ГлавнаяВся прозаМалые формыРассказы → Написанное слово

 

Написанное слово

2 сентября 2014 - Роза Хастян
article236674.jpg
Магия написанного слова на меня подействовало в семь лет.
Вот, как это случилось.

Я училась в первом классе деревенской школы. В нашем классе было двадцать учеников: десять девочек и десять мальчиков.
Как и везде, дети были разными. Одни способные, другие ленивые, третьи – шустрые.
Кроме характеров, детей отличал их внешний вид, т.е. их одежда.
Это потом, начиная с третьего класса, ввели школьную форму, чтобы все дети одевались одинаково.

Сейчас многие критикуют такое «нововведение» в учебных заведениях, как одинаковая форма одежды.
Дескать, каждый ребенок имеет свою индивидуальность и она должна подтвердиться, в том числе, и его одеждой.
Но не все задумываются о другой «стороне медали»: не все дети, точнее – их родители имеют возможность одевать своих чад в соответствии «их индивидуальности».
И у детей появляются комплексы, ломается характер, что впоследствии отрицательно сказывается на качестве жизни.

К чему я так долго говорю о школьной форме?
К тому, что в то время, о котором я хочу написать, мы, дети, школьные формы пока не носили.

Я была среди тех учеников, кто одевался во что попало. Вернее, во что одевали родители, т.е мама.
А моя мама не могли меня одевать так, как хотела, и, как правило, я была одета в одежду даже не « second hand», a «third hand», а то и – «fourth hand».

Деревня деревней, дети детьми, но внешний вид сразу бросался в глаза.
А дети, сколь наивные, столь и жестокие.
Они инстинктивно разбиваются по кланам: там, где наряды - там деньги, там сладости, там игрушки. Словом, с теми, кто хорошо и красиво был одет – дружили. Другими – игнорировали.
Возможно, именно это игнорирование стало для моего характера решающим фактором.
Ну НЕ хотела я мириться с тем, что я в классе даже не средняя «по статусу», а ниже среднего.
Это меня убивало.
К тому же, строгие родительские правила не допускали, чтобы у меня были распущены красивые кудряшки. Их даже «в хвост» не разрешали завязывать: только в косы плели. И тянулись мои бедные волосы каждое утро со всех маминых сил, чтобы умудриться залезть в две косы. Непослушные кудряшки, те, которые были спереди и короче остальных, через пару минут пружинками вылезали и покрывали собой мой лобик.
Но мама знала об их хитростях, и, О, УЖАС! – отдельной резинкой, простите, от нижнего белья, крепко-накрепко привязывала эти пружинки пучком… прямо на макушке…
Представили теперь эту девочку, т.е. меня?
Добавьте к этому моё одеяние: ситцевое цветастое платье,( ОБЯЗАТЕЛЬНО ниже колен), поверх него – какой-нибудь мешковатый жакет, (а вдруг дождь пойдет? Зонтов-то не было у нас!) А школа находилась в трех километрах от нашего дома, куда добирались пешком.
И! Непременный МОЙ атрибут одежды: вязанные или байковые шаровары, чтобы ноги не замерзали, ( чулок и колготок у меня не было).
Вот в таком виде я и ходила в школу. И попробовала бы «возникать»! Забегая вперед, скажу, что я только в десятом классе «посмела» постричься и сделать ту прическу, которую хотела, и то, мои бедные волосы так «привыкли к привязи», что вначале не знали «ложиться, как положено (?) или убегать в стороны?»
И вот, в знак «протеста» против несправедливой судьбы, я стала… блестяще учиться.
Да, да блестяще, потому что моя первая учительница спустя тридцать лет еще говорила, что у неё никогда не было такого способного ученика(цы), как я. Она так «разрекламировала мои способности, что жители деревни, которые в глаза меня не видели, где-то услышав мое имя говорили: ах эта та Роза…!
Чтобы читателю не показалось, что я хвастаюсь, скажу, что БЕЗ ВСЯКОГО ПРОТЕЖЕ в старших классах выигрывала республиканские олимпиады и занимала первые и вторые места. Какое протеже могло быть у меня? У деревенской девочки из крестьянской семьи, родители которой, вкалывая с утра до ночи, едва успевали прокормить семью, где кроме своих троих детей жили сестры мамы и братья папы.
Об этой истории ( как «приданными» моих родителей-сирот были их братишки и сестрички) я рассказывала ранее в своих миниатюрах.

В те советские времена ежегодно в школах проводилась такая акция: государство «субсидировало» неимущим семьям и раздавало детям из таких семей бесплатную одежду.
О, как я стеснялась этих «подачек»!
Нет, одежда была новая, но так стыдно было принимать «награды» перед надсмехающимися глазами одноклассников.
Некоторые дети радовались и с восторгом принимали лощеные пакеты, в чем были завернуты кофты, юбки, брюки, ботинки.
А я плакала и пряталась под парту, готовая сквозь землю провалиться со стыда и унижения.
Про мой случай поговорка: бедная, да - гордая…
Но моя мудрая учительница поняла мои переживания и в самом конце, после того, как выдавала «пайки» всем нуждающимся, объявляла: «А теперь, за выдающиеся успехи – от министерства образования СССР самый лучший подарок – Розе!»
Я, конечно, понимала её хитрость и попытку - не ранить меня, но притворялась, что верю этой чуши и с гордым видом, немного ехидно и свысока взглянув на весь класс, брала подарок.
И ничего «лучшего» в пакете не бывало – всё тот же набор дешевых одежд, но ПРИЧИНА получения была другой!
Эх, времена…
И хорошо, что канули в лета. Правда, с осадком…

Но мой рассказ вовсе не об этом: не о бедности, не о комплексах.
Я всё еще хочу написать о значении письменного слова, если поймаю нить мыслей…

Итак, мы учились в первом классе.
Только-только выучили весь армянский алфавит.
Дети едва научились соединять буквы в слова, а я уже читала книжки на армянском и НА РУССКОМ(!) языках. А русский язык мы стали изучать только со второго класса.

И однажды, на большой перемене, одна из шустрых девчонок на доске написала имена всех детей класса. И не просто написать, а парами – имя мальчика рядом с именем девочки.
Кто-то другой, умудрился между этими именами поставить знак «плюс».
А что это значит? – Конечно «любовь». Даже мы, еще тогда, это знали!
Рядом с моим именем стояло имя самого хулиганистого двоечника, (таким образом, решили меня наказать!)

Мне, конечно, не понравилось, что у «Розы» плюс с «Мишей», но я сделала вид, что мне наплевать на их детские игры.
Но, Миша отреагировал совсем иначе.
Двоечник- двоечником, но кому охота «любовь крутить» с бедно одетой, с «пучком на макушке» девочкой, пусть даже она трижды отличница?

Он подошел ко мне, когда я мирно сидела за партой, и так сильно ударил меня в лицо, что у меня в глазах помутнело и пошла кровь из носа. Моя, и так некрасивая одежда, запачкалась в крови.
А этот придурок Миша вдобавок зашипел: «Убью тебя, если меня будешь любить!»

Я разревелась. Кто-то стер с доски всё написанное.
От учительницы не смогли скрыть правду.( В то время дети не врали еще.)
Миша был «изгнан» из класса с наказом, прийти в школу с отцом
Написавших на доске девочек «выявили и опозорили» за «аморалку». - Перед всем классом.
Но, а я… влюбилась в голубоглазого двоечника Мишу.
Тихо влюбилась, никто не узнал.
Так и не узнал… до сей поры…

Вот, каково воздействие написанного слова, точнее - знака «плюс»…

© Copyright: Роза Хастян, 2014

Регистрационный номер №0236674

от 2 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0236674 выдан для произведения:
Магия написанного слова на меня подействовало в семь лет.
Вот, как это случилось.

Я училась в первом классе деревенской школы. В нашем классе было двадцать учеников: десять девочек и десять мальчиков.
Как и везде, дети были разными. Одни способные, другие ленивые, третьи – шустрые.
Кроме характеров, детей отличал их внешний вид, т.е. их одежда.
Это потом, начиная с третьего класса, ввели школьную форму, чтобы все дети одевались одинаково.

Сейчас многие критикуют такое «нововведение» в учебных заведениях, как одинаковая форма одежды.
Дескать, каждый ребенок имеет свою индивидуальность и она должна подтвердиться, в том числе, и его одеждой.
Но не все задумываются о другой «стороне медали»: не все дети, точнее – их родители имеют возможность одевать своих чад в соответствии «их индивидуальности».
И у детей появляются комплексы, ломается характер, что впоследствии отрицательно сказывается на качестве жизни.

К чему я так долго говорю о школьной форме?
К тому, что в то время, о котором я хочу написать, мы, дети, школьные формы пока не носили.

Я была среди тех учеников, кто одевался во что попало. Вернее, во что одевали родители, т.е мама.
А моя мама не могли меня одевать так, как хотела, и, как правило, я была одета в одежду даже не « second hand», a «third hand», а то и – «fourth hand».

Деревня деревней, дети детьми, но внешний вид сразу бросался в глаза.
А дети, сколь наивные, столь и жестокие.
Они инстинктивно разбиваются по кланам: там, где наряды - там деньги, там сладости, там игрушки. Словом, с теми, кто хорошо и красиво был одет – дружили. Другими – игнорировали.
Возможно, именно это игнорирование стало для моего характера решающим фактором.
Ну НЕ хотела я мириться с тем, что я в классе даже не средняя «по статусу», а ниже среднего.
Это меня убивало.
К тому же, строгие родительские правила не допускали, чтобы у меня были распущены красивые кудряшки. Их даже «в хвост» не разрешали завязывать: только в косы плели. И тянулись мои бедные волосы каждое утро со всех маминых сил, чтобы умудриться залезть в две косы. Непослушные кудряшки, те, которые были спереди и короче остальных, через пару минут пружинками вылезали и покрывали собой мой лобик.
Но мама знала об их хитростях, и, О, УЖАС! – отдельной резинкой, простите, от нижнего белья, крепко-накрепко привязывала эти пружинки пучком… прямо на макушке…
Представили теперь эту девочку, т.е. меня?
Добавьте к этому моё одеяние: ситцевое цветастое платье,( ОБЯЗАТЕЛЬНО ниже колен), поверх него – какой-нибудь мешковатый жакет, (а вдруг дождь пойдет? Зонтов-то не было у нас!) А школа находилась в трех километрах от нашего дома, куда добирались пешком.
И! Непременный МОЙ атрибут одежды: вязанные или байковые шаровары, чтобы ноги не замерзали, ( чулок и колготок у меня не было).
Вот в таком виде я и ходила в школу. И попробовала бы «возникать»! Забегая вперед, скажу, что я только в десятом классе «посмела» постричься и сделать ту прическу, которую хотела, и то, мои бедные волосы так «привыкли к привязи», что вначале не знали «ложиться, как положено (?) или убегать в стороны?»
И вот, в знак «протеста» против несправедливой судьбы, я стала… блестяще учиться.
Да, да блестяще, потому что моя первая учительница спустя тридцать лет еще говорила, что у неё никогда не было такого способного ученика(цы), как я. Она так «разрекламировала мои способности, что жители деревни, которые в глаза меня не видели, где-то услышав мое имя говорили: ах эта та Роза…!
Чтобы читателю не показалось, что я хвастаюсь, скажу, что БЕЗ ВСЯКОГО ПРОТЕЖЕ в старших классах выигрывала республиканские олимпиады и занимала первые и вторые места. Какое протеже могло быть у меня? У деревенской девочки из крестьянской семьи, родители которой, вкалывая с утра до ночи, едва успевали прокормить семью, где кроме своих троих детей жили сестры мамы и братья папы.
Об этой истории ( как «приданными» моих родителей-сирот были их братишки и сестрички) я рассказывала ранее в своих миниатюрах.

В те советские времена ежегодно в школах проводилась такая акция: государство «субсидировало» неимущим семьям и раздавало детям из таких семей бесплатную одежду.
О, как я стеснялась этих «подачек»!
Нет, одежда была новая, но так стыдно было принимать «награды» перед надсмехающимися глазами одноклассников.
Некоторые дети радовались и с восторгом принимали лощеные пакеты, в чем были завернуты кофты, юбки, брюки, ботинки.
А я плакала и пряталась под парту, готовая сквозь землю провалиться со стыда и унижения.
Про мой случай поговорка: бедная, да - гордая…
Но моя мудрая учительница поняла мои переживания и в самом конце, после того, как выдавала «пайки» всем нуждающимся, объявляла: «А теперь, за выдающиеся успехи – от министерства образования СССР самый лучший подарок – Розе!»
Я, конечно, понимала её хитрость и попытку - не ранить меня, но притворялась, что верю этой чуши и с гордым видом, немного ехидно и свысока взглянув на весь класс, брала подарок.
И ничего «лучшего» в пакете не бывало – всё тот же набор дешевых одежд, но ПРИЧИНА получения была другой!
Эх, времена…
И хорошо, что канули в лета. Правда, с осадком…

Но мой рассказ вовсе не об этом: не о бедности, не о комплексах.
Я всё еще хочу написать о значении письменного слова, если поймаю нить мыслей…

Итак, мы учились в первом классе.
Только-только выучили весь армянский алфавит.
Дети едва научились соединять буквы в слова, а я уже читала книжки на армянском и НА РУССКОМ(!) языках. А русский язык мы стали изучать только со второго класса.

И однажды, на большой перемене, одна из шустрых девчонок на доске написала имена всех детей класса. И не просто написать, а парами – имя мальчика рядом с именем девочки.
Кто-то другой, умудрился между этими именами поставить знак «плюс».
А что это значит? – Конечно «любовь». Даже мы, еще тогда, это знали!
Рядом с моим именем стояло имя самого хулиганистого двоечника, (таким образом, решили меня наказать!)

Мне, конечно, не понравилось, что у «Розы» плюс с «Мишей», но я сделала вид, что мне наплевать на их детские игры.
Но, Миша отреагировал совсем иначе.
Двоечник- двоечником, но кому охота «любовь крутить» с бедно одетой, с «пучком на макушке» девочкой, пусть даже она трижды отличница?

Он подошел ко мне, когда я мирно сидела за партой, и так сильно ударил меня в лицо, что у меня в глазах помутнело и пошла кровь из носа. Моя, и так некрасивая одежда, запачкалась в крови.
А этот придурок Миша вдобавок зашипел: «Убью тебя, если меня будешь любить!»

Я разревелась. Кто-то стер с доски всё написанное.
От учительницы не смогли скрыть правду.( В то время дети не врали еще.)
Миша был «изгнан» из класса с наказом, прийти в школу с отцом
Написавших на доске девочек «выявили и опозорили» за «аморалку». - Перед всем классом.
Но, а я… влюбилась в голубоглазого двоечника Мишу.
Тихо влюбилась, никто не узнал.
Так и не узнал… до сей поры…

Вот, каково воздействие написанного слова, точнее - знака «плюс»…

Рейтинг: +1 249 просмотров
Комментарии (6)
Серов Владимир # 2 сентября 2014 в 18:12 0
Как хорошо Вы о взаимоотношениях между детьми-школьниками написали! super lubov5 У нас было нечто похожее, но форма уравнивала всех. И мне кажется, это было правильно! Зато Серёжка Панов всегда носил с собой бутерброды с чёрной и красной икрой, и все ему завидовали.
Роза Хастян # 3 сентября 2014 в 17:32 +1
Зараза, Сережа Панов? Интересно, КТО из него вырос?)))))))
Серов Владимир # 3 сентября 2014 в 18:26 0
У него папа был директором какого-то спортобщества! И он поступил в пединститут на факультет спорта. Что дальше с ним было, я не знаю. Во всяком случае в нашем Саратове о нём ничего не слышно, хотя я общаюсь со несколькими нашими СОклассниками.
Роза Хастян # 3 сентября 2014 в 23:51 +1
Мммм. Поняла. Спасибо.
Серов Владимир # 8 сентября 2014 в 14:27 0


38
Роза Хастян # 8 сентября 2014 в 14:55 0
Мммм!)))) Это мне? Как я люблю фрукты!)))) Спасибо, Влад!