ГлавнаяВся прозаМалые формыРассказы → Армейские будни...Переквалификацмя...рассказ двенадцатый

Армейские будни...Переквалификацмя...рассказ двенадцатый

22 марта 2014 - Wladimir

Армейские будни... Переквалификация...рассказ двенадцатый

Армейские будни… Переквалификация…рассказ двенадцатый.

 

       Как я уже писал, окончил я ШМАС (школу младших авиационных специалистов) по специальности «аэрофотограф». А в часть прибыл на должность связиста. Однако часть была «списьфисьская». Обслуживала она военный НИИ (аэронавтики). Состояла из БАО (батальон аэродромного обслуживания) роты охраны, роты связи и КП (командный пункт) управления. Командовал частью пожилой генерал Победоносцев, большой любитель роз. ( Специально штат был для девушки-военнослужащей, окончившей с отличием ВУЗ).

       В связи с этим был случай. Ушел солдат в самоволку. А перед этим сорвал несколько роз для своей девушки. Думал, что в таком обилии не заметят. Но генерал утром, придя в штаб, обнаружил пропажу. Всех нас выстроили на плацу, и сапоги стали проверять на наличие почвы клумб. Солдат погорел, дали ему пять суток «губы». Да и командиру досталось. А нам всем увольнительные на ближайшие выходные отменили.

       Носили мы форму ВВС и давали подписку о неразглашении. Лет на тридцать, кажется.

Радар "Кама", только он у нас стационаром был. Под пожарное депо замаскирован.

       Зачислили меня в расчет радара СОН-30. Новейшей, по тем временам, станции. С длиной радиоволны  10 см. (С карандаш).

       Расчет был мирного времени.  Состоял он из командира старшего лейтенанта Осипова; зам. командира, старшего сержанта-сверхсрочника – Сазанова (затем – прапорщик); первого оператора сержанта срочной службы – «деда»; второго оператора, рядового «деда»; меня, «молодого» – оператора электронно-вычислительной машины «Кедр», (я еще отвечал за связь с КП); и дизелиста – рядового Денисова (его потом к нам прикрепили – «салага»). Вот и весь расчет.

       Старлей Осипов принес штук пять книг по радиолокации и сказал, что дает неделю, после чего  - экзамен. При успешной сдаче – третий класс оператора РЛС и знак «Отличник ВВС». Как потом узнал, это нужно было для присвоения радару «Каме» звание «Отличного».  Со всеми вытекающими последствиями.

      Ничего сложного для меня не было. В основном это была теория радиолокации. И дней через десять сдал я экзамены на «отлично».

       Станция располагалась на крыше пожарного депо. Торчала лишь параболическая антенна. Аппаратура располагалась в большом помещении.  В нее входили:  пульт операторов, имитатор действий, ЭВМ «Кедр», стойка с «Кастрюлями, котлами, банками». Это были магнетроны.

В другом небольшом помещении располагался мощный дизель-генератор.

       ПВО объекта состояла из трех станций. Станции дальнего обнаружения (П-35) «Нева» капитана Богдашевского, станции наведения «Вершина»  лейтенанта Гурова Юрия Ивановича, и нашей станции орудийной наводки СОН-30 старшего лейтенанта Осипова Александра Ивановича.

 

       Показали мне мои обязанности, «прокатали» на имитаторе действий, объяснили местонахождение частей и принцип их работы. И на этом обучение закончилось.

       Утром после завтрака отвозили нас на объект. Мы расчехляли антенну, прогревали станцию. Затем Осипов гонял на имитаторе. После этого чехлили антенну и приступали к профилактическим работам. Заключалась она в том, что вынимали все блоки и высасывали пылесосом пыль. Протирали все части от пыли, и меняли блоки на запасные, стараясь перекрыть норматив, отпущенный на замену в экстренных случаях.

       Потом драили дизель и помещение, где он находился.

       Часа в два на машине нас увозили в часть.

       Дежурств на станции не было. Зато дежурили на «Вершине» и «Неве». На «Вершине» один солдат (подменяли метеорологи при посещении столовой), а на «Неве» - двое, так как замены не было.

        Самое сложное было драить помещение дизель-генератора. Цементные полы, серые стены, дырка в крыше, а около нее – копоть.

       Однажды, после такой работы  я, выждав момент, когда рядом никого не было, сказал Осипову

       -Сколько не драй эту дизельную, ощущение грязи не исчезает. Полы цементные, краска стен облупилась, сажа у вытяжной дыры…

       -Да вижу! Но не дают ничего. Ни краски, ни кистей, ни растворителя.

       - А нам и не надо!

       -Что предлагаешь?

       -В столовой ремонт делают. Плитки содрали. Среди них больше половины – целые. Заткнем дырку на моечной площадке (пожарные машины мыли), накидаем, нальем воды, а на следующий день цемент отколупаем.

       -Не успеем до отъезда…

       -Пожертвуем двумя профилактическими днями. И договорись с Дубининым, чтоб нам в столовой расчет оставляли. Здесь и пообедаем. А в часть поедем со сменой.

       -Ну, хорошо. А краску где возьмем?

       -У пожарных срочной службы..

       - А это как? Они-то где возьмут?

       -У строителей украдут. Пачек за пятнадцать, двадцать сигарет. А если и попадутся, мы-то не причем. Я с ними сговорюсь. Рады будут. За банку то краски.

       -Ну, давай рискнем. А с вытяжной дыркой что делать?

       -Сазана подключи. Пусть трубу достанет и пару хомутов. И патрубок сделают в мастерской по моему чертежу.

       Из диалога видно, что вне службы с командиром отношения были свойские. Он был месяца на три моложе меня, был благодарен за переквалификацию и мой такт в отношении его по службе. Никто и не подозревал о наших отношениях. Приказ его был для меня законом, а отношение при солдатах «расчета» – сугубо уставное.

       Так мы и сделали. Все достали, отколупали, почистили. Покрасили потолок. Вывели выхлопную трубу наружу. За бутылку водки взяли у строителей мешок цемента и положили плитку от пола до потолка. И пол плиточный. К тому же, вывели еще одну сливную трубу под дизелем на площадку мойки машин.

       И получилось у нас, как в операционной. И с работой      справлялся один Денисов. Помоет дизель брансбойтом, потом трет его тряпкой до блеска. А заодно и стены. А потом мается от безделья…

       У нас появилось свободное время. Норматив по замене блоков мы перекрыли. Дизель у бывшего тракториста был в идеальном состоянии. По имитатору все, что полагалось, освоили. Поэтому все уходили к пожарным спать, а я оставался охранять помещение. А почему, в дальнейшем будет понятно.

       От нечего делать, стал я учить Дениса на оператора станции. Уж очень он любопытный был.

       Пульт операторов РЛС состоял из пульта первого оператора, второго оператора, и моей машины «Кедр». А между мной и ими стоял шкаф этого имитатора. У первого оператора был индикатор, наподобие осциллографа. При сопровождении цели высвечивался импульс на шкале расстояния до нее. У второго оператора были два стрелочных индикатора. При ручном сопровождении (РС) нужно было, чтобы обе были в вертикальном положении. Управлялись штурвальчиками двумя руками. Между ними был пульт кругового обзора. Все данные (Дальность, азимут, угол места), поступали ко мне, а от меня – на КП.

Нева...

       «Нева» засекала цель на расстоянии 350…400 км и передавала на «Вершину». Та принимала цель на расстоянии 200…250 км., сопровождала и данные передавала нам.

Вершина...

Мы принимали на расстоянии 100..120 км, держали на автоматическом сопровождении (АС) и по команде с КП уничтожали. (Три зенитные батареи или три расчета комплексов ракет «Земля-воздух» по четыре ракеты в каждом).

       Так как у нас был очень узкий луч, называли мы все это  – шилом в задницу…))).

       Вот и стал я учить  Дениса работе всех трех операторов. И как нам в дальнейшем все это пригодилось!...

© Copyright: Wladimir, 2014

Регистрационный номер №0202953

от 22 марта 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0202953 выдан для произведения:

Армейские будни... Переквалификация...рассказ двенадцатый

Армейские будни… Переквалификация…рассказ двенадцатый.

 

       Как я уже писал, окончил я ШМАС (школу младших авиационных специалистов) по специальности «аэрофотограф». А в часть прибыл на должность связиста. Однако часть была «списьфисьская». Обслуживала она военный НИИ (аэронавтики). Состояла из БАО (батальон аэродромного обслуживания) роты охраны, роты связи и КП (командный пункт) управления. Командовал частью пожилой генерал Победоносцев, большой любитель роз. ( Специально штат был для девушки-военнослужащей, окончившей с отличием ВУЗ).

       В связи с этим был случай. Ушел солдат в самоволку. А перед этим сорвал несколько роз для своей девушки. Думал, что в таком обилии не заметят. Но генерал утром, придя в штаб, обнаружил пропажу. Всех нас выстроили на плацу, и сапоги стали проверять на наличие почвы клумб. Солдат погорел, дали ему пять суток «губы». Да и командиру досталось. А нам всем увольнительные на ближайшие выходные отменили.

       Носили мы форму ВВС и давали подписку о неразглашении. Лет на тридцать, кажется.

Радар "Кама", только он у нас стационаром был. Под пожарное депо замаскирован.

       Зачислили меня в расчет радара СОН-30. Новейшей, по тем временам, станции. С длиной радиоволны  10 см. (С карандаш).

       Расчет был мирного времени.  Состоял он из командира старшего лейтенанта Осипова; зам. командира, старшего сержанта-сверхсрочника – Сазанова (затем – прапорщик); первого оператора сержанта срочной службы – «деда»; второго оператора, рядового «деда»; меня, «молодого» – оператора электронно-вычислительной машины «Кедр», (я еще отвечал за связь с КП); и дизелиста – рядового Денисова (его потом к нам прикрепили – «салага»). Вот и весь расчет.

       Старлей Осипов принес штук пять книг по радиолокации и сказал, что дает неделю, после чего  - экзамен. При успешной сдаче – третий класс оператора РЛС и знак «Отличник ВВС». Как потом узнал, это нужно было для присвоения радару «Каме» звание «Отличного».  Со всеми вытекающими последствиями.

      Ничего сложного для меня не было. В основном это была теория радиолокации. И дней через десять сдал я экзамены на «отлично».

       Станция располагалась на крыше пожарного депо. Торчала лишь параболическая антенна. Аппаратура располагалась в большом помещении.  В нее входили:  пульт операторов, имитатор действий, ЭВМ «Кедр», стойка с «Кастрюлями, котлами, банками». Это были магнетроны.

В другом небольшом помещении располагался мощный дизель-генератор.

       ПВО объекта состояла из трех станций. Станции дальнего обнаружения (П-35) «Нева» капитана Богдашевского, станции наведения «Вершина»  лейтенанта Гурова Юрия Ивановича, и нашей станции орудийной наводки СОН-30 старшего лейтенанта Осипова Александра Ивановича.

 

       Показали мне мои обязанности, «прокатали» на имитаторе действий, объяснили местонахождение частей и принцип их работы. И на этом обучение закончилось.

       Утром после завтрака отвозили нас на объект. Мы расчехляли антенну, прогревали станцию. Затем Осипов гонял на имитаторе. После этого чехлили антенну и приступали к профилактическим работам. Заключалась она в том, что вынимали все блоки и высасывали пылесосом пыль. Протирали все части от пыли, и меняли блоки на запасные, стараясь перекрыть норматив, отпущенный на замену в экстренных случаях.

       Потом драили дизель и помещение, где он находился.

       Часа в два на машине нас увозили в часть.

       Дежурств на станции не было. Зато дежурили на «Вершине» и «Неве». На «Вершине» один солдат (подменяли метеорологи при посещении столовой), а на «Неве» - двое, так как замены не было.

        Самое сложное было драить помещение дизель-генератора. Цементные полы, серые стены, дырка в крыше, а около нее – копоть.

       Однажды, после такой работы  я, выждав момент, когда рядом никого не было, сказал Осипову

       -Сколько не драй эту дизельную, ощущение грязи не исчезает. Полы цементные, краска стен облупилась, сажа у вытяжной дыры…

       -Да вижу! Но не дают ничего. Ни краски, ни кистей, ни растворителя.

       - А нам и не надо!

       -Что предлагаешь?

       -В столовой ремонт делают. Плитки содрали. Среди них больше половины – целые. Заткнем дырку на моечной площадке (пожарные машины мыли), накидаем, нальем воды, а на следующий день цемент отколупаем.

       -Не успеем до отъезда…

       -Пожертвуем двумя профилактическими днями. И договорись с Дубининым, чтоб нам в столовой расчет оставляли. Здесь и пообедаем. А в часть поедем со сменой.

       -Ну, хорошо. А краску где возьмем?

       -У пожарных срочной службы..

       - А это как? Они-то где возьмут?

       -У строителей украдут. Пачек за пятнадцать, двадцать сигарет. А если и попадутся, мы-то не причем. Я с ними сговорюсь. Рады будут. За банку то краски.

       -Ну, давай рискнем. А с вытяжной дыркой что делать?

       -Сазана подключи. Пусть трубу достанет и пару хомутов. И патрубок сделают в мастерской по моему чертежу.

       Из диалога видно, что вне службы с командиром отношения были свойские. Он был месяца на три моложе меня, был благодарен за переквалификацию и мой такт в отношении его по службе. Никто и не подозревал о наших отношениях. Приказ его был для меня законом, а отношение при солдатах «расчета» – сугубо уставное.

       Так мы и сделали. Все достали, отколупали, почистили. Покрасили потолок. Вывели выхлопную трубу наружу. За бутылку водки взяли у строителей мешок цемента и положили плитку от пола до потолка. И пол плиточный. К тому же, вывели еще одну сливную трубу под дизелем на площадку мойки машин.

       И получилось у нас, как в операционной. И с работой      справлялся один Денисов. Помоет дизель брансбойтом, потом трет его тряпкой до блеска. А заодно и стены. А потом мается от безделья…

       У нас появилось свободное время. Норматив по замене блоков мы перекрыли. Дизель у бывшего тракториста был в идеальном состоянии. По имитатору все, что полагалось, освоили. Поэтому все уходили к пожарным спать, а я оставался охранять помещение. А почему, в дальнейшем будет понятно.

       От нечего делать, стал я учить Дениса на оператора станции. Уж очень он любопытный был.

       Пульт операторов РЛС состоял из пульта первого оператора, второго оператора, и моей машины «Кедр». А между мной и ими стоял шкаф этого имитатора. У первого оператора был индикатор, наподобие осциллографа. При сопровождении цели высвечивался импульс на шкале расстояния до нее. У второго оператора были два стрелочных индикатора. При ручном сопровождении (РС) нужно было, чтобы обе были в вертикальном положении. Управлялись штурвальчиками двумя руками. Между ними был пульт кругового обзора. Все данные (Дальность, азимут, угол места), поступали ко мне, а от меня – на КП.

Нева...

       «Нева» засекала цель на расстоянии 350…400 км и передавала на «Вершину». Та принимала цель на расстоянии 200…250 км., сопровождала и данные передавала нам.

Вершина...

Мы принимали на расстоянии 100..120 км, держали на автоматическом сопровождении (АС) и по команде с КП уничтожали. (Три зенитные батареи или три расчета комплексов ракет «Земля-воздух» по четыре ракеты в каждом).

       Так как у нас был очень узкий луч, называли мы все это  – шилом в задницу…))).

       Вот и стал я учить  Дениса работе всех трех операторов. И как нам в дальнейшем все это пригодилось!...

Рейтинг: 0 253 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
117
116
113
107
100
96
92
91
90
88
84
82
82
79
78
73
72
72
70
69
66
66
64
63
61
58
58
57
56
54