ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Написанное слово

Написанное слово

2 сентября 2014 - Роза Хастян
article236674.jpg
Магия написанного слова на меня подействовало в семь лет.
Вот, как это случилось.

Я училась в первом классе деревенской школы. В нашем классе было двадцать учеников: десять девочек и десять мальчиков.
Как и везде, дети были разными. Одни способные, другие ленивые, третьи – шустрые.
Кроме характеров, детей отличал их внешний вид, т.е. их одежда.
Это потом, начиная с третьего класса, ввели школьную форму, чтобы все дети одевались одинаково.

Сейчас многие критикуют такое «нововведение» в учебных заведениях, как одинаковая форма одежды.
Дескать, каждый ребенок имеет свою индивидуальность и она должна подтвердиться, в том числе, и его одеждой.
Но не все задумываются о другой «стороне медали»: не все дети, точнее – их родители имеют возможность одевать своих чад в соответствии «их индивидуальности».
И у детей появляются комплексы, ломается характер, что впоследствии отрицательно сказывается на качестве жизни.

К чему я так долго говорю о школьной форме?
К тому, что в то время, о котором я хочу написать, мы, дети, школьные формы пока не носили.

Я была среди тех учеников, кто одевался во что попало. Вернее, во что одевали родители, т.е мама.
А моя мама не могли меня одевать так, как хотела, и, как правило, я была одета в одежду даже не « second hand», a «third hand», а то и – «fourth hand».

Деревня деревней, дети детьми, но внешний вид сразу бросался в глаза.
А дети, сколь наивные, столь и жестокие.
Они инстинктивно разбиваются по кланам: там, где наряды - там деньги, там сладости, там игрушки. Словом, с теми, кто хорошо и красиво был одет – дружили. Другими – игнорировали.
Возможно, именно это игнорирование стало для моего характера решающим фактором.
Ну НЕ хотела я мириться с тем, что я в классе даже не средняя «по статусу», а ниже среднего.
Это меня убивало.
К тому же, строгие родительские правила не допускали, чтобы у меня были распущены красивые кудряшки. Их даже «в хвост» не разрешали завязывать: только в косы плели. И тянулись мои бедные волосы каждое утро со всех маминых сил, чтобы умудриться залезть в две косы. Непослушные кудряшки, те, которые были спереди и короче остальных, через пару минут пружинками вылезали и покрывали собой мой лобик.
Но мама знала об их хитростях, и, О, УЖАС! – отдельной резинкой, простите, от нижнего белья, крепко-накрепко привязывала эти пружинки пучком… прямо на макушке…
Представили теперь эту девочку, т.е. меня?
Добавьте к этому моё одеяние: ситцевое цветастое платье,( ОБЯЗАТЕЛЬНО ниже колен), поверх него – какой-нибудь мешковатый жакет, (а вдруг дождь пойдет? Зонтов-то не было у нас!) А школа находилась в трех километрах от нашего дома, куда добирались пешком.
И! Непременный МОЙ атрибут одежды: вязанные или байковые шаровары, чтобы ноги не замерзали, ( чулок и колготок у меня не было).
Вот в таком виде я и ходила в школу. И попробовала бы «возникать»! Забегая вперед, скажу, что я только в десятом классе «посмела» постричься и сделать ту прическу, которую хотела, и то, мои бедные волосы так «привыкли к привязи», что вначале не знали «ложиться, как положено (?) или убегать в стороны?»
И вот, в знак «протеста» против несправедливой судьбы, я стала… блестяще учиться.
Да, да блестяще, потому что моя первая учительница спустя тридцать лет еще говорила, что у неё никогда не было такого способного ученика(цы), как я. Она так «разрекламировала мои способности, что жители деревни, которые в глаза меня не видели, где-то услышав мое имя говорили: ах эта та Роза…!
Чтобы читателю не показалось, что я хвастаюсь, скажу, что БЕЗ ВСЯКОГО ПРОТЕЖЕ в старших классах выигрывала республиканские олимпиады и занимала первые и вторые места. Какое протеже могло быть у меня? У деревенской девочки из крестьянской семьи, родители которой, вкалывая с утра до ночи, едва успевали прокормить семью, где кроме своих троих детей жили сестры мамы и братья папы.
Об этой истории ( как «приданными» моих родителей-сирот были их братишки и сестрички) я рассказывала ранее в своих миниатюрах.

В те советские времена ежегодно в школах проводилась такая акция: государство «субсидировало» неимущим семьям и раздавало детям из таких семей бесплатную одежду.
О, как я стеснялась этих «подачек»!
Нет, одежда была новая, но так стыдно было принимать «награды» перед надсмехающимися глазами одноклассников.
Некоторые дети радовались и с восторгом принимали лощеные пакеты, в чем были завернуты кофты, юбки, брюки, ботинки.
А я плакала и пряталась под парту, готовая сквозь землю провалиться со стыда и унижения.
Про мой случай поговорка: бедная, да - гордая…
Но моя мудрая учительница поняла мои переживания и в самом конце, после того, как выдавала «пайки» всем нуждающимся, объявляла: «А теперь, за выдающиеся успехи – от министерства образования СССР самый лучший подарок – Розе!»
Я, конечно, понимала её хитрость и попытку - не ранить меня, но притворялась, что верю этой чуши и с гордым видом, немного ехидно и свысока взглянув на весь класс, брала подарок.
И ничего «лучшего» в пакете не бывало – всё тот же набор дешевых одежд, но ПРИЧИНА получения была другой!
Эх, времена…
И хорошо, что канули в лета. Правда, с осадком…

Но мой рассказ вовсе не об этом: не о бедности, не о комплексах.
Я всё еще хочу написать о значении письменного слова, если поймаю нить мыслей…

Итак, мы учились в первом классе.
Только-только выучили весь армянский алфавит.
Дети едва научились соединять буквы в слова, а я уже читала книжки на армянском и НА РУССКОМ(!) языках. А русский язык мы стали изучать только со второго класса.

И однажды, на большой перемене, одна из шустрых девчонок на доске написала имена всех детей класса. И не просто написать, а парами – имя мальчика рядом с именем девочки.
Кто-то другой, умудрился между этими именами поставить знак «плюс».
А что это значит? – Конечно «любовь». Даже мы, еще тогда, это знали!
Рядом с моим именем стояло имя самого хулиганистого двоечника, (таким образом, решили меня наказать!)

Мне, конечно, не понравилось, что у «Розы» плюс с «Мишей», но я сделала вид, что мне наплевать на их детские игры.
Но, Миша отреагировал совсем иначе.
Двоечник- двоечником, но кому охота «любовь крутить» с бедно одетой, с «пучком на макушке» девочкой, пусть даже она трижды отличница?

Он подошел ко мне, когда я мирно сидела за партой, и так сильно ударил меня в лицо, что у меня в глазах помутнело и пошла кровь из носа. Моя, и так некрасивая одежда, запачкалась в крови.
А этот придурок Миша вдобавок зашипел: «Убью тебя, если меня будешь любить!»

Я разревелась. Кто-то стер с доски всё написанное.
От учительницы не смогли скрыть правду.( В то время дети не врали еще.)
Миша был «изгнан» из класса с наказом, прийти в школу с отцом
Написавших на доске девочек «выявили и опозорили» за «аморалку». - Перед всем классом.
Но, а я… влюбилась в голубоглазого двоечника Мишу.
Тихо влюбилась, никто не узнал.
Так и не узнал… до сей поры…

Вот, каково воздействие написанного слова, точнее - знака «плюс»…

© Copyright: Роза Хастян, 2014

Регистрационный номер №0236674

от 2 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0236674 выдан для произведения:
Магия написанного слова на меня подействовало в семь лет.
Вот, как это случилось.

Я училась в первом классе деревенской школы. В нашем классе было двадцать учеников: десять девочек и десять мальчиков.
Как и везде, дети были разными. Одни способные, другие ленивые, третьи – шустрые.
Кроме характеров, детей отличал их внешний вид, т.е. их одежда.
Это потом, начиная с третьего класса, ввели школьную форму, чтобы все дети одевались одинаково.

Сейчас многие критикуют такое «нововведение» в учебных заведениях, как одинаковая форма одежды.
Дескать, каждый ребенок имеет свою индивидуальность и она должна подтвердиться, в том числе, и его одеждой.
Но не все задумываются о другой «стороне медали»: не все дети, точнее – их родители имеют возможность одевать своих чад в соответствии «их индивидуальности».
И у детей появляются комплексы, ломается характер, что впоследствии отрицательно сказывается на качестве жизни.

К чему я так долго говорю о школьной форме?
К тому, что в то время, о котором я хочу написать, мы, дети, школьные формы пока не носили.

Я была среди тех учеников, кто одевался во что попало. Вернее, во что одевали родители, т.е мама.
А моя мама не могли меня одевать так, как хотела, и, как правило, я была одета в одежду даже не « second hand», a «third hand», а то и – «fourth hand».

Деревня деревней, дети детьми, но внешний вид сразу бросался в глаза.
А дети, сколь наивные, столь и жестокие.
Они инстинктивно разбиваются по кланам: там, где наряды - там деньги, там сладости, там игрушки. Словом, с теми, кто хорошо и красиво был одет – дружили. Другими – игнорировали.
Возможно, именно это игнорирование стало для моего характера решающим фактором.
Ну НЕ хотела я мириться с тем, что я в классе даже не средняя «по статусу», а ниже среднего.
Это меня убивало.
К тому же, строгие родительские правила не допускали, чтобы у меня были распущены красивые кудряшки. Их даже «в хвост» не разрешали завязывать: только в косы плели. И тянулись мои бедные волосы каждое утро со всех маминых сил, чтобы умудриться залезть в две косы. Непослушные кудряшки, те, которые были спереди и короче остальных, через пару минут пружинками вылезали и покрывали собой мой лобик.
Но мама знала об их хитростях, и, О, УЖАС! – отдельной резинкой, простите, от нижнего белья, крепко-накрепко привязывала эти пружинки пучком… прямо на макушке…
Представили теперь эту девочку, т.е. меня?
Добавьте к этому моё одеяние: ситцевое цветастое платье,( ОБЯЗАТЕЛЬНО ниже колен), поверх него – какой-нибудь мешковатый жакет, (а вдруг дождь пойдет? Зонтов-то не было у нас!) А школа находилась в трех километрах от нашего дома, куда добирались пешком.
И! Непременный МОЙ атрибут одежды: вязанные или байковые шаровары, чтобы ноги не замерзали, ( чулок и колготок у меня не было).
Вот в таком виде я и ходила в школу. И попробовала бы «возникать»! Забегая вперед, скажу, что я только в десятом классе «посмела» постричься и сделать ту прическу, которую хотела, и то, мои бедные волосы так «привыкли к привязи», что вначале не знали «ложиться, как положено (?) или убегать в стороны?»
И вот, в знак «протеста» против несправедливой судьбы, я стала… блестяще учиться.
Да, да блестяще, потому что моя первая учительница спустя тридцать лет еще говорила, что у неё никогда не было такого способного ученика(цы), как я. Она так «разрекламировала мои способности, что жители деревни, которые в глаза меня не видели, где-то услышав мое имя говорили: ах эта та Роза…!
Чтобы читателю не показалось, что я хвастаюсь, скажу, что БЕЗ ВСЯКОГО ПРОТЕЖЕ в старших классах выигрывала республиканские олимпиады и занимала первые и вторые места. Какое протеже могло быть у меня? У деревенской девочки из крестьянской семьи, родители которой, вкалывая с утра до ночи, едва успевали прокормить семью, где кроме своих троих детей жили сестры мамы и братья папы.
Об этой истории ( как «приданными» моих родителей-сирот были их братишки и сестрички) я рассказывала ранее в своих миниатюрах.

В те советские времена ежегодно в школах проводилась такая акция: государство «субсидировало» неимущим семьям и раздавало детям из таких семей бесплатную одежду.
О, как я стеснялась этих «подачек»!
Нет, одежда была новая, но так стыдно было принимать «награды» перед надсмехающимися глазами одноклассников.
Некоторые дети радовались и с восторгом принимали лощеные пакеты, в чем были завернуты кофты, юбки, брюки, ботинки.
А я плакала и пряталась под парту, готовая сквозь землю провалиться со стыда и унижения.
Про мой случай поговорка: бедная, да - гордая…
Но моя мудрая учительница поняла мои переживания и в самом конце, после того, как выдавала «пайки» всем нуждающимся, объявляла: «А теперь, за выдающиеся успехи – от министерства образования СССР самый лучший подарок – Розе!»
Я, конечно, понимала её хитрость и попытку - не ранить меня, но притворялась, что верю этой чуши и с гордым видом, немного ехидно и свысока взглянув на весь класс, брала подарок.
И ничего «лучшего» в пакете не бывало – всё тот же набор дешевых одежд, но ПРИЧИНА получения была другой!
Эх, времена…
И хорошо, что канули в лета. Правда, с осадком…

Но мой рассказ вовсе не об этом: не о бедности, не о комплексах.
Я всё еще хочу написать о значении письменного слова, если поймаю нить мыслей…

Итак, мы учились в первом классе.
Только-только выучили весь армянский алфавит.
Дети едва научились соединять буквы в слова, а я уже читала книжки на армянском и НА РУССКОМ(!) языках. А русский язык мы стали изучать только со второго класса.

И однажды, на большой перемене, одна из шустрых девчонок на доске написала имена всех детей класса. И не просто написать, а парами – имя мальчика рядом с именем девочки.
Кто-то другой, умудрился между этими именами поставить знак «плюс».
А что это значит? – Конечно «любовь». Даже мы, еще тогда, это знали!
Рядом с моим именем стояло имя самого хулиганистого двоечника, (таким образом, решили меня наказать!)

Мне, конечно, не понравилось, что у «Розы» плюс с «Мишей», но я сделала вид, что мне наплевать на их детские игры.
Но, Миша отреагировал совсем иначе.
Двоечник- двоечником, но кому охота «любовь крутить» с бедно одетой, с «пучком на макушке» девочкой, пусть даже она трижды отличница?

Он подошел ко мне, когда я мирно сидела за партой, и так сильно ударил меня в лицо, что у меня в глазах помутнело и пошла кровь из носа. Моя, и так некрасивая одежда, запачкалась в крови.
А этот придурок Миша вдобавок зашипел: «Убью тебя, если меня будешь любить!»

Я разревелась. Кто-то стер с доски всё написанное.
От учительницы не смогли скрыть правду.( В то время дети не врали еще.)
Миша был «изгнан» из класса с наказом, прийти в школу с отцом
Написавших на доске девочек «выявили и опозорили» за «аморалку». - Перед всем классом.
Но, а я… влюбилась в голубоглазого двоечника Мишу.
Тихо влюбилась, никто не узнал.
Так и не узнал… до сей поры…

Вот, каково воздействие написанного слова, точнее - знака «плюс»…

Рейтинг: +1 399 просмотров
Комментарии (6)
Серов Владимир # 2 сентября 2014 в 18:12 0
Как хорошо Вы о взаимоотношениях между детьми-школьниками написали! super lubov5 У нас было нечто похожее, но форма уравнивала всех. И мне кажется, это было правильно! Зато Серёжка Панов всегда носил с собой бутерброды с чёрной и красной икрой, и все ему завидовали.
Роза Хастян # 3 сентября 2014 в 17:32 +1
Зараза, Сережа Панов? Интересно, КТО из него вырос?)))))))
Серов Владимир # 3 сентября 2014 в 18:26 0
У него папа был директором какого-то спортобщества! И он поступил в пединститут на факультет спорта. Что дальше с ним было, я не знаю. Во всяком случае в нашем Саратове о нём ничего не слышно, хотя я общаюсь со несколькими нашими СОклассниками.
Роза Хастян # 3 сентября 2014 в 23:51 +1
Мммм. Поняла. Спасибо.
Серов Владимир # 8 сентября 2014 в 14:27 0


38
Роза Хастян # 8 сентября 2014 в 14:55 0
Мммм!)))) Это мне? Как я люблю фрукты!)))) Спасибо, Влад!

 

Популярная проза за месяц
175
138
127
118
117
Кто она, Осень? 28 сентября 2017 (Тая Кузмина)
112
​ТАЙНА ОСЕНИ 29 сентября 2017 (Эльвира Ищенко)
105
101
101
98
97
97
95
94
93
91
90
89
85
85
84
83
81
80
77
77
75
61
52
50