ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → Кто такой "человек" (по сути) и можно ли им стать?

Кто такой "человек" (по сути) и можно ли им стать?

«Человек — тот, кто познал себя; человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение».
 
(Святитель Игнатий Брянчанинов.  Житейское море. Аскетические опыты. Том 1)
 
 
 

 
 
Ныне мы страдаем от голода и холода, часто болеем и непременно умираем.
Ныне для нас главное в жизни – земные наслаждения от вина и танцев, от зрелищ и забав, от еды и половых отношений.
Но вначале было совсем не так!
Нам покажется это невероятным, но Адам был сотворен подобным ангелам – «неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух повредить каким бы то ни было, ныне во вред нам сущим, своим действием, и все покорено ему было как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию» (преп. Серафим Саровский).

У Адама не было скорбей, болезней и бед, и только одна забота – исполнять Божьи заповеди.
Он был счастлив с Творцом и Евой.
 
И вот еще, что очень важно!
Он был сотворен  не как некий самостоятельный, отчужденный от Творца живой механизм.
Он  не был  биороботом, запрограммированным и контролируемым.
Адам и Ева были сотворены богами –  живой ветвью на Живой Лозе:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его Дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Септуагинта (перевод Пятикнижия Моисея с еврейского языка) говорит здесь и о природе, и о творческом действии Создателя над природой творимого существа, которое делает этот прах земной иноприродным материи, выделяя его из природы как обладателя не только телесной, но и духовной сущности.
Дыхание жизни не просто вносится Творцом в природу человека.

Библия говорит здесь ещё и о   «лице» -  не только и не столько о передней части головы человека, но о personе (личности). 
 
Человек сразу был как сотворен как личность – живой образ и подобие Личности Единой:
«И рече Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...
И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 26-27; ср. Быт. 5,1; 9,6;  Кол. 3,10;  Еф. 4,24).

Что такое «образ»?
Это то, что имеет внешнюю схожесть с первообразом, но по сути может быть весьма от него различно (пример: картина на тему природы и сама природа).

Что такое «подобие»?
Это внутренняя схожесть предмета с оригиналом, по которому он сделан (пример: копия золотого кольца, выполненная из золота, и само золотое кольцо).

Наши личности –  начало личностей наших детей, которых мы желаем видеть похожими на нас (нашим образом и подобием).
Личность (Лик) Творца – источник личности нашей, мы призваны стать Её образом и подобием.
Иначе, мы становимся личностями лишь уподобляя себя Лику Единому, вслед за святыми.

Потому-то и сказал Господь:
«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6).

Личность, Которая есть начало всем личностей  — это Тот, Кто, будучи Творцом, смиренно умывает пыльные ноги своим творениям, простым галилейским рыбарям.
Личность — это Тот, Кто с необозримой высоты Голгофского Креста, истекая кровью, зверски избитый и оплеванный, оклеветанный и осмеянный, распятый, одного взмаха ресниц Которого было бы достаточно, чтобы смести всю эту толпу, все это воинство, весь этот неблагодарный, погрязший в мерзостях мир, — просит Отца Своего Небесного: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).
 
* * *
Наши дети свободны. Вырастая и забывая нас, они часто утрачивают связь с нами, перестают быть похожи на нас и могут даже  отречься от нас (вспомним времена Сталина).
И мы свободны.
Забывая Бога, утрачивая невидимую духовную связь с Ним, или даже отрекаясь от Него, мы теряем свое собственное лицо, деперсонализируем себя.

Безобразие (пребывание без образа) — есть именно потеря образа Божия.
Как понятна наша любовь к иконам, трепетное к ним отношение, ведь образ всегда стремится к Первообразу.

Вот еще о богословии русского языка.
Расстроиться – разлучиться душой с Творцом – Пресвятой Троицей.
Настроиться – обратить взор души на Творца – Пресвятую Троицу.

Дабы уяснить суть падения человечества, представим себе прекрасную мозаичную картину, вдруг распавшуюся на малые кусочки, ныне валяющиеся в грязи:
– «Человек в чести не  пребудет; он уподобится животным» (Пс.48:13);
– «Вне Бога разум становится подобным животному и бесам» (Свт. Григорий Палама).

Тот, кто уподобляет себя животным, становится невоздержанным в еде, в половых отношениях, в употреблении алкоголя, как и все животные (научные опыты показали, что животные мгновенно становятся алкоголиками), и лишает себя человеческого достоинства, которое только даёт нам возможность общения с Творцом и с обитателями Царства небесного (ангелами и святыми человеками). Таковой обезображивает свой лик и делает лицо свое рылом.

Тот, кто уподобляет себя бесам, может возвыситься силой бесовской гордости над животной похотью и как бы победить её (на самом деле это лишь иллюзия победы, причем временная). Но гордость делает нас вслед за сатаной врагами Богу, отчуждающими себя от Него. Путь гордости – путь в преисподнюю, а значит в смерть. Лик уподобляющих себя бесам становится бесподобным (подобным лицам бесов), иначе – прелестен.

Вот как об этом говорят отцы Церкви:
«Не давайте святыни  псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы  они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6);
«Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления (т.е. делающих себя подобными бесам); а под именем свиней — всегда живущих невоздержно (т.е. делающих себя подобными животным); все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста).

А вот как говорит об этом глубоко и православно верующий русский писатель Николай Гоголь:
«Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».
 
  
* * *
Напротив, желание познать Бога (приблизиться к Нему) «выявляет нашу подлинную суть, в результате чего мы уподобляемся Богу» – «простым принятием Божественной воли» (св. Григорий Назианзин).
Божественная воля – воля Творца – выражена Им Самим в Его Откровении – в Библии.
И, прежде всего, в заповедях Моисея  (главных заповедей – десять, а всего – несколько сотен).

Принять (творить) не свою волю – означает пребывать в послушании у кого-либо.
Именно послушание родителям прежде всего и больше всего делает нас детьми.
Полный отказ от почитания и послушания  родителям – отречение от своего сыновства. Плоть наша – не главное в нас, главное в человеке – его духовность. Потому духовное отречение от родителей, несмотря на то, что не меняет нашу плоть,  на самом деле (истинно) лишает нас имени детей.

Так и в отношениях с небесами.
Послушание Богу и делает нас прежде и больше всего человеками – богами по благодати.
Потому и говорят, что послушание (Богу) выше (первичнее, важнее) поста и молитвы.
Полный и окончательный отказ от почитания Бога и послушания Ему – это отречение от своей человеческой личности, от своей божественности (подобности Богу).
Именно сам человек, а не кто-либо другой решает – кем ему быть: «мы являемся, в некотором смысле, своими собственными родителями, творя себя такими, каким хотим быть и свободно создавая себя по нами же избранному образцу» (Св. Григорий Нисский).
 
* * *
Когда начался распад мозаики – распад наших личностей?
С момента падения Адама и Евы:

– «Лишь только пали Адам и Ева, и омрачились  грехом,  тотчас  неизбежно  прервалось  их  общение  с Богом, и оставила их благодать Святого Духа, обитавшая в их сердце: ибо нет и  не может  быть  общения  свету  с тьмой  даже  на  одну минуту (2 Кор. 6,14). А  вслед  за  тем над ними немедленно исполнилась угроза Бога  –  законодателя: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.  2,17). На  это  следствие  грехопадения  Адамова единодушно указывали учителя Церкви» (митрополит Макарий);

- «Душею Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так и смерть души есть отделение от нее Святого Духа, которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог»  (преп. Симеон Новый Богослов).
 
* * *
Именно поэтому слова Христа, воплотившегося от Девы: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10; Матф.18:11), – толкуют не в переносном смысле, а в прямом смысле.
Ибо люди хотя и были живы на момент Первого Пришествия Творца – живы по плоти (материально), но со времен Адама и Евы умерли в главном, первичном  —  духовно.
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).
 Творцу потребовалось умереть, дабы воскресить нас, явив нам наш Первообраз – Человека Единого:
«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Иоан.19:5).

Христос умер и воскрес – зачем?
«… Да знают народы, что человеки они» (Пс. 9:21).

© Copyright: Константин Рыжков, 2018

Регистрационный номер №0416967

от 20 мая 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0416967 выдан для произведения: «Человек — тот, кто познал себя, - сказал преподобный Пимен Великий; человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение».
 
                                              (Святитель Игнатий Брянчанинов.  Житейское море. Аскетические опыты. Том 1)
 
 
 
ЧАСТЬ 1
 
 
Ныне мы страдаем от голода и холода, часто болеем и непременно умираем.
Ныне для нас главное в жизни – земные наслаждения от вина и танцев, от зрелищ и забав, от еды и половых отношений.
Но вначале было совсем не так!
Нам покажется это невероятным, но Адам был сотворен подобным ангелам – «неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух повредить каким бы то ни было, ныне во вред нам сущим, своим действием, и все покорено ему было как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию» (преп. Серафим Саровский).
У Адама не было скорбей, болезней и бед, и только одна забота – исполнять Божьи заповеди.
Он был счастлив с Творцом и Евой.
 
И вот еще, что очень важно!
Он был сотворен  не как некий самостоятельный, отчужденный от Творца живой механизм.
Он  не был  биороботом, запрограммированным и контролируемым.
Адам и Ева были сотворены богами –  живой ветвью на Живой Лозе:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его Дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7).
Септуагинта (перевод Пятикнижия Моисея с еврейского языка) говорит здесь и о природе, и о творческом действии Создателя над природой творимого существа, которое делает этот прах земной иноприродным материи, выделяя его из природы как обладателя не только телесной, но и духовной сущности.
Дыхание жизни не просто вносится Творцом в природу человека. Библия говорит здесь ещё и о   «лице» -  не только и не столько о передней части головы человека, но о personе (личности). 
 
Человек сразу был как сотворен как личность – живой образ и подобие Личности Единой:
«И рече Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...
И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 26-27; ср. Быт. 5,1; 9,6;  Кол. 3,10;  Еф. 4,24).
Что такое «образ»? Это то, что имеет внешнюю схожесть с первообразом, но по сути может быть весьма от него различно (пример: картина на тему природы и сама природа).
Что такое «подобие»? Это внутренняя схожесть предмета с оригиналом, по которому он сделан (пример: копия золотого кольца, выполненная из золота, и само золотое кольцо).
Наши личности –  начало личностей наших детей, которых мы желаем видеть похожими на нас (нашим образом и подобием).
Личность (Лик) Творца – источник личности нашей, мы призваны стать Её образом и подобием.
Иначе, мы становимся личностями лишь уподобляя себя Лику Единому, вслед за святыми.

Потому то и сказал Господь:
«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс.81:6).
Личность, Которая есть начало всем личностей  — это Тот, Кто, будучи Творцом, смиренно умывает пыльные ноги своим творениям, простым галилейским рыбарям.
Личность — это Тот, Кто с необозримой высоты Голгофского Креста, истекая кровью, зверски избитый и оплеванный, оклеветанный и осмеянный, распятый, одного взмаха ресниц Которого было бы достаточно, чтобы смести всю эту толпу, все это воинство, весь этот неблагодарный, погрязший в мерзостях мир, — просит Отца Своего Небесного: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).
 
* * *
Наши дети свободны. Вырастая и забывая нас, они часто утрачивают связь с нами, перестают быть похожи на нас и могут даже  отречься от нас (вспомним времена Сталина).
И мы свободны. Забывая Бога, утрачивая невидимую духовную связь с Ним, или даже отрекаясь от Него, мы теряем свое собственное лицо, деперсонализируем себя.
Безобразие (пребывание без образа) — есть именно потеря образа Божия.
Как понятна наша любовь к иконам, трепетное к ним отношение, ведь образ всегда стремится к Первообразу.
Вот еще о богословии русского языка.
Расстроиться – разлучиться душой с Творцом – Пресвятой Троицей.
Настроиться – обратить взор души на Творца – Пресвятую Троицу.
Дабы уяснить суть падения человечества, представим себе прекрасную мозаичную картину, вдруг распавшуюся на малые кусочки, ныне валяющиеся в грязи:
– «Человек в чести не  пребудет; он уподобится животным» (Пс.48:13);
– «Вне Бога разум становится подобным животному и бесам» (Свт. Григорий Палама).
Тот, кто уподобляет себя животным, становится невоздержанным в еде, в половых отношениях, в употреблении алкоголя, как и все животные (научные опыты показали, что животные мгновенно становятся алкоголиками), и лишает себя человеческого достоинства, которое только даёт нам возможность общения с Творцом и с обитателями Царства небесного (ангелами и святыми человеками). Таковой обезображивает свой лик и делает лицо свое рылом.
Тот, кто уподобляет себя бесам, может возвыситься силой бесовской гордости над животной похотью и как бы победить её (на самом деле это лишь иллюзия победы, причем временная). Но гордость делает нас вслед за сатаной врагами Богу, отчуждающими себя от Него. Путь гордости – путь в преисподнюю, а значит в смерть. Лик уподобляющих себя бесам становится бесподобным (подобным лицам бесов), иначе – прелестен.
Вот как об этом говорят отцы Церкви:
«Не давайте святыни  псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы  они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6).
«Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления (т.е. делающих себя подобными бесам); а под именем свиней — всегда живущих невоздержно (т.е. делающих себя подобными животным); все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста).
А вот как говорит об этом глубоко и православно верующий русский писатель Николай Гоголь:
«Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».
 
  
* * *
Напротив, желание познать Бога (приблизиться к Нему) «выявляет нашу подлинную суть, в результате чего мы уподобляемся Богу» – «простым принятием Божественной воли» (св. Григорий Назианзин).
Божественная воля – воля Творца – выражена Им Самим в Его Откровении – в Библии.
И, прежде всего, в заповедях Моисея  (главных заповедей – десять, а всего – несколько сотен).
Принять (творить) не свою волю – означает пребывать в послушании у кого-либо.
Именно послушание родителям прежде всего и больше всего делает нас детьми.
Полный отказ от почитания и послушания  родителям – отречение от своего сыновства. Плоть наша – не главное в нас, главное в человеке – его духовность. Потому духовное отречение от родителей, несмотря на то, что не меняет нашу плоть,  на самом деле (истинно) лишает нас имени детей.
Так и в отношениях с небесами.
Послушание Богу и делает нас прежде и больше всего человеками – богами по благодати.
Потому и говорят, что послушание (Богу) выше (первичнее, важнее) поста и молитвы.
Полный и окончательный отказ от почитания Бога и послушания Ему – это отречение от своей человеческой личности, от своей божественности (подобности Богу).
Именно сам человек, а не кто-либо другой решает – кем ему быть: «мы являемся, в некотором смысле, своими собственными родителями, творя себя такими, каким хотим быть и свободно создавая себя по нами же избранному образцу» (Св. Григорий Нисский).
 
* * *
Когда начался распад мозаики – распад наших личностей?
С момента падения Адама и Евы:
– «Лишь только пали Адам и Ева, и омрачились  грехом,  тотчас  неизбежно  прервалось  их  общение  с Богом, и оставила их благодать Святого Духа, обитавшая в их сердце: ибо нет и  не может  быть  общения  свету  с тьмой  даже  на  одну минуту (2 Кор. 6,14). А  вслед  за  тем над ними немедленно исполнилась угроза Бога  –  законодателя: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.  2,17). На  это  следствие  грехопадения  Адамова единодушно указывали учителя Церкви» (митрополит Макарий);
- «Душею Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так и смерть души есть отделение от нее Святого Духа, которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог»  (преп. Симеон Новый Богослов).
 
* * *
Именно поэтому слова Христа, воплотившегося от Девы: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук.19:10; Матф.18:11), – толкуют не в переносном смысле, а в прямом смысле.
Ибо люди хотя и были живы на момент Первого Пришествия Творца – живы по плоти (материально), но со времен Адама и Евы умерли в главном, первичном  —  духовно.
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим.5:12).
 Творцу потребовалось умереть, дабы воскресить нас, явив нам наш Первообраз – Человека Единого:
«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!» (Иоан.19:5).

Христос умер и воскрес – зачем?
«… Да знают народы, что человеки они» (Пс. 9:21).
 
Рейтинг: +1 557 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!