ГлавнаяВся прозаМалые формыРассказы → С днем рождения, уважаемая

С днем рождения, уважаемая

1 апреля 2014 - Роза Хастян
article205672.jpg

Почему-то всегда трудно говорить и писать о любимых людях.

Странное чувство овладевает тобой, когда возникает острая внутренняя необходимость признаться в любви... именно им... самым, самым...

Это состояние особого волнения, похожее на то, когда взрослый доверяет ребенку очень серьезное дело и ребенок рад бы выполнить его "на пять с плюсом", но ужасно боится что-то не так сделать и "разбить" драгоценное доверие...

 

Вот я сейчас так же волнуюсь...

Волнуюсь, как ученица старших классов, которой, ну, просто кровь из носу, но надо написать сочинение на "пять с плюсом", чтобы... чтобы... УЧИТЕЛЬНИЦА моя, прочитав, не оценивала его по обычной оценивающей школьной шкале, а прослезилась... от счастья...

 

Сто лет назад, когда я перешла в пятый класс, очень-очень волновалась... и не хотела расставаться с учительницей начальных классов, которую успела полюбить как маму свою, потому что она обращалась к нам ко всем не иначе, как "баликс", что означает "дитятко моё". И слово это она произносила ТАК ласково, что нельзя было не верить ей... К тому же, я была  ребенком, которая просто таяла от любого доброго слова...

Есть такая "слабость"- тянусь к доброте, как подсолнух к солнцу. И уже не отрываюсь от солнца ничем! Ни ветром, ни дождями, ни ураганом... Оно остается во мне навсегда...

 

И, зная о хрупкости моего эмоционального мира, моя мудрая учительница начальных классов решила загодя познакомить меня с классной руководительницей пятого класса, конечно же, наверное(!), предварительно рассказав ей о моих "странностях" с привязанностью...

 

- Вот она, моя отличница... - показывает она меня, худую, бледную девочку... красивой молодой девушке, внешний вид которой ничем не отличался от тех принцесс, о которых я читала в сказках и представляла себе...

Раньше я таких красивых и обаятельных девушек-женщин не видела в деревне. Наверняка, были и другие красавицы, даже в той же деревенской школе, но ТАК… не держался никто...

 

Первое, что приковало мой взгляд, была её улыбка... В той улыбке  - некая таинственность, которую я своим детским сердечком "расшифровала" так: "Ну... посмотрим!"

 

Не могу знать, ЧТО говорил ЕЙ мой взгляд, но я продолжала разглядывать её... Да, она была очень красивой... но такой далёкой... не то, что моя первая учительница, которая никак не отпускала мои хрупкие плечи и продолжала меня "рекламировать"...

 

- Смотри, смотри какие у неё косы! Это в десять-то лет!

 

Боже! Зачем этой КОРОЛЕВЕ мои косы? Какими бы они ни были! А косы мои... действительно стоили того, чтобы о них сказать пару слов: копна моих рыжих кучерявых волос была бедой моей мамы и братьев, которые были вынуждены их расчесывать и заплетать каждое утро перед школой. И  гордостью моего папы, который после школы распускал их и любовался ими, покрывающие половину меня так, что из-под них торчали лишь худые  ноги...

 

...Я продолжала снизу вверх разглядывать будущую учительницу...

 

Сейчас, когда пишу эти строки, пытаюсь воспроизвести свои тогдашние эмоции...

Вспышки любви не было. Но не было и осторожности. Было любопытство и... решение ОБЯЗАТЕЛЬНО отвоевать сердце этой таинственной красавицы.

 

ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

 

Пишу и улыбаюсь... какой? - любой!

Чем могла я отвоевать её сердце? Учебой своей? Да, таких как я отличниц... полшколы...

 

Шанса не было. Никакого.

И я решила покорить её… своей необычностью...

 

Так и вышло...

 

Те, кто знаком с деревенской жизнью, особенно в те, шестидесятые годы, знают, что в деревнях люди скромные, стесняющиеся всякого и всего.

 

Я оказалась другой.

Помню, как она, моя учительница-королева,  преподнесла мне урок сдержанности и "не выпячивания".

 

...Писали контрольное сочинение...

Естественно я старалась написать лучше и быстрее всех.

И, не успев поставить последнюю точку на листке, вскочила и закричала с места: "я закончила!". При этом опрокинула чернильницу на тетрадь.

 Наверное, надо было извиниться, и заплакать.

 А я... "Я сейчас еще напишу. И быстрее всех!"

На что мне она терпеливо, вполголоса, без улыбки сказала:" Садись спокойно, тут есть те, кто быстрее тебя написали и не хуже!".

 

Это было... оплеухой...

 

Мне показалось, она меня ненавидит...

 

Что было делать? КАК мне дальше жить-быть? (С моими-то комплексами, из-за которых я и выпячивалась, доказывая,  прежде всего себе, затем - всем: " и я чего-то стою!")

 

Не знаю. Наверное, нормальный ребенок «закрылся» бы навсегда...

Я же... яростно старалась завоевать "первенство" в её сердце...

 

Время шло. Мне казалось, она меня не замечает. Точнее, замечает настолько, насколько всех. Между тем, я ловила её  каждое слово, каждое движение, каждую мимику и жестикуляцию. Ловила и... тщательно копила в тайниках своей Души, чтобы... когда-то говорить также, двигаться также, улыбаться также,  жестикулировать также...

Но все это я делала на подсознательном уровне,  что в последствии - дало свои плоды...

 

Спустя много лет, брат мой, кто также учился в нашей школе, сказал, что я больше похожа интонацией, манерами на ТУ учительницу, нежели на нашу маму...

 

Забегая вперед, скажу: до сей поры мы с моей учительницей лучшие друзья.

 БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ!

 Настолько близкие, что ОНА, преодолевая расстояния, границы и многое другое,  приехала на свадьбу моего единственного сына, чтобы увидеть мои счастливые глаза...

 

(Она была рядом и тогда, когда эти глаза заливали слезы горя...)

 

И это - сквозь... тысячи километров расстояния ВСЯКИХ трудностей...

 

А самое трогательное  для меня то, что общаясь по скайпу, совсем недавно она сделала мне признание:

 

- Я не хотела приходить на работу в те дни, когда тебя не было в школе... Класс казался мне... пустым...

 

Её зовут Аветисян-Мовсисян Луизвиль Гургеновна – моя учительница армянского языка и литературы.

Человек-педагог-учитель, благодаря которой я узнала цену СЛОВА.(На любом языке!)

 

СЕГОДНЯ ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

 

(Видите? Права была я в первых строках миниатюры-рассказа...

 Разве ТАК пишут, так поздравляют?

Оправдание:  лишь волнение моё - любимым трудно говорить-писать о любви своей...)

 

С ДЕМ РОЖДЕНИЯ, РОДНОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК!

От имени всех учеников Ваших, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

Долгие лета Вам и лучезарной улыбки Вашим умным и красивым глазам, hаргели* Луиза!

 

---

*hаргели(арм.)- уважаемая(обращение к учителям в армянских школах Абхазии)

© Copyright: Роза Хастян, 2014

Регистрационный номер №0205672

от 1 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0205672 выдан для произведения:

Почему-то всегда трудно говорить и писать о любимых людях.

Странное чувство овладевает тобой, когда возникает острая внутренняя необходимость признаться в любви... именно им... самым, самым...

Это состояние особого волнения, похожее на то, когда взрослый доверяет ребенку очень серьезное дело и ребенок рад бы выполнить его "на пять с плюсом", но ужасно боится что-то не так сделать и "разбить" драгоценное доверие...

 

Вот я сейчас также волнуюсь...

Волнуюсь, как ученица старших классов, которой, ну, просто кровь из носу, но надо написать сочинение на "пять с плюсом", чтобы... чтобы... УЧИТЕЛЬНИЦА моя, прочитав, не оценивала его по обычной оценивающей школьной шкале, а прослезилась... от счастья...

 

Сто лет назад, когда я перешла в пятый класс, очень-очень волновалась... и не хотела расставаться с учительницей начальных классов, которую успела полюбить как маму свою, потому что она обращалась к нам ко всем не иначе, как "баликс", что означает "дитятко моё". И слово это она произносила ТАК ласково, что нельзя было не верить ей... К тому же, я была  ребенком, которая просто таяла от любого доброго слова...

Есть такая "слабость"- тянусь к доброте, как подсолнух к солнцу. И уже не отрываюсь от солнца ничем! Ни ветром, ни дождями, ни ураганом... Оно остается во мне навсегда...

 

И, зная о хрупкости моего эмоционального мира, моя мудрая учительница начальных классов решила загодя познакомить меня с классной руководительницей пятого класса, конечно же, наверное(!), предварительно рассказав ей о моих "странностях" с привязанностью...

 

- Вот она, моя отличница... - показывает она меня, худую, бледную девочку... красивой молодой девушке, внешний вид которой ничем не отличался от тех принцесс, о которых я читала в сказках и представляла себе...

Раньше я таких красивых и обаятельных девушек-женщин не видела в деревне. Наверняка, были и другие красавицы, даже в той же деревенской школе, но ТАК… не держался никто...

 

Первое, что приковало мой взгляд, была её улыбка... В той улыбке  - некая таинственность, которую я своим детским сердечком "расшифровала" так: "Ну... посмотрим!"

 

Не могу знать, ЧТО говорил ЕЙ мой взгляд, но я продолжала разглядывать её... Да, она была очень красивой... но такой далёкой... не то, что моя первая учительница, которая никак не отпускала моя хрупкие плечи и продолжала меня "рекламировать"...

 

- Смотри, смотри какие у неё косы! Это в десять-то лет!

 

Боже! Зачем этой КОРОЛЕВЕ мои косы? Какими бы они ни были! А косы мои... действительно стоили того, чтобы о них сказать пару слов: копна моих рыжих кучерявых волос была бедой моей мамы и братьев, которые были вынуждены их расчесывать и заплетать каждое утро перед школой. И  гордостью моего папы, который после школы распускал их и любовался ими, покрывающие половину меня так, что из-под них торчали лишь худые  ноги...

 

...Я продолжала снизу вверх разглядывать будущую учительницу...

 

Сейчас, когда пишу эти строки, пытаюсь воспроизвести свои тогдашние эмоции...

Вспышки любви не было. Но не было и осторожности. Было любопытство и... решение ОБЯЗАТЕЛЬНО отвоевать сердце этой таинственной красавицы.

 

ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

 

Пишу и улыбаюсь... какой? - любой!

Чем могла я отвоевать её сердце? Учебой своей? Да, таких как я отличниц... полшколы...

 

Шанса не было. Никакого.

И я решила покорить её… своей необычностью...

 

Так и вышло...

 

Те, кто знаком с деревенской жизнью, особенно в те, шестидесятые годы, знают, что в деревнях люди скромные, стесняющиеся всякого и всего.

 

Я оказалась другой.

Помню, как она, моя учительница-королева,  преподнесла мне урок сдержанности и "не выпячивания".

 

...Писали контрольное сочинение...

Естественно я старалась написать лучше и быстрее всех.

И, не успев поставить последнюю точку на листке, вскочила и закричала с места: "я закончила!". При этом опрокинула чернильницу на тетрадь.

 Наверное, надо было извиниться, и заплакать.

 А я... "Я сейчас еще напишу. И быстрее всех!"

На что мне она терпеливо, вполголоса, без улыбки сказала:" Садись спокойно, тут есть те, кто быстрее тебя написали и не хуже!".

 

Это было... оплеухой...

 

Мне показалось, она меня ненавидит...

 

Что было делать? КАК мне дальше жить-быть? (С моими-то комплексами, из-за которых я и выпячивалась, доказывая,  прежде всего себе, затем - всем: " и я чего-то стою!")

 

Не знаю. Наверное, нормальный ребенок «закрылся» бы навсегда...

Я же... яростно старалась завоевать "первенство" в её сердце...

 

Время шло. Мне казалось, она меня не замечает. Точнее, замечает настолько, насколько всех. Между тем, я ловила её  каждое слово, каждое движение, каждую мимику и жестикуляцию. Ловила и... тщательно копила в тайниках своей Души, чтобы... когда-то говорить также, двигаться также, улыбаться также,  жестикулировать также...

Но все это я делала на подсознательном уровне,  что в последствии - дало свои плоды...

 

Спустя много лет, брат мой, кто также учился в нашей школе, сказал, что я больше похожа интонацией, манерами на ТУ учительницу, нежели на нашу маму...

 

Забегая вперед, скажу: до сей поры мы с моей учительницей лучшие друзья.

 БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ!

 Настолько близкие, что ОНА, преодолевая расстояния, границы и многое другое,  приехала на свадьбу моего единственного сына, чтобы увидеть мои счастливые глаза...

 

(Она была рядом и тогда, когда эти глаза заливали слезы горя...)

 

И это - сквозь... тысячи километров расстояния ВСЯКИХ трудностей...

 

А самое трогательное  для меня то, что общаясь по скайпу, совсем недавно она сделала мне признание:

 

- Я не хотела приходить на работу в те дни, когда тебя не было в школе... Класс казался мне... пустым...

 

Её зовут Аветисян-Мовсисян Луизвиль Гургеновна – моя учительница армянского языка и литературы.

Человек-педагог-учитель, благодаря которой я знаю цену СЛОВА.

 

СЕГОДНЯ ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

 

(Видите? Права была я в первых строках миниатюры-рассказа...

 Разве ТАК пишут, так поздравляют?

Оправдание:  лишь волнение моё - любимым трудно говорить-писать о любви своей...)

 

С ДЕМ РОЖДЕНИЯ, РОДНОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК!

От имени всех учеников Ваших, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

 

Долгие лета Вам и лучезарной улыбки Вашим умным и красивым глазам, hаргели* Луиза!

 

---

*hаргели(арм.)- уважаемая(обращение к учителям в армянских школах Абхазии)

Рейтинг: +1 295 просмотров
Комментарии (1)
Серов Владимир # 1 апреля 2014 в 08:50 0
Нет слов. молчу. 38
Популярная проза за месяц
117
116
113
111
107
100
96
92
91
90
88
82
81
79
78
77
73
72
70
69
68
66
64
64
63
61
58
57
56
54