ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Необычное задание

Необычное задание

6 октября 2014 - Wladimir

Необычное задание

 

       Было это в середине восьмидесятых годов. Вызывает меня к себе директор нашего института. Захожу к нему в кабинет и вижу, у него сидит пожилая худощавая узбечка.     Директор предложил сесть и говорит

-Знакомься, это секретарь партийной организации колхоза, где нам предстоит собирать хлопок в это году, Саида Салимовна. Она приехала к нам с просьбой помочь подготовить их машинный парк к зимней эксплуатации. В виде компенсации, нам предлагают записывать на организацию сбор 200 кг. чистого хлопка за каждого направленного к ним человека. Как ты на это смотришь? Можем ли мы помочь им в этом вопросе?

-А почему именно ко мне Вы обратились с этим вопросом? У нас же есть лаборатории, занимающиеся этой темой. Вот пусть они напрямую и занимаются.

-Ты заканчивал факультет эксплуатации авиадвигателей, знаешь слесарное, токарное, сварочное дело. Тебе и карты в руки. Вряд ли тебя в этом задании ученый лаборатории заменит…

- Это для меня понятно… но, крайне, невыгодно. На хлопке меня три раза покормят, спать уложат, да, и на еду я как-нибудь уж заработаю. Да и не скучно там, с друзьями. И от дома отдохну. Кстати, на работу персонально меня возить не будут. А на нашем автобусе пока доедешь – десятый час, уезжать – в пятом. Это всего шесть часов работы. Что можно за это время сделать? А на электричке – это вставать утром в пять, выезжать в шесть, оттуда – в шесть, дома – полвосьмого. Итого – почти пятнадцать часов. На каторгу похоже.  Да, к тому же – дорога и питание за свой счет.

      Тут в разговор вклинилась парторг

-Ну, дорогу и питание мы компенсируем. Зачислим временно в штат. А уезжать с работы можно и раньше, хотя бы – часа в четыре…

- Может, и решим с этим вопросом, зато другой появляется. Я в командировках много работал в ремонтных мастерских. Знаю положение дел. Местные кадры новый персонал приводят к общему знаменателю. Тем более, если они более знающие в работе, чем остальные. Чтобы не высовывались. А как это делается, думаю, и вам известно. А у меня нет желания еще и из-за этого нервы трепать…

-Ну, это не вопрос. Я сама приведу их к нужному вам знаменателю!

-Я не смогу по каждому пустяковому для вас делу разыскивать вас, чтобы пожаловаться. К тому же – есть куча способов сделать так, что не на кого жаловаться. Здесь требуется или «волосатая рука» или соответствующие полномочия наказания таких типов.

Но есть еще один вариант, обеспечить привлекаемых людей прикрытием…

-А это как? Поясните…

-Нужен пожилой бабай. Бывший механизатор, желательно – заслуженный колхозник, орденоносец. Чтобы он возглавил создаваемую бригаду. К нему нужен особый подход, чтобы он проникся важностью порученного дела. Попросить помочь руководству  подготовить технику к сезону. Ему делать ничего не нужно, только «крышевать», и командовать. И членам бригады нужно к нему относиться, как к важному начальнику. Тогда, я думаю, дело пойдет. А как его поощрить – это ваша забота.

-Есть у нас такой. Касым-ака, почетный колхозник, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени. Думаю – не откажет.

-Только он должен будет понять, что в наши дела ему вникать не нужно…Мы уж как-нибудь, сами. А все остальное – обеспечим.

       Порешили на том, что со мной будет работать сотрудник нашего отдела Васюткин Борис. Бывший тракторист. Платить нам будут три рубля в день, и работать будем с одним выходным с восьми утра до четырех.

      Дня через два приехали мы с Васюткиным в этот машинный парк. Парторг собрала собрание, где представила нас, как помощников этого самого Касыма-ака. И сказала, что руководство просило его помочь механизаторам подготовить трактора к пахоте, и что бы не получилось, как в прошлом году. (Что там у них получилось в прошлом году – я не знаю).

      Выделили нам маленькую комнатку, где можно было переодеться и хранить наши инструменты.

      Нашему уважаемому руководителю принесли электрический чайник, пиалы, посуду и все остальное. В общем, устроили его с комфортом.

      Потом мы пошли смотреть этот машинный двор.

      Что он собой представлял, видно из рисунка. Могу только сказать, что основной цех был с земляными полами, пропитанный метра на полтора машинным маслом. Из оборудования был в нем  старый верстак с поломанными тисками, кран-балка с вертикальным перемещением, и бачками и ведрами со слитым маслом.

      Самое плохое было то, что кран-балку вдоль и поперек нужно было перемещать вручную.

С обеих сторон цеха были ворота, которые, судя по виду, даже зимой не закрывались.

      При виде этой разрухи я даже пожалел, что согласился. Но делать уже было нечего…

      На площадке стояли штук семь гусеничных тракторов Т-4 Алтайского тракторного завода. А с другой стороны штук двенадцать тракторов Т28Х4…

       Борька запускал по очереди гусеничные трактора, мы с дедом слушали работу двигателей (и краем глаза видели, что за нами внимательно наблюдают). Послушав последний двигатель,  мы гуськом пошли в нашу комнатку. Впереди наш дедок, за ним мы друг за другом. Со стороны здорово смотрелось!...

      Забыл сказать, что наш дед прекрасно говорил на русском. Совершенно без акцента. И вот он спрашивает

-Ну, что скажете, мужики?

Я ему

-Мощи не додают из-за давления масла. На самом минимуме. Вкладыши изношены, дым черный прет, как у паровоза.

      Борька добавляет

-Все  разрегулированые.  Второй и пятый греются на глазах. Один (третий) стучит. Смотреть надо, почему.

      Дед в ответ

-Все правильно. Могу сказать - почему. После капитального ремонта сразу пятый лемех навесили, не обкатав. За деньгами погнались. А здесь так, один год с деньгами, два остальных – с дулей в кармане. Вот и норовят машину кому-либо скинуть…

      Надо вкладыши баббитом заливать…

-Залить то можно, только где двигатели разбирать? Подставки-кантователя то нету.

      Тут дед и предлагает

-А давайте, на колесах колесных тракторов. Поставим два колеса, на них двигатель…

-Опасно… убиться можно…

-Наши бы убились… вы – нет..

-Все равно, больше трех двигателей  отремонтировать не успеем…

      А к отремонтированным добавим те, про которые Боря сказал….Может, удастся на ход поставить.

      На том и порешили…

      Так и начался наш рабски-ударный труд на этом машинном дворе…

       Надо сказать, что было у меня два альбома. Наши, ГОСНИТИевские. Один – капитальный ремонт двигателя А01М (для гусеничного), другой – капитальный ремонт трактора Т28Х4. Очень подробные. Там даже было написано, в каком порядке болты откручивать.

       Приволокли мы два колеса от колесного трактора, поставили на них снятый с трактора двигатель и стали его разбирать на части.

 

       Наконец добрались до коленвалов. И началась адова работа.

       Нужно было снимать по очереди вкладыши, выплавлять с них старый баббит, лудить, заливать новый, мазать синей краской, ставить коленвал на место, затягивать и крутить. Потом снова разбирать и смотреть, где краска стерта. И от стертых мест удалять излишки баббита. И так много раз, пока площадь прокрашенной поверхности не станет меньше 40 % всей площади вкладышей. Дней десять ушло у нас на один двигатель…

       Все бы ничего, да вот нашему деду стало скучно показательно командовать. Смотрю, пришел на работу в спецовке. Ну и начал руководить реально. Я  по альбому делаю, а он требует, как его учили. И пришлось мне настучать на него парторгше, чтобы она заняла его чем-то, лишь бы работать не мешал. Что она там придумала, не знаю. Но стал дед приходить раз в два дня, работу принимать…И все опять наладилось.

       Наконец мы закончили ремонт, и установили двигатель на трактор. Наступил день испытаний.

       Пришел хозяин этого трактора. (Я его только первый раз в этот день и увидел).

       Сел он за рычаги и прогонял его на всех оборотах. Борька подрегулировал опережение и все законтрил наглухо. После чего пошли на поле.

       Трехлемеховый плуг он протащил бодро, не напрягаясь. Повесили четвертый лемех. И его он выдержал, чуть напрягшись. Повесили пятый лемех. Здесь пришлось напрячься. Пошел черный дым из трубы.

       Боря опять подрегулировал, и на этом испытания были закончены.

       С трактористом договорились, что не менее пяти дней быдет вначале работать с четырьмя плугами, и только потом навесит пятый. (А наш дед ему пригрозил, что сам за этим проследит).

Продолжение следует…

© Copyright: Wladimir, 2014

Регистрационный номер №0243785

от 6 октября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0243785 выдан для произведения:

Необычное задание

 

       Было это в середине восьмидесятых годов. Вызывает меня к себе директор нашего института. Захожу к нему в кабинет и вижу, у него сидит пожилая худощавая узбечка.     Директор предложил сесть и говорит

-Знакомься, это секретарь партийной организации колхоза, где нам предстоит собирать хлопок в это году, Саида Салимовна. Она приехала к нам с просьбой помочь подготовить их машинный парк к зимней эксплуатации. В виде компенсации, нам предлагают записывать на организацию сбор 200 кг. чистого хлопка за каждого направленного к ним человека. Как ты на это смотришь? Можем ли мы помочь им в этом вопросе?

-А почему именно ко мне Вы обратились с этим вопросом? У нас же есть лаборатории, занимающиеся этой темой. Вот пусть они напрямую и занимаются.

-Ты заканчивал факультет эксплуатации авиадвигателей, знаешь слесарное, токарное, сварочное дело. Тебе и карты в руки. Вряд ли тебя в этом задании ученый лаборатории заменит…

- Это для меня понятно… но, крайне, невыгодно. На хлопке меня три раза покормят, спать уложат, да, и на еду я как-нибудь уж заработаю. Да и не скучно там, с друзьями. И от дома отдохну. Кстати, на работу персонально меня возить не будут. А на нашем автобусе пока доедешь – десятый час, уезжать – в пятом. Это всего шесть часов работы. Что можно за это время сделать? А на электричке – это вставать утром в пять, выезжать в шесть, оттуда – в шесть, дома – полвосьмого. Итого – почти пятнадцать часов. На каторгу похоже.  Да, к тому же – дорога и питание за свой счет.

      Тут в разговор вклинилась парторг

-Ну, дорогу и питание мы компенсируем. Зачислим временно в штат. А уезжать с работы можно и раньше, хотя бы – часа в четыре…

- Может, и решим с этим вопросом, зато другой появляется. Я в командировках много работал в ремонтных мастерских. Знаю положение дел. Местные кадры новый персонал приводят к общему знаменателю. Тем более, если они более знающие в работе, чем остальные. Чтобы не высовывались. А как это делается, думаю, и вам известно. А у меня нет желания еще и из-за этого нервы трепать…

-Ну, это не вопрос. Я сама приведу их к нужному вам знаменателю!

-Я не смогу по каждому пустяковому для вас делу разыскивать вас, чтобы пожаловаться. К тому же – есть куча способов сделать так, что не на кого жаловаться. Здесь требуется или «волосатая рука» или соответствующие полномочия наказания таких типов.

Но есть еще один вариант, обеспечить привлекаемых людей прикрытием…

-А это как? Поясните…

-Нужен пожилой бабай. Бывший механизатор, желательно – заслуженный колхозник, орденоносец. Чтобы он возглавил создаваемую бригаду. К нему нужен особый подход, чтобы он проникся важностью порученного дела. Попросить помочь руководству  подготовить технику к сезону. Ему делать ничего не нужно, только «крышевать», и командовать. И членам бригады нужно к нему относиться, как к важному начальнику. Тогда, я думаю, дело пойдет. А как его поощрить – это ваша забота.

-Есть у нас такой. Касым-ака, почетный колхозник, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени. Думаю – не откажет.

-Только он должен будет понять, что в наши дела ему вникать не нужно…Мы уж как-нибудь, сами. А все остальное – обеспечим.

       Порешили на том, что со мной будет работать сотрудник нашего отдела Васюткин Борис. Бывший тракторист. Платить нам будут три рубля в день, и работать будем с одним выходным с восьми утра до четырех.

      Дня через два приехали мы с Васюткиным в этот машинный парк. Парторг собрала собрание, где представила нас, как помощников этого самого Касыма-ака. И сказала, что руководство просило его помочь механизаторам подготовить трактора к пахоте, и что бы не получилось, как в прошлом году. (Что там у них получилось в прошлом году – я не знаю).

      Выделили нам маленькую комнатку, где можно было переодеться и хранить наши инструменты.

      Нашему уважаемому руководителю принесли электрический чайник, пиалы, посуду и все остальное. В общем, устроили его с комфортом.

      Потом мы пошли смотреть этот машинный двор.

      Что он собой представлял, видно из рисунка. Могу только сказать, что основной цех был с земляными полами, пропитанный метра на полтора машинным маслом. Из оборудования был в нем  старый верстак с поломанными тисками, кран-балка с вертикальным перемещением, и бачками и ведрами со слитым маслом.

      Самое плохое было то, что кран-балку вдоль и поперек нужно было перемещать вручную.

С обеих сторон цеха были ворота, которые, судя по виду, даже зимой не закрывались.

      При виде этой разрухи я даже пожалел, что согласился. Но делать уже было нечего…

      На площадке стояли штук семь гусеничных тракторов Т-4 Алтайского тракторного завода. А с другой стороны штук двенадцать тракторов Т28Х4…

       Борька запускал по очереди гусеничные трактора, мы с дедом слушали работу двигателей (и краем глаза видели, что за нами внимательно наблюдают). Послушав последний двигатель,  мы гуськом пошли в нашу комнатку. Впереди наш дедок, за ним мы друг за другом. Со стороны здорово смотрелось!...

      Забыл сказать, что наш дед прекрасно говорил на русском. Совершенно без акцента. И вот он спрашивает

-Ну, что скажете, мужики?

Я ему

-Мощи не додают из-за давления масла. На самом минимуме. Вкладыши изношены, дым черный прет, как у паровоза.

      Борька добавляет

-Все  разрегулированые.  Второй и пятый греются на глазах. Один (третий) стучит. Смотреть надо, почему.

      Дед в ответ

-Все правильно. Могу сказать - почему. После капитального ремонта сразу пятый лемех навесили, не обкатав. За деньгами погнались. А здесь так, один год с деньгами, два остальных – с дулей в кармане. Вот и норовят машину кому-либо скинуть…

      Надо вкладыши баббитом заливать…

-Залить то можно, только где двигатели разбирать? Подставки-кантователя то нету.

      Тут дед и предлагает

-А давайте, на колесах колесных тракторов. Поставим два колеса, на них двигатель…

-Опасно… убиться можно…

-Наши бы убились… вы – нет..

-Все равно, больше трех двигателей  отремонтировать не успеем…

      А к отремонтированным добавим те, про которые Боря сказал….Может, удастся на ход поставить.

      На том и порешили…

      Так и начался наш рабски-ударный труд на этом машинном дворе…

       Надо сказать, что было у меня два альбома. Наши, ГОСНИТИевские. Один – капитальный ремонт двигателя А01М (для гусеничного), другой – капитальный ремонт трактора Т28Х4. Очень подробные. Там даже было написано, в каком порядке болты откручивать.

       Приволокли мы два колеса от колесного трактора, поставили на них снятый с трактора двигатель и стали его разбирать на части.

 

       Наконец добрались до коленвалов. И началась адова работа.

       Нужно было снимать по очереди вкладыши, выплавлять с них старый баббит, лудить, заливать новый, мазать синей краской, ставить коленвал на место, затягивать и крутить. Потом снова разбирать и смотреть, где краска стерта. И от стертых мест удалять излишки баббита. И так много раз, пока площадь прокрашенной поверхности не станет меньше 40 % всей площади вкладышей. Дней десять ушло у нас на один двигатель…

       Все бы ничего, да вот нашему деду стало скучно показательно командовать. Смотрю, пришел на работу в спецовке. Ну и начал руководить реально. Я  по альбому делаю, а он требует, как его учили. И пришлось мне настучать на него парторгше, чтобы она заняла его чем-то, лишь бы работать не мешал. Что она там придумала, не знаю. Но стал дед приходить раз в два дня, работу принимать…И все опять наладилось.

       Наконец мы закончили ремонт, и установили двигатель на трактор. Наступил день испытаний.

       Пришел хозяин этого трактора. (Я его только первый раз в этот день и увидел).

       Сел он за рычаги и прогонял его на всех оборотах. Борька подрегулировал опережение и все законтрил наглухо. После чего пошли на поле.

       Трехлемеховый плуг он протащил бодро, не напрягаясь. Повесили четвертый лемех. И его он выдержал, чуть напрягшись. Повесили пятый лемех. Здесь пришлось напрячься. Пошел черный дым из трубы.

       Боря опять подрегулировал, и на этом испытания были закончены.

       С трактористом договорились, что не менее пяти дней быдет вначале работать с четырьмя плугами, и только потом навесит пятый. (А наш дед ему пригрозил, что сам за этим проследит).

Продолжение следует…

Рейтинг: 0 362 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
152
129
126
104
101
100
99
99
94
91
90
89
НАРЦИСС... 30 мая 2017 (Анна Гирик)
85
83
81
81
81
80
80
79
78
78
78
77
77
75
75
74
68
65