ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Этнобайки.Цыгане

Этнобайки.Цыгане

8 ноября 2014 - Владимир Суслов

       К концу лета продвижение  македонского войска  Александра на восток  Индии остановилось. На берегу реки Биас  воины взбунтовались. На гневный призыв  Великого: «Продолжать движение!»,  - собранные в  круг  подчинённые военачальники   опустили головы и один из них, любимец полководца, смог промолвить: «Мой господин,  воины устали от длительного похода и бесконечных сражений. Дай отдохнуть». Александр поджал губы и уже собирался разразиться гневом, потом тяжело вздохнул  и махнул рукой, что означало: «Я  согласен». Все с облегчением  подняли  глаза от земли,  а  у самых  преданных  тут же пропало  желание    шепнуть Александру  на ушко, что воинов  пугают слухи, будто бы за рекой собрана огромная армия с тысячами слонов.  От этой вести никому бы    не поздоровилось.

Слово взял полководец: «Я даю  всем моим воинам время на отдых. Отдохну и я.  Скоро сюда прибудут  знатные женщины, которых я выбрал себе в жёны. Статира – старшая дочь царя Дария и Парисат – дочь персидского царя Артаксеркса.  Вас  я тоже  одарю  жёнами из знатных  персидских фамилий. Готовьтесь к свадьбам!». Военачальники  радостно  заговорили, зашумели, принялись благодарить полководца за неожиданный и приятный  для каждого подарок.

       Уже через пару месяцев Александр пригласил к себе сатрапа, который был назначен управлять завоёванной территорией,  и поставил перед ним задачу: на его свадьбе  должно быть много пищи, вина, музыки и танцев. С напитками не было хлопот – бочки с вином уже доставили издалёка, а вот с музыкантами и танцорами  были проблемы. Его люди доносили, что от местных племен никто ещё не слышал    

 музыки и танцы в их исполнении  тоже никто не наблюдал. Видели только их горящие ненавистью глаза. «Даю семь дней на поиски танцоров и музыкантов! – приказал полководец, - на восьмой день жду тебя с докладом, иди!».

       В назначенный день сатрап пришёл не один, с ним были  десятка два людей: шумливых и говорливых женщин и мужчин. Когда к ним вышел Александр, никто из этих людей и не подумал преклонять колени. Полководец от  гнева побледнел и  вознамерился  казнить неблагодарных рабов. Но увидав на их лицах улыбки, нескрываемую радость от встречи с  господином, в невиданной  доселе для них одежде,  свой гнев тотчас сменил на милость. «Кто они? - спросил  он у сатрапа. «Это племя цыган дОма, вольнолюбивый и радостный народ, - ответил сатрап, преклонив перед Александром голову. «А что они умеют?, - последовал ещё вопрос.  «Мужчины умеют обращаться с железом, а женщины угадывают будущее человека по ладони,  а ещё они славятся  исполнением  танцев и песен. Их приглашал на праздники плененный тобой царь Абхи из Таксила, - ответил сатрап.

      «Кто из вас вождь племени? - обратился полководец к толпе. Из группы мужчин, стоявших чуть в стороне от женщин, вышел высокий, пышноусый человек с большой шапкой курчавых волос на голове и назвал себя вождём. Александр внимательно осмотрел костюм человека, бросил взгляд  на его кинжал за  поясом,  и его тотчас  затянуло в черные пронизывающие глаза на   смуглом лице. «Да, - подумал Македонский, - такого злить не стоит, ни перед чем не устоит, сумеет постоять за себя и защитить людей своего племени». «Хочешь быть воином моей армии?» – спросил полководец  у вождя. «Нет, люди цыганского племени   не умеют подчиняться гаже (чужим)», - ответил  человек, - но мы можем  помочь твоей армии, наши мужчины  знают, как подковать лошадей». Александру  такое предложение пришлось  по душе. «Привести коня! - приказал Македонский, - проверим, какие вы  кузнецы!».

     «А теперь покажи,  что за  музыканты и  танцоры в  твоём  племени, - продолжил полководец.  «Господин, ты услышишь пение моих соплеменников и танцы тоже увидишь, только когда ты будешь готов это увидеть и услышать. Наши  прозорливые   женщины говорят мне, что глаза твои сейчас плохо видят, а уши плохо слышат, потому что ты, как сосуд, лишь наполовину заполнен добротой. Позволь нам здесь остаться до утра, утро всегда мудренее  вечера», -  спокойным тоном высказал своё пожелание вождь. Этот  тон сразу заметил Александр. «Да,  ты хитрее всех хитрых. Я жду до утра, а к обеду следующего дня  ты и все люди твоего племени будут обезглавлены, если окажется, что мой сосуд будет заполнен до краёв злостью», - ответил полководец.

      На закате солнца цыгане  развели костер и сели вокруг него, поджав под себя ноги, ничто не говорило, что они готовятся показывать своё искусство завоевателю. Затем тихо зазвучали струны саранги, и полился тихий женский голос, который был подхвачен ещё одним, а потом и ещё одним, и зазвучала печальная мелодия из множества голосов. Песня неспешно набирала силу и уверенность, потом она вырвалась из круга людей и полилась  над землёй, над палатками  воинов македонского гарнизона и достигла того, кому предназначалась. Александр вышел из своего шатра и   побрёл, как загипнотизированный,  к костру. В принесённом слугами кресле он расслабился, закрыл глаза и так некоторое время  слушал  пение тех, кого собирался  завтра казнить. 

     Мелодии  звучали  не прерываясь, каждая    была похожа  на другую своею завораживающей силой и энергией. Такими же чарующими были и танцы: начинались они медленными движениями  танцующей полуобнажённой  женщины, под негромкие удары сначала бубна,  затем  барабанов  гхатам и нагара.  Потом незаметно к одной исполнительнице присоединялись другие, и всё это действо постепенно перерастало  в такую бурю человеческой страсти, что захватывало душу каждого присутствующего и как смерч  закручивало  эту душу и  уносило  в звёздное небо.    До утра Александр не смог сомкнуть глаз и  после    первых лучей   солнца у затухающего костра, вокруг которого вповалку лежали спящие,  полководец  продолжал, опьянённый музыкой, слушать тихие звуки  ситары.

      После своей свадьбы и свадеб  военачальников, где веселье и вино лилось через край,  Александр пригласил вождя  цыган дОма  и спросил, какой   он хочет подарок для себя и своих людей. Тот ответил: «Пусть каждый мужчина получит по коню, потому что  у  коня и  у цыгана  сердце бьётся  вместе.  Полководец немного подумал и  согласился с  просьбой,   но при этом поставил условие:  люди  племени сопровождает  его войско в  походах,  чтобы   ковать  железо,  петь  песни и  танцевать.

      С тех далеких времён  рома, синти, дома, кале, ловари,  как они себя называют, или цыгане, как их зовут в России, расселились по всей земле. Они почитают огонь, потому что цыганская пляска от огня загорелась,  не могут  жить без самого сладкого – свободы,  и  без коня: никто цыгану не поможет - один  конь из беды выручит.

 

© Copyright: Владимир Суслов, 2014

Регистрационный номер №0251465

от 8 ноября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0251465 выдан для произведения:

       К концу лета продвижение  македонского войска  Александра на восток  Индии остановилось. На берегу реки Биас  воины взбунтовались. На гневный призыв  Великого: «Продолжать движение!»,  - собранные в  круг  подчинённые военачальники   опустили головы и один из них, любимец полководца, смог промолвить: «Мой господин,  воины устали от длительного похода и бесконечных сражений. Дай отдохнуть». Александр поджал губы и уже собирался разразиться гневом, потом тяжело вздохнул  и махнул рукой, что означало: «Я  согласен». Все с облегчением  подняли  глаза от земли,  а  у самых  преданных  тут же пропало  желание    шепнуть Александру  на ушко, что воинов  пугают слухи, будто бы за рекой собрана огромная армия с тысячами слонов.  От этой вести никому бы    не поздоровилось.

Слово взял полководец: «Я даю  всем моим воинам время на отдых. Отдохну и я.  Скоро сюда прибудут  знатные женщины, которых я выбрал себе в жёны. Статира – старшая дочь царя Дария и Парисат – дочь персидского царя Артаксеркса.  Вас  я тоже  одарю  жёнами из знатных  персидских фамилий. Готовьтесь к свадьбам!». Военачальники  радостно  заговорили, зашумели, принялись благодарить полководца за неожиданный и приятный  для каждого подарок.

       Уже через пару месяцев Александр пригласил к себе сатрапа, который был назначен управлять завоёванной территорией,  и поставил перед ним задачу: на его свадьбе  должно быть много пищи, вина, музыки и танцев. С напитками не было хлопот – бочки с вином уже доставили издалёка, а вот с музыкантами и танцорами  были проблемы. Его люди доносили, что от местных племен никто ещё не слышал    

 музыки и танцы в их исполнении  тоже никто не наблюдал. Видели только их горящие ненавистью глаза. «Даю семь дней на поиски танцоров и музыкантов! – приказал полководец, - на восьмой день жду тебя с докладом, иди!».

       В назначенный день сатрап пришёл не один, с ним были  десятка два людей: шумливых и говорливых женщин и мужчин. Когда к ним вышел Александр, никто из этих людей и не подумал преклонять колени. Полководец от  гнева побледнел и  вознамерился  казнить неблагодарных рабов. Но увидав на их лицах улыбки, нескрываемую радость от встречи с  господином, в невиданной  доселе для них одежде,  свой гнев тотчас сменил на милость. «Кто они? - спросил  он у сатрапа. «Это племя цыган дОма, вольнолюбивый и радостный народ, - ответил сатрап, преклонив перед Александром голову. «А что они умеют?, - последовал ещё вопрос.  «Мужчины умеют обращаться с железом, а женщины угадывают будущее человека по ладони,  а ещё они славятся  исполнением  танцев и песен. Их приглашал на праздники плененный тобой царь Абхи из Таксила, - ответил сатрап.

      «Кто из вас вождь племени? - обратился полководец к толпе. Из группы мужчин, стоявших чуть в стороне от женщин, вышел высокий, пышноусый человек с большой шапкой курчавых волос на голове и назвал себя вождём. Александр внимательно осмотрел костюм человека, бросил взгляд  на его кинжал за  поясом,  и его тотчас  затянуло в черные пронизывающие глаза на   смуглом лице. «Да, - подумал Македонский, - такого злить не стоит, ни перед чем не устоит, сумеет постоять за себя и защитить людей своего племени». «Хочешь быть воином моей армии?» – спросил полководец  у вождя. «Нет, люди цыганского племени   не умеют подчиняться гаже (чужим)», - ответил  человек, - но мы можем  помочь твоей армии, наши мужчины  знают, как подковать лошадей». Александру  такое предложение пришлось  по душе. «Привести коня! - приказал Македонский, - проверим, какие вы  кузнецы!».

     «А теперь покажи,  что за  музыканты и  танцоры в  твоём  племени, - продолжил полководец.  «Господин, ты услышишь пение моих соплеменников и танцы тоже увидишь, только когда ты будешь готов это увидеть и услышать. Наши  прозорливые   женщины говорят мне, что глаза твои сейчас плохо видят, а уши плохо слышат, потому что ты, как сосуд, лишь наполовину заполнен добротой. Позволь нам здесь остаться до утра, утро всегда мудренее  вечера», -  спокойным тоном высказал своё пожелание вождь. Этот  тон сразу заметил Александр. «Да,  ты хитрее всех хитрых. Я жду до утра, а к обеду следующего дня  ты и все люди твоего племени будут обезглавлены, если окажется, что мой сосуд будет заполнен до краёв злостью», - ответил полководец.

      На закате солнца цыгане  развели костер и сели вокруг него, поджав под себя ноги, ничто не говорило, что они готовятся показывать своё искусство завоевателю. Затем тихо зазвучали струны саранги, и полился тихий женский голос, который был подхвачен ещё одним, а потом и ещё одним, и зазвучала печальная мелодия из множества голосов. Песня неспешно набирала силу и уверенность, потом она вырвалась из круга людей и полилась  над землёй, над палатками  воинов македонского гарнизона и достигла того, кому предназначалась. Александр вышел из своего шатра и   побрёл, как загипнотизированный,  к костру. В принесённом слугами кресле он расслабился, закрыл глаза и так некоторое время  слушал  пение тех, кого собирался  завтра казнить. 

     Мелодии  звучали  не прерываясь, каждая    была похожа  на другую своею завораживающей силой и энергией. Такими же чарующими были и танцы: начинались они медленными движениями  танцующей полуобнажённой  женщины, под негромкие удары сначала бубна,  затем  барабанов  гхатам и нагара.  Потом незаметно к одной исполнительнице присоединялись другие, и всё это действо постепенно перерастало  в такую бурю человеческой страсти, что захватывало душу каждого присутствующего и как смерч  закручивало  эту душу и  уносило  в звёздное небо.    До утра Александр не смог сомкнуть глаз и  после    первых лучей   солнца у затухающего костра, вокруг которого вповалку лежали спящие,  полководец  продолжал, опьянённый музыкой, слушать тихие звуки  ситары.

      После своей свадьбы и свадеб  военачальников, где веселье и вино лилось через край,  Александр пригласил вождя  цыган дОма  и спросил, какой   он хочет подарок для себя и своих людей. Тот ответил: «Пусть каждый мужчина получит по коню, потому что  у  коня и  у цыгана  сердце бьётся  вместе.  Полководец немного подумал и  согласился с  просьбой,   но при этом поставил условие:  люди  племени сопровождает  его войско в  походах,  чтобы   ковать  железо,  петь  песни и  танцевать.

      С тех далеких времён  рома, синти, дома, кале, ловари,  как они себя называют, или цыгане, как их зовут в России, расселились по всей земле. Они почитают огонь, потому что цыганская пляска от огня загорелась,  не могут  жить без самого сладкого – свободы,  и  без коня: никто цыгану не поможет - один  конь из беды выручит.

 

Рейтинг: +3 240 просмотров
Комментарии (1)
Влад Устимов # 8 ноября 2014 в 18:39 0
Интересно. Нравится!

 

Популярная проза за месяц
166
139
133
129
111
106
Ловец жемчуга 28 августа 2017 (Тая Кузмина)
104
102
99
Только Ты! 17 сентября 2017 (Анна Гирик)
91
91
86
78
78
78
77
76
76
76
75
73
73
ПРИНЦ 29 августа 2017 (Елена Бурханова)
71
71
Песочный замок 6 сентября 2017 (Аида Бекеш)
70
69
68
67
67
65