ГлавнаяВся прозаМалые формыМиниатюры → Зачем пишут стихи?..

 

Зачем пишут стихи?..

24 сентября 2014 - Дина Немировская
article241039.jpg
Аудио: Александр Щерба "Поэзия, поэзия..."
 

Вы любите поэзию, как люблю её я? То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Лучше сказать, вы можете не любить поэзию больше всего на свете? Является она постоянным возбудителем ваших чувств, способным во всякое время, при любых обстоятельствах волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии? Ни к чему пытаться выглядеть  оригинальным, задавая вопрос, который уже не первый век мучает и поэтов, и читателей: «Зачем пишут стихи?..»

Интересную тему для размышлений над этим вопросом поднимал на портале "Изба-читальня" Евгений Ливада некоторое время назад (http://www.chitalnya.ru/commentary/13235/):

"Что можно ответить на этот вечный, как песня, вопрос, чтобы не поддаться искушению конструирования «вавилонской башни» из готовых штампованных деталек школьных сочинений и научных трудов кандидатов в доктора, и безапеляционных энциклопедических трактатов самих докторов?..

«Целые поколения стихотворцев воспитывались на том, что главное в их деле заключается в своеобразии писательского почерка, являющегося самоцелью, а не естественным результатом вполне сложившегося мировоззрения, характера, отношения к действительности». (С.Я.Маршак).

Но ведь не все люди со сложившимся мировоззрением пишут стихи?.. Я уже не говорю про то, что тысячи пишущих, не то что мировоззрения, а и образования-то не имеют достаточного… И всё-таки, даже к ним иногда стучится странствующая по временам и пространствам мысль, облечённая в вопросительную форму: "Зачем пишут стихи?.."

Говорят, что шумерская жрица Энхедуанна родом из города Ура написала первое произведение, повествующее в стихотворной форме о жизни древней мифологической богини Инанны. Но мы так бы и не смогли озвучить эти строки ни на языке жрицы-поэтессы, ни на своём родном языке, если бы ни сон, приснившийся Бетти Медор – психоаналитику из Калифорнии, которая после этого 20 лет своей жизни положила на алтарь интерпретации текстов самой древней поэтичекой рукописи.

Говорят, что до письменных духовных «окаменелостей» дошедших до нас, существовали устные воплощения ритмизированного слова - то, что мы называем поэтическим искусством. Вначале оно носило синкретический характер, то есть было сложным единством слова, музыки, танца, и было непосредственно связано с практической деятельностью людей, с их трудом, с их бытом, с их религиозным мировоззрением.

Ритмически организованное слово одухотворяло труд, вселяло в сердца людей глубокую веру в действенность обрядовой магии, в силу заклинаний. Из групп орущих «кричалки» и «вопилки» сородичей выделялись лидеры – колдуны, волхвы и шаманы, умеющие лучше других отбирать нужные «волшебные слова»… И люди радостнее трудились… Геройски защищались… Красивее любили… Быстрее исцелялись…

Так говорят…

Говорят, что стихи сейчас могут писать роботы. Говорят, что писать стихи надо учиться в ВУЗах.

Говорят, что настоящий поэт - тот, кто издавался неоднократно.

Говорят, что стихи должны быть понятны.

Говорят, что у поэзии должен быть свой особый язык.

Говорят – «Поэзия, оторвавшаяся от жизненной прозы и потерявшая связь с общенародным языком, перестает быть поэзией». (С.Я.Маршак).

Говорят, что кто-то впервые написал стихи за деньги, и потом версификация стала прибыльным делом…

Я не верю в это… Хотя и до сих пор не знаю, - ЗАЧЕМ ПИШУТ СТИХИ…

Наверное, не обязательно знать, зачем другие пишут, главное для знать для себя, зачем пишу...

У каждого - своё...

Некоторые, например, публикуют на литературных порталах в Интернете написанное ради общения, которое помогает им разобраться в себе.

Согласитесь, если закрыться в своей собственной замкнутой системе, то абсолютно верным будет казаться только своё утверждение, и человек просто не сможет сам открыть то множество вариантов и взглядов на суть проблемы. А так общими усилиями находится истина. То есть общество является направляющими рельсами.

Конечно, выводы каждый делает свои, но из множества вариантов, что даёт общение с людьми.

Каждый пишет как хочет, для чего хочет и как может... кому подавай Божью молитву, а кому - попадью...  Встречаются и такие порою".

Пишущего ради самоудовлетворения болезненного тщеславия отличить не сложно, для него главное - не смысл, но внешний антураж, блеск формы и как результат этой погони за фальшивой красотой - убогость содержания...

Когда-то, в 16 лет, я написала стихотворение

ПОЭЗИЯ

Порою говорят: "Зачем всё это нужно -
Порхать по строчкам, словно стрекоза?
И называть глаза - большие лужи,
А окна застеклённые - глаза?"

Поэзия... Овраги, склоны, кочки.
Здесь важно всё - своё и не своё.
Читатели - стрекозами по строчке,
По той, где я порой ползла змеёй,

То - призраком, то - звонкою стрелою.
То - в небе, то - вдали, а то - в руке.
Остановитесь, - я прошу, - пчелою
На самом неприемлемом цветке.

Поймите, почему я, как шальная,
То - ввысь, то - на костёр, а то - в нору.
Зачем мне это нужно? Я не знаю.
Но чувствую: отнимут - и умру.

Чуть позже, лет через пятнадцать -

ПЕРВЫЕ СТРОКИ

Стихи – зелёные да ранние,
Рождённые тому назад,
Напомнили лохмотья рваные
Как первый Золушкин наряд.

Они умыты только росами.
Но переступлена черта
И появляется причёсанность,
Упитанность и… немота.

Сменяет кучера изысканность
И шестисотый «Мерседес».
Тогда стихи теряют искренность
И мрачно набирают вес.

Почти принцессой на горошине
Стал замарашкин идеал,
Когда поэт скрывает прошлое
Явленьем с корабля на бал.

Пестря рассудком да глаголами,
Забыв об искреннем своём,
Окажется принцесса голою
В наряде самом дорогом.

Неистинное и сусальное
Желанье всех короновать,
Стремленье жить предельно правильно,
Чтоб туфельку не потерять.

А сегодня, думаю, что в стихах и том, для чего они, лучше, чем испанский поэт
ЛЕОН ФЕЛИПЕ (1884—1968), не высказаться:

Разберите стихи на слова.
Отбросьте бубенчики рифм,
ритм и размер.
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если все же останется что-то,
это
и будет поэзия.

Стихи пишут те, кто не может не писать их. Просто, как не может не дышать.
Ответ где-то здесь - между вздохом и выдохом:

Чем распишусь в получении
Встреч, как пустыня,
Разлук, ставших благом,
Рук, поднимающих после подножки –
Шеей подставленной,
Постом ли, пиром?
Мальчик-кладоискатель,
Ответ где-то здесь,
Между вдохом и выдохом.
В зыби вонзайся холодные.
Здесь не мешают шипенье и треск
Факелов угасающих,
Шмель, для булавки назначенный,
Жалит и прочь улетает.

(СЕРГЕЙ БЕНДТ 1958-2007)

ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЬИ "КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ" ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО:

Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических зажигалок. Надо отворачиваться от такой нерациональной поэтической мелочи. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха.

Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный заказ. Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта — в основной части работы — важней, чем схоластические учебнички молящихся на старье профессоров-идеалистов.

Для лучшего выполнения социального заказа надо быть передовым своего класса, надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги сказку об аполитичном искусстве.

Владимир Маяковский признавался: "Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и
различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело".

Вот как сказала о том, что такое вдохновение, одна из юных астраханок Татьяна Холова:

"Прямо сейчас, закрыв глаза, представьте себе, что есть на свете неведомая сила. Она переворачивает все - от песчинок до валунов на море, разрушает и создаёт галактики, она рождает и убивает.

Представьте себя этой силой, ощутите эту мощь, своё господство, но не переусердствуйте!

Почувствуйте, как пламя сжигает вас, но вы не горите! Оно внутри. Почувствуйте себя на секунду всемогущим, что вам подвластно всё! Представили?

Вот что чувствует человек, когда на него сходит вдохновение или озарение. Он в данную секунду почти что Бог".

Просто уверена, что лучше творческий порыв передать невозможно!..

Зачем человек пишет стихи? Запечатлеть красоту, остановить прекрасное мгновенье, или выплакать боль, а, может, освободиться от гнетущего тело душевного груза?.. Но почему стихи? Можно, наверное, написать несколько строк прозой.

Но лишь стихи очищают человека как родниковая вода, человек становится чище, светлее, свободнее, хотя всё это не означает, что любой, пишущий в рифму - Поэт…


© Copyright: Дина Немировская, 2014

Регистрационный номер №0241039

от 24 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0241039 выдан для произведения: Вы любите поэзию, как люблю её я? То есть всеми силами души
вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому способна только
пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Лучше сказать, вы
можете не любить поэзию больше всего на свете? Является она постоянным
возбудителем ваших чувств, способным во всякое время, при любых обстоятельствах
волновать, возбуждать их, как вздымает ураган песчаные метели в безбрежных
степях Аравии? Даже не буду пытаться
выглядеть оригинальной, задаваявопрос,
который уже не первый век мучает и поэтов, и читателей: «Зачем пишут стихи?..»
Что можно ответить на этот вечный, как песня, вопрос, чтобы не поддаться
искушению конструирования «вавилонской башни» из готовых штампованных деталек
школьных сочинений и научных трудов кандидатов в доктора, и безапеляционных
энциклопедических трактатов самих докторов?..

«Целые поколения стихотворцев воспитывались на том, что главное в их деле заключается
в своеобразии писательского почерка, являющегося самоцелью, а не естественным
результатом вполне сложившегося мировоззрения, характера, отношения к
действительности». (С.Я.Маршак).
Но ведь не все люди со сложившимся мировоззрением пишут стихи?.. Я уже не
говорю про то, что тысячи пишущих, не то что мировоззрения, а и образования-то
не имеют достаточного… И всё-таки, даже к ним иногда стучится странствующая по
временам и пространствам мысль, облечённая в вопросительную форму: "Зачем пишут
стихи?.."

Говорят, что шумерская жрица Энхедуанна родом из города Ура написала первое
произведение, повествующее в стихотворной форме о жизни древней мифологической
богини Инанны. Но мы так бы и не смогли озвучить эти строки ни на языке
жрицы-поэтессы, ни на своём родном языке, если бы ни сон, приснившийся Бетти
Медор – психоаналитику из Калифорнии, которая после этого 20 лет своей жизни
положила на алтарь интерпретации текстов самой древней поэтичекой рукописи.

Говорят, что до письменных духовных «окаменелостей» дошедших до нас,
существовали устные воплощения ритмизированного слова - то, что мы называем
поэтическим искусством. Вначале оно носило синкретический характер, то есть
было сложным единством слова, музыки, танца, и было непосредственно связано с
практической деятельностью людей, с их трудом, с их бытом, с их религиозным
мировоззрением.

Ритмически организованное слово одухотворяло труд, вселяло в сердца людей
глубокую веру в действенность обрядовой магии, в силу заклинаний. Из групп
орущих «кричалки» и «вопилки» сородичей выделялись лидеры – колдуны, волхвы и
шаманы, умеющие лучше других отбирать нужные «волшебные слова»… И люди
радостнее трудились… Геройски защищались… Красивее любили… Быстрее исцелялись…

Так говорят…

Говорят, что стихи сейчас могут писать роботы. Говорят, что писать стихи надо
учиться в ВУЗах.

Говорят, что настоящий поэт - тот, кто издавался неоднократно.
Говорят, что стихи должны быть понятны.
Говорят, что у поэзии должен быть свой особый язык.
Говорят – «Поэзия, оторвавшаяся от жизненной прозы и потерявшая связь с
общенародным языком, перестает быть поэзией». (С.Я.Маршак).
Говорят, что кто-то впервые написал стихи за деньги, и потом версификация стала
прибыльным делом… Я не верю в это… Хотя и до сих пор не знаю, - ЗАЧЕМ ПИШУТ
СТИХИ…

Наверное, не обязательно
знать, зачем другие пишут, главное для знать для себя, зачем пишу...

У каждого - своё... Некоторые, например, публикуют на литературных порталах в
Интернете написанное ради общения, которое помогает им разобраться в себе.

Согласитесь, если закрыться в своей собственной замкнутой системе, то абсолютно
верным будет казаться только своё утверждение, и человек просто не сможет сам
открыть то множество вариантов и взглядов на суть проблемы. А так общими
усилиями находится истина. Т.е. общество является направляющими рельсами.
Конечно, выводы каждый делает свои, но из множества вариантов, что даёт общение
с людьми.
Каждый пишет как хочет, для
чего хочет и как может... кому подавайБожью молитву, а кому - попадью... Встречаются и такие порою.

Пишущего ради самоудовлетворения болезненного тщеславия отличить не сложно, для
него главное - не смысл, но внешний антураж, блеск формы и как результат этой
погони за фальшивой красотой - убогость содержания...

Когда-то, в 16 лет, я написала стихотворение

ПОЭЗИЯ

Порою говорят: "Зачем всё это нужно -
Порхать по строчкам, словно стрекоза?
И называть глаза - большие лужи,
А окна застеклённые - глаза?"

Поэзия... Овраги, склоны, кочки.
Здесь важно всё - своё и не своё.
Читатели - стрекозами по строчке,
По той, где я порой ползла змеёй,

То - призраком, то - звонкою стрелою.
То - в небе, то - вдали, а то - в руке.
Остановитесь, - я прошу, - пчелою
На самом неприемлемом цветке.

Поймите, почему я, как шальная,
То - ввысь, то - на костёр, а то - в нору.
Зачем мне это нужно? Я не знаю.
Но чувствую: отнимут - и умру.

Чуть позже, лет через пятнадцать -

ПЕРВЫЕ СТРОКИ

Стихи – зелёные да ранние,
Рождённые тому назад,
Напомнили лохмотья рваные
Как первый Золушкин наряд.

Они умыты только росами.
Но переступлена черта
И появляется причёсанность,
Упитанность и… немота.

Сменяет кучера изысканность
И шестисотый «Мерседес».
Тогда стихи теряют искренность
И мрачно набирают вес.

Почти принцессой на горошине
Стал замарашкин идеал,
Когда поэт скрывает прошлое
Явленьем с корабля на бал.

Пестря рассудком да глаголами,
Забыв об искреннем своём,
Окажется принцесса голою
В наряде самом дорогом.

Неистинное и сусальное
Желанье всех короновать,
Стремленье жить предельно правильно,
Чтоб туфельку не потерять.

А сегодня, думаю, что в стихах и том, для чего они, лучше, чем испанский поэт
ЛЕОН ФЕЛИПЕ (1884—1968), не высказаться:

Разберите стихи на слова.
Отбросьте бубенчики рифм,
ритм и размер.
Даже мысли отбросьте.
Провейте слова на ветру.
Если все же останется что-то,
это
и будет поэзия.

Стихи пишут те, кто не может не писать их. Просто, как не может не дышать.
Ответ где-то здесь - между вздохом и выдохом:

Чем распишусь в получении
Встреч, как пустыня,
Разлук, ставших благом,
Рук, поднимающих после подножки –
Шеей подставленной,
Постом ли, пиром?
Мальчик-кладоискатель,
Ответ где-то здесь,
Между вдохом и выдохом.
В зыби вонзайся холодные.
Здесь не мешают шипенье и треск
Факелов угасающих,
Шмель, для булавки назначенный,
Жалит и прочь улетает.

(СЕРГЕЙ БЕНДТ 1958-2007)

ЦИТАТЫ ИЗ СТАТЬИ КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ. В.МАЯКОВСКОГО:

Не надо пускать в ход большой поэтический завод для выделки поэтических
зажигалок. Надо отворачиваться от такой нерациональной поэтической мелочи. Надо
браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха.
Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный
заказ.
Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и
событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную
историю для поэта — в основной части работы — важней, чем схоластические
учебнички молящихся на старье профессоров-идеалистов.

Для лучшего выполнения социального заказа надо быть передовым своего класса,
надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги
сказку об аполитичном искусстве.

Владимир Маяковский признавался: "Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и
различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей
поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело". Вот как сказала о том, что такое вдохновение, одна из юных астраханок Татьяна Холова:"Прямо сейчас, закрыв глаза, представьте
себе, что есть на свете неведомая сила. Она переворачивает все - от песчинок до
валунов на море, разрушает и создаёт галактики, она рождает и убивает.
Представьте себя этой силой, ощутите эту мощь, своё господство, но не
переусердствуйте!
Почувствуйте, как пламя сжигает вас, но вы
не горите! Оно внутри. Почувствуйте себя на секунду всемогущим, что вам подвластно
всё! Представили?
Вот что чувствует человек, когда на него
сходит вдохновение или озарение. Он в данную секунду почти что Бог".Просто уверена, что лучше творческий порыв передать невозможно!..
Рейтинг: 0 345 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!