ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → С днем рождения, уважаемая

 

С днем рождения, уважаемая

1 апреля 2014 - Роза Хастян
article205672.jpg

Почему-то всегда трудно говорить и писать о любимых людях.

Странное чувство овладевает тобой, когда возникает острая внутренняя необходимость признаться в любви... именно им... самым, самым...

Это состояние особого волнения, похожее на то, когда взрослый доверяет ребенку очень серьезное дело и ребенок рад бы выполнить его "на пять с плюсом", но ужасно боится что-то не так сделать и "разбить" драгоценное доверие...

 

Вот я сейчас так же волнуюсь...

Волнуюсь, как ученица старших классов, которой, ну, просто кровь из носу, но надо написать сочинение на "пять с плюсом", чтобы... чтобы... УЧИТЕЛЬНИЦА моя, прочитав, не оценивала его по обычной оценивающей школьной шкале, а прослезилась... от счастья...

 

Сто лет назад, когда я перешла в пятый класс, очень-очень волновалась... и не хотела расставаться с учительницей начальных классов, которую успела полюбить как маму свою, потому что она обращалась к нам ко всем не иначе, как "баликс", что означает "дитятко моё". И слово это она произносила ТАК ласково, что нельзя было не верить ей... К тому же, я была  ребенком, которая просто таяла от любого доброго слова...

Есть такая "слабость"- тянусь к доброте, как подсолнух к солнцу. И уже не отрываюсь от солнца ничем! Ни ветром, ни дождями, ни ураганом... Оно остается во мне навсегда...

 

И, зная о хрупкости моего эмоционального мира, моя мудрая учительница начальных классов решила загодя познакомить меня с классной руководительницей пятого класса, конечно же, наверное(!), предварительно рассказав ей о моих "странностях" с привязанностью...

 

- Вот она, моя отличница... - показывает она меня, худую, бледную девочку... красивой молодой девушке, внешний вид которой ничем не отличался от тех принцесс, о которых я читала в сказках и представляла себе...

Раньше я таких красивых и обаятельных девушек-женщин не видела в деревне. Наверняка, были и другие красавицы, даже в той же деревенской школе, но ТАК… не держался никто...

 

Первое, что приковало мой взгляд, была её улыбка... В той улыбке  - некая таинственность, которую я своим детским сердечком "расшифровала" так: "Ну... посмотрим!"

 

Не могу знать, ЧТО говорил ЕЙ мой взгляд, но я продолжала разглядывать её... Да, она была очень красивой... но такой далёкой... не то, что моя первая учительница, которая никак не отпускала мои хрупкие плечи и продолжала меня "рекламировать"...

 

- Смотри, смотри какие у неё косы! Это в десять-то лет!

 

Боже! Зачем этой КОРОЛЕВЕ мои косы? Какими бы они ни были! А косы мои... действительно стоили того, чтобы о них сказать пару слов: копна моих рыжих кучерявых волос была бедой моей мамы и братьев, которые были вынуждены их расчесывать и заплетать каждое утро перед школой. И  гордостью моего папы, который после школы распускал их и любовался ими, покрывающие половину меня так, что из-под них торчали лишь худые  ноги...

 

...Я продолжала снизу вверх разглядывать будущую учительницу...

 

Сейчас, когда пишу эти строки, пытаюсь воспроизвести свои тогдашние эмоции...

Вспышки любви не было. Но не было и осторожности. Было любопытство и... решение ОБЯЗАТЕЛЬНО отвоевать сердце этой таинственной красавицы.

 

ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

 

Пишу и улыбаюсь... какой? - любой!

Чем могла я отвоевать её сердце? Учебой своей? Да, таких как я отличниц... полшколы...

 

Шанса не было. Никакого.

И я решила покорить её… своей необычностью...

 

Так и вышло...

 

Те, кто знаком с деревенской жизнью, особенно в те, шестидесятые годы, знают, что в деревнях люди скромные, стесняющиеся всякого и всего.

 

Я оказалась другой.

Помню, как она, моя учительница-королева,  преподнесла мне урок сдержанности и "не выпячивания".

 

...Писали контрольное сочинение...

Естественно я старалась написать лучше и быстрее всех.

И, не успев поставить последнюю точку на листке, вскочила и закричала с места: "я закончила!". При этом опрокинула чернильницу на тетрадь.

 Наверное, надо было извиниться, и заплакать.

 А я... "Я сейчас еще напишу. И быстрее всех!"

На что мне она терпеливо, вполголоса, без улыбки сказала:" Садись спокойно, тут есть те, кто быстрее тебя написали и не хуже!".

 

Это было... оплеухой...

 

Мне показалось, она меня ненавидит...

 

Что было делать? КАК мне дальше жить-быть? (С моими-то комплексами, из-за которых я и выпячивалась, доказывая,  прежде всего себе, затем - всем: " и я чего-то стою!")

 

Не знаю. Наверное, нормальный ребенок «закрылся» бы навсегда...

Я же... яростно старалась завоевать "первенство" в её сердце...

 

Время шло. Мне казалось, она меня не замечает. Точнее, замечает настолько, насколько всех. Между тем, я ловила её  каждое слово, каждое движение, каждую мимику и жестикуляцию. Ловила и... тщательно копила в тайниках своей Души, чтобы... когда-то говорить также, двигаться также, улыбаться также,  жестикулировать также...

Но все это я делала на подсознательном уровне,  что в последствии - дало свои плоды...

 

Спустя много лет, брат мой, кто также учился в нашей школе, сказал, что я больше похожа интонацией, манерами на ТУ учительницу, нежели на нашу маму...

 

Забегая вперед, скажу: до сей поры мы с моей учительницей лучшие друзья.

 БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ!

 Настолько близкие, что ОНА, преодолевая расстояния, границы и многое другое,  приехала на свадьбу моего единственного сына, чтобы увидеть мои счастливые глаза...

 

(Она была рядом и тогда, когда эти глаза заливали слезы горя...)

 

И это - сквозь... тысячи километров расстояния ВСЯКИХ трудностей...

 

А самое трогательное  для меня то, что общаясь по скайпу, совсем недавно она сделала мне признание:

 

- Я не хотела приходить на работу в те дни, когда тебя не было в школе... Класс казался мне... пустым...

 

Её зовут Аветисян-Мовсисян Луизвиль Гургеновна – моя учительница армянского языка и литературы.

Человек-педагог-учитель, благодаря которой я узнала цену СЛОВА.(На любом языке!)

 

СЕГОДНЯ ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

 

(Видите? Права была я в первых строках миниатюры-рассказа...

 Разве ТАК пишут, так поздравляют?

Оправдание:  лишь волнение моё - любимым трудно говорить-писать о любви своей...)

 

С ДЕМ РОЖДЕНИЯ, РОДНОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК!

От имени всех учеников Ваших, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

Долгие лета Вам и лучезарной улыбки Вашим умным и красивым глазам, hаргели* Луиза!

 

---

*hаргели(арм.)- уважаемая(обращение к учителям в армянских школах Абхазии)

© Copyright: Роза Хастян, 2014

Регистрационный номер №0205672

от 1 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0205672 выдан для произведения:

Почему-то всегда трудно говорить и писать о любимых людях.

Странное чувство овладевает тобой, когда возникает острая внутренняя необходимость признаться в любви... именно им... самым, самым...

Это состояние особого волнения, похожее на то, когда взрослый доверяет ребенку очень серьезное дело и ребенок рад бы выполнить его "на пять с плюсом", но ужасно боится что-то не так сделать и "разбить" драгоценное доверие...

 

Вот я сейчас также волнуюсь...

Волнуюсь, как ученица старших классов, которой, ну, просто кровь из носу, но надо написать сочинение на "пять с плюсом", чтобы... чтобы... УЧИТЕЛЬНИЦА моя, прочитав, не оценивала его по обычной оценивающей школьной шкале, а прослезилась... от счастья...

 

Сто лет назад, когда я перешла в пятый класс, очень-очень волновалась... и не хотела расставаться с учительницей начальных классов, которую успела полюбить как маму свою, потому что она обращалась к нам ко всем не иначе, как "баликс", что означает "дитятко моё". И слово это она произносила ТАК ласково, что нельзя было не верить ей... К тому же, я была  ребенком, которая просто таяла от любого доброго слова...

Есть такая "слабость"- тянусь к доброте, как подсолнух к солнцу. И уже не отрываюсь от солнца ничем! Ни ветром, ни дождями, ни ураганом... Оно остается во мне навсегда...

 

И, зная о хрупкости моего эмоционального мира, моя мудрая учительница начальных классов решила загодя познакомить меня с классной руководительницей пятого класса, конечно же, наверное(!), предварительно рассказав ей о моих "странностях" с привязанностью...

 

- Вот она, моя отличница... - показывает она меня, худую, бледную девочку... красивой молодой девушке, внешний вид которой ничем не отличался от тех принцесс, о которых я читала в сказках и представляла себе...

Раньше я таких красивых и обаятельных девушек-женщин не видела в деревне. Наверняка, были и другие красавицы, даже в той же деревенской школе, но ТАК… не держался никто...

 

Первое, что приковало мой взгляд, была её улыбка... В той улыбке  - некая таинственность, которую я своим детским сердечком "расшифровала" так: "Ну... посмотрим!"

 

Не могу знать, ЧТО говорил ЕЙ мой взгляд, но я продолжала разглядывать её... Да, она была очень красивой... но такой далёкой... не то, что моя первая учительница, которая никак не отпускала моя хрупкие плечи и продолжала меня "рекламировать"...

 

- Смотри, смотри какие у неё косы! Это в десять-то лет!

 

Боже! Зачем этой КОРОЛЕВЕ мои косы? Какими бы они ни были! А косы мои... действительно стоили того, чтобы о них сказать пару слов: копна моих рыжих кучерявых волос была бедой моей мамы и братьев, которые были вынуждены их расчесывать и заплетать каждое утро перед школой. И  гордостью моего папы, который после школы распускал их и любовался ими, покрывающие половину меня так, что из-под них торчали лишь худые  ноги...

 

...Я продолжала снизу вверх разглядывать будущую учительницу...

 

Сейчас, когда пишу эти строки, пытаюсь воспроизвести свои тогдашние эмоции...

Вспышки любви не было. Но не было и осторожности. Было любопытство и... решение ОБЯЗАТЕЛЬНО отвоевать сердце этой таинственной красавицы.

 

ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

 

Пишу и улыбаюсь... какой? - любой!

Чем могла я отвоевать её сердце? Учебой своей? Да, таких как я отличниц... полшколы...

 

Шанса не было. Никакого.

И я решила покорить её… своей необычностью...

 

Так и вышло...

 

Те, кто знаком с деревенской жизнью, особенно в те, шестидесятые годы, знают, что в деревнях люди скромные, стесняющиеся всякого и всего.

 

Я оказалась другой.

Помню, как она, моя учительница-королева,  преподнесла мне урок сдержанности и "не выпячивания".

 

...Писали контрольное сочинение...

Естественно я старалась написать лучше и быстрее всех.

И, не успев поставить последнюю точку на листке, вскочила и закричала с места: "я закончила!". При этом опрокинула чернильницу на тетрадь.

 Наверное, надо было извиниться, и заплакать.

 А я... "Я сейчас еще напишу. И быстрее всех!"

На что мне она терпеливо, вполголоса, без улыбки сказала:" Садись спокойно, тут есть те, кто быстрее тебя написали и не хуже!".

 

Это было... оплеухой...

 

Мне показалось, она меня ненавидит...

 

Что было делать? КАК мне дальше жить-быть? (С моими-то комплексами, из-за которых я и выпячивалась, доказывая,  прежде всего себе, затем - всем: " и я чего-то стою!")

 

Не знаю. Наверное, нормальный ребенок «закрылся» бы навсегда...

Я же... яростно старалась завоевать "первенство" в её сердце...

 

Время шло. Мне казалось, она меня не замечает. Точнее, замечает настолько, насколько всех. Между тем, я ловила её  каждое слово, каждое движение, каждую мимику и жестикуляцию. Ловила и... тщательно копила в тайниках своей Души, чтобы... когда-то говорить также, двигаться также, улыбаться также,  жестикулировать также...

Но все это я делала на подсознательном уровне,  что в последствии - дало свои плоды...

 

Спустя много лет, брат мой, кто также учился в нашей школе, сказал, что я больше похожа интонацией, манерами на ТУ учительницу, нежели на нашу маму...

 

Забегая вперед, скажу: до сей поры мы с моей учительницей лучшие друзья.

 БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ!

 Настолько близкие, что ОНА, преодолевая расстояния, границы и многое другое,  приехала на свадьбу моего единственного сына, чтобы увидеть мои счастливые глаза...

 

(Она была рядом и тогда, когда эти глаза заливали слезы горя...)

 

И это - сквозь... тысячи километров расстояния ВСЯКИХ трудностей...

 

А самое трогательное  для меня то, что общаясь по скайпу, совсем недавно она сделала мне признание:

 

- Я не хотела приходить на работу в те дни, когда тебя не было в школе... Класс казался мне... пустым...

 

Её зовут Аветисян-Мовсисян Луизвиль Гургеновна – моя учительница армянского языка и литературы.

Человек-педагог-учитель, благодаря которой я знаю цену СЛОВА.

 

СЕГОДНЯ ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

 

(Видите? Права была я в первых строках миниатюры-рассказа...

 Разве ТАК пишут, так поздравляют?

Оправдание:  лишь волнение моё - любимым трудно говорить-писать о любви своей...)

 

С ДЕМ РОЖДЕНИЯ, РОДНОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК!

От имени всех учеников Ваших, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

Долгие лета Вам и лучезарной улыбки Вашим умным и красивым глазам, hаргели* Луиза!

 

---

*hаргели(арм.)- уважаемая(обращение к учителям в армянских школах Абхазии)

Рейтинг: +1 247 просмотров
Комментарии (1)
Серов Владимир # 1 апреля 2014 в 08:50 0
Нет слов. молчу. 38