ГлавнаяВся прозаМалые формыРассказы → ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1 декабря 2012 - Татьяна Виноградова
article98193.jpg

 

Когда я старательно училась в первом классе, мудрая учительница Тамара Наумовна, давно уже будучи на пенсии, но, все еще работая, грамотно навязала мне в подшефные одного придурковатого одноклассника, разгильдяя Андрюшку Башмакова. Ее слова «Ты, Таня, отличница, с тобой он подтянется», произвели на меня слишком сильное впечатление, а кажущееся чувство, что мне в руки передают "чью-то судьбу" и я теперь за нее в ответе - как-то даже согревало. И вот какая была у него фамилия - такой был и он сам. Нет, я не против башмаков, как обуви, но, те мои детские ассоциации, почему-то, были не очень приятными. Вечно обслюнявленные и от этого вечно блестящие его губы бесили меня. Рот был приоткрыт всегда, даже если в данный момент из него не доносились слова, что было редкостью, а улыбка никогда не сходила с влажных губ. Школьная форма «сидела» на Андюшке смешно. Костюм казался чем-то чужеродным, абсолютно не подходящим для его нелепой и свободолюбивой натуры. .Длинные штанины болтались по асфальту, а ранец, набитый черт знает чем, тянул вниз и за спину его никогда не застегивающийся пиджак.


Но при всех явных минусах моего подшефного я извлекала из него один очень большой плюс. До тех пор, пока я не заимела свой велосипед, мой непутевый одноклассник, не всегда правда, по своей воле, давал мне покататься свою красную новенькую КАМУ. Процесс передачи вЕлика в мое временное пользование приводил меня буквально в восторг, во всех его девчачьих проявлениях. Андрюшкин папа, маленький пузатенький и лысый, в растянутых трико и серой майке, выносил нам красную новенькую КАМУ, спуская ее с 4го этажа, и всегда говорил:
- Андрей, Таня будет кататься первой. Девочкам надо уступать…И пусть катается долго…А ты – потом…
Уже в который раз, не увидев на лице Андрюшки явного согласия, я с довольным видом садилась на велик и мчалась вокруг дома. Каждый раз, вновь поравнявшись с подшефным, я, вопреки всем его ожиданиям, проезжала мимо.. Вероятно, тогда я именно так и представляла себе всю силу и дальнейший эффект моих воспитательных мероприятий. В эти моменты я сполна платила ему своей горячей взаимностью за его гадкие нередкие выходки. Но о них чуть позже. Андрюшка очень боялся отца, /тот лупил его, как сидорову козу/, и повторения этих трогательных моментов теплого общения с отцом, явно, не хотел. Поэтому, глядя на меня, как мышь на крупу, он сидел, насупившись, смиренно дожидаясь своей очереди, но все же, не возмущался.

Семья Башмаковых была достаточно обычной и добропорядочной. Отец – военный. Мать – повар, всегда откликалась на просьбы учительницы и приходила к нам на урок труда, старательно показывая, как делать винегрет. В оставшееся в конце урока свободное время она устраивала импровизированные викторины, на ходу придумывая условия и призы. Мы сидели за партами, закрыв глаза, а она клала в рот каждому кусочек того или иного овоща, и нужно было угадать – кто что съел. Класс взрывался смехом и криками, когда кому-то вместо сладкой свеклы доставался казавшийся тогда жутко злым, лук. То ли время тогда, в том далеком 85-м , было другое, то ли люди – другие, но от всего этого было так тепло на душе. Тепло и мирно.
Андрюшкин папаня проникся ко мне трогательной, схожей с отцовской, любовью, и даже тогда, когда Андрюшку ссылали к бабушке, я могла смело прийти, позвонить в дверь их квартиры, и попросить велосипед. Мой статус Шефини делал свое дело, опекала я добросовестно, и, заработав некоторый авторитет за одну учебную четверть первого класса, я уже стояла под дверью квартиры Башмаковых и поднявшись на носочки, тянулась к кнопке звонка. Открыв дверь и быстро вступив в растоптанные кожаные тапки, отец Андрюшки подхватил КАМУ и направился вниз. Выйдя из подъезда, он поставил велик на асфальт, посмотрел на меня своими такими же маленькими, как и он, сам, блестящими серыми глазками, и сказал:
-Ты, Таня, не смотри, что Андрюшка наш разгильдяй и учится на тройки. За то он, может быть, человеком хорошим станет. Спасибо тебе, что помогаешь ему с уроками, не бросаешь, и вообще…/авт. - как будто у меня был выбор/
Я стояла и быстро соображала, кто это такой, тот Хороший Человек, и КАКИМ он будет ПОТОМ, если СЕЙЧАС его олицетворяет Андрюшка. Еще одна мысль, которая НИКАК не могла улечься в моих детских мозгах и наивных представлениях – это То, КАК можно КЕМ ТО стать, учась на тройки.

 
***

В один из дней я проснулась очень рано. Предстоял первый урок «Чтение», и мы с Андрюшкой участвовали в чтении рассказа по ролям. Наши дома были рядом, и, как всегда, выйдя заранее, я стала ждать, чтобы вместе ехать в школу. Нам приходилось ездить в город, за пределы военного городка. И вот знакомый образ, все с той же, не сходящей с влажных губ, улыбкой, вывалился, наконец, из дверей своего подъезда. По дороге, перебив его болтовню, я решила спросить:
- Андрюшка, ты читал рассказ дома? Свою роль помнишь?
- Ну, читал… - недовольно буркнул он знакомую фразу, уже наверняка зная что будет дальше. Лицо его скисло, весь прежний оптимизм вдруг куда-то делся, брови встали "домиком", темп шагов как-то замедлился.

- НУ читал или Читал? – не отставала я. Вероятно, любовь к точным формулировкам и желание привязываться к словам уже тогда во мне «рождались». Но, видя, что автобус разворачивается на площадке, и вот-вот отъедет, я оставила эту тему. Мы подбежали к остановке. Мое постоянное желание подгонять и поторапливать соседа по парте не исчезло и в этот раз. Старый желтый ЛИАЗ с номером «4» подмигнул нам фарами, и, пропустив Андрюшку вперед, я вбежала в автобус следом. Водитель, по каким-то причинам еще не закрыл двери, и тут мой подшефный вдруг резво выскочил на улицу. Прыгая возле ступенек, но уже на улице, он улыбался мне буквально всей душой, все те же влажные губы расплылись в широкой улыбке, вызывая во мне лютую ненависть. Башмакова вдруг охватила одному ему понятная дебильная радость, а меня – одной мне понятная паника. Мне уже тогда, в 8 лет, было непонятно – как можно ВСЕГДА быть радостным и беззаботным. Как можно НИКОГДА ни о чем не переживать, в том числе и о своей роли в чтении по ролям. Видя, что мы уже итак опаздываем на первый урок, я стала просить его вернуться. Но тот живо прыгал и даже не думал возвращаться. В итоге, уговорами и обещаниями мне удалось заманить его в автобус. И те несколько минут показались мне вечностью.
В школу мы в итоге конечно опоздали. В чтении по ролям мне так и не удалось поучаствовать, всё прошло без нас. А ведь я так старательно учила свою роль….

 

© Copyright: Татьяна Виноградова, 2012

Регистрационный номер №0098193

от 1 декабря 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0098193 выдан для произведения:

 

Когда я старательно училась в первом классе, мудрая учительница Тамара Наумовна, давно уже будучи на пенсии, но, все еще работая, грамотно навязала мне в подшефные одного придурковатого одноклассника, разгильдяя Андрюшку Башмакова. Ее слова «Ты, Таня, отличница, с тобой он подтянется», произвели на меня слишком сильное впечатление, а кажущееся чувство, что мне в руки передают "чью-то судьбу" и я теперь за нее в ответе - как-то даже согревало. И вот какая была у него фамилия - такой был и он сам. Нет, я не против башмаков, как обуви, но, те мои детские ассоциации, почему-то, были не очень приятными. Вечно обслюнявленные и от этого вечно блестящие его губы бесили меня. Рот был приоткрыт всегда, даже если в данный момент из него не доносились слова, что было редкостью, а улыбка никогда не сходила с влажных губ. Школьная форма «сидела» на Андюшке смешно. Костюм казался чем-то чужеродным, абсолютно не подходящим для его нелепой и свободолюбивой натуры. .Длинные штанины болтались по асфальту, а ранец, набитый черт знает чем, тянул вниз и за спину его никогда не застегивающийся пиджак.


Но при всех явных минусах моего подшефного я извлекала из него один очень большой плюс. До тех пор, пока я не заимела свой велосипед, мой непутевый одноклассник, не всегда правда, по своей воле, давал мне покататься свою красную новенькую КАМУ. Процесс передачи вЕлика в мое временное пользование приводил меня буквально в восторг, во всех его девчачьих проявлениях. Андрюшкин папа, маленький пузатенький и лысый, в растянутых трико и серой майке, выносил нам красную новенькую КАМУ, спуская ее с 4го этажа, и всегда говорил:
- Андрей, Таня будет кататься первой. Девочкам надо уступать…И пусть катается долго…А ты – потом…
Уже в который раз, не увидев на лице Андрюшки явного согласия, я с довольным видом садилась на велик и мчалась вокруг дома. Каждый раз, вновь поравнявшись с подшефным, я, вопреки всем его ожиданиям, проезжала мимо.. Вероятно, тогда я именно так и представляла себе всю силу и дальнейший эффект моих воспитательных мероприятий. В эти моменты я сполна платила ему своей горячей взаимностью за его гадкие нередкие выходки. Но о них чуть позже. Андрюшка очень боялся отца, /тот лупил его, как сидорову козу/, и повторения этих трогательных моментов теплого общения с отцом, явно, не хотел. Поэтому, глядя на меня, как мышь на крупу, он сидел, насупившись, смиренно дожидаясь своей очереди, но все же, не возмущался.

Семья Башмаковых была достаточно обычной и добропорядочной. Отец – военный. Мать – повар, всегда откликалась на просьбы учительницы и приходила к нам на урок труда, старательно показывая, как делать винегрет. В оставшееся в конце урока свободное время она устраивала импровизированные викторины, на ходу придумывая условия и призы. Мы сидели за партами, закрыв глаза, а она клала в рот каждому кусочек того или иного овоща, и нужно было угадать – кто что съел. Класс взрывался смехом и криками, когда кому-то вместо сладкой свеклы доставался казавшийся тогда жутко злым, лук. То ли время тогда, в том далеком 85-м , было другое, то ли люди – другие, но от всего этого было так тепло на душе. Тепло и мирно.
Андрюшкин папаня проникся ко мне трогательной, схожей с отцовской, любовью, и даже тогда, когда Андрюшку ссылали к бабушке, я могла смело прийти, позвонить в дверь их квартиры, и попросить велосипед. Мой статус Шефини делал свое дело, опекала я добросовестно, и, заработав некоторый авторитет за одну учебную четверть первого класса, я уже стояла под дверью квартиры Башмаковых и поднявшись на носочки, тянулась к кнопке звонка. Открыв дверь и быстро вступив в растоптанные кожаные тапки, отец Андрюшки подхватил КАМУ и направился вниз. Выйдя из подъезда, он поставил велик на асфальт, посмотрел на меня своими такими же маленькими, как и он, сам, блестящими серыми глазками, и сказал:
-Ты, Таня, не смотри, что Андрюшка наш разгильдяй и учится на тройки. За то он, может быть, человеком хорошим станет. Спасибо тебе, что помогаешь ему с уроками, не бросаешь, и вообще…/авт. - как будто у меня был выбор/
Я стояла и быстро соображала, кто это такой, тот Хороший Человек, и КАКИМ он будет ПОТОМ, если СЕЙЧАС его олицетворяет Андрюшка. Еще одна мысль, которая НИКАК не могла улечься в моих детских мозгах и наивных представлениях – это То, КАК можно КЕМ ТО стать, учась на тройки.

 



***

В один из дней я проснулась очень рано. Предстоял первый урок «Чтение», и мы с Андрюшкой участвовали в чтении рассказа по ролям. Наши дома были рядом, и, как всегда, выйдя заранее, я стала ждать, чтобы вместе ехать в школу. Нам приходилось ездить в город, за пределы военного городка. И вот знакомый образ, все с той же, не сходящей с влажных губ, улыбкой, вывалился, наконец, из дверей своего подъезда. По дороге, перебив его болтовню, я решила спросить:
- Андрюшка, ты читал рассказ дома? Свою роль помнишь?
- Ну, читал… - недовольно буркнул он знакомую фразу, уже наверняка зная что будет дальше. Лицо его скисло, весь прежний оптимизм вдруг куда-то делся, брови встали "домиком", темп шагов как-то замедлился.

- НУ читал или Читал? – не отставала я. Вероятно, любовь к точным формулировкам и желание привязываться к словам уже тогда во мне «рождались». Но, видя, что автобус разворачивается на площадке, и вот-вот отъедет, я оставила эту тему. Мы подбежали к остановке. Мое постоянное желание подгонять и поторапливать соседа по парте не исчезло и в этот раз. Старый желтый ЛИАЗ с номером «4» подмигнул нам фарами, и, пропустив Андрюшку вперед, я вбежала в автобус следом. Водитель, по каким-то причинам еще не закрыл двери, и тут мой подшефный вдруг резво выскочил на улицу. Прыгая возле ступенек, но уже на улице, он улыбался мне буквально всей душой, все те же влажные губы расплылись в широкой улыбке, вызывая во мне лютую ненависть. Башмакова вдруг охватила одному ему понятная дебильная радость, а меня – одной мне понятная паника. Мне уже тогда, в 8 лет, было непонятно – как можно ВСЕГДА быть радостным и беззаботным. Как можно НИКОГДА ни о чем не переживать, в том числе и о своей роли в чтении по ролям. Видя, что мы уже итак опаздываем на первый урок, я стала просить его вернуться. Но тот живо прыгал и даже не думал возвращаться. В итоге, уговорами и обещаниями мне удалось заманить его в автобус. И те несколько минут показались мне вечностью.
В школу мы в итоге конечно опоздали. В чтении по ролям мне так и не удалось поучаствовать, всё прошло без нас. А ведь я так старательно учила свою роль….

 

Рейтинг: +13 994 просмотра
Комментарии (34)
Игорь Кичапов # 1 декабря 2012 в 15:56 +4
А это уже серьезно. Виден характер..видно что вырастет именно ОТВЕТСТВЕННЫЙ человек.
Бедный Башмаков..)))))))))))
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 16:07 +6
Ой, да ладно! "Бедный..."..))
Я, можно сказать, ЧЕЛОВЕКА из него делала!..)))
Игорь Кичапов # 1 декабря 2012 в 16:50 +4
Потому я ему и сочувствую..)))))))))))))
Валентина Попова # 1 декабря 2012 в 16:17 +4
Это встреча двух границ "Глупости и грубости": понятийного человека, который сначала думает, а потом делает и чувственного человека, который живёт эмоциями (радости и беззаботности) и совсем не умеет думать. Трудно сделать шаг в свой Антимир. Понятийный человек рискует встретиться с великой глупостью, а чувственный - с жестокой грубостью. А для двоих, это достаточно жестокое ощущение проживания этих шагов навстречу друг другу.
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 18:35 +3
Так уж вышло, что в те годы я вряд ли анализировала так детально, но Башмаков все равно нравился.
Спасибо!
чудо Света # 1 декабря 2012 в 17:01 +4
Нравится этот рассказ. Такой характер у девочки, виден сразу! Наверное Ответственность - станет ее кредо в жизни. 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 18:34 +3
Спасибо за прочтение!
sneg
Андрей Канавщиков # 1 декабря 2012 в 19:35 +2
Татьяна, ключевым в зарисовке мне показался показ откровенного, незамутнённого ничем, ликования Башмакова. Он просто живёт, просто идёт, куда глядят глаза, не заморачиваясь особо всякими "зачем" и "почему".
Как часто мы пытаемся быть очень умными, всё видеть и понимать, проводить сложные анализы, а кто-то рядом, без всяких философских обобщений вдруг этак залихватски промчится мимо и вперёд. И вот уже мы, такие умные и ответственные, знающие всё, чуть ли не завидуем этому чистому, незамутнённому инстинкту жить. Воистину многие знания умножают скорбь.
Очень глубокий и важный текст.
Татьяна Виноградова # 1 декабря 2012 в 19:52 +3
Андрей, как и всегда у Вас, комментарий на порядки глубже того, к чему он ставится.
Что касается меня, то потребовалось много лет, чтобы понять, что не так уж и глупы те, кто старается чисто интуитивно жить проще, но к сожалению многим из тех, кто привык с детства быть ответственным и думать, уже не получится так жить. Но что делать, меняться уже не получится.
Моя благодарность Вам за глубокий анализ моей писанины, за понимание того, что хотела сказать.
0 # 21 декабря 2012 в 07:48 +2
Характер то, похоже, у Башмакова есть, а это уже хорошо! de6f60649f78d21ddc7718e8faec816e ...

Валентина.
Татьяна Виноградова # 21 декабря 2012 в 12:31 +2
Точно есть, Валентина!
Еще какой характер!)
спасибо!
30
Татьяна Андреева # 24 декабря 2012 в 06:31 +3
Вот из таких оболтусов и выходят хорошие руководители и предприниматели, и тут уже задаешься вопросом: "И кому нужны были эти пятерочные аттестаты?"
super
Татьяна Виноградова # 24 декабря 2012 в 06:33 +2
Есть такое, Таня.
Не удивлюсь, если Башмаков преуспел.
smile
Владимир Кулаев # 24 декабря 2012 в 07:30 +2
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЗДЕСЬ ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ НИ К ЧЕМУ.
ИНТЕРЕСЕН И САМ РАССКАЗ И СТИЛЬ ИЗЛОЖЕНИЯ, НО МЫ ТУТ С ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БРОСАЕМСЯ ГЛУБОКО КОПАТЬ.
С УВАЖЕНИЕМ К АВТОРУ! 5min
Татьяна Виноградова # 24 декабря 2012 в 07:32 +2
С ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТВЕЧАЮ, ВЛАДИМИР - СПАСИБО!
smile
Лидия Гржибовская # 17 января 2013 в 08:18 +2
Как много хороших людей выростает из таких Башмаковых, мир вокруг нас разноцветен, и уже с детства, каждый его видит посвоему.
Хороший рассказ
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Татьяна Виноградова # 17 января 2013 в 08:56 +2
Вы правы, Лидия.
Спасибо!
elka
Валентина Егоровна Серёдкина # 22 февраля 2013 в 18:36 +1
rose Здравствуйте, rose Татьяна! rose
Интересный рассказ... Помогать друг другу конечно надо...
Я хочу сказать о другом... На мой взгляд, мальчики и девочки
не должны обучаться вместе... Всего самого добро...
С уважением, Валентина... 38
Татьяна Виноградова # 23 февраля 2013 в 13:33 +2
Приветствую, Валентина!
Мнение Ваше частично разделяю.
Спасибо!
с уважением.
sneg
Валентина Егоровна Серёдкина # 3 марта 2013 в 02:32 +1
soln Доброго времени, Татьяна!
Я, как раз, и говорю о той части, которую Вы
разделяете со мной, ибо категоричность в этом вопросе,
конечно же, не уместна. Спасибо за солидарность и общение...
С уважением и нежностью, Валентина... 38
Татьяна Виноградова # 3 марта 2013 в 08:56 +2
Взаимно, Валентина!
с искренним уважением, Татьяна
Халейг - скальд # 3 марта 2013 в 18:21 +2
Не только школьные уроки,
Нам надо в детстве выполнять,
Но и такие вот морОки,
Полезно тоже изучать ...
В жизни надо быть готовым,
К отвлекающим помехам,
В том числе к тупоголовым,
Неожиданным потехам ...
Татьяна Виноградова # 4 марта 2013 в 07:51 +3
Благодарю за отклик, Олег.
Верно, и от таких вот Башмаковых порой тоже никуда не деться. Это правда.
Борис Бельский # 17 апреля 2013 в 19:53 +3
Спасибо за хороший рассказ, читал, а сам вспоминал своих одноклассников в начальной школе.И у нас похожие персонажи были. 5min
Татьяна Виноградова # 17 апреля 2013 в 20:17 +2
Спасибо Вам, Борис.
Как же здОрово, когда есть, что вспомнить из детства.
30
Борис Кудряшов # 27 мая 2013 в 11:48 +2
Да, Татьяна, видать у вас сильный, волевой характер! super
Татьяна Виноградова # 29 мая 2013 в 06:52 +2
Есть немного, Борис))
Так каковы учителя были - пуд соли съела))
Спасибо Вам!
flower
Григорий Кипнис # 24 июля 2013 в 10:15 +2
Жизненный показ мудрой учительницы Тамары Наумовны,
увидевшей в первокласснице человечка сильной воли,
способной повлиять на парнишку-одноклассника...

И ещё мне понравилась
откровенная и сердечная БЛАГОДАРНОСТЬ отца Андрюшки,
увидевшего в 8-летней девочке Ответственную воспитательницу:
-Ты, Таня, не смотри, что Андрюшка наш разгильдяй и учится на тройки.
Зато он, может быть, человеком хорошим станет.
Спасибо тебе, что помогаешь ему с уроками, не бросаешь, и вообще…


Татьяна,за интересное повествование!
Татьяна Виноградова # 24 июля 2013 в 11:00 +2
Приветствую, Григорий!
Тамара Наумовна - одна из тех в жизни, кто на самом деле запал в душу.
это люди того замеса, сейчас, став взрослыми, мы это понимаем. Если ей было почти 60, когда мне было 8, то сейчас не исключаю, что и...

СПАСИБО!

c0137
Ирина Лейшгольд # 26 сентября 2013 в 22:15 +2
Очень славный рассказ! Спасибо, Танечка! Получила удовольствие.
smayliki-prazdniki-34
Татьяна Виноградова # 27 сентября 2013 в 08:04 +1
Ирина, рада, что мои воспоминания оказались приятными!
kissfor
Ирина Лейшгольд # 27 сентября 2013 в 16:43 +2
Очень уж девчушка на снимке хороша!
ЛИТЛЕДИ (Рина Воронцова) # 25 января 2014 в 06:43 +1
Танюша, я впитывала каждое слово... я увидела воочию всю картину происходящего,...
даже образ отца до сих пор перед глазами.

МОЛОДЧИНА! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Татьяна Виноградова # 25 января 2014 в 07:55 +1
СПАСИБО ТЕБЕ, ИР!!!
elka