ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Первоклашка

Первоклашка

25 мая 2012 - Роза Хастян
article50313.jpg
Шнурок левого ботинка всё время развязывался.
Правый - мама как-то завязала, закрепила.
Левый – я не дал ей завязывать.
Сам, в сердцах, закрутил в комок и засунул вовнутрь ботинка.
Мама пыталась завязать и этот, но я рассердился, со словами.
- Ма, отстань! И так сойдет! Опаздываем.
Мы с мамой опаздывали на мой первый школьный звонок.
- Говорил же я, давай, купим ботинки без шнурков! – в сердцах повысил я голос на маму.
Мама грустно посмотрела на меня, но ничего не ответила.
Может быть, уже сама пожалела, что купила мне именно ботинки, но не призналась в этом.

Я хотел, чтобы мне купили лакированные «макасины», без шнурков.
А мама настояла на ботинках со шнурками.
- Они прочнее. Два года носить будешь. На пару размеров больше купим, и – все дела!
Так и сделали.
Мама лишила меня «права голоса», так, как я еще очень маленький, чтобы носить то, что мне «вздумается».

Теперь, вот, стою на школьной линейке, как истукан, с букетом в одной руке, с ранцем - в другой, в ботинках со шнурками, на два размера больше…
У всех детей ранцы на спинах, как и положено.
Я же, в знак протеста, взял ранец за лямки в руку…
Так и стоял, с ранцем в руке, на полшага отступив от ряда первоклашек.
Учительница подошла, сказала, чтобы я стал, как все, но я твердо сказал: я так хочу!
И она отошла от меня.
Времени не было отдельно со мной «работать».

Я так обиделся на маму! На весь мир! Из-за ботинок этих…
Хорошо, хоть костюм по размеру купили.
И то, потому что, в том магазине больших размеров не было.
А то, стоял бы я сейчас, как клоун посреди школьного двора, как Чарли Чаплин – в костюме и ботинках «на вырост»…
А так… Костюм нормальный, а то, что ботинки большие, никто не заметил…
Но, настроение моё изрядно испортилось...

Стоим на торжественной линейке.
С одной стороны мы – первоклассники, с другой – выпускники.
Учителя – по центру школьного двора, а родители – напротив учителей.
Наша учительница предварительно предупредила нас, что по её знаку мы, все вместе, друг за другом , по кругу, побежим «гуськом» и отдадим букеты выпускникам.
Все мои одноклассники стоят, радуются, ждут новых ощущений.
Я же - стою насупленный.
Мама смотрит на меня из «родительских» рядов. Улыбается, делает знаки, мол, радуйся, ты же первоклашка!
Чему радоваться? Ботинкам со шнурками? Еще и на два размера больше?

Наша учительница сделала нам знак, и мы побежали. Гуськом и трусцой.
На пятом или шестом шаге я споткнулся о свой шнурок и грохнул на землю.
Содрал кожу с кисти руки и оборвал лямку ранца.
Мне не так больно было, как стыдно и обидно.
Я даже не хотел вставать с места.
Умереть хотел, так сильно ненавидел всех - и маму, и школу, и весь мир…
В это мгновение мама очутилась рядом.
Она подняла меня, стала целовать мне руку и лицо.
И… плакала...
- Прости, прости меня, сынок. Боже мой! Из-за каких-то сэкономленных грош, сыну праздник испортила!
Ты простишь меня, сынок?
Я на мгновение задумался…
Да, был испорчен мой самый важный праздник, но стоил ли этот испорченный праздник слез моей мамочки?
Я обнял, поцеловал её и сказал.
- Ты самая лучшая мама на свете! Мне очень нравятся ботинки со шнурками!
Они напоминают обувь героев американских боевиков. И, таких - в классе ни у кого нет!

А если бы я не упал?
Сделала бы выводы мама?
Простил бы я её?
Спустя годы я понял гениальность фразы классика: …и опыт – сын ошибок трудных…



 



 

© Copyright: Роза Хастян, 2012

Регистрационный номер №0050313

от 25 мая 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0050313 выдан для произведения:
Шнурок левого ботинка всё время развязывался.
Правый - мама как-то завязала, закрепила.
Левый – я не дал ей завязывать.
Сам, в сердцах, закрутил в комок и засунул вовнутрь ботинка.
Мама пыталась завязать и этот, но я рассердился, со словами.
- Ма, отстань! И так сойдет! Опаздываем.
Мы с мамой опаздывали на мой первый школьный звонок.
- Говорил же я, давай, купим ботинки без шнурков! – в сердцах повысил я голос на маму.
Мама грустно посмотрела на меня, но ничего не ответила.
Может быть, уже сама пожалела, что купила мне именно ботинки, но не призналась в этом.

Я хотел, чтобы мне купили лакированные «макасины», без шнурков.
А мама настояла на ботинках со шнурками.
- Они прочнее. Два года носить будешь. На пару размеров больше купим, и – все дела!
Так и сделали.
Мама лишила меня «права голоса», так, как я еще очень маленький, чтобы носить то, что мне «вздумается».

Теперь, вот, стою на школьной линейке, как истукан, с букетом в одной руке, с ранцем - в другой, в ботинках со шнурками, на два размера больше…
У всех детей ранцы на спинах, как и положено.
Я же, в знак протеста, взял ранец за лямки в руку…
Так и стоял, с ранцем в руке, на полшага отступив от ряда первоклашек.
Учительница подошла, сказала, чтобы я стал, как все, но я твердо сказал: я так хочу!
И она отошла от меня.
Времени не было отдельно со мной «работать».

Я так обиделся на маму! На весь мир! Из-за ботинок этих…
Хорошо, хоть костюм по размеру купили.
И то, потому что, в том магазине больших размеров не было.
А то, стоял бы я сейчас, как клоун посреди школьного двора, как Чарли Чаплин – в костюме и ботинках «на вырост»…
А так… Костюм нормальный, а то, что ботинки большие, никто не заметил…
Но, настроение моё изрядно испортилось...

Стоим на торжественной линейке.
С одной стороны мы – первоклассники, с другой – выпускники.
Учителя – по центру школьного двора, а родители – напротив учителей.
Наша учительница предварительно предупредила нас, что по её знаку мы, все вместе, друг за другом , по кругу, побежим «гуськом» и отдадим букеты выпускникам.
Все мои одноклассники стоят, радуются, ждут новых ощущений.
Я же - стою насупленный.
Мама смотрит на меня из «родительских» рядов. Улыбается, делает знаки, мол, радуйся, ты же первоклашка!
Чему радоваться? Ботинкам со шнурками? Еще и на два размера больше?

Наша учительница сделала нам знак, и мы побежали. Гуськом и трусцой.
На пятом или шестом шаге я споткнулся о свой шнурок и грохнул на землю.
Содрал кожу с кисти руки и оборвал лямку ранца.
Мне не так больно было, как стыдно и обидно.
Я даже не хотел вставать с места.
Умереть хотел, так сильно ненавидел всех - и маму, и школу, и весь мир…
В это мгновение мама очутилась рядом.
Она подняла меня, стала целовать мне руку и лицо.
И… плакала...
- Прости, прости меня, сынок. Боже мой! Из-за каких-то сэкономленных грош, сыну праздник испортила!
Ты простишь меня, сынок?
Я на мгновение задумался…
Да, был испорчен мой самый важный праздник, но стоил ли этот испорченный праздник слез моей мамочки?
Я обнял, поцеловал её и сказал.
- Ты самая лучшая мама на свете! Мне очень нравятся ботинки со шнурками!
Они напоминают обувь героев американских боевиков. И, таких - в классе ни у кого нет!

А если бы я не упал?
Сделала бы выводы мама?
Простил бы я её?
Спустя годы я понял гениальность фразы классика: …и опыт – сын ошибок трудных…



 



 

Рейтинг: +4 1440 просмотров
Комментарии (16)
Геннадий Лагутин # 29 мая 2012 в 20:05 +1
Ваше произведение рассмотрено. Все замечания отправлены вам по личной почте.
Марина Попова # 30 мая 2012 в 20:06 +1
Уважаемая Роза, мне показалось,
основная мысль вашего произведения
заключается в том, что ребенок не
такой уж и законченный эгоист,
раз смягчился, проявил сострадание
к матери, увидев её слёзы.
....
Даже в Ведах - древнейшем знании человечества,
говорится, что родители НИКОГДА не
должны просить прощения у ребенка,
поскольку они подарили ребенку самое
дорогое, что есть на Свете - Жизнь!
Хорошо, пусть в данном случае сын сжалился от того,
что его растрогали слезы матери;
но где гарантия, что в следующий раз он её простит?!
Если из-за каких-то несчастных ботинок разгорелся
такой сыр-бор в семь лет, то что мальчик устроит
в знак протеста в более серьезных случаях?!
И матери придется ползать перед своим сыном на
коленях, вымаливая новое прощение?!
Считаю, уважаемая Роза, нельзя идти на поводу
у детского эгоизма.
В некоторых странах до сих пор женщины
находятся в униженном положении.
Вероятно, знание об этом и повлияло на
взгляды автора и способствовало рождению
такого произведения, в котором мать
унижается перед сыном, как будущим мужчиной?!
Сергей Иванов # 30 мая 2012 в 20:55 +3
Марина! Где Вы увидели нотку эгоизма? В том, что мальчик уже в 7 лет отлично знает - какая ему нужна обувь? У нас в семье это называют - вкусом! И уж совсем ни при чем тут нации и их униженность. Мне кажется, что Вы не допоняли этот сюжет.
Марина Попова # 30 мая 2012 в 21:04 0
Уважаемый Сергей, я написала по просьбе Геннадия Лагутина. У всех взгляды разные. Хорошо, что вам понравился сюжет. Радуюсь, что вы поддержали автора.
Сергей Иванов # 30 мая 2012 в 21:19 +3
Дорогая Мариночка! Позвольте, какие взгляды? Мальчик изумительный! Он очень ранимый, что не есть то же самое, что эгоизм. Мне присущи эти черты ранимости и напрасных волнений и потому я встал не задумываясь на защиту главного героя. Геннадий не стал даже отвечать открыто, что говорит о том, что он раскритиковал этот рассказ, а мне меньше всего хочется, чтобы у автора Розы было плохое настроение или чтобы появились комплексы по поводу и без повода собственного сочинительства.
Марина Попова # 31 мая 2012 в 00:34 0
Дорогой Сергей, в Мастерскую
авторы приходят сами.
И Роза Хастян сильный человек!
Одно то, что она публикует в Мастерской
такое количество своих произведений,
говорит само за себя.
На мой взгляд, редакторы иногда
отправляют свои "разборы" авторам по
почте исключительно из милосердия.
В данном случае наши взгляды с уважаемым
Геннадием Лагутиным на рассказ
"Первоклашка" совпали.

Но я искренне рада, что вы защищаете
идею этого рассказа, подтверждая, что
у каждого автора есть свой читатель.
И как раз об этом я сегодня и писала
Розе. Мне очень интересно было читать
ваши комментарии, Сергей, очень!!! santa

Ещё раз спасибо вам, уважаемый Сергей,
что поддержали автора.
Понимаю, каково ей читать наши рецензии! live3
Сергей Иванов # 30 мая 2012 в 20:54 +3
Уважаемая Роза! А мне очень понравился Ваш думающий рассказ. Мне очень симпатичен мальчик и его мама. Она признала свою ошибку, большой плюс ей за это! Дети должны уметь понимать слово "нет" и "нельзя", но не это не тот случай. 1сентября 1 класс бывает один раз в жизни! Мама совершила огромную ошибку и хорошо, если мальчик не вырастет маньяком или мучеником, поглощенном в свои комплексы! Спасибо Вам за Ваш поистине мудрый рассказ.
С теплом. buket7
Роза Хастян # 31 мая 2012 в 14:13 +2
Свой ответ я поместила в комментариях, чтобы ответить всем рецензентам одновременно и открыто.
Бога ради, прошу не считать это неуважением к авторам, написавшим свои комментарии к рассказу.
Во первых: благодарю всех за неравнодушие к моему творчеству.
Во вторых: у всех есть право, соглашаться или нет, с моими идеями.
В третьих: я пишу не комментариев ради, а потому что есть желание писать.
По сюжету: как понимаете, он выдуман. Но, прецендент этому - был, есть, и будет.
И дело не в том, кем этот мальчик вырастет(и вырастают мальчики разными - от эгоистов до "рубаха-парней), а в том, что с детской психологией и эмоциями НАДО СЧИТАТЬСЯ!
Я именно эту линию постарась развить в рассказе.
Насколько мне это удалось - читателю судить.
Сама же, как автор, настаиваю на том, что у каждого ребенка( значит - человека), есть переломные моменты в жизни, когда ОН САМ должен сделать ВЫВОДЫ из создавшихся ситуаций.
А именно, слезы мамы стали этим чудесным способом, когда мальчик понял: есть ситуации, когда надо задушить свои желания, иногда - надежды, потому что от ТВОЕГО выбора зависит, улыбнется или заплачет твой близкий человек.
Или, не очень близкий, просто - ЧЕЛОВЕК.
И не думаю, что простое желание иметь красивые вещи - зерна эгоизма.
И обида ребенка - тоже естественное явление.
И его упрямство - не упрямства ради, а последствие обиды-травмы.
Да, да именно травмы, потому, что, как сказал уважаемый Сергей, в первый класс идут единожды!
И хотят выглядеть в этот день самыми, самыми...
Эгоистами людей не ситуации делают, из которых достойно или недостойно, выходит каждый!
Эгоизм наследуется! Это - как цвет глаз или волос.
Это - мое твердое убеждение.
И никто меня не переубедит в этом.
СПАСИБО ВСЕМ!
Марина Попова # 31 мая 2012 в 14:23 +1
Считаю, если произведение не оставляет
читателей равнодушными, вовлекает их в
дискуссию, заставляет размышлять, спорить,
не соглашаться, высказывать свою точку
зрения, значит оно состоялось! А мнения
никогда не бывают одинаковыми, мало того,
может случиться и так, что сам автор, как
и читатели впоследствии могут переосмыслить
написанное, и поменять свою точку зрения.
Наверное, с каждым это случалось по мере
накопления жизненного опыта.
С любовью.
Роза Хастян # 31 мая 2012 в 14:29 +2
Мое глубокое уважение Вам, Марина. buket3
Татьяна Сунцова # 14 июня 2012 в 22:31 0
Здравствуйте, уважаемая Роза! Мне чрезвычайно понравилось ваше произведение. И сюжет, и манера исполнения, так сказать, и точность интонаций семилетнего ребёнка. Я работаю всю жизнь с детьми и могу оценить.
Спасибо за рассказ.
С теплом Т.С. snegovik
Роза Хастян # 19 июля 2012 в 00:49 0
Уважаемая Татьяна,
благодарна Вам за комметарии.
Слово "учитель" для меня так же дорого, как в детстве..
Высоко ценю их труд.
Умение "работать" с детьми дано только от природы мудрым людям.
К сожалению, я не смогла стать учителем, о чем мечтала с детства.
СПАСИБО ВАм за Ваш благородный труд!
Татьяна Сунцова # 14 июня 2012 в 22:54 0
Уважаемая Роза! Ваш рассказ понравился. И сюжет, и манера, так сказать, изложения, и точность интонаций семилетнего ребёнка. Всю жизнь работаю с детьми, могу оценить. Спасибо за рассказ.
С теплом Т.С. snegovik
Роза Хастян # 19 июля 2012 в 00:50 0
Кланяюсь перед Вами, УЧИТЕЛЬ! 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Павел Журавкин # 14 июня 2012 в 23:19 0
angel
Роза Хастян # 19 июля 2012 в 00:51 0
МЕРСИ, Павел! rose
Проза, которую Вы не читали

 

Популярная проза за месяц
162
139
129
129
111
106
Ловец жемчуга 28 августа 2017 (Тая Кузмина)
104
102
91
Только Ты! 17 сентября 2017 (Анна Гирик)
89
87
86
78
78
78
77
76
76
75
74
73
73
ПРИНЦ 29 августа 2017 (Елена Бурханова)
71
71
Песочный замок 6 сентября 2017 (Аида Бекеш)
70
68
68
67
67
65