ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Смотреть в окно автобуса или уткнуться в планшет?

Смотреть в окно автобуса или уткнуться в планшет?

3 марта 2019 - Татьяна Воронина
Комментарий читателя одного сайта: «Не надо видеть в новых технологиях только плохое. Надо уметь поворачивать все эти новшества в нужное русло и всё будет отлично. Например, как-то ехал в автобусе, там сидела женщина с дочерью и у дочери планшет в руке. Она играла в познавательную игру с мишками и зайцами. Там не одного намёка на зомбирование».

Вполне себе здравые рассуждения. Однако не всё так просто…
В автобусе есть увлекательное дело для ребёнка: смотреть в окно и задавать вопросы. И вид из окна автобуса, и вопросы касаемы только того, что реально окружает ребёнка, что реально его волнует. Если ребёнок вовремя не насытится впечатлениями от окружающего мира и не получит ответы на свои вопросы, для него всё окружающее превратится в серый унылый фон, на этом фоне игры в нечто абстрагированное, не имеющее никакого отношения к его миру и его действительности, будут стоять на первом месте.

Многие родители не понимает простых законов детства: вначале жизнь ребёнка должна вращаться вокруг реального мира, который можно потрогать, пощупать, облизнуть, поломать с тем, чтобы посмотреть, что там внутри... Вначале ребёнок должен насытиться впечатлениями от мира вокруг него, а уж потом ему распахивать двери в большой мир. А про зайчика и мишку лучше ребёнку почитать книжку дома в спокойной обстановке.

Никто не говорит, что планшеты с познавательными играми – это плохо. Вопрос меры, места и уместности. У детей есть короткий промежуток времени в их детстве, когда интерес к малой Родине (дому, где живёт ребёнок, улице, двору, городу или посёлку) искренен и велик. Потому и льются ручьём вопросы о том, что ребёнок-почемучка видит вокруг, видит и хочет разобраться, как устроен мир вокруг него. Не упустите шанс помочь ему в этом!

В этом же ключе хочется упомянуть и о таком модном явление как «динозаврия». Меня уже давно удивлял небывалый всплеск увлечения этой темой в последнее время. Но до поры я считала, что это стихийное "бедствие"...  И только недавно узнала, что явление это не стихийное, а очень даже управляемое. Почему? Это тема отдельной статьи. Ну и что здесь плохого, удивится иной родитель. Ведь ребёнок при деле: изучает животный мир, узнаёт много новых и интересных сведений о динозаврах, тренирует память (Попробуй, повтори с первого раза названия всех этих вымерших животных!). Вот в слове «вымерших» и кроется ответ на вопрос родителей. Знания эти несомненно новые и интересные, но вот пользы от них…

Знания, которые добывает ребёнок, нужно прикладывать, использовать в игре (или другой деятельности). Опираясь на знания и умения-навыки, полученные при использовании этих знаний в деле (в игре или в другой деятельности), ребёнок переходит на новую ступень развития (по закону онтогенеза).

Только через «знания-умения-навыки» могут развиться новообразования следующего этапа развития. А раз так, то «динозаврия» - это ловушка для простофиль-родителей. Знания о вымерших животных нельзя приложить, они зависают как воздушные шарики над потолком детской: красивые манящие, но недоступные для игры. А для ребёнка – движение, игра, любая деятельность – основный способ познания мира. Задача взрослых – вовремя в нужном объёме и качестве подкидывать дровишки (знания) для обогащения игры как способа познания реального объективного мира и для сформирования естественных не форсированных условий для перехода на новую ступень развития. Вот почему ребёнок трёх-четырёх лет, бойко чеканящий про трицератопсов, спинозавров, брахиозавров, – удручающее явление. В этом возрасте надо давать материал хорошо ему знакомый, который всегда есть под рукой.

Но ведь ребёнку же будет скучно! – воскликнет родитель. Вот, например, в доме всегда есть яблоки (материал хорошо знакомый, который всегда есть под рукой)… Ну чем тут удивлять и заинтересовывать? Что такого можно «наковырять» в яблоке?

«Вместо путешествий в отдалённые страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных её населяющих...» (К.Ф. Рулье, 1851)

Не будем принуждать ребёнка трёх-четырёх лет изучать лужицу. Возьмём яблоки! Более 10 лет назад я сделала пособие «Школа Ушинского. Учимся видеть и понимать окружающий мир. Признаки предмета». Уникальность этого проекта в том, что ребёнок учится исследовать предмет со всех сторон: описывать предмет, сопоставлять предметы одного подвида для сравнения, классифицировать предмет по родам и видам, погружаясь в среду одной тематической зоны.

В этом проекте нет коротких набегов на выбранные случайным образом объекты для беседы. В центре внимания один объект – яблоко. Всё, что вокруг яблока, рассматриваем через призму этого объекта. Картина внешнего мира для ребёнка становится доступной пониманию через систему взаимосвязанных понятий, которые ребёнок добывает, неторопливо погружаясь в одну тематическую зону.

Этот приём «с погружением» удачен ещё и потому, что ребёнок, извлекая и добывая необходимую информацию в ходе исследования одного предмета, не отвлекается на «экзотику» посторонних случайных и малознакомых образов, которые своей «экзотикой» и новизной будут скорее отвлекать внимание ребёнка. Ананасы, верблюды и летающие тарелочки в таком деле неуместны.

Итак, мы отсекаем «экзотику»... Перед нами яблоко – предмет, достаточно хорошо знакомый ребёнку, но, как ребёнок убедится в дальнейшем, из предмета, казалось бы, давно и хорошо знакомого, можно извлечь много новой и полезной информации, систематизировать эту информацию и научиться управлять (распоряжаться) этой информацией в полном объёме. Ребёнок научится описывать предмет, сравнивать его с другими предметами, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы только после тщательного и детального знакомства с понятием «признаки предмета» и самими признаками на доступных примерах (в том числе в виде рассказов, сказок, потешек).

В основе тетради – несколько бесед: «Яблоки», «Яблоко и груша», «Яблоко и морковь», «Яблоко и мяч». Беседа «Яблоки» познакомит ребёнка с понятиями величина, форма, цвет, запах, вкус, плотность, сорт на однородном материале (на примере яблок) и научит описывать предмет, используя полученные знания о признаках. Беседа «Яблоко и груша» научит ребёнка сравнивать предметы подвида: он убедится, что в одном подвиде предметы имеют гораздо больше общих признаков, чем отличий. Беседа «Яблоко и морковь» – отличительных признаков становится больше, но эти отличия в рамках одного рода. На примере беседы «Яблоко и мяч» ребёнок научится описывать разнородные предметы и находить в них сходные и различные признаки при сравнении. Весь остальной материал пособия либо подготавливает ребёнка к восприятию очередной беседы, либо закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные в ходе очередной беседы.

Исподволь в ребёнке формируется восприятие целостности мира. При этом он приобретает и вполне «земные» полезные навыки и умения, необходимые в жизни и в школе. Если у ребёнка при вашем терпеливом участии ещё «случится» пара-тройка таких погружений в подобные зоны, он научится хорошо ориентироваться и «управляться» с такой массой информации: она, эта масса, более пугать вашего ребёнка не будет. И осмысление новых тем в дальнейшем, возможно, ребёнок будет производить вполне самостоятельно и на хорошем сознательном уровне.
 

© Copyright: Татьяна Воронина, 2019

Регистрационный номер №0441055

от 3 марта 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0441055 выдан для произведения: Комментарий читателя одного сайта: «Не надо видеть в новых технологиях только плохое. Надо уметь поворачивать все эти новшества в нужное русло и всё будет отлично. Например, как-то ехал в автобусе, там сидела женщина с дочерью и у дочери планшет в руке. Она играла в познавательную игру с мишками и зайцами. Там не одного намёка на зомбирование».

Вполне себе здравые рассуждения. Однако не всё так просто…
В автобусе есть увлекательное дело для ребёнка: смотреть в окно и задавать вопросы. И вид из окна автобуса, и вопросы касаемы только того, что реально окружает ребёнка, что реально его волнует. Если ребёнок вовремя не насытится впечатлениями от окружающего мира и не получит ответы на свои вопросы, для него всё окружающее превратится в серый унылый фон, на этом фоне игры в нечто абстрагированное, не имеющее никакого отношения к его миру и его действительности, будут стоять на первом месте.

Многие родители не понимает простых законов детства: вначале жизнь ребёнка должна вращаться вокруг реального мира, который можно потрогать, пощупать, облизнуть, поломать с тем, чтобы посмотреть, что там внутри... Вначале ребёнок должен насытиться впечатлениями от мира вокруг него, а уж потом ему распахивать двери в большой мир. А про зайчика и мишку лучше ребёнку почитать книжку дома в спокойной обстановке.

Никто не говорит, что планшеты с познавательными играми – это плохо. Вопрос меры, места и уместности. У детей есть короткий промежуток времени в их детстве, когда интерес к малой Родине (дому, где живёт ребёнок, улице, двору, городу или посёлку) искренен и велик. Потому и льются ручьём вопросы о том, что ребёнок-почемучка видит вокруг, видит и хочет разобраться, как устроен мир вокруг него. Не упустите шанс помочь ему в этом!

В этом же ключе хочется упомянуть и о таком модном явление как «динозаврия». Меня уже давно удивлял небывалый всплеск увлечения этой темой в последнее время. Но до поры я считала, что это стихийное "бедствие"...  И только недавно узнала, что явление это не стихийное, а очень даже управляемое. Почему? Это тема отдельной статьи. Ну и что здесь плохого, удивится иной родитель. Ведь ребёнок при деле: изучает животный мир, узнаёт много новых и интересных сведений о динозаврах, тренирует память (Попробуй, повтори с первого раза названия всех этих вымерших животных!). Вот в слове «вымерших» и кроется ответ на вопрос родителей. Знания эти несомненно новые и интересные, но вот пользы от них…

Знания, которые добывает ребёнок, нужно прикладывать, использовать в игре (или другой деятельности). Опираясь на знания и умения-навыки, полученные при использовании этих знаний в деле (в игре или в другой деятельности), ребёнок переходит на новую ступень развития (по закону онтогенеза).

Только через «знания-умения-навыки» могут развиться новообразования следующего этапа развития. А раз так, то «динозаврия» - это ловушка для простофиль-родителей. Знания о вымерших животных нельзя приложить, они зависают как воздушные шарики над потолком детской: красивые манящие, но недоступные для игры. А для ребёнка – движение, игра, любая деятельность – основный способ познания мира. Задача взрослых – вовремя в нужном объёме и качестве подкидывать дровишки (знания) для обогащения игры как способа познания реального объективного мира и для сформирования естественных не форсированных условий для перехода на новую ступень развития. Вот почему ребёнок трёх-четырёх лет, бойко чеканящий про трицератопсов, спинозавров, брахиозавров, – удручающее явление. В этом возрасте надо давать материал хорошо ему знакомый, который всегда есть под рукой.

Но ведь ребёнку же будет скучно! – воскликнет родитель. Вот, например, в доме всегда есть яблоки (материал хорошо знакомый, который всегда есть под рукой)… Ну чем тут удивлять и заинтересовывать? Что такого можно «наковырять» в яблоке?

«Вместо путешествий в отдалённые страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных её населяющих...» (К.Ф. Рулье, 1851)

Не будем принуждать ребёнка трёх-четырёх лет изучать лужицу. Возьмём яблоки! Более 10 лет назад я сделала пособие «Школа Ушинского. Учимся видеть и понимать окружающий мир. Признаки предмета». Уникальность этого проекта в том, что ребёнок учится исследовать предмет со всех сторон: описывать предмет, сопоставлять предметы одного подвида для сравнения, классифицировать предмет по родам и видам, погружаясь в среду одной тематической зоны.

В этом проекте нет коротких набегов на выбранные случайным образом объекты для беседы. В центре внимания один объект – яблоко. Всё, что вокруг яблока, рассматриваем через призму этого объекта. Картина внешнего мира для ребёнка становится доступной пониманию через систему взаимосвязанных понятий, которые ребёнок добывает, неторопливо погружаясь в одну тематическую зону.

Этот приём «с погружением» удачен ещё и потому, что ребёнок, извлекая и добывая необходимую информацию в ходе исследования одного предмета, не отвлекается на «экзотику» посторонних случайных и малознакомых образов, которые своей «экзотикой» и новизной будут скорее отвлекать внимание ребёнка. Ананасы, верблюды и летающие тарелочки в таком деле неуместны.

Итак, мы отсекаем «экзотику»... Перед нами яблоко – предмет, достаточно хорошо знакомый ребёнку, но, как ребёнок убедится в дальнейшем, из предмета, казалось бы, давно и хорошо знакомого, можно извлечь много новой и полезной информации, систематизировать эту информацию и научиться управлять (распоряжаться) этой информацией в полном объёме. Ребёнок научится описывать предмет, сравнивать его с другими предметами, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы только после тщательного и детального знакомства с понятием «признаки предмета» и самими признаками на доступных примерах (в том числе в виде рассказов, сказок, потешек).

В основе тетради – несколько бесед: «Яблоки», «Яблоко и груша», «Яблоко и морковь», «Яблоко и мяч». Беседа «Яблоки» познакомит ребёнка с понятиями величина, форма, цвет, запах, вкус, плотность, сорт на однородном материале (на примере яблок) и научит описывать предмет, используя полученные знания о признаках. Беседа «Яблоко и груша» научит ребёнка сравнивать предметы подвида: он убедится, что в одном подвиде предметы имеют гораздо больше общих признаков, чем отличий. Беседа «Яблоко и морковь» – отличительных признаков становится больше, но эти отличия в рамках одного рода. На примере беседы «Яблоко и мяч» ребёнок научится описывать разнородные предметы и находить в них сходные и различные признаки при сравнении. Весь остальной материал пособия либо подготавливает ребёнка к восприятию очередной беседы, либо закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные в ходе очередной беседы.

Исподволь в ребёнке формируется восприятие целостности мира. При этом он приобретает и вполне «земные» полезные навыки и умения, необходимые в жизни и в школе. Если у ребёнка при вашем терпеливом участии ещё «случится» пара-тройка таких погружений в подобные зоны, он научится хорошо ориентироваться и «управляться» с такой массой информации: она, эта масса, более пугать вашего ребёнка не будет. И осмысление новых тем в дальнейшем, возможно, ребёнок будет производить вполне самостоятельно и на хорошем сознательном уровне.

Ппособие «Школа Ушинского. Учимся видеть и понимать окружающий мир. Признаки предмета» в Лабиринте:
https://www.labirint.ru/books/234606
 
Рейтинг: 0 60 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
110
98
92
90
Светка 26 мая 2019 (Тая Кузмина)
83
78
75
75
75
74
65
65
64
63
61
60
59
57
57
56
56
55
55
54
54
49
49
48
45
35