ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Веточка мимозы

Веточка мимозы

9 февраля 2013 - Роза Хастян
article115906.jpg
Отца Он не знал.
Мама говорила, что отец уехал на заработки и не вернулся.
Как мог человек уехать на заработки и не вернуться? И, почему   его…  не искали? 
Мама  не искала и не ждала отца. Она даже не вспоминала о нем.
Зато… «находила» других мужчин. И, про каждого говорила: «он будет твой папа».
Эти «папы» мало жили с ними. Через некоторое время исчезали также внезапно, как и появлялись.
И их тоже мама не искала…
Один, очередной папа, пожил с ними чуть дольше, чем остальные. В это время родилась сестренка. Потом этот папа тоже исчез…
Мама поплакала, поплакала и успокоилась…
Когда сестренка подрастет, на её вопрос: « Где  папа?», мама опять ответит: « Уехал на заработки и не вернулся»…
 
Такой ответ, все же,  лучше, чем услышать: « Отец погиб». Потому что есть надежда, что отец когда-нибудь вернется…
 
А время шло…
 
Он рос хилым и болезненным мальчиком. 
Не мудрено: «мать-одиночка», еще и «непутёвая», как о матери говорили соседи, не могла достойно содержать детей.  Ели, что находили, одевались  «от чужого плеча».
 
Он пошел в школу.
 Учился плохо.
С трудом переходил из класса в класс. В школу ходить не любил.   Учителя не любили Его из-за неуспеваемости, дети – из-за  ершистого характера.
Его бы воля, он бы бросил школу, но мама заставляла ходить.
Мечтал о том, чтобы быстрей вырасти и пойти в армию. А там… видно будет…
Может и… генералом станет…
 
А пока… учился в пятом классе…
 
Приближался Международный женский день.
КАК он не любил праздники! И особенно – этот.
Было заведено, что дети накануне праздника приносили подарки классным руководителям, и перед тем, как начнется урок, выкладывали их на стол.
Учительница заходила в класс, делал удивленные глаза  и восклицала: «О, не стоило! Зачем вы принесли неудобства своим родителям? Спасибо, конечно, но хватило бы и цветочка, например, веточки мимозы…»
А сама торопилась убирать подарки со стола в сумку. В этот день она приносила с собой необычно большую сумку.
Подарки были разными: духи «Красная Москва», которые считались самыми «крутыми», потому что стоили очень дорого,( пять рублей(!) за флакон). Другие духи, с меньшей стоимостью. Капроновые и нейлоновые чулки. Статуэтки. Книги. Только что появившиеся и очень модные «ажурные» колготки. Хрустальные и керамические вазы. Кувшины. Бижутерия.
Цветы никто не дарил. Не принято было. Если бы дарили, то дарили бы нарциссы, тюльпаны или веточки мимозы, которые росли у каждого в огороде, в том числе -  учительницы.
Зачем они ей? В деревнях люди практичные. Разные сентиментальности не приветствуются.
 
Самым же «пикантным» в  процессе  дарения было то, что каждый ученик подписывал открытку и ставил её под СВОИМ подарком.
Учительница, когда «загребала» подарки со стола,  читала открытки, иногда даже делала замечания по поводу неграмотного «заполнения» поздравительной открытки…
 
И, соответственно,  в зависимости от стоимости  подарка,  она,  или улыбалась дарящему ученику, или… фыркала и  презрительно смотрела в сторону «дешевого» ученика…
Например, ласкового взгляда учителя удостаивались дарящие хрустальные вазы и ажурные колготки. « Красной Москвы» уже так много накопилось в шифоньере учительницы,  что хватила бы и на внучек. Поэтому, дарящие эти недешевые духи, тоже удостаивались ухмылки.
А вот, на тех, которые принесли дешевые подарки, как, душистое мыло,(и такое дарили), она смотрела с брезгливостью.
 
… Сегодня надо было дарить… сегодня канун праздника…
У мальчика не было подарка. Мама не позаботилась даже о самом дешевом подарке.
Он не хотел идти в школу. Но не пойти именно в этот день, означало бы… на весь год, до следующего мартовского праздника, «терроризироваться» со стороны учительницы по поводу скупости и бессовестности(!).
 
Он уже опаздывал.
На улице шел ливневый дождь.
Он вышел из дома, подошел к мимозовому дереву, отломил несколько веточек пушистой нежности, вытряхнул с них дождинки, и нехотя, направился в сторону школы.
Он знал, что опаздывал, но не торопился. Даже ливень не мог заставить его ускорить шаги…
Разве торопятся… на эшафот?
Сегодня школа для него была эшафотом. И Его маленькое сердечко предчувствовало это, но Он ничего не мог делать, чтобы избежать… казни…
Казнью же для Него было презрительное фырканье учительницы, что неминуемо, учитывая «цену» Его «подарка», и последующий хохот учеников…
 
Урок уже начался.
Он постучался в двери класса.
Услышав голос учительницы:  «войди», вошел…
 
- Извините… - промямлил Он и поставил ветки мимозы на стол к учителю…( Подарки уже были надежно спрятаны в сумке).
- С праздником, - добавил Он еле слышно, и хотел пойти к своей парте, как…
- Убери со стола свой веник, невоспитанный! Хотя… кто бы тебя воспитывал! Не видишь, намочил скатерть?
 
« Не надо было ставить мокрые веточки на скатерть, но куда их ставить?
Не вручать же «лично в руки» «драгоценный» подарок?»  - подумал Он, считая себя виноватым не только в своей бедности и «непутевости» своей мамы, но и в том, что на улице идет дождь…
 
Промокшие под дождем пушистые желтые шарики мимозы напоминали… линявшие малюсенькие цыплята…
 
Он сделал два шага, чтобы сесть за парту… как ветки мимозы полетели в его сторону.
Веточки рассыпались на полу. Одна из них зацепилась за рукав изношенного пиджачка…
Класс загрохотал от хохота…
 
Он окаменел…
Глаза наполнились слезами…
Он не знал, ЧТО делать…
 
- Что встал? Или сядь, или выйди из класса! Лучше – выйди! Толку от тебя…!
 
Он повернулся, чтобы уйти из класса…
Перед промокшими и «квашеными» сандалиями лежали жалкие веточки мимозы…
 
Он начал топтать их…
 С какой-то особой жестокостью Он уничтожал мимозу…
 Жалкость этих намокших крошечных комочков ассоциировались с жалкостью Его жизни…
 
Класс взорвался от смеха…
 
Учительница покраснела от злости и стала орать:
- Выйди вон, ублюдок! От такой матери – такие и дети!
 
Он выбежал из класса…
На полу остались раздавленные цветочки мимозы… от которых потянулся сжиженный, смешанный с грязью и желтизной,  след  детской обуви…
 

© Copyright: Роза Хастян, 2013

Регистрационный номер №0115906

от 9 февраля 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0115906 выдан для произведения:
Отца Он не знал.
Мама говорила, что отец уехал на заработки и не вернулся.
Как мог человек уехать на заработки и не вернуться? И, почему   его…  не искали? 
Мама  не искала и не ждала отца. Она даже не вспоминала о нем.
Зато… «находила» других мужчин. И, про каждого говорила: «он будет твой папа».
Эти «папы» мало жили с ними. Через некоторое время исчезали также внезапно, как и появлялись.
И их тоже мама не искала…
Один, очередной папа, пожил с ними чуть дольше, чем остальные. В это время родилась сестренка. Потом этот папа тоже исчез…
Мама поплакала, поплакала и успокоилась…
Когда сестренка подрастет, на её вопрос: « Где  папа?», мама опять ответит: « Уехал на заработки и не вернулся»…
 
Такой ответ, все же,  лучше, чем услышать: « Отец погиб». Потому что есть надежда, что отец когда-нибудь вернется…
 
А время шло…
 
Он рос хилым и болезненным мальчиком. 
Не мудрено: «мать-одиночка», еще и «непутёвая», как о матери говорили соседи, не могла достойно содержать детей.  Ели, что находили, одевались  «от чужого плеча».
 
Он пошел в школу.
 Учился плохо.
С трудом переходил из класса в класс. В школу ходить не любил.   Учителя не любили Его из-за неуспеваемости, дети – из-за  ершистого характера.
Его бы воля, он бы бросил школу, но мама заставляла ходить.
Мечтал о том, чтобы быстрей вырасти и пойти в армию. А там… видно будет…
Может и… генералом станет…
 
А пока… учился в пятом классе…
 
Приближался Международный женский день.
КАК он не любил праздники! И особенно – этот.
Было заведено, что дети накануне праздника приносили подарки классным руководителям, и перед тем, как начнется урок, выкладывали их на стол.
Учительница заходила в класс, делал удивленные глаза  и восклицала: «О, не стоило! Зачем вы принесли неудобства своим родителям? Спасибо, конечно, но хватило бы и цветочка, например, веточки мимозы…»
А сама торопилась убирать подарки со стола в сумку. В этот день она приносила с собой необычно большую сумку.
Подарки были разными: духи «Красная Москва», которые считались самыми «крутыми», потому что стоили очень дорого,( пять рублей(!) за флакон). Другие духи, с меньшей стоимостью. Капроновые и нейлоновые чулки. Статуэтки. Книги. Только что появившиеся и очень модные «ажурные» колготки. Хрустальные и керамические вазы. Кувшины. Бижутерия.
Цветы никто не дарил. Не принято было. Если бы дарили, то дарили бы нарциссы, тюльпаны или веточки мимозы, которые росли у каждого в огороде, в том числе -  учительницы.
Зачем они ей? В деревнях люди практичные. Разные сентиментальности не приветствуются.
 
Самым же «пикантным» в  процессе  дарения было то, что каждый ученик подписывал открытку и ставил её под СВОИМ подарком.
Учительница, когда «загребала» подарки со стола,  читала открытки, иногда даже делала замечания по поводу неграмотного «заполнения» поздравительной открытки…
 
И, соответственно,  в зависимости от стоимости  подарка,  она,  или улыбалась дарящему ученику, или… фыркала и  презрительно смотрела в сторону «дешевого» ученика…
Например, ласкового взгляда учителя удостаивались дарящие хрустальные вазы и ажурные колготки. « Красной Москвы» уже так много накопилось в шифоньере учительницы,  что хватила бы и на внучек. Поэтому, дарящие эти недешевые духи, тоже удостаивались ухмылки.
А вот, на тех, которые принесли дешевые подарки, как, душистое мыло,(и такое дарили), она смотрела с брезгливостью.
 
… Сегодня надо было дарить… сегодня канун праздника…
У мальчика не было подарка. Мама не позаботилась даже о самом дешевом подарке.
Он не хотел идти в школу. Но не пойти именно в этот день, означало бы… на весь год, до следующего мартовского праздника, «терроризироваться» со стороны учительницы по поводу скупости и бессовестности(!).
 
Он уже опаздывал.
На улице шел ливневый дождь.
Он вышел из дома, подошел к мимозовому дереву, отломил несколько веточек пушистой нежности, вытряхнул с них дождинки, и нехотя, направился в сторону школы.
Он знал, что опаздывал, но не торопился. Даже ливень не мог заставить его ускорить шаги…
Разве торопятся… на эшафот?
Сегодня школа для него была эшафотом. И Его маленькое сердечко предчувствовало это, но Он ничего не мог делать, чтобы избежать… казни…
Казнью же для Него было презрительное фырканье учительницы, что неминуемо, учитывая «цену» Его «подарка», и последующий хохот учеников…
 
Урок уже начался.
Он постучался в двери класса.
Услышав голос учительницы:  «войди», вошел…
 
- Извините… - промямлил Он и поставил ветки мимозы на стол к учителю…( Подарки уже были надежно спрятаны в сумке).
- С праздником, - добавил Он еле слышно, и хотел пойти к своей парте, как…
- Убери со стола свой веник, невоспитанный! Хотя… кто бы тебя воспитывал! Не видишь, намочил скатерть?
 
« Не надо было ставить мокрые веточки на скатерть, но куда их ставить?
Не вручать же «лично в руки» «драгоценный» подарок?»  - подумал Он, считая себя виноватым не только в своей бедности и «непутевости» своей мамы, но и в том, что на улице идет дождь…
 
Промокшие под дождем пушистые желтые шарики мимозы напоминали… линявшие малюсенькие цыплята…
 
Он сделал два шага, чтобы сесть за парту… как ветки мимозы полетели в его сторону.
Веточки рассыпались на полу. Одна из них зацепилась за рукав изношенного пиджачка…
Класс загрохотал от хохота…
 
Он окаменел…
Глаза наполнились слезами…
Он не знал, ЧТО делать…
 
- Что встал? Или сядь, или выйди из класса! Лучше – выйди! Толку от тебя…!
 
Он повернулся, чтобы уйти из класса…
Перед промокшими и «квашеными» сандалиями лежали жалкие веточки мимозы…
 
Он начал топтать их…
 С какой-то особой жестокостью Он уничтожал мимозу…
 Жалкость этих намокших крошечных комочков ассоциировались с жалкостью Его жизни…
 
Класс взорвался от смеха…
 
Учительница покраснела от злости и стала орать:
- Выйди вон, ублюдок! От такой матери – такие и дети!
 
Он выбежал из класса…
На полу остались раздавленные цветочки мимозы… от которых потянулся сжиженный, смешанный с грязью и желтизной,  след  детской обуви…
 
Рейтинг: +1 365 просмотров
Комментарии (2)
Елена Можарова # 16 февраля 2013 в 10:51 0
Ой какой великолепный рассказ! Пронзительный по своей сути! Благодарю за великолепный слог, и умение передать так легко очень сложные вещи! Удачи Вам и любви! hurtrazb
Роза Хастян # 16 февраля 2013 в 14:44 0
Я узнала, что Вы учитель.
Прошу прощения за не очень красивый образ учителя.
Считаю профессию учителя, наряду с профессией врача, самым, самым...
Но мы взрослые люди, и ЗНАЕМ, что профессия не всегда призвание...

Спасибо Вам, ИМЕННО ЗА ТАКУЮ реакцию.
Значит, у ВАС - призвание! И я кланяюсь перед Вами, человеком-учителем.
 

 

Популярная проза за месяц
158
125
120
106
98
95
93
93
Повар Света 22 октября 2017 (Тая Кузмина)
93
Подруги 11 ноября 2017 (Татьяна Петухова)
92
91
88
86
84
84
81
79
79
77
76
74
73
71
70
70
69
Тёщин сон 3 ноября 2017 (Тая Кузмина)
63
62
60
56