ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Армейские будни… Введение в «Дедовщину»… рассказ восьмой

Армейские будни… Введение в «Дедовщину»… рассказ восьмой

16 марта 2014 - Wladimir
 

 

Мой дед с двумя "племянниками"


Армейские будни… Введение в «Дедовщину»… рассказ восьмой

 

      Чтобы понять дальнейшие события, избежать обвинений в мой адрес в похвальбе и прочего для меня негатива, проведем небольшой экскурс в понятие «Дедовщина».

      Ни дядя Вася (1945-1953 гг), ни дядя Саша (1958-1962 гг) не знали понятия « Дедовщина».

     В царской армии (и ранее) было понятие - дядька и племянники. К старослужащему прикрепляли двух новобранцев, за обучение и воспитание которых  он и отвечал. На старых фото дядька всегда сидит, новобранцы стоят по обе стороны. Дядьку всегда можно было узнать по усам. Новобранцам усы не разрешались. Любой дядька к  племянникам относился отечески, так как племянники прикрывали его спину в бою.     Он в свою очередь учил их, как выжить в атаке или обороне. Если погибал племянник (или попадал под трибунал за трусость), весь труд дядьки был напрасен. К тому же дядька подвергался осуждению со стороны старослужащих и офицеров, за то, что не сберег племянника. (По словам моего деда).

     Поэтому предыдущие поколения понятия «Дедовщина» не имели…

     А «Дедовщина» появилась в конце шестидесятых и начале семидесятых годов.

     Вот как трактуют эти причины аналитики:

- Дедовщина - фактически часть более глобального явления, называемого "неуставные взаимоотношения". Сюда относятся разные пороки, например, землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). Младшее и среднее звено командного состава может применять для поддержания дисциплины те же неуставные методы, в конце концов, просто неформальная группа людей, сдружившихся в учебном подразделении, может запросто захватить власть в коллективе (хотя такие случаи редки). В узком смыследедовщиной называют подобные порочные отношения между солдатами срочной службы, имеющими за плечами различные сроки этой самой службы.

-

     Дедовщина может иметь несколько уровней градации по степени унижения человеческого достоинства. (В конкретном воинском коллективе могут присутствовать только некоторые уровни - это можно назвать "степенью глубины дедовщины").

1.     Имеет место некий ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того, как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за "своего".

2.     Работы, которые по уставу должны выполнять все военнослужащие в равной степени, независимо от срока службы, непропорционально перераспределяются на молодых солдат. Типичный пример: молодой и старослужащий назначаются в наряд: молодой усиленно драит шваброй пол, а старослужащий изредка подмахнет веником.

3.     Работы вообще перекладываются на лиц, никакого отношения к ним не имеющих. Пример: в наряд назначили только двух старослужащих, которые вместо выполнения своих обязанностей заставляют за них работать молодых, никакого отношения к этому наряду не имеющих.

4.     Старослужащие заставляют молодых выполнять за них некоторые сугубо личные работы: заправлять постель, стирать портянки и т.п.

5.     Старослужащие заставляют молодых определенным образом развлекать их: например, считать дни до дембеля или даже разыгрывать перед ними некое театрализованное представление.

6.     Жестокие издевательства старослужащих над молодыми.

Сегодня все солдатское общество делится на следующие группы:

 

Категория военнослужащих

 

Жаргонное наименование

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме

 

карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года)

 

дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год)

 

молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года)

 

котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 – 2 года)

дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа)

дембель, карантин

     В семидесятом году, когда это только зарождалось, у нас было несколько иначе.

     До присяги – салажонок, зелень пузатая, салабон…

     От присяги до 0,5 года – салага…

     От 0,5 года до года – молодой…

     От года до 1.5 лет – старик…

     От 1.5 лет до приказа – дед…

     После приказа – дембель…

     Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.

     В нашей части лупили мокрой пряжкой…но только салаг и молодых.(правда молодых – сухой)

    Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию. Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула.      В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.

     ПРИЧИНЫ

     Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью. Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, «паркетная» генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.

     Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.

     С другой стороны,  советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре[4].    Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.

     Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен.Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

     Таким образом, общими причинами первого уровня являются:

     Снижение степени солидарности советского общества, и вследствие этого – деградация управленческих механизмов общества, демократизация общества и ослабление дисциплины[5].

 

Рис. 1. Общие причины возникновения дедовщины в Советской Армии.

 

     Частные причины второго уровня

     1. Разложение армии в мирное время. Попустительство высшего военного и политического руководства.

     Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.

     Конечно, одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий. И свойственно оно вообще всегда и везде всем без исключения армиям. Армия должна воевать, т.е. соответствовать своему предназначению. Длительный мир для уставных взаимоотношений вреден. Но настоящая проблема все же заключалась не в мирном времени. А в том, что солдат в мирное время "предоставили самих себе". Если этого не делать, то война ли, мир ли - разницы не будет, если за солдатами имеется постоянный контроль.

     Вот и получается, что в бардаке армии в мирное время виноваты не армия и мирное время по своей сути, а те, кто имеет право и возможность уделять армии внимание, либо предоставлять ее саму себе. То есть, деградация армии в мирное время не есть закон природы, а есть следствие политической близорукости или управленческой бездарности в структурах, стоящих над армией.

      Ослабление младшего командного состава (старшин, сержантов)

     В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях. Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме. 
     Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава. В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних. В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины" - вспомните, например, культовый фильм "А зори здесь тихие". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях. Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.

     Причина исчезновения сверхсрочнослужащих – скорее всего в естественном развитии общества. В самом деле: жизнь при Сталине, особенно в колхозе, была, скажем так, не сахар. От такой жизни быть призванным в армию, а то и сверх срока остаться - не самый худший вариант. Улучшилась жизнь "на гражданке" - имеем относительное ухудшение жизни в армии. С соответствующим изменением отношения к призыву и сверхсроку.

     Влияние кампании против стукачества, проводимой "шестидесятниками”.

     Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.

     Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи "шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.

     Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом. Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

     Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов.

     Появление дедовщины - следствие изменения морального климата в армии, т.е. приход в армию "не тех" людей - как офицеров, так и солдат.

     Призывной контингент значительно уменьшился, а численность всех государственных военных формирований (а это не только армия) сохранилась на прежнем уровне! Поэтому пришлось призывать значительно большее количество людей. Достичь этого можно только одним - ощутимым снижением требований к призывному контингенту.

     Особняком стоит принципиально новая проблема в армии, частично связанная, а именно - проникновение в армию по призыву лиц, связанных с оргпреступностью. Т.е., молодой человек поварился уже в "бригаде" и угодил в армию.

     Судимый - неполноценный член общества. На режимный завод, в НИИ , институт такому было тяжело устроиться. Один человек с преступным мышлением может разложить массу нормальных людей, особенно ежели имеет замашки вожака.

     Косвенно это подтверждается воспоминаниями тех, кто служил во вреня первого студенческого призыва (весна-лето 1985 г.). Когда те студенты стали дедами, и пришел следующий призыв (второй студенческий), то дедовщина осталась только в ипостаси неравенства ("молодые" пашут, "деды" отдыхают), измывательства и большая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности. Таким образом, очень многое зависит от внутренней культуры человека. То, что культура резко снизилась в 70-80-х, возможно связано с неким порогом урбанизации нашего общества. По наблюдениям очевидцев, очень легко вписывались в эту систему ПТУ-шники и общажники (не студенты). Деревенские были подобрее.

      Повод: конфликт поколений.

     Конфликт поколений – очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии.

     Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х (– начало 70-х) гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы. Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации: 1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.; 2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

     Реже упоминают о еще более раннем конфликте, который произошел в 1945 году. Естественно, после войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии. В то же время, пришли молодые, не нюхавшие пороха парни. Понятно, что было неудобно отправлять в наряд "старика", когда "молодой" сидит и курит. В дальнейшем такое разделение, уже не связанное с войной, стали претворять в жизнь повидавшие такую практику отдельные старослужащие. Отметим, что данное печальное явление почти не коснулась погранвойск.

     Таким образом, демократизация общества и деградация его управленческих механизмов породили систему частных причин второго уровня, обеспечивших возникновение и воспроизводство дедовщины: попустительство высшего руководства привело к ослаблению младшего командного состава в армии, вследствие чего "деды” фактически заняли место младших командиров. Кроме того, произошло ухудшение призывного контингента, в армию стали проникать преступные элементы. Поводом к возникновению дедовщины стал переход с 3-х летнего на 2-х летний срок службы, что, видимо, привело к массовым эксцессам между старослужащими и молодыми. Благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов, эти эксцессы очень быстро развились в устойчивое явление дедовщины.

     Существенное влияние оказала кампания против «стукачества», проводимая "шестидесятниками”. Эта кампания привела к нарушению обратной связи, вследствие чего оказалось невозможно своевременно распознать опасную сущность явления дедовщины и принять меры к ее ликвидации на ранних стадиях.

 

 

 

     Рис. 2. Весь комплекс причин возникновения дедовщины в Советской Армии.

 

**************************************************************************

     Вот «коротко» о «Дедовщине» в Армии в 70 х годах прошлого века. Кстати, эта тема актуальна и до сих пор…

     В девятом рассказе я напишу, с чем мне пришлось столкнуться в этой части… и, как я выходил из создавшегося положения…

****************

Несколько тллюстраций

Иллюстрации к статье...

...

...


...


...


© Copyright: Wladimir, 2014

Регистрационный номер №0201405

от 16 марта 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0201405 выдан для произведения:
 

 

Мой дед с двумя "племянниками"


Армейские будни… Введение в «Дедовщину»… рассказ восьмой

 

      Чтобы понять дальнейшие события, избежать обвинений в мой адрес в похвальбе и прочего для меня негатива, проведем небольшой экскурс в понятие «Дедовщина».

      Ни дядя Вася (1945-1953 гг), ни дядя Саша (1958-1962 гг) не знали понятия « Дедовщина».

     В царской армии (и ранее) было понятие - дядька и племянники. К старослужащему прикрепляли двух новобранцев, за обучение и воспитание которых  он и отвечал. На старых фото дядька всегда сидит, новобранцы стоят по обе стороны. Дядьку всегда можно было узнать по усам. Новобранцам усы не разрешались. Любой дядька к  племянникам относился отечески, так как племянники прикрывали его спину в бою.     Он в свою очередь учил их, как выжить в атаке или обороне. Если погибал племянник (или попадал под трибунал за трусость), весь труд дядьки был напрасен. К тому же дядька подвергался осуждению со стороны старослужащих и офицеров, за то, что не сберег племянника. (По словам моего деда).

     Поэтому предыдущие поколения понятия «Дедовщина» не имели…

     А «Дедовщина» появилась в конце шестидесятых и начале семидесятых годов.

     Вот как трактуют эти причины аналитики:

- Дедовщина - фактически часть более глобального явления, называемого "неуставные взаимоотношения". Сюда относятся разные пороки, например, землячество (аналог дедовщины, но на национальной почве). Младшее и среднее звено командного состава может применять для поддержания дисциплины те же неуставные методы, в конце концов, просто неформальная группа людей, сдружившихся в учебном подразделении, может запросто захватить власть в коллективе (хотя такие случаи редки). В узком смыследедовщиной называют подобные порочные отношения между солдатами срочной службы, имеющими за плечами различные сроки этой самой службы.

-

     Дедовщина может иметь несколько уровней градации по степени унижения человеческого достоинства. (В конкретном воинском коллективе могут присутствовать только некоторые уровни - это можно назвать "степенью глубины дедовщины").

1.     Имеет место некий ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того, как человек не прошел данный, ритуал члены группы демонстративно не признают его за "своего".

2.     Работы, которые по уставу должны выполнять все военнослужащие в равной степени, независимо от срока службы, непропорционально перераспределяются на молодых солдат. Типичный пример: молодой и старослужащий назначаются в наряд: молодой усиленно драит шваброй пол, а старослужащий изредка подмахнет веником.

3.     Работы вообще перекладываются на лиц, никакого отношения к ним не имеющих. Пример: в наряд назначили только двух старослужащих, которые вместо выполнения своих обязанностей заставляют за них работать молодых, никакого отношения к этому наряду не имеющих.

4.     Старослужащие заставляют молодых выполнять за них некоторые сугубо личные работы: заправлять постель, стирать портянки и т.п.

5.     Старослужащие заставляют молодых определенным образом развлекать их: например, считать дни до дембеля или даже разыгрывать перед ними некое театрализованное представление.

6.     Жестокие издевательства старослужащих над молодыми.

Сегодня все солдатское общество делится на следующие группы:

 

Категория военнослужащих

 

Жаргонное наименование

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме

 

карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года)

 

дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год)

 

молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года)

 

котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 – 2 года)

дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа)

дембель, карантин

     В семидесятом году, когда это только зарождалось, у нас было несколько иначе.

     До присяги – салажонок, зелень пузатая, салабон…

     От присяги до 0,5 года – салага…

     От 0,5 года до года – молодой…

     От года до 1.5 лет – старик…

     От 1.5 лет до приказа – дед…

     После приказа – дембель…

     Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.

     В нашей части лупили мокрой пряжкой…но только салаг и молодых.(правда молодых – сухой)

    Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию. Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула.      В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.

     ПРИЧИНЫ

     Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью. Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, «паркетная» генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.

     Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.

     С другой стороны,  советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре[4].    Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.

     Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен.Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.

     Таким образом, общими причинами первого уровня являются:

     Снижение степени солидарности советского общества, и вследствие этого – деградация управленческих механизмов общества, демократизация общества и ослабление дисциплины[5].

 

Рис. 1. Общие причины возникновения дедовщины в Советской Армии.

 

     Частные причины второго уровня

     1. Разложение армии в мирное время. Попустительство высшего военного и политического руководства.

     Чем легче служба, тем более проявляется тенденция к дедовщине. Когда все заняты своими служебными обязанностями "по горло" на дедовщину просто нет времени.

     Конечно, одна из причин дедовщины в СА - разложение армии в период длительного отсутствия боевых действий. И свойственно оно вообще всегда и везде всем без исключения армиям. Армия должна воевать, т.е. соответствовать своему предназначению. Длительный мир для уставных взаимоотношений вреден. Но настоящая проблема все же заключалась не в мирном времени. А в том, что солдат в мирное время "предоставили самих себе". Если этого не делать, то война ли, мир ли - разницы не будет, если за солдатами имеется постоянный контроль.

     Вот и получается, что в бардаке армии в мирное время виноваты не армия и мирное время по своей сути, а те, кто имеет право и возможность уделять армии внимание, либо предоставлять ее саму себе. То есть, деградация армии в мирное время не есть закон природы, а есть следствие политической близорукости или управленческой бездарности в структурах, стоящих над армией.

      Ослабление младшего командного состава (старшин, сержантов)

     В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях. Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме. 
     Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава. В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних. В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины" - вспомните, например, культовый фильм "А зори здесь тихие". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях. Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.

     Причина исчезновения сверхсрочнослужащих – скорее всего в естественном развитии общества. В самом деле: жизнь при Сталине, особенно в колхозе, была, скажем так, не сахар. От такой жизни быть призванным в армию, а то и сверх срока остаться - не самый худший вариант. Улучшилась жизнь "на гражданке" - имеем относительное ухудшение жизни в армии. С соответствующим изменением отношения к призыву и сверхсроку.

     Влияние кампании против стукачества, проводимой "шестидесятниками”.

     Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.

     Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи "шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.

     Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом. Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

     Ухудшение призывного контингента и проникновение преступных элементов.

     Появление дедовщины - следствие изменения морального климата в армии, т.е. приход в армию "не тех" людей - как офицеров, так и солдат.

     Призывной контингент значительно уменьшился, а численность всех государственных военных формирований (а это не только армия) сохранилась на прежнем уровне! Поэтому пришлось призывать значительно большее количество людей. Достичь этого можно только одним - ощутимым снижением требований к призывному контингенту.

     Особняком стоит принципиально новая проблема в армии, частично связанная, а именно - проникновение в армию по призыву лиц, связанных с оргпреступностью. Т.е., молодой человек поварился уже в "бригаде" и угодил в армию.

     Судимый - неполноценный член общества. На режимный завод, в НИИ , институт такому было тяжело устроиться. Один человек с преступным мышлением может разложить массу нормальных людей, особенно ежели имеет замашки вожака.

     Косвенно это подтверждается воспоминаниями тех, кто служил во вреня первого студенческого призыва (весна-лето 1985 г.). Когда те студенты стали дедами, и пришел следующий призыв (второй студенческий), то дедовщина осталась только в ипостаси неравенства ("молодые" пашут, "деды" отдыхают), измывательства и большая часть культа были изжиты самими нашими "дедами" добровольно, т.к. они не испытывали в них потребности. Таким образом, очень многое зависит от внутренней культуры человека. То, что культура резко снизилась в 70-80-х, возможно связано с неким порогом урбанизации нашего общества. По наблюдениям очевидцев, очень легко вписывались в эту систему ПТУ-шники и общажники (не студенты). Деревенские были подобрее.

      Повод: конфликт поколений.

     Конфликт поколений – очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии.

     Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х (– начало 70-х) гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы. Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации: 1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.; 2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

     Реже упоминают о еще более раннем конфликте, который произошел в 1945 году. Естественно, после войны военнослужащие, прошедшие фронт, не сразу увольнялись из армии. В то же время, пришли молодые, не нюхавшие пороха парни. Понятно, что было неудобно отправлять в наряд "старика", когда "молодой" сидит и курит. В дальнейшем такое разделение, уже не связанное с войной, стали претворять в жизнь повидавшие такую практику отдельные старослужащие. Отметим, что данное печальное явление почти не коснулась погранвойск.

     Таким образом, демократизация общества и деградация его управленческих механизмов породили систему частных причин второго уровня, обеспечивших возникновение и воспроизводство дедовщины: попустительство высшего руководства привело к ослаблению младшего командного состава в армии, вследствие чего "деды” фактически заняли место младших командиров. Кроме того, произошло ухудшение призывного контингента, в армию стали проникать преступные элементы. Поводом к возникновению дедовщины стал переход с 3-х летнего на 2-х летний срок службы, что, видимо, привело к массовым эксцессам между старослужащими и молодыми. Благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов, эти эксцессы очень быстро развились в устойчивое явление дедовщины.

     Существенное влияние оказала кампания против «стукачества», проводимая "шестидесятниками”. Эта кампания привела к нарушению обратной связи, вследствие чего оказалось невозможно своевременно распознать опасную сущность явления дедовщины и принять меры к ее ликвидации на ранних стадиях.

 

 

 

     Рис. 2. Весь комплекс причин возникновения дедовщины в Советской Армии.

 

**************************************************************************

     Вот «коротко» о «Дедовщине» в Армии в 70 х годах прошлого века. Кстати, эта тема актуальна и до сих пор…

     В девятом рассказе я напишу, с чем мне пришлось столкнуться в этой части… и, как я выходил из создавшегося положения…

****************

Несколько тллюстраций

Иллюстрации к статье...

...

...


...


...


Рейтинг: 0 891 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 

Популярная проза за месяц
175
142
127
118
117
Кто она, Осень? 28 сентября 2017 (Тая Кузмина)
116
​ТАЙНА ОСЕНИ 29 сентября 2017 (Эльвира Ищенко)
106
101
101
100
99
98
97
95
93
93
92
91
89
85
84
84
82
82
81
77
73
61
52
50