ГлавнаяВся прозаМалые формыРассказы → ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1 декабря 2012 - Татьяна Виноградова
article98193.jpg

 

Когда я старательно училась в первом классе, мудрая учительница Тамара Наумовна, давно уже будучи на пенсии, но, все еще работая, грамотно навязала мне в подшефные одного придурковатого одноклассника, разгильдяя Андрюшку Башмакова. Ее слова «Ты, Таня, отличница, с тобой он подтянется», произвели на меня слишком сильное впечатление, а кажущееся чувство, что мне в руки передают "чью-то судьбу" и я теперь за нее в ответе - как-то даже согревало. И вот какая была у него фамилия - такой был и он сам. Нет, я не против башмаков, как обуви, но, те мои детские ассоциации, почему-то, были не очень приятными. Вечно обслюнявленные и от этого вечно блестящие его губы бесили меня. Рот был приоткрыт всегда, даже если в данный момент из него не доносились слова, что было редкостью, а улыбка никогда не сходила с влажных губ. Школьная форма «сидела» на Андюшке смешно. Костюм казался чем-то чужеродным, абсолютно не подходящим для его нелепой и свободолюбивой натуры. .Длинные штанины болтались по асфальту, а ранец, набитый черт знает чем, тянул вниз и за спину его никогда не застегивающийся пиджак.


Но при всех явных минусах моего подшефного я извлекала из него один очень большой плюс. До тех пор, пока я не заимела свой велосипед, мой непутевый одноклассник, не всегда правда, по своей воле, давал мне покататься свою красную новенькую КАМУ. Процесс передачи вЕлика в мое временное пользование приводил меня буквально в восторг, во всех его девчачьих проявлениях. Андрюшкин папа, маленький пузатенький и лысый, в растянутых трико и серой майке, выносил нам красную новенькую КАМУ, спуская ее с 4го этажа, и всегда говорил:
- Андрей, Таня будет кататься первой. Девочкам надо уступать…И пусть катается долго…А ты – потом…
Уже в который раз, не увидев на лице Андрюшки явного согласия, я с довольным видом садилась на велик и мчалась вокруг дома. Каждый раз, вновь поравнявшись с подшефным, я, вопреки всем его ожиданиям, проезжала мимо.. Вероятно, тогда я именно так и представляла себе всю силу и дальнейший эффект моих воспитательных мероприятий. В эти моменты я сполна платила ему своей горячей взаимностью за его гадкие нередкие выходки. Но о них чуть позже. Андрюшка очень боялся отца, /тот лупил его, как сидорову козу/, и повторения этих трогательных моментов теплого общения с отцом, явно, не хотел. Поэтому, глядя на меня, как мышь на крупу, он сидел, насупившись, смиренно дожидаясь своей очереди, но все же, не возмущался.

Семья Башмаковых была достаточно обычной и добропорядочной. Отец – военный. Мать – повар, всегда откликалась на просьбы учительницы и приходила к нам на урок труда, старательно показывая, как делать винегрет. В оставшееся в конце урока свободное время она устраивала импровизированные викторины, на ходу придумывая условия и призы. Мы сидели за партами, закрыв глаза, а она клала в рот каждому кусочек того или иного овоща, и нужно было угадать – кто что съел. Класс взрывался смехом и криками, когда кому-то вместо сладкой свеклы доставался казавшийся тогда жутко злым, лук. То ли время тогда, в том далеком 85-м , было другое, то ли люди – другие, но от всего этого было так тепло на душе. Тепло и мирно.
Андрюшкин папаня проникся ко мне трогательной, схожей с отцовской, любовью, и даже тогда, когда Андрюшку ссылали к бабушке, я могла смело прийти, позвонить в дверь их квартиры, и попросить велосипед. Мой статус Шефини делал свое дело, опекала я добросовестно, и, заработав некоторый авторитет за одну учебную четверть первого класса, я уже стояла под дверью квартиры Башмаковых и поднявшись на носочки, тянулась к кнопке звонка. Открыв дверь и быстро вступив в растоптанные кожаные тапки, отец Андрюшки подхватил КАМУ и направился вниз. Выйдя из подъезда, он поставил велик на асфальт, посмотрел на меня своими такими же маленькими, как и он, сам, блестящими серыми глазками, и сказал:
-Ты, Таня, не смотри, что Андрюшка наш разгильдяй и учится на тройки. За то он, может быть, человеком хорошим станет. Спасибо тебе, что помогаешь ему с уроками, не бросаешь, и вообще…/авт. - как будто у меня был выбор/
Я стояла и быстро соображала, кто это такой, тот Хороший Человек, и КАКИМ он будет ПОТОМ, если СЕЙЧАС его олицетворяет Андрюшка. Еще одна мысль, которая НИКАК не могла улечься в моих детских мозгах и наивных представлениях – это То, КАК можно КЕМ ТО стать, учась на тройки.

 
***

В один из дней я проснулась очень рано. Предстоял первый урок «Чтение», и мы с Андрюшкой участвовали в чтении рассказа по ролям. Наши дома были рядом, и, как всегда, выйдя заранее, я стала ждать, чтобы вместе ехать в школу. Нам приходилось ездить в город, за пределы военного городка. И вот знакомый образ, все с той же, не сходящей с влажных губ, улыбкой, вывалился, наконец, из дверей своего подъезда. По дороге, перебив его болтовню, я решила спросить:
- Андрюшка, ты читал рассказ дома? Свою роль помнишь?
- Ну, читал… - недовольно буркнул он знакомую фразу, уже наверняка зная что будет дальше. Лицо его скисло, весь прежний оптимизм вдруг куда-то делся, брови встали "домиком", темп шагов как-то замедлился.

- НУ читал или Читал? – не отставала я. Вероятно, любовь к точным формулировкам и желание привязываться к словам уже тогда во мне «рождались». Но, видя, что автобус разворачивается на площадке, и вот-вот отъедет, я оставила эту тему. Мы подбежали к остановке. Мое постоянное желание подгонять и поторапливать соседа по парте не исчезло и в этот раз. Старый желтый ЛИАЗ с номером «4» подмигнул нам фарами, и, пропустив Андрюшку вперед, я вбежала в автобус следом. Водитель, по каким-то причинам еще не закрыл двери, и тут мой подшефный вдруг резво выскочил на улицу. Прыгая возле ступенек, но уже на улице, он улыбался мне буквально всей душой, все те же влажные губы расплылись в широкой улыбке, вызывая во мне лютую ненависть. Башмакова вдруг охватила одному ему понятная дебильная радость, а меня – одной мне понятная паника. Мне уже тогда, в 8 лет, было непонятно – как можно ВСЕГДА быть радостным и беззаботным. Как можно НИКОГДА ни о чем не переживать, в том числе и о своей роли в чтении по ролям. Видя, что мы уже итак опаздываем на первый урок, я стала просить его вернуться. Но тот живо прыгал и даже не думал возвращаться. В итоге, уговорами и обещаниями мне удалось заманить его в автобус. И те несколько минут показались мне вечностью.
В школу мы в итоге конечно опоздали. В чтении по ролям мне так и не удалось поучаствовать, всё прошло без нас. А ведь я так старательно учила свою роль….

 

© Copyright: Татьяна Виноградова, 2012

Регистрационный номер №0098193

от 1 декабря 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0098193 выдан для произведения:

 

Когда я старательно училась в первом классе, мудрая учительница Тамара Наумовна, давно уже будучи на пенсии, но, все еще работая, грамотно навязала мне в подшефные одного придурковатого одноклассника, разгильдяя Андрюшку Башмакова. Ее слова «Ты, Таня, отличница, с тобой он подтянется», произвели на меня слишком сильное впечатление, а кажущееся чувство, что мне в руки передают "чью-то судьбу" и я теперь за нее в ответе - как-то даже согревало. И вот какая была у него фамилия - такой был и он сам. Нет, я не против башмаков, как обуви, но, те мои детские ассоциации, почему-то, были не очень приятными. Вечно обслюнявленные и от этого вечно блестящие его губы бесили меня. Рот был приоткрыт всегда, даже если в данный момент из него не доносились слова, что было редкостью, а улыбка никогда не сходила с влажных губ. Школьная форма «сидела» на Андюшке смешно. Костюм казался чем-то чужеродным, абсолютно не подходящим для его нелепой и свободолюбивой натуры. .Длинные штанины болтались по асфальту, а ранец, набитый черт знает чем, тянул вниз и за спину его никогда не застегивающийся пиджак.


Но при всех явных минусах моего подшефного я извлекала из него один очень большой плюс. До тех пор, пока я не заимела свой велосипед, мой непутевый одноклассник, не всегда правда, по своей воле, давал мне покататься свою красную новенькую КАМУ. Процесс передачи вЕлика в мое временное пользование приводил меня буквально в восторг, во всех его девчачьих проявлениях. Андрюшкин папа, маленький пузатенький и лысый, в растянутых трико и серой майке, выносил нам красную новенькую КАМУ, спуская ее с 4го этажа, и всегда говорил:
- Андрей, Таня будет кататься первой. Девочкам надо уступать…И пусть катается долго…А ты – потом…
Уже в который раз, не увидев на лице Андрюшки явного согласия, я с довольным видом садилась на велик и мчалась вокруг дома. Каждый раз, вновь поравнявшись с подшефным, я, вопреки всем его ожиданиям, проезжала мимо.. Вероятно, тогда я именно так и представляла себе всю силу и дальнейший эффект моих воспитательных мероприятий. В эти моменты я сполна платила ему своей горячей взаимностью за его гадкие нередкие выходки. Но о них чуть позже. Андрюшка очень боялся отца, /тот лупил его, как сидорову козу/, и повторения этих трогательных моментов теплого общения с отцом, явно, не хотел. Поэтому, глядя на меня, как мышь на крупу, он сидел, насупившись, смиренно дожидаясь своей очереди, но все же, не возмущался.

Семья Башмаковых была достаточно обычной и добропорядочной. Отец – военный. Мать – повар, всегда откликалась на просьбы учительницы и приходила к нам на урок труда, старательно показывая, как делать винегрет. В оставшееся в конце урока свободное время она устраивала импровизированные викторины, на ходу придумывая условия и призы. Мы сидели за партами, закрыв глаза, а она клала в рот каждому кусочек того или иного овоща, и нужно было угадать – кто что съел. Класс взрывался смехом и криками, когда кому-то вместо сладкой свеклы доставался казавшийся тогда жутко злым, лук. То ли время тогда, в том далеком 85-м , было другое, то ли люди – другие, но от всего этого было так тепло на душе. Тепло и мирно.
Андрюшкин папаня проникся ко мне трогательной, схожей с отцовской, любовью, и даже тогда, когда Андрюшку ссылали к бабушке, я могла смело прийти, позвонить в дверь их квартиры, и попросить велосипед. Мой статус Шефини делал свое дело, опекала я добросовестно, и, заработав некоторый авторитет за одну учебную четверть первого класса, я уже стояла под дверью квартиры Башмаковых и поднявшись на носочки, тянулась к кнопке звонка. Открыв дверь и быстро вступив в растоптанные кожаные тапки, отец Андрюшки подхватил КАМУ и направился вниз. Выйдя из подъезда, он поставил велик на асфальт, посмотрел на меня своими такими же маленькими, как и он, сам, блестящими серыми глазками, и сказал:
-Ты, Таня, не смотри, что Андрюшка наш разгильдяй и учится на тройки. За то он, может быть, человеком хорошим станет. Спасибо тебе, что помогаешь ему с уроками, не бросаешь, и вообще…/авт. - как будто у меня был выбор/
Я стояла и быстро соображала, кто это такой, тот Хороший Человек, и КАКИМ он будет ПОТОМ, если СЕЙЧАС его олицетворяет Андрюшка. Еще одна мысль, которая НИКАК не могла улечься в моих детских мозгах и наивных представлениях – это То, КАК можно КЕМ ТО стать, учась на тройки.

 



***

В один из дней я проснулась очень рано. Предстоял первый урок «Чтение», и мы с Андрюшкой участвовали в чтении рассказа по ролям. Наши дома были рядом, и, как всегда, выйдя заранее, я стала ждать, чтобы вместе ехать в школу. Нам приходилось ездить в город, за пределы военного городка. И вот знакомый образ, все с той же, не сходящей с влажных губ, улыбкой, вывалился, наконец, из дверей своего подъезда. По дороге, перебив его болтовню, я решила спросить:
- Андрюшка, ты читал рассказ дома? Свою роль помнишь?
- Ну, читал… - недовольно буркнул он знакомую фразу, уже наверняка зная что будет дальше. Лицо его скисло, весь прежний оптимизм вдруг куда-то делся, брови встали "домиком", темп шагов как-то замедлился.

- НУ читал или Читал? – не отставала я. Вероятно, любовь к точным формулировкам и желание привязываться к словам уже тогда во мне «рождались». Но, видя, что автобус разворачивается на площадке, и вот-вот отъедет, я оставила эту тему. Мы подбежали к остановке. Мое постоянное желание подгонять и поторапливать соседа по парте не исчезло и в этот раз. Старый желтый ЛИАЗ с номером «4» подмигнул нам фарами, и, пропустив Андрюшку вперед, я вбежала в автобус следом. Водитель, по каким-то причинам еще не закрыл двери, и тут мой подшефный вдруг резво выскочил на улицу. Прыгая возле ступенек, но уже на улице, он улыбался мне буквально всей душой, все те же влажные губы расплылись в широкой улыбке, вызывая во мне лютую ненависть. Башмакова вдруг охватила одному ему понятная дебильная радость, а меня – одной мне понятная паника. Мне уже тогда, в 8 лет, было непонятно – как можно ВСЕГДА быть радостным и беззаботным. Как можно НИКОГДА ни о чем не переживать, в том числе и о своей роли в чтении по ролям. Видя, что мы уже итак опаздываем на первый урок, я стала просить его вернуться. Но тот живо прыгал и даже не думал возвращаться. В итоге, уговорами и обещаниями мне удалось заманить его в автобус. И те несколько минут показались мне вечностью.
В школу мы в итоге конечно опоздали. В чтении по ролям мне так и не удалось поучаствовать, всё прошло без нас. А ведь я так старательно учила свою роль….

 

Рейтинг: +13 1013 просмотров
Комментарии (34)
Игорь Кичапов # 1 декабря 2012 в 15:56 +4
А это уже серьезно. Виден характер..видно что вырастет именно ОТВЕТСТВЕННЫЙ человек.
Бедный Башмаков..)))))))))))
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 16:07 +6
Ой, да ладно! "Бедный..."..))
Я, можно сказать, ЧЕЛОВЕКА из него делала!..)))
Игорь Кичапов # 1 декабря 2012 в 16:50 +4
Потому я ему и сочувствую..)))))))))))))
Валентина Попова # 1 декабря 2012 в 16:17 +4
Это встреча двух границ "Глупости и грубости": понятийного человека, который сначала думает, а потом делает и чувственного человека, который живёт эмоциями (радости и беззаботности) и совсем не умеет думать. Трудно сделать шаг в свой Антимир. Понятийный человек рискует встретиться с великой глупостью, а чувственный - с жестокой грубостью. А для двоих, это достаточно жестокое ощущение проживания этих шагов навстречу друг другу.
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 18:35 +3
Так уж вышло, что в те годы я вряд ли анализировала так детально, но Башмаков все равно нравился.
Спасибо!
чудо Света # 1 декабря 2012 в 17:01 +4
Нравится этот рассказ. Такой характер у девочки, виден сразу! Наверное Ответственность - станет ее кредо в жизни. 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 18:34 +3
Спасибо за прочтение!
sneg
Андрей Канавщиков # 1 декабря 2012 в 19:35 +2
Татьяна, ключевым в зарисовке мне показался показ откровенного, незамутнённого ничем, ликования Башмакова. Он просто живёт, просто идёт, куда глядят глаза, не заморачиваясь особо всякими "зачем" и "почему".
Как часто мы пытаемся быть очень умными, всё видеть и понимать, проводить сложные анализы, а кто-то рядом, без всяких философских обобщений вдруг этак залихватски промчится мимо и вперёд. И вот уже мы, такие умные и ответственные, знающие всё, чуть ли не завидуем этому чистому, незамутнённому инстинкту жить. Воистину многие знания умножают скорбь.
Очень глубокий и важный текст.
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 19:52 +3
Андрей, как и всегда у Вас, комментарий на порядки глубже того, к чему он ставится.
Что касается меня, то потребовалось много лет, чтобы понять, что не так уж и глупы те, кто старается чисто интуитивно жить проще, но к сожалению многим из тех, кто привык с детства быть ответственным и думать, уже не получится так жить. Но что делать, меняться уже не получится.
Моя благодарность Вам за глубокий анализ моей писанины, за понимание того, что хотела сказать.
0 # 21 декабря 2012 в 07:48 +2
Характер то, похоже, у Башмакова есть, а это уже хорошо! de6f60649f78d21ddc7718e8faec816e ...

Валентина.
Татьяна Виноградова # 21 декабря 2012 в 12:31 +2
Точно есть, Валентина!
Еще какой характер!)
спасибо!
30
Татьяна Андреева # 24 декабря 2012 в 06:31 +3
Вот из таких оболтусов и выходят хорошие руководители и предприниматели, и тут уже задаешься вопросом: "И кому нужны были эти пятерочные аттестаты?"
super
Татьяна Виноградова # 24 декабря 2012 в 06:33 +2
Есть такое, Таня.
Не удивлюсь, если Башмаков преуспел.
smile
Владимир Кулаев # 24 декабря 2012 в 07:30 +2
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЗДЕСЬ ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ НИ К ЧЕМУ.
ИНТЕРЕСЕН И САМ РАССКАЗ И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, НО МЫ ТУТ С ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БРОСАЕМСЯ ГЛУБОКО КОПАТЬ.
С УВАЖЕНИЕМ К АВТОРУ! 5min
Татьяна Виноградова # 24 декабря 2012 в 07:32 +2
С ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТВЕЧАЮ, ВЛАДИМИР - СПАСИБО!
smile
Лидия Гржибовская # 17 января 2013 в 08:18 +2
Как много хороших людей выростает из таких Башмаковых, мир вокруг нас разноцветен, и уже с детства, каждый его видит посвоему.
Хороший рассказ
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Татьяна Виноградова # 17 января 2013 в 08:56 +2
Вы правы, Лидия.
Спасибо!
elka
Валентина Егоровна Серёдкина # 22 февраля 2013 в 18:36 +1
rose Здравствуйте, rose Татьяна! rose
Интересный рассказ... Помогать друг другу конечно надо...
Я хочу сказать о другом... На мой взгляд, мальчики и девочки
не должны обучаться вместе... Всего самого добро...
С уважением, Валентина... 38
Татьяна Виноградова # 23 февраля 2013 в 13:33 +2
Приветствую, Валентина!
Мнение Ваше частично разделяю.
Спасибо!
с уважением.
sneg
Валентина Егоровна Серёдкина # 3 марта 2013 в 02:32 +1
soln Доброго времени, Татьяна!
Я, как раз, и говорю о той части, которую Вы
разделяете со мной, ибо категоричность в этом вопросе,
конечно же, не уместна. Спасибо за солидарность и общение...
С уважением и нежностью, Валентина... 38
Татьяна Виноградова # 3 марта 2013 в 08:56 +2
Взаимно, Валентина!
с искренним уважением, Татьяна
Халейг - скальд # 3 марта 2013 в 18:21 +2
Не только школьные уроки,
Нам надо в детстве выполнять,
Но и такие вот морОки,
Полезно тоже изучать ...
В жизни надо быть готовым,
К отвлекающим помехам,
В том числе к тупоголовым,
Неожиданным потехам ...
Татьяна Виноградова # 4 марта 2013 в 07:51 +3
Благодарю за отклик, Олег.
Верно, и от таких вот Башмаковых порой тоже никуда не деться. Это правда.
Борис Бельский # 17 апреля 2013 в 19:53 +3
Спасибо за хороший рассказ, читал, а сам вспоминал своих одноклассников в начальной школе.И у нас похожие персонажи были. 5min
Татьяна Виноградова # 17 апреля 2013 в 20:17 +2
Спасибо Вам, Борис.
Как же здОрово, когда есть, что вспомнить из детства.
30
Борис Кудряшов # 27 мая 2013 в 11:48 +2
Да, Татьяна, видать у вас сильный, волевой характер! super
Татьяна Виноградова # 29 мая 2013 в 06:52 +2
Есть немного, Борис))
Так каковы учителя были - пуд соли съела))
Спасибо Вам!
flower
Григорий Кипнис # 24 июля 2013 в 10:15 +2
Жизненный показ мудрой учительницы Тамары Наумовны,
увидевшей в первокласснице человечка сильной воли,
способной повлиять на парнишку-одноклассника...

И ещё мне понравилась
откровенная и сердечная БЛАГОДАРНОСТЬ отца Андрюшки,
увидевшего в 8-летней девочке Ответственную воспитательницу:
-Ты, Таня, не смотри, что Андрюшка наш разгильдяй и учится на тройки.
Зато он, может быть, человеком хорошим станет.
Спасибо тебе, что помогаешь ему с уроками, не бросаешь, и вообще…


Татьяна,за интересное повествование!
Татьяна Виноградова # 24 июля 2013 в 11:00 +2
Приветствую, Григорий!
Тамара Наумовна - одна из тех в жизни, кто на самом деле запал в душу.
это люди того замеса, сейчас, став взрослыми, мы это понимаем. Если ей было почти 60, когда мне было 8, то сейчас не исключаю, что и...

СПАСИБО!

c0137
Ирина Лейшгольд # 26 сентября 2013 в 22:15 +2
Очень славный рассказ! Спасибо, Танечка! Получила удовольствие.
smayliki-prazdniki-34
Татьяна Виноградова # 27 сентября 2013 в 08:04 +1
Ирина, рада, что мои воспоминания оказались приятными!
kissfor
Ирина Лейшгольд # 27 сентября 2013 в 16:43 +2
Очень уж девчушка на снимке хороша!
Рина ЛИТЛЕДИ # 25 января 2014 в 06:43 +1
Танюша, я впитывала каждое слово... я увидела воочию всю картину происходящего,...
даже образ отца до сих пор перед глазами.

МОЛОДЧИНА! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Татьяна Виноградова # 25 января 2014 в 07:55 +1
СПАСИБО ТЕБЕ, ИР!!!
elka
Популярная проза за месяц
117
116
113
111
107
100
96
92
91
90
88
82
81
79
78
77
73
72
70
69
68
66
64
64
63
61
58
57
56
54