стороны психолог - не самая денежная профессия. И в советские времена, и после перестройки постоянно приходилось искать какие-то подработки, крутиться. Особенно, если работаешь в бюджетной сфере и вынужден содержать большую семью.


Именно по материальным соображениям в 90-х годах мы с мужем и несколькими близкими друзьями ушли с госпредприятий и открыли свою компанию. Гарантированного дохода, конечно, не было, но зато мы ни от кого не зависели и сами решали, что и как будем делать. Компания наша занимается управленческим консалтингом, и сейчас в ней работает всего несколько человек. Практически, это семейная фирма, но очень «творческая», креативная, как сейчас говорят. И все технологии, которые мы применяем, разработаны нами с нуля. Так что нам вполне есть, чем гордиться. Это к вопросу о моральном удовлетворении, если коротко.


Те, кто заглядывал ко мне на страничку, могли заметить необычную авторскую рубрику - «Мои любимые психи». Ее появление неслучайно. В качестве специализации в университете я выбрала кафедру «Медицинской психологии», диплом писала по нейропсихологии, исследовала нарушениях зрительного восприятия у детей с локальными поражениями головного мозга. Клинической базой нашей кафедры был тогда Институт нейрохирургии им. Бурденко, в его детское отделение я и приносила ребятишкам специальные картинки - тестовый материал для моего психологического эксперимента. Диагнозами у большинства из них была онкология.


Те, кто постарше, уже понимали, что это очень серьезно, да и малыши в таких больницах взрослели невероятно быстро, и глаза у них были, как у маленьких старичков. Очень тяжело без подготовки было входить в отделение, и я чувствовала себя потом совершенно убитой, раздавленной… А дома, в студенческом общежитии меня ждала годовалая дочка. В голову сразу лезли страшные мысли о ее здоровье, о том, как несправедлива жизнь, когда вот так «наказывает» детей… В общем, свои дипломные исследования в том детском отделении я стала превращать в игру, и приглашала «смотреть картинки» не только тех ребятишек, которых отобрала для меня руководитель диплома, но и всех желающих соседей по палате.


Пусть хоть на 10-15 минут, но им становилось интересно, глаза их светились любопытством и гордостью, если задачка, наконец-то, поддавалась решению. И я радовалась, видя их улыбки, оставляла им в качестве призов какие-то детские книжки, смешные открыточки. А потом плакала, узнав, что некоторые из моих испытуемых домой так и не вернулись… операция не помогла, улучшение было временным. Нет, в детском отделении я бы работать не смогла! Духу не хватило бы… слишком уж тяжело было бы видеть такое каждый день. Но в моей памяти те лица, те глаза, вся атмосфера отделения засели намертво. Вот даже стих не так давно сложился, «Из ненаписанного».

В общем, нейропсихологом я не стала, да и распределения такого, кажется, не было в наш год, специализация довольно редкая, мало где востребованная. Работать мне пришлось в психиатрии. Огромная областная больница, за городом. Вокруг очень живописные места, прозванные Подмосковной Швейцарией. Больничные корпуса застройки начала века, стены – метровой толщины, если не больше, двери в надзорных палатах кое-где с корабельными стеклами, тоже из соображений безопасности.


В общем, первое впечатление все-таки довольно гнетущим оказалось А чуть в стороне, за чудесной лиственничной аллеей – поселок, где жил персонал больницы. Приезжих работников, таких, как я, было не очень много, добираться на работу общественным транспортом приходилось около полутора часов в один конец, да еще с двумя пересадками. Психологов здесь всегда не хватало, и работа была в основном диагностического плана.


Опираясь на данные психологического исследования, врачи могли точнее поставить диагноз в спорном или нетипичном случае, или если больной поступал на лечение впервые. Потоком шли экспертизы: военная и трудовая, чуть позже открылось отделение судебно-психиатрической экспертизы. Здесь психологическое заключение было не просто желательно, а обязательно. Ответственность была большая: один неверный вывод, нечетко сформулированное описание – и жизнь человека могла измениться на долгие годы, потому что получить психиатрический диагноз намного легче, чем потом снять его. Это к вопросу об умении владеть письменной речью. Хорошая то была для меня школа! Писать, как попало, было нельзя, отвечать приходилось буквально за каждое слово.

«Нелепое солнце»


Полутонами оплавлены тени улыбки:

Девочка Тоня не учит себя улыбаться.

В тонкой картонке – солнце оранжевой глыбкой.

Тоне двенадцать.


Серым хитоном замотана Тоня, как кукла.

Мир однотонный в закрытой палате больничной.

Сладкими пальцами девочка водит по буквам:

«Б-о-л-ь

а-т-и-п-и-ч-н-а».


Боль разнотонна, в ней дискант взрывается басом,

Доктор-дальтоник не спутает Тонину гамму:

Серое в сером опять социально опасно!

Доктор упрямый.


Тоня, нелепый антоним в залеченном мире,

Вылепит солнце и прячет его под подушкой.

Мёртвая Тоня рождается трижды четыре

В местной психушке.

(«Нелепое солнце» из цикла «Мои любимые психи».(http://parnasse.ru/poetry/lyrics/philosophical/nelepoe-solnce.htmlПричем это лучшее, что у меня получилось на эту тему.).

Но работа с душевнобольными – это же и жизненная школа еще! Столько я увидела странных личностей, изломанных судеб, непонятых «гениев» (а может, и правда – гениев?), да просто несчастных, жить с которыми не под силу даже самым близким и любящим их людям. Потому что неизвестно, что придет в голову такому человеку в следующий момент. Болезнь изменила его, но окружающие-то страдают от общения с душевнобольным ничуть не меньше, чем он сам. Причем зачастую сам больной в этом нисколько не виноват…

Насмотревшись на такое, поневоле становишься бережнее и внимательнее к своим домашним, к детям, к друзьям, к коллегам. Да просто к незнакомым людям вокруг!


Ведь порой наша улыбка, вскользь брошенная шутка или слово участия, элементарное неравнодушие могут оказаться той соломинкой, что поможет человеку удержаться на краю. Эффект бабочки. Я точно знаю, что все мы связаны, и каждый из нас способен изменить судьбу Вселенной.Вот сделать эти изменения целенаправленными, контролируемыми, научиться предвидеть и отслеживать отдаленные последствия своих действий – это умеют единицы.

Проработав более десятка лет в больнице, я поняла, что психическое расстройство – огромное испытание для человека и его близких. И что душевнобольные в большинстве своем очень незащищенные и особенно нуждающиеся в заботе и поддержке люди. Практически, как дети. Вот только они могут так никогда и не вырасти … Думаю, теперь стало немножко понятнее, откуда вязалась у меня такая странная поэтическая рубрика. Писать об этом сложно, и не все у меня получается так, как хотелось бы. Но я чувствую, что я должна это делать.


М.П.:- Вот на такой работе, наверное, человек и начинает ценить все настоящее. Самое любимое качество характера у людей.
Л.М.: - Я очень ценю в людях умение идти навстречу другому. Способность видеть в окружающих таких же людей, как ты сам, умение встать на их место, почувствовать себя в чужой шкуре. То есть готовность к сотрудничеству, желание понять чужую правду и, более того, принять ее наряду со своей собственной. Хотя это вообще редкость! Непонятно говорю?


Ну вот представьте, что два человека смотрят на одну и ту же вазу с противоположных сторон, один видит, что на вазе нарисована птичка, а другой – видит цветок. И оба при этом правы! Потому что ваза такая, с двумя разными картинками. Но они спорят, убеждают друг друга, что ваза на самом деле с птичкой! Да нет, ваза с цветком! Я же своими глазами его вижу, а значит, это так и есть! Могут и разругаться не на шутку, бедолаги. Это пример того, что называется «личной правдой» и насколько сильна у людей зависимость от нее. Просто пример примитивный. А если в качестве «птички» или «цветка» будут ваши мировоззренческие установки?

То, что вы не просто где-то услышали или прочли, а поняли, прочувствовали, как говорится, печенками. Выстрадали на собственном опыте. И вдруг кто-то вам заявит, что все это неправильно, и вы всю жизнь ошибались! Легко вам будет договориться с таким человеком? Найти общие точки, понять, что вы с ним смотрите на одну и ту же вазу, в конце концов. Из-за столкновения личных правд происходит большинство конфликтов, начиная от семейных и кончая политическими. Но стоит только допустить, что кроме вашей личной правды в мире существует бесчисленное множество таких же правд, как ваша ваза из однобокой и плоской сразу приобретает объем, а вы получаете новую степень свободы – умение не зависеть от личного, возможность расширить свое сознание. Практически до границ Вселенной. Ооочень важное это качество, способность идти навстречу, желание договариваться, видеть чуток дальше собственного носа и своей птички на вазе.


М.П.: - И самое нелюбимое.

Л.М.: - Вот про нелюбимое качество сказать сложнее. Я стараюсь принимать людей такими, как есть, со всеми, как говорится, потрохами. Если в человеке мне что-то не нравится, или даже раздражает, я говорю себе, что ему просто не повезло в жизни, и он не встретил вовремя своего Учителя. Или не захотел учиться, но еще сможет это сделать. А вообще мне везло в жизни на хороших людей.


М.П.: - Как Вы думаете, Люся, почему во многих народных сказках человек высоконравственный непременно берет вверх, становится победителем. И его буквально Небеса купают в счастье.

Знаете, Марина, закономерности духовного развития личности и общества, вопросы нравственности – тема неисчерпаемая. Я подозреваю, что многие мои фразы в таком сжатом виде могут вызвать, скорее, недоумение и вопросы. Но я рассказала о том, как я вижу эти вещи. Это моя «птичка» на вазе. Я описываю ее в своих терминах, может, немного непривычных, но в мою картину мира вписываются очень многие явления. Я хочу видеть на вазе и «цветы», и «рыбок», и слово Может быть, оно будет написано на непонятном языке А почему нет?


В сказках в образном виде зафиксирован нравственный опыт и нравственный посыл народа. На сказках воспитываются дети. Даже самые маленькие слушают одни и те же истории десятки раз и, казалось бы, многого еще не понимая, впитывают основные понятия о добре и зле, о том, к каким последствиям ведут хорошие поступки, а к каким – плохие. В большинстве народных сказок счастливый конец. Вот Курочка Ряба токо какая-то странная. Но как еще, если не счастливым финалом сказки, показать, что ожидает ребенка, если он выберет для себя не тот путь на развилке трех дорог? Срабатывает метод положительного подкрепления, многажды повторенный. Общество формирует своего нового члена. А казалось бы, ребенок всего-навсего слушает сказку. Правда, сейчас дети чуть ли не с младенческого возраста смотрят мультфильмы в интернете. И что там за нравственные основы вливаются в сознание? Всегда ли мы это понимаем? Все-таки сказка надежнее.


М.П.: - Ваше понимание нравственности.

Л.М.: - Человек по сути – это индивид, обреченный на общественное существование. Каждый из нас приходит в мир один и один уходит, но всю жизнь мы живем среди себе подобных. Мы и становимся-то людьми только во взаимодействии с другими. Красивая сказка о Маугли – всего лишь сказка, и на самом деле дети, жившие с младенчества среди животных (достаточно долгое время), никогда не становятся людьми. Они даже язык освоить не могут, их развитие останавливается на очень низкой ступени. То есть любой человек это всегда продукт воспитания, культуры, продукт общественного влияния. Это с одной стороны.


А с другой – именно общество накладывает на человека ограничения, нормы, правила, запреты, словом - закон. Без него люди будут подобны звериной стае, где правит только сильный. Так выживает род, вид, но так не развивается дух. А духовное развитие, развитие нравственности связано с умением человека отказаться от своих потребностей, от своего «хочу», в пользу «надо». Способность быть ответственным за свои действия, видеть их последствия. Относиться к другим так же, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. И не из страха перед самым сильным в своей стае! Не из страха наказания, а из понимания необходимости. Из понимания логики общественного сосуществования. Это и есть основа нравственности, ее первая ступень. Сознательность. А уже на этом фундаменте вырастает и любовь, и принятие, и долготерпение, и способность отказываться от личной правды.


М.П.: - Что Вас больше всего волнует в жизни?

Л.М.: - Ой, Мариночка, есть такой психологический тест на определение ценностных ориентаций человека, когда нужно написать сто пунктов (сто фраз) о том, что тебя волнует. Кто-то начинает список с бессмертия своей души, кто-то пишет о страстном желании получить Нобелевскую премию, кто-то думает о благополучии своей семьи. Середина списка тоже бывает занятной. Например, женщину может страшным образом беспокоить мнение о ее новой сумочке соседки с третьего этажа! Ну, вот давние соперницы они с ней, оказывается! А сумочка нередко воспринимается как показатель социального статуса женщины. Очень неожиданные вещи можно узнать, анализируя иерархию ценностей человека. Ну, это я примерно ситуацию описываю. И есть такое понятие как «испорченный испытуемый». Это когда человек знает, в чем суть теста. Это знание не позволяет ему нужным образом ответить на вопросы. Тогда тест можно и не проводить.


А вообще меня, как обычную женщину, волнует моя семья, в первую очередь. Это если по-простому, без психологических и философских фокусов. А если с фокусами… Можно я Вас спрошу, Марина? Вот что бы сделали, если бы обычный с виду человек сказал Вам, что он – Бог? Воплощение живого Бога, здесь, на Земле ). И при этом вы точно знали бы, что он – не сумасшедший. Решать будете только Вы, верить ему или нет. Но от Вашего решения зависит судьба мира. Представили ситуацию? Так вот меня ооочень волнует, что движет человеком в минуты подобного выбора. Потому что я точно знаю, что стоит такой выбор перед многими. Передо мной он стоит. Но это если с фокусами.


М.П.: - Люся, с Вами так увлекательно было общаться, что я и не заметила, что мы давно нарушили все регламенты... и пора прощаться. Спасибо Вам огромное за Ваше драгоценное время, что Вы нашли время ответить на мои вопросы. Приношу свои извинения, что в текст интервью не вошли все наши вопросы-ответы. Ваше заключительное слово.


Л.М.: - Я очень рада, что весной прошлого года по приглашению моего собрата по перу пришла на Парнас. Вначале обстановка на сайте меня слегка шокировала, честно признаюсь такого обилия восторженных отзывов, взаимных хвалилок, всеобщей доброжелательности и моря комплиментов в адрес любой работы, даже… эээ.. самого любительского уровня, я не видела ни на одном сайте.

Все выглядело преувеличенно-радостным, будто попал в страну всеобщего счастья. Но к этой атмосфере быстро привыкаешь. Таков Парнас! Огромный шумный улей, где каждому найдется место, и где каждый будет согрет. Так мне в самом начале сказала одна из его обитательниц. И сюда действительно приходят греться.

Зализывать раны, отдыхать душой и быть уверенным, что здесь тебя не погрызут злые критики. И в принципе, мне импонирует такая концепция сайта, который задуман как санаторий для пишущей братии. Здесь любой автор может найти своего читателя, а желающие получат критику в том объеме, в котором будут готовы ее принять. На сайте очень удобный сервис, самопонятный и дружелюбный даже для чайника. Сайт работает быстро и достаточно стабильно, что тоже весьма радует. Очень удобно организовано личное общение, этим я пользуюсь много и часто. Со знакомыми с других литсайтов прихожу на Парнас, чтобы просто поболтать в личке и обсудить новости.


Именно на Парнасе я нашла много друзей, с которыми довольно интенсивно общаюсь. Это и клуб по интересам, и неплохая школа, и взаимопомощь. Для меня это важно и ценно. Всегда с радостью откликаюсь на просьбы авторов что-то подсказать, и в свою очередь, не стесняюсь задавать вопросы тем, кто разбирается в теме лучше меня. А знаете, именно обстановка и располагает к такому поведению! Ты, как дома ты среди друзей. Можно не бояться выглядеть незнайкой и неумейкой.

Никто не стукнет линейкой по пальцам за ошибки, а наоборот, поддержит и подбодрит. Для начинающего автора такое ощущение очень нужно. И спасибо за него Парнасу! Спасибо его добрым жителям, спасибо вам, дорогие Авторы!


Спасибо вам, Мариночка, за интересные вопросы и за то, что пригласили меня к себе в гости. Это мой первый опыт – быть интервьюируемым. И хочется надеяться, что и вам, и жителям Парнаса было со мной не скучно. На прощание я хочу всем пожелать гармонии. В душе, в семье, в творчестве. В поисках смысла жизни и в постижении Бога. И пусть на нашей общей вазе будет великое множество «птичек», «цветов», стихотворных строк, написанных по-русски, и древних символов, оставленных нам неизвестными цивилизациями. И пусть все это пребывает во всеобщей гармонии. Счастья вам, друзья!


М.П.: - Дорогие читатели, благодарю вас за ваше внимание. Надеюсь, что и вам было интересно узнать поближе загадачную Люсю Мокко.


От всей души благодарю наших администраторов за их неоценимую моральную и техническую поддержку данного познавательного проекта.


Всех вам благ, дорогие друзья, радости и удачи! С любовью, ваша Марина Попова.


© Copyright: Марина Попова, 2014

Регистрационный номер №0185050

от 1 февраля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0185050 выдан для произведения: М.П.: .: Дорогие читатели, благодарю вас за ваше внимание. Надеюсь, что и вам было приятно прикоснуться к светлому творчеству Людмилы Кленовой и узнать ее поближе.

Большое спасибо нашим администраторам за их неоценимую моральную и техническую поддержку, за их титанический труд.

Всех вам благ, дорогие друзья и удачи! С любовью, ваша Марина Попова.
 
Рейтинг: +89 3947 просмотров
Комментарии (154)
Андрей Мараков # 1 февраля 2014 в 13:09 +7
Спасибо за замечательное интерьвью, Марина!!! Спасибо Вам, Люся!!!
Марина Попова # 1 февраля 2014 в 14:04 +7
Благодарю, Андрей! Так приятно встретить Вас в первых читателях вью. Удачи Вам!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:44 +5
Вам спасибо, Андрей, за добрые слова ) столько понаписать о себе... я прям почувствовала, что я, как в том анекдоте, - прозаек )))
Радости вам! )
Анна Магасумова # 1 февраля 2014 в 13:39 +5
Рада знакомству с таким неординарным человеком! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Марина Попова # 1 февраля 2014 в 14:09 +3
Спасибо, Анечка! Всего Вам самого доброго!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:47 +3
Ну, что вы Анна! я самая что ни на есть обыкновенная! чесслово ))) Просто иногда про разные заумные вещи люблю порассуждать, только и всего )))
Спасибо, что заглянули к нам с Мариночкой )) Радости вам!
ТАТЬЯНА СП # 1 февраля 2014 в 13:40 +4
Марина, Люся, было очень интересно, прям очень. И познавательно.)
Спасибо огромное!
Марина Попова # 1 февраля 2014 в 14:10 +4
Спасибо, Танечка! Удачи! rose
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:50 +3
Танюша, очень рада тебя здесь видеть, очень! )) Видишь, сколько всего порассказала о себе. И надеюсь, теперь ты видишь, сколько общего у нас )))

Спасибо тебе за добрые слова, дорогая! ) Радости и счастья тебе!
Добрый Хью # 1 февраля 2014 в 14:17 +5
Отличное интервью, почитал с большим интересом, узнал о "сестре по перу" много нового и интересного!..) Молодцы!.. live1
Марина Попова # 1 февраля 2014 в 14:24 +4
Благодарю, Хью, на добром слове! Удачи Вам! И радости!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:52 +4
Вова, да! если бы не ты... Ну, ты сам панимаишь )))

Спасибо! рада, что ты тут не заскучал у нас с Мариной )) Всего-всего тебе хорошего! от души )))
ДРЮ СЕССИМОР # 1 февраля 2014 в 14:23 +4
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ 5min
Марина Попова # 1 февраля 2014 в 14:27 +4
Благодарю Вас, Дрю Сессимор! Всего дорого! rose
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:54 +3
Вам спасибо, Дрю, за добрые слова! ))
alexandr # 1 февраля 2014 в 14:34 +5
live3
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:55 +3
Спасибо, Александр! Вашему визиту особенно рада ))) Радости вам!
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 08:15 +1
faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Тая Кузмина # 1 февраля 2014 в 14:42 +4
Марина, спасибо большое за возможность познакомиться с интересным автором.
Беседа очень понравилась, замечательные вопросы и отличные ответы!
Желаю Люсе всего самого доброго и удачи во всём!!!


Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 14:59 +4
Спасибо вам, Таисия! Да, Марина умеет задавать интересные вопросы )) начнешь отвечать, в какие только сферы не улетишь ))) Мы боялись утомить читателя, и многое из того, что мы обсуждали, в окончательный текст интервью не вошло. Что ж поделать, натуры увлекающиеся )))
Всего вам самого доброго, Таисия! )
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 08:15 +1
Спасибо, Тасенька! Удачи!
Татьяна Уразова # 1 февраля 2014 в 14:51 +4
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 15:05 +3
Спасибо, Татьяна ) Радости вам!
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:19 +2
faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Елена Нацаренус # 1 февраля 2014 в 14:51 +5
Спасибо, Марина, за знакомство с новым, для меня, автором! Мне очень понравилось интервью - открытая, непринуждённая беседа, из
которой узнаёшь столько интересного о человеке, больном твоею страстью - поэзией... Это так здорово!
Спасибо Люсе и Вам, Марина, за интересную встречу! Счастья вам, девочки!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 15:24 +4
Спасибо, Елена, за добрые слова! )) да, страсть, похоже, у всех у нас тут общая ))) И всегда интересно поближе познакомиться с таким же "больным", как и ты )))
Всего вам самого доброго! И вдохновения - всенепременно! )))
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:24 +2
Спасибо, Леночка, на добром слове! Удачи и радости!
Борисова Елена # 1 февраля 2014 в 14:58 +3
С удовольствием прочитала, на одном дыхании! ! Интересный вопросы - интересные ответы! Спасибо и Марине , и Люсе! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 15:27 +3
Вам спасибо, Елена! ) рада, что теперь вы лучше сможете понимать то, о чем я пишу ))) Вы же знаете, мне всегда очень приятно видеть вас на своих страничках )
Счастья вам! )
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:27 +1
Спасибо, Леночка!
Радует, что Вам было интересно.
Мы с Люсей старались для Вас
и для всего сайта.
Всего самого хорошего!
Рената Юрьева # 1 февраля 2014 в 15:28 +3
Марина, каждый раз, читая Ваше интервью, ловлю себя на мысли, какие вопросы ВЫ зададите на этот раз:) потому как вопросы Ваши насколько интересные, настолько продуманные и порой неожиданные, а вкупе направлены на то, чтобы в ограниченное время и месте Ваш собеседник максимально смого раскрыть свой характер и отношение к поэзии...Спасибо Вам за это.
Люся! мне нравится, что ВЫ - человек неслучайный...во всем: в поступках, выборе, событиях жизни, управляемых собой, во всем, что делаете..."во всем дойти до совершенства..." - это стремление ощущается во всем, потому и такой результат: качество, искренность, чувство, и все настоящее...Я рада, что знакома с Вами...ВЫ пишите сравнительно недавно, но уже сейчас можно учиться на Ваших стихах...Рада, что прочла это интервью. Всего Вам доброго! Успехов в задуманном!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 15:44 +4
Спасибо огромное, Рената! )) Я тоже очень рада знакомству с вами. И рада, что вам близко многое из того, что я считаю немаловажным в жизни ) Ужасно приятно, когда встречаешь людей, звучащих с тобой на одной волне )))
А Мариночка мастер вопросы задавать, эт точно! ))) Я ответила даже на те, на которые не больно-то и хотела сначала отвечать )))
Радости вам! И всяческих успехов ))
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:30 +3
Благодарю, Рената!
А я ответно всегда с большим интересом
жду Ваши комментарии!
Удачи Вам и всего самого хорошего!
Наталья Бугаре # 1 февраля 2014 в 15:50 +4
Вот это вью! Аж захлебнулась от восторга! Нет, я догадывалась,что моя любимая Мокко не проста, но такой глубины и многогранности не ожидала... Марин, Люсь, спасибо, аж дух захватило! Все слова бессильны передать мой восторг от интервью академической глубины. 38 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 16:41 +4
Ну, Наташ... ))) ну, засмущала прям ))) Ты всегда свой восторг так выражаешь, что я краснею и тапком пол поковырять охота ))) Мы с Мариной пообщались, конечно, на всякие свободные темы, эт да )) Но про помидоры это ты мне обещала рассказать, помнишь? ))) а то ведь скоро сезон, рассада, то-сё ))) уж я тебя тогда забодаю вопросами, ладно? )) со всей академическо-агрономической глубиной )))

Спасибо, дорогая! Счастья тебе и радости всенепременной ))
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:32 +2
Наташенька, спасибо! И у меня
дух захватило от таких слов!
Удачи тебе, Солнышко!
Robert # 1 февраля 2014 в 17:04 +3
На этот раз действительно нашли очень интересного, серьезного автора. Очень профессионально пишет! Ждал только, что критически выскажется к совершенно неуместным картинкам в комментариях, не по теме стихов. Ну, значит, это только мое мнение.
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 17:31 +3
Спасибо за вашу оценку моих скромных достижений, Роберт )) Я понимаю, какие критические высказывания вы имеете в виду. И я уже говорила, что не в моем вкусе ни излишняя пестрота на страницах, ни иллюстрации, идущие вразрез с содержанием и настроением стихов. Тут мы с вами во многом совпадаем )) Но Парнас это же и место общения еще! А люди здесь совершенно разные, вы же понимаете )) Диалоги под стихами часто идут на разные темы, бывает, что весьма далекие от тематики самих работ. Поэтому я спокойно смотрю на то, как читатели оформляют свои коменты. Сама вот готовыми смайликами пользоваться давно перестала, зато постоянно леплю вот такие эмотиконы ))) Отношение они передают прекрасно! а мне этого более чем достаточно ))

Всего вам самого доброго! и спасибо за мнение )
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:34 +2
Благодарю, Роберт. Удачи Вам!
Валерий Соколов # 1 февраля 2014 в 17:45 +3
Марина и Люся спасибо, очень познавательное интервью получилось. 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9 c0137
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 18:03 +3
Вам спасибо, Валерий, что прочли ))

Удачи и радости!
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:35 +2
Благодарю, Валерий! Удачи Вам!
Людмила Ойкина # 1 февраля 2014 в 17:47 +3
Интересные люди у нас!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 18:04 +4
Да, на Парнасе немало интересного )) Спасибо вам!
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:39 +1
Это точно, Людмила. Что ни автор, то Жемчужина.
Татьяна Чанчибаева # 1 февраля 2014 в 18:14 +5
Хорошо побеседовали, по душам! Спасибо, Марина, за то, что знакомите с интересными, яркими жителями "Парнаса"! Спасибо Вам, Люся, за искренность!



С теплом, Татьяна.
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 18:35 +4
Спасибо, Татьяна, за теплые слова! )) очень рада, что мы смогли вас заинтересовать своей беседой )
Счастья вам и вдохновения! )
Татьяна Чанчибаева # 3 февраля 2014 в 16:51 +2
Большое спасибо, Люся! korzina

С теплом, Татьяна.
Марина Попова # 2 февраля 2014 в 09:41 +3
Спасибо, Танечка, что заглянули на огонек. Удачи Вам!
Татьяна Чанчибаева # 3 февраля 2014 в 16:53 +2
И Вам спасибо большое, Марина, за то, что так ярко знакомите авторов друг с другом! live4

С теплом, Татьяна. soln
Ирина Перепелица # 1 февраля 2014 в 18:15 +3
Жаль, конечно, что не всё вошло в окончательный вариант интервью, и на самом интересном месте Марина сказала:"Ваше время истекло..." А я уж рот открыла от очередной интересной темы, но... пришлось только облизнуться. Увы...
А Вы, Люся, как были загадочной дамой Мокко, так ею и остались, интервью этому никак не повредило!
И я рада, что пелена таинственности осталась лишь чуточку приподнятой на бытовом уровне, но не более.
Ваши стихи можно воспринимать по разному, но интерес в Вам, Люся, как к личности, идёт отдельно от стихов /достаточно просто комментов/.
Ну, а про Марину, говорить можно долго, но... "все дороги ведут в Рим". Так и у нас. Марина -- Вы прирождённый журналист, и очередное интервью это только подтверждает.
Благо дарю Вас, Люся и Марина, за интересную беседу!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 18:51 +4
Ой, Ирина, совсем даже не было желания оставаться загадочной, что вы! )) Рассказывала, как на духу! Просто темы всплывали местами... ээ... слегка необычные для литсайта ) Но мы ведь все разные, и именно это интересно, правда же? ))
А Мариночка мастерица собеседника раскрутить, тут я с вами абсолютно согласна )) Именно что талант )

Рада, что заглянули на огонек! Всего вам самого-самого хорошего )

(по секрету, тсс!.. фрагмент про Ягу Марина тоже в текст не взяла ))) и ей, конечно же, виднее )))
Марина Попова # 4 февраля 2014 в 10:27 +1
Благодарю, Ирина! Всех благ Вам и удачи!
С улыбкой.
Маргарита Шульман # 1 февраля 2014 в 18:42 +3
Очень интересно было почитать и познакомиться с Люсей.
Спасибо вам большое, Люся и Марина!
8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 18:53 +4
Благодарю вас, Маргарита! ) Рада, что вам не было скучно с нами ))

Всего вам доброго!
Марина Попова # 4 февраля 2014 в 10:28 +1
Благодарю, Маргарита!
Всего Вам самого доброго!
Наталья Бойкова # 1 февраля 2014 в 18:57 +4
Спасибо, Марина, за замечательное интервью с Люсей. А еще спасибо Володе (Доброму Хью), что когда-то он меня подтолкнул к Люсе - этому замечательному человечку! И тебе, Люся, огромное спасибо за то, что ты вот такая есть! Ты интересный и многогранный человек и с тобой просто замечательно и познавательно общаться. Жаль, я стала редко бывать на Парнасе. Но твои уроки не прошли даром.Я очень благодарна "разбору полетов", в котором ты мне помогла на многое взглянуть под другим углом. Ну, вот...диферамбы пропела))).Рада, что столько о тебе узнала. Очень интересно было читать.
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 19:22 +4
Привет, Наташ! )) Очень рада здесь тебя видеть, давно не общались, оочень! ) Как вспомню наши майские дуэли - уух! ))) все я тогда хотела вас с Вовой перестрелять, да разве ж за вами угонисси? )))
Приятно слышать, что разборы пошли тогда на пользу ) Чего сама умею - всегда подскажу, ты же знаешь ))

Спасибо тебе за добрые слова! а дифирамбы - ну их! лучше по-простому )))
Всего-всего тебе хорошего, дорогая )
Марина Попова # 4 февраля 2014 в 10:29 +1
Спасибо, Наташенька! Всех благ и удачи!
Таня Петербуржская # 1 февраля 2014 в 19:06 +3
Люся, Марина СПАСИБО! Чудесная, по-домашнему Парнасовская беседа. Рада, что была приглашена и познакомилась с интересным автором.
Удачи и успеха, во всех задуманных делах!
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 20:35 +3
Благодарю вас, Татьяна! ) За внимание, за интерес, за добрый отзыв ))

И вам всего самого хорошего! )
Марина Попова # 4 февраля 2014 в 10:30 +1
Спасибо, Танечка! До чего же Ваши слова приятны! Удачи Вам!
Нина Дернович # 1 февраля 2014 в 19:16 +3
Замечательное интервью. Сохранила ссылочку, чтобы перечитать.
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 20:42 +3
Спасибо вам, Нина! очень приятно слышать, что нашли для себя что-то интересное )) Мы с Мариной старались, чтобы читателям было не скучно )))

Всего вам доброго!
Марина Попова # 4 февраля 2014 в 10:30 +1
Благодарю, Нина! Всего самого доброго!
Михаил Стародуб # 1 февраля 2014 в 19:50 +3
С почтением к Вашей искренности!
Мих.
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 20:44 +4
Благодарю вас, Михаил ) Да, вот решилась рассказать о себе )) непривычно и боязно, конечно, но Парнас - место дружелюбное )) почему бы и нет?

Радости вам! )
Марина Попова # 4 февраля 2014 в 10:31 0
faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Равиль Валеев # 1 февраля 2014 в 20:26 +5
Люся и Марина, по моему интервью удалось. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6 smayliki-prazdniki-34
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 20:45 +4
Благодарю, Равиль! ) Рада, что заглянули сюда, приятно вас видеть ))
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:49 0
Благодарю, Равиль! Удачи!
Елена Разумова # 1 февраля 2014 в 21:33 +3
Очень интересное интервью. Доброе и светлое.
Марина и Люся, спасибо вам! elka
Люся Мокко # 1 февраля 2014 в 21:56 +3
Очень рада, что понравилось быть с нами, Елена! ) Спасибо вам!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:50 0
Спасибо, Леночка! Всех благ и радости!
Галина Дашевская # 1 февраля 2014 в 22:21 +4
Мариночка, в очередной раз благодарю тебя за превосходное интервью!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:52 +1
Благодарю, Галина! Удачи и новых интересных встреч!
И где же находится этот прекрасный розарий? ... спасибо!
Галина Дашевская # 1 февраля 2014 в 22:24 +6
Людмила, понравились ваши ответы и рассказ о хате под соломой, корове с телёнком, курах, пчелах и многое другое. Пол из глины, кизяки. Дижка! Мне всё это знакомо и мною обожаемо. Желаю вам удачи! С уважением Галина!
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 00:38 +3
Да, скоро такие рассказы вообще попадут в рубрику "очевидное - невероятное" ))) мой внук вообще не поверил, когда я ему про эти кизяки рассказала! смеялся только и говорил, что это я пошутила так ))

Спасибо вам за добрые слова, Галина! )) Радости вам и тепла!
Александр Жарихин # 1 февраля 2014 в 23:35 +3
Марина, спасибо вам за прекрасное интервью - беседу с интересным автором!

Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:54 0
Благодарю, Александр! Всех благ Вам и новых незабываемых встреч! Спасибо за чудное фото!
Александр Жарихин # 1 февраля 2014 в 23:37 +3
Людмила, спасибо вам за столь интересные ответы и рассказы о себе!
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 00:40 +4
Вам спасибо, Саша! ) а фотография эта немного напоминает городок, где я сейчас живу ))
Ваня # 2 февраля 2014 в 04:40 +4
Спасибо Вам, Марина, за прекрасное интервью с Люсей Мокко. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 15:37 +2
Вам спасибо, Ваня, что прочли ) Удачи и вдохновения!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:56 0
Благодарю, Ваня! Удачи Вам!
Виктóр Силье # 2 февраля 2014 в 12:09 +3
Я чёрную жемчужину
Беру себе без срока,
Порадую свою жену,
В постель - стихи от Мокко.
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 16:06 +3
стихи – стихия нервная
от них ли много прока?
порадуй благоверную
обычным чёрным мокко ))


пасибки, что все ж таки рискнул ))) ценю!
Виктóр Силье # 2 февраля 2014 в 18:15 +3
Супруга - вещь великая!
Двойное мокко вредно,
Поймёт всё многоликая,
Поэт на кофе бедный.))

Риск - благородное дело.))
Алексей Матвеев # 2 февраля 2014 в 12:17 +3
От это всем жемчужинам ЖЕМЧУЖИНА!
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 16:10 +4
Спасибо, Алексей! ))) вот умеете ж засмущать до полного покраснения! ))) хорошо, хоть забор свой с собой не прихватили ))) а то же и не знаешь, как себя вести, чесслово! )
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:58 +1
santa
Юрий Ишутин ( Нитуши) # 2 февраля 2014 в 14:10 +4
Спасибо Марине и Людмиле за интересное интервью! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 16:13 +4
Вам спасибо, Юрий! ) читательский интерес - это очень греет ))
Радости вам и счастья!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:58 +1
Блгодарю, Юрий! Удачи Вам и всего доброго!
Владимир Митяев # 2 февраля 2014 в 16:07 +2
Прочел с удовольствием.Очень интересно.МОЛОДЦЫ. 38 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 16:14 +4
Мы старались, чтобы было не скучно, правда! )))
Спасибо, Владимир, за добрые слова!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:03 +1
Благодарю, Владимир! Рады, что было интересно с нами. Удачи Вам!
Татьяна Репиненкова-Орлова # 2 февраля 2014 в 17:54 +5
Благодарю Марина Вас,за замечательное интервью.
Прочла с удовольствием!
Люся спасибо Вам,что рассказали нам о себе.
Всех Вам благ и успехов.
Люся Мокко # 2 февраля 2014 в 18:00 +5
Спасибо вам, Татьяна, за эти добрые слова! ) И вам всего самого-самого хорошего! от души )))
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:05 +1
Спасибо, Танечка, за Вашу доброту и шикарные открытки! Всех благ и радости!
Олег Индейкин # 3 февраля 2014 в 08:46 +5
Марина и Люся! Спасибо вам за очень увлекательное и содержательное интервью.
Для меня стихи Люси Мокко - это маленькое открытие и большое чудо.
Люся Мокко # 3 февраля 2014 в 14:52 +5
Спасибо, Олег ) Мои стихи и для меня самой - маленькое открытие ))) А творчество это всегда чудо, правда, же?
Радости вам и добра! )
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:06 +1
О! Как же я рада за Люсю, что у нее появился новый читатель! Удачи тебе, Олег! Спасибо, что заглянул!
Марина Попенова # 3 февраля 2014 в 08:53 +6
В подобных интервью человек раскрывается, как прекрасный цветок!!! СПАСИБО, МАРИНОЧКА, СПАСИБО, ЛЮДОЧКА! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e 8422cb221749211514c22c137ac103f1
Люся Мокко # 3 февраля 2014 в 14:56 +6
Вам спасибо, Марина, за ваши добрые слова! )) старалась про себя разное рассказывать, чтоб живым человеком, в первую очередь, выглядеть ) без приукрашиваний ))

Счастья вам и удачи во всем!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:07 +1
Как красиво! Спасибо, Мариночка! Радости и удачи! rose
Михаил Фокс # 3 февраля 2014 в 10:31 +6
Люся, Вы не жемчужина, Вы - бриллиант))...И то, что Вы лучшая поэтесса на этом сайте, не вызывает никаких сомнений...
И это не комплимент, а суровая констатация)...И поэзии Вашей нужен большой простор...К сожалению, не нашёл Вас на Стихире, где и конкурсы есть серьёзные, и поэты состоявшиеся...Творческих удач Вам и вдохновения!
Люся Мокко # 3 февраля 2014 в 15:13 +6
ой, нееет! поэтесса - это не про меня ))) Это как-то слишком серьезно и ко многому обязывает. Стихи пишу, да )) На четверочку. Надеюсь, что уже на твердую ))) И в конкурсах стараюсь участвовать на разных сайтах, это стимулирует рост, вы правы )

Спасибо вам, Михаил, за столь высокую оценку. Окрыляет, чего уж там )) И вам всего самого доброго!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:09 +1
Радуюсь за Люсю! Благодарю, Михаил! Удачи Вам!
leonid abram # 3 февраля 2014 в 18:33 +4
Научусь признавать пророка в своем отечестве. Создам островок гармонии, пусть небольшой, но правильные вибрации от которого могут распространяться далеко вокруг. И звучать долго.

Меня всегда притягивали слова о пророках. И вот, Вы о пророке! А ведь это и есть глобализация! Ибо Вы сами признаете святое и распространяете свое мнение на семью, вот на нас читателей. И это убеждение увеличивает число людей.

Очень интересное интерьвью! Спасибо, Мариночка! Спасибо, Люси! Небесного вам благословения!!! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Люся Мокко # 3 февраля 2014 в 22:33 +3
Благодарна вам, Леонид, за то, что так внимательно прочли нашу с Мариной беседу, что обратили внимание на слова, которые для меня очень много значат ))

Радости вам! тепла и света! )
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:10 +2
Благодарю, Леонид, на добром слове! Всех благ и радости!
Людмила Клёнова # 3 февраля 2014 в 19:56 +6
Девочки, СПАСИБО за чудесную беседу...
И проведена Мариной, как всегда, замечательно, и ответы Люси чудо как хороши - искренни, естественны, умны и очень интересны...
Люся, рада была познакомиться поближе!
А стихи автора Люся Мокко super на всех сайтах, где пересекаемся, всегда читаю с большим удовольствием!
Новых удач - и радости от того, чем занимаешься!

Люся Мокко # 3 февраля 2014 в 22:45 +4
Спасибо, Людмила ) Не так давно я была гостем на вашей беседе с Мариночкой, а теперь очень рада, что вы заглянули к нам )) Да, стихоплетство много радости приносит, вы правы! )) И это ооочень здорово ))

И вам успехов в творчестве, Лю! И всего самого доброго ))
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:12 +2
Благодарю, дорогая Лю! Кажется, совсем недавно мы с тобой работали... Как стремительно мчит время... Спасибо, Солнышко, что заглядываешь на странички вью. Удачи и радости! rose
Элиана Долинная # 6 февраля 2014 в 11:16 +4
Прекрасное вью! Спасибо вам, дорогие Мариночка и Людмила за интересную,
умную и содержательную беседу! И познавательную тоже - никогда прежде
не слышала о таком понятии, как эффект Зейгарник. Но ведь и правда,
запоминается лучше то, что не закончено, незавершённый гештальт не даёт
покоя - по себе знаю )) Успехов вам обеим в творчестве, жизни и вдохновения!
С любовью...
Люся Мокко # 6 февраля 2014 в 19:13 +3
Благодарю, Элиана, за интерес и внимательное прочтение ) Да уж, незавершенные гештальты - они такие! )) другой раз не сразу вспомнишь, что именно тебе не дает покоя, а само ощущение - что-то не доделано! - теребит, и зудит, и упорно о себе напоминает )) А завершенный гештальт нередко и эмоциональное удовлетворение дарит, если это, например, разрешение старого межличностного конфликта. Извинился перед человеком, которого сто лет назад незаслуженно обидел, гешьтальт закрылся, эмоциональное напряжение спало, и добавилось гармонии в душе. Тоже очень знакомый эффект, не правда ли?

Рада знакомству, Элиана! Счастья вам и гармонии во всем ))
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 20:48 +2
Да, Элианочка, эти цепи могут нас держать крепко... но все в нашем сознании... и освобождение... Спасибо! Всех благ и радости!
Иван Кочнев # 6 февраля 2014 в 18:13 +4
c0137
Люся Мокко # 6 февраля 2014 в 19:13 +3
Спасибо, Иван )
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:13 +2
Благодарю, Иван! faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Тамара Поминова # 6 февраля 2014 в 19:48 +4
Марина,спасибо за открытие для меня , так сказать ,новенькой, интересных авторов , ваши беседы разносторонни,и слог ,речь читаю с упоением .Люся, действительно, мы все связаны незримой нитью , и каждый из нас способен изменить судьбу Вселенной. Желаю вам счастья и добра. soln
Люся Мокко # 6 февраля 2014 в 20:51 +3
Спасибо за добрые слова, Тамара ) И вам всего-всего самого хорошего!
Марина Попова # 6 февраля 2014 в 21:15 +2
Спасибо, Тамара! Меня всегда радуют приятные встречи авторов между собой. Удачи Вам и всех благ!
Анжелика Хорес # 7 февраля 2014 в 17:00 +3
Марина, Люся, спасибо за интервью. Вот и чуточку ближе стал виртуальный человек)) Вопросы интересные, разносторонние. А ответы предельно развёрнуты и откровенны. Стихи очень проникновенные, заставляют шевелиться серое вещество и каждая работа задевает какую-то из граней души. А это - талант. Спасибо. Творческого вдохновения, тепла душевного близких людей. С уважением.
Марина Попова # 9 февраля 2014 в 12:47 +3
Благодарю, Анжелика! Как же это чудесно,
что близкие по Духу люди отыскивают друг друга!
Удачи Вам! И Всех Благ!
Люся Мокко # 9 февраля 2014 в 14:12 +3
Спасибо тебе, Лика ) я тоже люблю, когда люди из виртуальных становятся живыми. А еще лучше, когда они превращаются в добрых друзей! Надеюсь, у нас с тобой это получится )))
А серое вещество - да, пущай шевелится )))) ему полезно!
Лариса Кондрашова # 7 февраля 2014 в 17:21 +4
Как хорошо, что есть у кого учиться! А учимся мы всегда. Рада встрече и знакомству с очередным интересным человеком,
как Люся Мокко! Вновь почерпнула для себя много нового, открыла для себя умного собеседника и не перестаю удивляться тому, как мало знаем тех, кто находится рядом...Стоит приоткрыть завесу и ты попадаешь в необъятное пространство души....
Благодарю Марину и Люсю за встречу с читателями.
Марина Попова # 9 февраля 2014 в 12:50 +4
Благодарю, Лариса, за интересный комментарий!
Новых Вам интересных виртуальных встреч желаю!
Всего самого лучшего! Удачи!
Люся Мокко # 9 февраля 2014 в 14:15 +4
Вам спасибо, Лариса, что заглянули на огонек ) Рада знакомству!
И вам всего самого хорошего! счастья и вдохновения ))
Виктор Бекк # 14 февраля 2014 в 21:06 +4
Спасибо за замечательное интерьвью, Марина, Люся!!!! Удачи Вам! И радости! faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Марина Попова # 15 февраля 2014 в 09:28 +3
Благодарю, Виктор! И тебе радости и счастья!
Люся Мокко # 7 марта 2014 в 15:28 +1
Спасибо, Виктор )
Татьяна Лаптева # 17 февраля 2014 в 15:19 +3

Ты Люся, Людочка, Людмила,
Звучанье имени так мило!
Ты интересна и красива,
Я о тебе пишу не льстиво.

Марина, Людочка спасибо за прекрасное интервью - рада познакомиться поближе!
Всех благ вам девочки!

Марина Попова # 17 февраля 2014 в 20:45 +1
Спасибо, Танечка, за оригинальный комментарий!
Всего самого доброго! Удачи!
Люся Мокко # 7 марта 2014 в 15:30 +1
Благодарю, Татьяна ) давно сюда не заглядывала, простите, что не сразу ответила. Очень люблю хризантемы! ))
Радости вам! ) И с наступающим праздником ))
Ольга Постникова # 25 февраля 2014 в 10:35 +3
Марина! Люся! Вот только добралась до вашего интервью. Спасибо вам обеим! Как всегда с интересом, на одном дыхании читается. Оказалось, что Люся - землячка! Очень приятно! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Марина Попова # 27 февраля 2014 в 15:19 +1
Сетевое вью тем и хорошо, что можно
с ним ознакомиться в любое удобное
для себя время. Встреча земляков! c0137
Спасибо, Оленька! Удачи!
Люся Мокко # 7 марта 2014 в 15:31 +2
Да-да, Оля! Я когда читала интервью с вами, на это тоже обратила внимание )) мир тесен!

Счастья вам и всего самого-самого хорошего! ))
Серов Владимир # 2 марта 2014 в 19:35 +4
Очень интересное интервью с очень интересном человеком! super
Марина Попова # 3 марта 2014 в 14:31 +1
Благодарю, Владимир! Удачи Вам!
Люся Мокко # 7 марта 2014 в 15:32 +2
Спасибо, Владимир! )
Зинаида Русак # 9 марта 2014 в 17:54 +3
Мариночка, спасибо за возможность узнать чуточку ближе о Люсе. Люся, я люблю Ваши стихи, по которым не скажешь, что вы "молоды" в их создании, а сегодня с удовольствием прочитала Ваши интересные ответы на вопросы и окунулась в море умных мыслей, далёкой от моего понятия психологии; а знаете я почувствовала что читала книгу, а не интервью, настолько были основательны ответы.Марина, Люся спасибо- мне было интересно!:)
Марина Попова # 10 марта 2014 в 12:41 +1
Спасибо, Зинаида, что заглянули к нам с
Люсей на огонек! Рада, что Вам с нами
было интересно. Удачи Вам! И новых
интересных встреч!
Ольга Токарева # 31 марта 2014 в 18:38 +3
Интересно - узнать человека и поэтессу!
Спасибо за интервью! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Марина Попова # 2 апреля 2014 в 13:32 +1
Благодарю, Ольга, на добром слове!
Удачи Вам!
Анатолий Мохорев # 23 ноября 2014 в 12:51 +1
big_smiles_138
Марина Попова # 23 ноября 2014 в 18:39 +1
faa725e03e0b653ea1c8bae5da7c497d
Ольга Вербицкая # 10 февраля 2015 в 00:32 +2
Спасибо, Марине, как человеку, которая талантливо ставит серьезные вопросы и позволяет с неожиданных сторон познакомиться с прекрасными, творческими людьми!
Для меня невероятное открытие прозвучало сейчас, когда я знакомилась с Вашей историей, Люся! Насколько огромна, проведенная Вами работа над собой, и сколько невероятных увлечений, ... понравилось очень Ваше желание описывать в стихах по картинам, Ваше глубокое видение и понимание, Ваш академический склад ума выше всех похвал. Чуткое и искреннее вживание в образ, иногда до слез видны страдания мира в Вашей поэзии( про больницу). Как я счастлива с Вами познакомиться! Прочитала на одном дыхании. Спасибо, что так подробно и интересно познакомили нас с Вашим внутренним миром, с Вашим нестандартным видением в стихах. Желаю Вам, как всегда еще больше оттачивать свое мастерство и свой стиль до совершенства. А мне есть чему поучиться у Вас. Спасибо за доставленное удовольствие узнать Вас!
Марина Попова # 10 февраля 2015 в 16:16 +1
Спасибо, Ольга, что заглянули к нам с Люсей на огонек. Рада была
прочесть столько добрых слов в адрес нашей героини!
Всего вам самого доброго и новых интересных встреч!
Ирина Полесьева # 19 июня 2016 в 15:14 +1
Новое имя, значит новое знакомство с творчеством автора. Интересно было прочитать.

8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Марина Попова # 1 июля 2016 в 18:16 0
Спасибо, Ирина, что заглядываете в Жемчужную комнату!
Солнечного лета вам и удачи!!!
040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6