ГлавнаяВся прозаМалые формыРепортажи → По закону совести и чести

 

По закону совести и чести

22 сентября 2014 - Дина Немировская
article240522.jpg
О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ СМИРНОВА

ЮРИЙ СЕМЁНОВИЧ
СМИРНОВ
(родился в 1938 году)

Писатель Юрий Смирнов известен читателям прежде всего, как автор трилогии, посвящённой становлению и работе советскоймилиции в Астраханском крае. Две повести – «Переступить себя» и «Твой выстрел – второй» рассказывают о борьбе сотрудников милиции с бандитизмом в годы гражданской и Великой Отечественной войн, третья – «Что ответить ему» – посвящена работе милиции в восьмидесятые годы.

Для астраханского читателя помимо того, что эти произведения, написанные в жанре детектива живым высокохудожественным языком, интересны и увлекательны по сюжету, ценны прежде всего тем, что автор правдиво и достоверно, основываясь на фактическом документальном материале, отражает в них историю нашего края. Благодаря тому, что к детективному жанру читательский интерес всегда проявлялся и продолжает проявляться особенно остро, книги Смирнова раскупались мгновенно, их продолжают спрашивать в библиотеках, где они постоянно находятся не на полках, а на руках читателей.

Для издательств – а книги Юрия Смирнова выходили и в Волгограде в Нижне-Волжском книжном издательстве (1978, 1964 гг.), и в столичном издательстве «Современник» (I983), повесть «Твой выстрел – второй» публиковалась в московском журнале «Советская милиция» – это писатель, на издание книг которого дотаций не требовалось. Они никогда не залёживались в книжных магазинах. И секрет читательского спроса не только и не столько в том, что это – детективы.

От заполонивших в последние годы книжный рынок подделок под этот жанр, разнообразных «страшилок» об убийствах и прочих преступлениях, которые с полным правом можно назвать досужим словом «чтиво», произведения Смирнова отличает высокое художественное мастерство, проявляемое автором не столько в строго выверенной сюжетной линии, сколько в раскрытии психологии преступников и тех, кто выходит на честную борьбу с ними.

Юрий Семёнович Смирнов родился 29 января 1938 года в посёлке Володарский Астраханской области. В 1959 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Работал в газетах Дальнего Востока, Урала, Астрахани, был главным редактором Комитета по телевидению и радиовещанию Астраханского областного Совета народных депутатов, старшим редактором Астраханского отделения Нижне-Волжского книжного издательства, с 1989 по 1992 годы руководил Областной писательской организацией в качестве её ответственного секретаря, долгие годы возглавляет комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации области, воскрешая горькую, но столь необходимую для нас память, вписывая в историю несправедливо вычеркнутые из неё страницы и жизни.

Писатель поставил целью отразить в Книге Памяти как можно больше сломанных страшной гулаговской системой судеб, ликвидировать тёмные пятна в биографии несправедливо осуждённых астраханцев, и для него эта благородная работа важна не менее, чем создание новых художественных произведений.

Первая книга очерков Юрия Смирнова «Земля моя – судьба моя» была написана на высоком журналистском уровне и издана Нижне-Волжским книжным издательством в 1970 году. Несмотря на то, что отзывы о книге были самыми положительными, скромный и требовательный к себе автор, считая её пройденным этапом, при вступлении в Союз писателей даже не представил её членам приёмной комиссии. После того, как в 1978 году были опубликованы повести Смирнова «Переступить себя» и «Твой выстрел – второй», и ему было предложено вступить в писательскую организацию, он решил воздержаться, несмотря на то, что эти произведения, отражающие глубокое знание жизни и неравнодушие к ней во всех, зачастую нелицеприятных её проявлениях, стали весьма популярными. Только после того, как участники выездного заседания Совета Союза писателей РСФСР Михаил Шевченко, Валентин Ерашов и Владимир Карпенко настоятельно посоветовали Смирнову подать заявление о приёме в Союз писателей, он, наконец, сделал это в 1982 году. Эти факты писательской биографии свидетельствуют как о человеческой скромности Юрия Семёновича, так и о его строжайшей взыскательности к себе, как мастеру слова.

Повесть «Переступить себя» начинается с описания последнего дня уходящего 1918 года. Рассуждая о революции, жители окраинной городской слободы примеривают её к собственной жизни, «как примеривают насильно всученную обнову», которая «жмёт слободскую жизнь до невозможности, а у горла намертво перехватывает». Одиннадцатая армия, одним из бойцов которой был Иван Елдышев, выползала к форпосту – Астрахани из солончака, «словно из преисподней», отступая от предгорий Кавказа, преданная командармом Сорокиным. И всё же дралась за мировую революцию, иссушённая голодом, раздетая, безоружная, сжираемая тифозными вшами. Перед глазами читателей вживую встаёт рабочая Астрахань, которая, затянув потуже пояс на тощем животе, вместе с армией «заметалась в тифозном бредуна двадцати тысячах лазаретных коек», где люди умирали от солёного селёдочного супа. Гибельный девятнадцатый год входил в город с лютой улыбкой, и было ясно, что без хлеба Астрахань от деникинцев не отстоять. От бывшего эскадрона Елдышева осталось лишь пятеро забывшихся в горячечном беспамятстве товарищей, которых вместе с лихим рубакой Васькой Талгаевым Иван вывез из сражения на калмыцкой арбе, впрягшись в неё вместо лошади. В родном Каралате Елдышев не был пять лет, и дядя Иван Вержбицкий считал его погибшим.

Двадцатилетний юноша ушёл воевать за свободу, но вернувшись через годы в своё село, увидел ту же картину: «кровососы живут – не тужат», а бедняки, вроде его дяди с идеями большевизма, «раздирают на ужин солёного леща и революционными лозунгами под пустой кипяток заедают». Юрий Смирнов правдиво и убедительно даёт ретроспективный план становления личности героя. В юности Ивана привела к толстовству жажда найти и понять правду, а затем жестокая нужда и эксплуатация ловцов-сухопайщиков кулаками-рыбопромышленниками, держащими в узде голодный трудовой люд хлебом да снастями, раскрыли ему глаза, заставив усомниться в верности учения о всепрощении и непротивлении злу насилием. Уверовать не в абстрактную, а в реальную правду солдата Ивана Елдышева заставили революционные события, всколыхнувшие всю Россию. Ему было суждено совершить свой подвиг во время контрреволюционного кулацкого мятежа в Каралате, где он представлял в одном лице волостную милицию.

Юрий Смирнов описал в повести реальные события, сохранив героям их подлинные имена. Восемь десятилетий покоится прах героя Ивана Елдышева в братской могиле родного рыбацкого села, где под обелиском с красной звездой захоронены ещё двадцать борцов за Советскую власть. И, как бы сегодня ни кривились в усмешке поборники идеи ненужности революции, за идеалы которой сражался тринадцатилетний Степан Туркин, чья жизнь была «короткой, как гранатная вспышка», решивший своей героической гибелью исход первого боя, имя его и других героев повести бессмертно. В неравных схватках с кулаками, которые прятали хлеб и угоняли скот, помня о голодающих детях и больных красноармейцах, действовал вместе с экспроприационной комиссией Иван Елдышев, став грозой богачей, подкулачников, лавочников. С нескрываемой злобой грозили ему, стреляя ночами из-за угла, кулак Точилин со своими шестью сыновьями и им подобные, одержимые злобной жаждой неправедной мести. В финале повести писатель приводит подлинный приказ начальника губернской милиции: «В дни кулацкого контрреволюционного восстания в Каралате милиционер Елдышев, отбившись от кулаков и подкулачников, вбежал в землянку и оттуда отстреливался. Озверевшая толпа, подстрекаемая наймитами англичан и разной чёрной сволочью, видя, что тов. Елдышев героически защищается, облила керосином землянку, подожгла её, и Елдышев был сожжён живым, но не сдался. Так погиб верный сын трудового народа…».

Двадцатишестилетний герой Иван Гаврилович Елдышев погиб смертью храбрых не долюбив, не дожив до свершения своей мечты о том, чтобы не пухли от голода дети. В том, что он и его мужественные сподвижники вновь воскресают в людских сердцах – заслуга писателя Юрия Смирнова.

В следующей повести «Твой выстрел – второй» показаны события времён Великой Отечественной. С правдивой непримиримостью автор прослеживает действия преступной банды, направляемой рукой тридцатилетнего главаря Николы по кличке Волк. Законы в банде поистине волчьи. Матёрый преступник, ещё в 1929 году в двадцатилетнем возрасте дезертировавший из рядов Красной Армии, пересёк турецкую границу и в 1930 году вернулся в Россию тем же путём. За то, что вместе с подобными ему бандитами он грабил мирное население и угонял колхозный скот, Никола Волк получил пятнадцать лет лишения свобода. В декабре 1942 года ему удалось организовать в Астрахани преступную группу, состоящую из рецидивистов и дезертиров. Смирнов с негодованием описывает преступления бандитов, грабивших продовольственные и промтоварные склады в самый сложный для Родины период борьбы с фашизмом, когда воины на фронтах проявляли беспримерную стойкость и отвагу, а труженики тыла переносили многочисленные тяготы и лишения, чтобы дать родной армии в достаточном количестве боеприпасы и продовольствие.

Положение осложнялось ещё и тем, что большинство опытных милиционеров было мобилизовано на фронт, а их место заняли выздоравливающие воины, которых из-за ранений нельзя было снова послать на передовые позиции. Но их милицейская служба была ничуть не легче фронтовой. Бандиты, не дрогнув, убивали всех, кто вставал на их пути, в том числе и милиционеров. И эти внутренние враги были не менее опасны, чем фашисты. На одном полюсе авторского повествования – Никола Волк,разглагольствующий перед своими пащенками о товариществе и братстве, на другом – мужественные молодые работники милиции сержант Роман Мациборко, младший лейтенант Алексей Тренков, в свои двадцать лет «хлебнувшие фронта под самую завязку» и их старшие товарищи. И преступники, и главные герои-милиционеры одинаково молоды, они росли в одно время в одной стране, однако их взгляды на человеческое счастье прямо противоположны: если все действия бандитов направлены на то, чтобы ради личной наживы ограбить, убить, подставить своего ближнего, любыми путями уклониться от защиты вскормившего их Отечества, то для молодых милиционеров, тело одного из которых приняло в себя в бою двадцать осколков, а другой нёс непростую милицейскую службу с пробитыми фашистскими пулями лёгкими и зная, что жить ему осталось семь-восемь лет, ежедневно шёл под пули бандитов, имя Родины свято. Как и в первой повести, здесь в основу сюжета положены подлинные факты. Интересна композиция: главы повествования сменяются официальными рапортами, не прерывающими, а продолжающими развитие сюжетной линии.

Одна из глав построена в форме монолога задержанного Генки Блохи, в котором особенно чётко прослеживается психология труса: на допросе он рассказывает о том, как сбежал от отца прямо перед дверьми военкомата, чтоб не идти на фронт, как стал дезертиром. Чтобы заглушить собственную совесть, бандиты кропили её «кровью недавних солдат, на чьи незажившие раны война поспешно накинула милицейскую шинель. Прошить шинель пулей, всадить финку в недавнюю окопную рану» – это по «философии» Николы Волка не подлость, а подвиг, и не трусость, а мужество. Некоторых членов банды всё же озаряет пусть позднее, но прозрение: «Какое братство – в крови омылись», – произносит после задержания Генка Блоха.

«Неужели у воров всё не так, как у всех остальных, неужели не одно солнце им светит, не одна в жилах кровь течёт, и нет у них верности, нет благодарности, нет памяти – ничего нет того, чем жив человек?» – терзается в камере бандитская пособница Клавдия Панкратова, осознавшая, что те её бросили в беде, впрочем, вполне по заслугам. Другие же, подобно Женьке Шепилову, у которого при задержании «в пустых морозных глазах даже боли не было», не прозревают до последних секунд жизни. «Странный, нездешний, давно погибший юноша», – даёт ему беспощадную характеристику автор. Полярная противоположность взглядов на жизнь преступников и мужественных сотрудников милиции показана и в том эпизоде, когда бандиты по-воровски опускают ночью в прорубь своего умершего подельника. Оперативники же, напротив, найдя в погоне за бандитами труп их же рукой пристреленного «товарища», не оставляют покойника в зимней степи, а хоронят его по-человечески. Люди с большой буквы и волки-нелюди – вот авторская характеристика, которая видна за каждой строкой повествования. Смирнов показывает Николу Волка и Басанга Огдоносова настоящими зверями, вскрывающими жилы ещё живым, смертельно усталым коням, чтобы вовремя влить их ярую кровь в холодеющую свою. Никола, диктующий тем, кого сбил с пути: «Забудьте друзей, забудьте родных, моё слово – закон, малейшее самовольство карается смертью», умирает как одинокий загнанный зверь в февральской степи, растерзанный дикими волками.

Но жизнь по закону совести и чести не позволяет отстреливать этих нелюдей. Сотрудники милиции ни в коем случае ни на йоту не превышают своих полномочий. Они стреляют вторыми. «Нам право такое дадено – стрелять вторым, коль жив остался, – говорит Ефим Алексеевич Корсунов, – выстрелишь первым – попадёшь закону в сердце». В этих словах – ключ к названию повести. В образах героев-милиционеров, которые в любую минуту могут погибнуть от бандитских рук, как сталинградец Николай Микитась, – нравственная сила и духовная чистота, направленные на великое служение Отчизне.

Действие повести «Что ответить ему» происходит в одном из районов Астрахани в сытое мирное время. Зверски убита пожилая пятидесятишестилетняя женщина Ирина Николаевна Рудаева. Да не просто убита: тело её расчленено на части, которые безжалостный преступник, предварительно опалив в огне, подбросил соседям, а часть трупа сбросил в мелководный ерик. Повесть умело построена по всем композиционным законам детектива: напряжение и интерес не оставляют читателя от первой до последней главы. Сложным и запутанным делом занимаются честные и принципиальные работники милиции и прокуратуры: старший лейтенант Николай Леонтьевич Огарев, майор Громов, капитан Емельянов, капитан Мухрыгин, старший лейтенант Сергунцов из областного отдела уголовного розыска и младший лейтенант Александр Токалов. Ввиду того, что
преступление совершено с особой жестокостью, к нему подключены заместитель начальника областного управления милиции полковник Максимов, начальник уголовного розыска полковник Бежанов, следователь областной прокуратуры Зародов.

Описывая реальные события и реальных людей, Юрий Смирнов немало поработал в архивах: следственные документы многое открыли восприимчивому исследователю, что позволило ему не только показать тяжелые трудовые будни работников астраханской милиции, но и полностью раскрыть психологию преступницы Татьяны Бурлиной, которая лишила жизни женщину, годящуюся ей в матери, ради взятки размером в четыреста рублей в обмен на липовую справку о десятилетнем трудовом стаже, которого убитой не хватало для ухода на пенсию. В конце повествования писатель даёт ретроспективный план формирования преступной личности: Татьяну воспитал отец-вор, с детства она привыкла мошенничать «мелко и робко, взятки брала такие же». После первых нарушений закона, проведя в тюрьме небольшой срок, Татьяна вернулась из заключения «со своим законом, ненавистным и злобным, усвоен ным ею так прочно и непреложно», что бесконечно любящему её мужу Михаилу порою казалось, что это вернулась не его жена, а другая, чужая и грязная женщина. Татьяна начала скупать и перепродавать вещи с базара, при случае подворовывала, стягивая с прилавков вещи. «Садись и разуй глаза», – жёстко говорила она своему честному мужу и он видел, что люди, идя с работы, несли полные сумки государственного добра. Этих ловчил Михаил называл «мелкими подколодными жуликами».

В ходе раскрытия основного преступления всплыло немало грязных делишек тех, чьи отношения с уголовным кодексом были весьма натянутыми. Таковы начальник автоколонны Виктор Дроботов и его замести тель Паузкин, которые меняли дефицитные автодетали на красную рыбу и икру, «доили маленькую автоколонну, как хорошую корову-рекордистку». Писателю удаётся вскрыть психологию Дроботова в сцене его допроса капитаном Емельяновым: «Кто не грешен? Вы ?» – спрашивает Емельянова Виктор Дроботов. «Я, – просто ответил Емельянов, –Не грешен вот, знаете, ли». «Верю… Но сам-то я – другой человек. Люблю жить сладко. Надо вертеться… Но я верчусь в большом удалении от уголовного закона». «А от совести?» «С совестью – сложнее…» Нежная, удобная совесть жуликов, подобных Дроботову, пытается остаться от закона в стороне.

Однако честные работники милиции пытают собственную совесть, которая не позволяет им уходить от важного решения, где быть расхитителям государственной собственности – дома или за решёткой. Писатель не уходит и от психологических аспектов личностей второстепенных героев, людей вполне честных и добропорядочных, и тем не менее равнодушных к чужому горю. «Да вы сами-то кто? Нелюди? Ведь человек убит!» – кричит в негодовании Иван Бурцев, которого ради собственного благополучия отец и жена заставили зарыть важную улику – подброшенное ведро с частями расчленённого тела. Жена Лида спокойно отправляется на кухню писать стихи после того, как стала свидетелем этого страшного зрелища. «Мы человека, можно сказать, второй раз убили, а она стихи пишет, стерва!» – впервые подумал о жене отстраненно, как о чужой, Иван, и не стерпел – предъявил следствию важную улику. «Нельзя очистить совесть, сразу перешагнув через возмездие, не перестрадав принародно свой позор.

Поступок, и только поступок определяет духовное лицо человека», – вот авторская оценка, переросшая в жизненную позицию писателя Юрия Смирнова, постигая которую, читатель, обретая нравственное самосознание, учится жить по закону совести и чести.

Автор заканчивает повесть драматичным, даже трагическим моментом: после того, как преступление раскрыли и Татьяну увели, Михаил решается на самоубийство, но вбегает малолетний сын Колька и спрашивает, правда ли его мама убила бабушку Аришу. «Что ответить ему? Что?» – горестно терзается Михаил. А писатель Юрий Смирнов говорит своим читателям правду. И герои его – сотрудники астраханской милиции – эту правду восстанавливают ценой жестоких потерь, бессонных ночей, кропотливых расследований.

Сегодня, в трудный период жизни нашего общества, когда утрачены многие морально-нравственные ценности, порядок в стране сохраняют люди, наделенные такими же качествами , как герои Юрия Смирнова: честностью, справедливостью, порядочностью, своим самоотверженным трудом делающие всё для того, чтоб каждый россиянин жил по закону совести и чести.

© Copyright: Дина Немировская, 2014

Регистрационный номер №0240522

от 22 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0240522 выдан для произведения:
О ТВОРЧЕСТВЕ ЮРИЯ СМИРНОВА

ЮРИЙ СЕМЁНОВИЧ
СМИРНОВ
(родился в 1938 году)

Писатель Юрий Смирнов известен читателям прежде всего, как автор трилогии, посвящённой становлению и работе советскоймилиции в Астраханском крае. Две повести – «Переступить себя» и «Твой выстрел – второй» рассказывают о борьбе сотрудников милиции с бандитизмом в годы гражданской и Великой Отечественной войн, третья – «Что ответить ему» – посвящена работе милиции в восьмидесятые годы.

Для астраханского читателя помимо того, что эти произведения, написанные в жанре детектива живым высокохудожественным языком, интересны и увлекательны по сюжету, ценны прежде всего тем, что автор правдиво и достоверно, основываясь на фактическом документальном материале, отражает в них историю нашего края. Благодаря тому, что к детективному жанру читательский интерес всегда проявлялся и продолжает проявляться особенно остро, книги Смирнова раскупались мгновенно, их продолжают спрашивать в библиотеках, где они постоянно находятся не на полках, а на руках читателей.

Для издательств – а книги Юрия Смирнова выходили и в Волгограде в Нижне-Волжском книжном издательстве (1978, 1964 гг.), и в столичном издательстве «Современник» (I983), повесть «Твой выстрел – второй» публиковалась в московском журнале «Советская милиция» – это писатель, на издание книг которого дотаций не требовалось. Они никогда не залёживались в книжных магазинах. И секрет читательского спроса не только и не столько в том, что это – детективы.

От заполонивших в последние годы книжный рынок подделок под этот жанр, разнообразных «страшилок» об убийствах и прочих преступлениях, которые с полным правом можно назвать досужим словом «чтиво», произведения Смирнова отличает высокое художественное мастерство, проявляемое автором не столько в строго выверенной сюжетной линии, сколько в раскрытии психологии преступников и тех, кто выходит на честную борьбу с ними.

Юрий Семёнович Смирнов родился 29 января 1938 года в посёлке Володарский Астраханской области. В 1959 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Работал в газетах Дальнего Востока, Урала, Астрахани, был главным редактором Комитета по телевидению и радиовещанию Астраханского областного Совета народных депутатов, старшим редактором Астраханского отделения Нижне-Волжского книжного издательства, с 1989 по 1992 годы руководил Областной писательской организацией в качестве её ответственного секретаря, долгие годы возглавляет комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации области, воскрешая горькую, но столь необходимую для нас память, вписывая в историю несправедливо вычеркнутые из неё страницы и жизни.

Писатель поставил целью отразить в Книге Памяти как можно больше сломанных страшной гулаговской системой судеб, ликвидировать тёмные пятна в биографии несправедливо осуждённых астраханцев, и для него эта благородная работа важна не менее, чем создание новых художественных произведений.

Первая книга очерков Юрия Смирнова «Земля моя – судьба моя» была написана на высоком журналистском уровне и издана Нижне-Волжским книжным издательством в 1970 году. Несмотря на то, что отзывы о книге были самыми положительными, скромный и требовательный к себе автор, считая её пройденным этапом, при вступлении в Союз писателей даже не представил её членам приёмной комиссии. После того, как в 1978 году были опубликованы повести Смирнова «Переступить себя» и «Твой выстрел – второй», и ему было предложено вступить в писательскую организацию, он решил воздержаться, несмотря на то, что эти произведения, отражающие глубокое знание жизни и неравнодушие к ней во всех, зачастую нелицеприятных её проявлениях, стали весьма популярными. Только после того, как участники выездного заседания Совета Союза писателей РСФСР Михаил Шевченко, Валентин Ерашов и Владимир Карпенко настоятельно посоветовали Смирнову подать заявление о приёме в Союз писателей, он, наконец, сделал это в 1982 году. Эти факты писательской биографии свидетельствуют как о человеческой скромности Юрия Семёновича, так и о его строжайшей взыскательности к себе, как мастеру слова.

Повесть «Переступить себя» начинается с описания последнего дня уходящего 1918 года. Рассуждая о революции, жители окраинной городской слободы примеривают её к собственной жизни, «как примеривают насильно всученную обнову», которая «жмёт слободскую жизнь до невозможности, а у горла намертво перехватывает». Одиннадцатая армия, одним из бойцов которой был Иван Елдышев, выползала к форпосту – Астрахани из солончака, «словно из преисподней», отступая от предгорий Кавказа, преданная командармом Сорокиным. И всё же дралась за мировую революцию, иссушённая голодом, раздетая, безоружная, сжираемая тифозными вшами. Перед глазами читателей вживую встаёт рабочая Астрахань, которая, затянув потуже пояс на тощем животе, вместе с армией «заметалась в тифозном бредуна двадцати тысячах лазаретных коек», где люди умирали от солёного селёдочного супа. Гибельный девятнадцатый год входил в город с лютой улыбкой, и было ясно, что без хлеба Астрахань от деникинцев не отстоять. От бывшего эскадрона Елдышева осталось лишь пятеро забывшихся в горячечном беспамятстве товарищей, которых вместе с лихим рубакой Васькой Талгаевым Иван вывез из сражения на калмыцкой арбе, впрягшись в неё вместо лошади. В родном Каралате Елдышев не был пять лет, и дядя Иван Вержбицкий считал его погибшим.

Двадцатилетний юноша ушёл воевать за свободу, но вернувшись через годы в своё село, увидел ту же картину: «кровососы живут – не тужат», а бедняки, вроде его дяди с идеями большевизма, «раздирают на ужин солёного леща и революционными лозунгами под пустой кипяток заедают». Юрий Смирнов правдиво и убедительно даёт ретроспективный план становления личности героя. В юности Ивана привела к толстовству жажда найти и понять правду, а затем жестокая нужда и эксплуатация ловцов-сухопайщиков кулаками-рыбопромышленниками, держащими в узде голодный трудовой люд хлебом да снастями, раскрыли ему глаза, заставив усомниться в верности учения о всепрощении и непротивлении злу насилием. Уверовать не в абстрактную, а в реальную правду солдата Ивана Елдышева заставили революционные события, всколыхнувшие всю Россию. Ему было суждено совершить свой подвиг во время контрреволюционного кулацкого мятежа в Каралате, где он представлял в одном лице волостную милицию.

Юрий Смирнов описал в повести реальные события, сохранив героям их подлинные имена. Восемь десятилетий покоится прах героя Ивана Елдышева в братской могиле родного рыбацкого села, где под обелиском с красной звездой захоронены ещё двадцать борцов за Советскую власть. И, как бы сегодня ни кривились в усмешке поборники идеи ненужности революции, за идеалы которой сражался тринадцатилетний Степан Туркин, чья жизнь была «короткой, как гранатная вспышка», решивший своей героической гибелью исход первого боя, имя его и других героев повести бессмертно. В неравных схватках с кулаками, которые прятали хлеб и угоняли скот, помня о голодающих детях и больных красноармейцах, действовал вместе с экспроприационной комиссией Иван Елдышев, став грозой богачей, подкулачников, лавочников. С нескрываемой злобой грозили ему, стреляя ночами из-за угла, кулак Точилин со своими шестью сыновьями и им подобные, одержимые злобной жаждой неправедной мести. В финале повести писатель приводит подлинный приказ начальника губернской милиции: «В дни кулацкого контрреволюционного восстания в Каралате милиционер Елдышев, отбившись от кулаков и подкулачников, вбежал в землянку и оттуда отстреливался. Озверевшая толпа, подстрекаемая наймитами англичан и разной чёрной сволочью, видя, что тов. Елдышев героически защищается, облила керосином землянку, подожгла её, и Елдышев был сожжён живым, но не сдался. Так погиб верный сын трудового народа…».

Двадцатишестилетний герой Иван Гаврилович Елдышев погиб смертью храбрых не долюбив, не дожив до свершения своей мечты о том, чтобы не пухли от голода дети. В том, что он и его мужественные сподвижники вновь воскресают в людских сердцах – заслуга писателя Юрия Смирнова.

В следующей повести «Твой выстрел – второй» показаны события времён Великой Отечественной. С правдивой непримиримостью автор прослеживает действия преступной банды, направляемой рукой тридцатилетнего главаря Николы по кличке Волк. Законы в банде поистине волчьи. Матёрый преступник, ещё в 1929 году в двадцатилетнем возрасте дезертировавший из рядов Красной Армии, пересёк турецкую границу и в 1930 году вернулся в Россию тем же путём. За то, что вместе с подобными ему бандитами он грабил мирное население и угонял колхозный скот, Никола Волк получил пятнадцать лет лишения свобода. В декабре 1942 года ему удалось организовать в Астрахани преступную группу, состоящую из рецидивистов и дезертиров. Смирнов с негодованием описывает преступления бандитов, грабивших продовольственные и промтоварные склады в самый сложный для Родины период борьбы с фашизмом, когда воины на фронтах проявляли беспримерную стойкость и отвагу, а труженики тыла переносили многочисленные тяготы и лишения, чтобы дать родной армии в достаточном количестве боеприпасы и продовольствие.

Положение осложнялось ещё и тем, что большинство опытных милиционеров было мобилизовано на фронт, а их место заняли выздоравливающие воины, которых из-за ранений нельзя было снова послать на передовые позиции. Но их милицейская служба была ничуть не легче фронтовой. Бандиты, не дрогнув, убивали всех, кто вставал на их пути, в том числе и милиционеров. И эти внутренние враги были не менее опасны, чем фашисты. На одном полюсе авторского повествования – Никола Волк,разглагольствующий перед своими пащенками о товариществе и братстве, на другом – мужественные молодые работники милиции сержант Роман Мациборко, младший лейтенант Алексей Тренков, в свои двадцать лет «хлебнувшие фронта под самую завязку» и их старшие товарищи. И преступники, и главные герои-милиционеры одинаково молоды, они росли в одно время в одной стране, однако их взгляды на человеческое счастье прямо противоположны: если все действия бандитов направлены на то, чтобы ради личной наживы ограбить, убить, подставить своего ближнего, любыми путями уклониться от защиты вскормившего их Отечества, то для молодых милиционеров, тело одного из которых приняло в себя в бою двадцать осколков, а другой нёс непростую милицейскую службу с пробитыми фашистскими пулями лёгкими и зная, что жить ему осталось семь-восемь лет, ежедневно шёл под пули бандитов, имя Родины свято. Как и в первой повести, здесь в основу сюжета положены подлинные факты. Интересна композиция: главы повествования сменяются официальными рапортами, не прерывающими, а продолжающими развитие сюжетной линии.

Одна из глав построена в форме монолога задержанного Генки Блохи, в котором особенно чётко прослеживается психология труса: на допросе он рассказывает о том, как сбежал от отца прямо перед дверьми военкомата, чтоб не идти на фронт, как стал дезертиром. Чтобы заглушить собственную совесть, бандиты кропили её «кровью недавних солдат, на чьи незажившие раны война поспешно накинула милицейскую шинель. Прошить шинель пулей, всадить финку в недавнюю окопную рану» – это по «философии» Николы Волка не подлость, а подвиг, и не трусость, а мужество. Некоторых членов банды всё же озаряет пусть позднее, но прозрение: «Какое братство – в крови омылись», – произносит после задержания Генка Блоха.

«Неужели у воров всё не так, как у всех остальных, неужели не одно солнце им светит, не одна в жилах кровь течёт, и нет у них верности, нет благодарности, нет памяти – ничего нет того, чем жив человек?» – терзается в камере бандитская пособница Клавдия Панкратова, осознавшая, что те её бросили в беде, впрочем, вполне по заслугам. Другие же, подобно Женьке Шепилову, у которого при задержании «в пустых морозных глазах даже боли не было», не прозревают до последних секунд жизни. «Странный, нездешний, давно погибший юноша», – даёт ему беспощадную характеристику автор. Полярная противоположность взглядов на жизнь преступников и мужественных сотрудников милиции показана и в том эпизоде, когда бандиты по-воровски опускают ночью в прорубь своего умершего подельника. Оперативники же, напротив, найдя в погоне за бандитами труп их же рукой пристреленного «товарища», не оставляют покойника в зимней степи, а хоронят его по-человечески. Люди с большой буквы и волки-нелюди – вот авторская характеристика, которая видна за каждой строкой повествования. Смирнов показывает Николу Волка и Басанга Огдоносова настоящими зверями, вскрывающими жилы ещё живым, смертельно усталым коням, чтобы вовремя влить их ярую кровь в холодеющую свою. Никола, диктующий тем, кого сбил с пути: «Забудьте друзей, забудьте родных, моё слово – закон, малейшее самовольство карается смертью», умирает как одинокий загнанный зверь в февральской степи, растерзанный дикими волками.

Но жизнь по закону совести и чести не позволяет отстреливать этих нелюдей. Сотрудники милиции ни в коем случае ни на йоту не превышают своих полномочий. Они стреляют вторыми. «Нам право такое дадено – стрелять вторым, коль жив остался, – говорит Ефим Алексеевич Корсунов, – выстрелишь первым – попадёшь закону в сердце». В этих словах – ключ к названию повести. В образах героев-милиционеров, которые в любую минуту могут погибнуть от бандитских рук, как сталинградец Николай Микитась, – нравственная сила и духовная чистота, направленные на великое служение Отчизне.

Действие повести «Что ответить ему» происходит в одном из районов Астрахани в сытое мирное время. Зверски убита пожилая пятидесятишестилетняя женщина Ирина Николаевна Рудаева. Да не просто убита: тело её расчленено на части, которые безжалостный преступник, предварительно опалив в огне, подбросил соседям, а часть трупа сбросил в мелководный ерик. Повесть умело построена по всем композиционным законам детектива: напряжение и интерес не оставляют читателя от первой до последней главы. Сложным и запутанным делом занимаются честные и принципиальные работники милиции и прокуратуры: старший лейтенант Николай Леонтьевич Огарев, майор Громов, капитан Емельянов, капитан Мухрыгин, старший лейтенант Сергунцов из областного отдела уголовного розыска и младший лейтенант Александр Токалов. Ввиду того, что
преступление совершено с особой жестокостью, к нему подключены заместитель начальника областного управления милиции полковник Максимов, начальник уголовного розыска полковник Бежанов, следователь областной прокуратуры Зародов.

Описывая реальные события и реальных людей, Юрий Смирнов немало поработал в архивах: следственные документы многое открыли восприимчивому исследователю, что позволило ему не только показать тяжелые трудовые будни работников астраханской милиции, но и полностью раскрыть психологию преступницы Татьяны Бурлиной, которая лишила жизни женщину, годящуюся ей в матери, ради взятки размером в четыреста рублей в обмен на липовую справку о десятилетнем трудовом стаже, которого убитой не хватало для ухода на пенсию. В конце повествования писатель даёт ретроспективный план формирования преступной личности: Татьяну воспитал отец-вор, с детства она привыкла мошенничать «мелко и робко, взятки брала такие же». После первых нарушений закона, проведя в тюрьме небольшой срок, Татьяна вернулась из заключения «со своим законом, ненавистным и злобным, усвоен ным ею так прочно и непреложно», что бесконечно любящему её мужу Михаилу порою казалось, что это вернулась не его жена, а другая, чужая и грязная женщина. Татьяна начала скупать и перепродавать вещи с базара, при случае подворовывала, стягивая с прилавков вещи. «Садись и разуй глаза», – жёстко говорила она своему честному мужу и он видел, что люди, идя с работы, несли полные сумки государственного добра. Этих ловчил Михаил называл «мелкими подколодными жуликами».

В ходе раскрытия основного преступления всплыло немало грязных делишек тех, чьи отношения с уголовным кодексом были весьма натянутыми. Таковы начальник автоколонны Виктор Дроботов и его замести тель Паузкин, которые меняли дефицитные автодетали на красную рыбу и икру, «доили маленькую автоколонну, как хорошую корову-рекордистку». Писателю удаётся вскрыть психологию Дроботова в сцене его допроса капитаном Емельяновым: «Кто не грешен? Вы ?» – спрашивает Емельянова Виктор Дроботов. «Я, – просто ответил Емельянов, –Не грешен вот, знаете, ли». «Верю… Но сам-то я – другой человек. Люблю жить сладко. Надо вертеться… Но я верчусь в большом удалении от уголовного закона». «А от совести?» «С совестью – сложнее…» Нежная, удобная совесть жуликов, подобных Дроботову, пытается остаться от закона в стороне.

Однако честные работники милиции пытают собственную совесть, которая не позволяет им уходить от важного решения, где быть расхитителям государственной собственности – дома или за решёткой. Писатель не уходит и от психологических аспектов личностей второстепенных героев, людей вполне честных и добропорядочных, и тем не менее равнодушных к чужому горю. «Да вы сами-то кто? Нелюди? Ведь человек убит!» – кричит в негодовании Иван Бурцев, которого ради собственного благополучия отец и жена заставили зарыть важную улику – подброшенное ведро с частями расчленённого тела. Жена Лида спокойно отправляется на кухню писать стихи после того, как стала свидетелем этого страшного зрелища. «Мы человека, можно сказать, второй раз убили, а она стихи пишет, стерва!» – впервые подумал о жене отстраненно, как о чужой, Иван, и не стерпел – предъявил следствию важную улику. «Нельзя очистить совесть, сразу перешагнув через возмездие, не перестрадав принародно свой позор.

Поступок, и только поступок определяет духовное лицо человека», – вот авторская оценка, переросшая в жизненную позицию писателя Юрия Смирнова, постигая которую, читатель, обретая нравственное самосознание, учится жить по закону совести и чести.

Автор заканчивает повесть драматичным, даже трагическим моментом: после того, как преступление раскрыли и Татьяну увели, Михаил решается на самоубийство, но вбегает малолетний сын Колька и спрашивает, правда ли его мама убила бабушку Аришу. «Что ответить ему? Что?» – горестно терзается Михаил. А писатель Юрий Смирнов говорит своим читателям правду. И герои его – сотрудники астраханской милиции – эту правду восстанавливают ценой жестоких потерь, бессонных ночей, кропотливых расследований.

Сегодня, в трудный период жизни нашего общества, когда утрачены многие морально-нравственные ценности, порядок в стране сохраняют люди, наделенные такими же качествами , как герои Юрия Смирнова: честностью, справедливостью, порядочностью, своим самоотверженным трудом делающие всё для того, чтоб каждый россиянин жил по закону совести и чести.
Рейтинг: 0 343 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!