ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Смотреть в окно автобуса или уткнуться в планшет?

Смотреть в окно автобуса или уткнуться в планшет?

3 марта 2019 - Татьяна Воронина
Комментарий читателя одного сайта: «Не надо видеть в новых технологиях только плохое. Надо уметь поворачивать все эти новшества в нужное русло и всё будет отлично. Например, как-то ехал в автобусе, там сидела женщина с дочерью и у дочери планшет в руке. Она играла в познавательную игру с мишками и зайцами. Там не одного намёка на зомбирование».

Вполне себе здравые рассуждения. Однако не всё так просто…
В автобусе есть увлекательное дело для ребёнка: смотреть в окно и задавать вопросы. И вид из окна автобуса, и вопросы касаемы только того, что реально окружает ребёнка, что реально его волнует. Если ребёнок вовремя не насытится впечатлениями от окружающего мира и не получит ответы на свои вопросы, для него всё окружающее превратится в серый унылый фон, на этом фоне игры в нечто абстрагированное, не имеющее никакого отношения к его миру и его действительности, будут стоять на первом месте.

Многие родители не понимает простых законов детства: вначале жизнь ребёнка должна вращаться вокруг реального мира, который можно потрогать, пощупать, облизнуть, поломать с тем, чтобы посмотреть, что там внутри... Вначале ребёнок должен насытиться впечатлениями от мира вокруг него, а уж потом ему распахивать двери в большой мир. А про зайчика и мишку лучше ребёнку почитать книжку дома в спокойной обстановке.

Никто не говорит, что планшеты с познавательными играми – это плохо. Вопрос меры, места и уместности. У детей есть короткий промежуток времени в их детстве, когда интерес к малой Родине (дому, где живёт ребёнок, улице, двору, городу или посёлку) искренен и велик. Потому и льются ручьём вопросы о том, что ребёнок-почемучка видит вокруг, видит и хочет разобраться, как устроен мир вокруг него. Не упустите шанс помочь ему в этом!

В этом же ключе хочется упомянуть и о таком модном явление как «динозаврия». Меня уже давно удивлял небывалый всплеск увлечения этой темой в последнее время. Но до поры я считала, что это стихийное "бедствие"...  И только недавно узнала, что явление это не стихийное, а очень даже управляемое. Почему? Это тема отдельной статьи. Ну и что здесь плохого, удивится иной родитель. Ведь ребёнок при деле: изучает животный мир, узнаёт много новых и интересных сведений о динозаврах, тренирует память (Попробуй, повтори с первого раза названия всех этих вымерших животных!). Вот в слове «вымерших» и кроется ответ на вопрос родителей. Знания эти несомненно новые и интересные, но вот пользы от них…

Знания, которые добывает ребёнок, нужно прикладывать, использовать в игре (или другой деятельности). Опираясь на знания и умения-навыки, полученные при использовании этих знаний в деле (в игре или в другой деятельности), ребёнок переходит на новую ступень развития (по закону онтогенеза).

Только через «знания-умения-навыки» могут развиться новообразования следующего этапа развития. А раз так, то «динозаврия» - это ловушка для простофиль-родителей. Знания о вымерших животных нельзя приложить, они зависают как воздушные шарики над потолком детской: красивые манящие, но недоступные для игры. А для ребёнка – движение, игра, любая деятельность – основный способ познания мира. Задача взрослых – вовремя в нужном объёме и качестве подкидывать дровишки (знания) для обогащения игры как способа познания реального объективного мира и для сформирования естественных не форсированных условий для перехода на новую ступень развития. Вот почему ребёнок трёх-четырёх лет, бойко чеканящий про трицератопсов, спинозавров, брахиозавров, – удручающее явление. В этом возрасте надо давать материал хорошо ему знакомый, который всегда есть под рукой.

Но ведь ребёнку же будет скучно! – воскликнет родитель. Вот, например, в доме всегда есть яблоки (материал хорошо знакомый, который всегда есть под рукой)… Ну чем тут удивлять и заинтересовывать? Что такого можно «наковырять» в яблоке?

«Вместо путешествий в отдалённые страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных её населяющих...» (К.Ф. Рулье, 1851)

Не будем принуждать ребёнка трёх-четырёх лет изучать лужицу. Возьмём яблоки! Более 10 лет назад я сделала пособие «Школа Ушинского. Учимся видеть и понимать окружающий мир. Признаки предмета». Уникальность этого проекта в том, что ребёнок учится исследовать предмет со всех сторон: описывать предмет, сопоставлять предметы одного подвида для сравнения, классифицировать предмет по родам и видам, погружаясь в среду одной тематической зоны.

В этом проекте нет коротких набегов на выбранные случайным образом объекты для беседы. В центре внимания один объект – яблоко. Всё, что вокруг яблока, рассматриваем через призму этого объекта. Картина внешнего мира для ребёнка становится доступной пониманию через систему взаимосвязанных понятий, которые ребёнок добывает, неторопливо погружаясь в одну тематическую зону.

Этот приём «с погружением» удачен ещё и потому, что ребёнок, извлекая и добывая необходимую информацию в ходе исследования одного предмета, не отвлекается на «экзотику» посторонних случайных и малознакомых образов, которые своей «экзотикой» и новизной будут скорее отвлекать внимание ребёнка. Ананасы, верблюды и летающие тарелочки в таком деле неуместны.

Итак, мы отсекаем «экзотику»... Перед нами яблоко – предмет, достаточно хорошо знакомый ребёнку, но, как ребёнок убедится в дальнейшем, из предмета, казалось бы, давно и хорошо знакомого, можно извлечь много новой и полезной информации, систематизировать эту информацию и научиться управлять (распоряжаться) этой информацией в полном объёме. Ребёнок научится описывать предмет, сравнивать его с другими предметами, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы только после тщательного и детального знакомства с понятием «признаки предмета» и самими признаками на доступных примерах (в том числе в виде рассказов, сказок, потешек).

В основе тетради – несколько бесед: «Яблоки», «Яблоко и груша», «Яблоко и морковь», «Яблоко и мяч». Беседа «Яблоки» познакомит ребёнка с понятиями величина, форма, цвет, запах, вкус, плотность, сорт на однородном материале (на примере яблок) и научит описывать предмет, используя полученные знания о признаках. Беседа «Яблоко и груша» научит ребёнка сравнивать предметы подвида: он убедится, что в одном подвиде предметы имеют гораздо больше общих признаков, чем отличий. Беседа «Яблоко и морковь» – отличительных признаков становится больше, но эти отличия в рамках одного рода. На примере беседы «Яблоко и мяч» ребёнок научится описывать разнородные предметы и находить в них сходные и различные признаки при сравнении. Весь остальной материал пособия либо подготавливает ребёнка к восприятию очередной беседы, либо закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные в ходе очередной беседы.

Исподволь в ребёнке формируется восприятие целостности мира. При этом он приобретает и вполне «земные» полезные навыки и умения, необходимые в жизни и в школе. Если у ребёнка при вашем терпеливом участии ещё «случится» пара-тройка таких погружений в подобные зоны, он научится хорошо ориентироваться и «управляться» с такой массой информации: она, эта масса, более пугать вашего ребёнка не будет. И осмысление новых тем в дальнейшем, возможно, ребёнок будет производить вполне самостоятельно и на хорошем сознательном уровне.

© Copyright: Татьяна Воронина, 2019

Регистрационный номер №0441055

от 3 марта 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0441055 выдан для произведения: Комментарий читателя одного сайта: «Не надо видеть в новых технологиях только плохое. Надо уметь поворачивать все эти новшества в нужное русло и всё будет отлично. Например, как-то ехал в автобусе, там сидела женщина с дочерью и у дочери планшет в руке. Она играла в познавательную игру с мишками и зайцами. Там не одного намёка на зомбирование».

Вполне себе здравые рассуждения. Однако не всё так просто…
В автобусе есть увлекательное дело для ребёнка: смотреть в окно и задавать вопросы. И вид из окна автобуса, и вопросы касаемы только того, что реально окружает ребёнка, что реально его волнует. Если ребёнок вовремя не насытится впечатлениями от окружающего мира и не получит ответы на свои вопросы, для него всё окружающее превратится в серый унылый фон, на этом фоне игры в нечто абстрагированное, не имеющее никакого отношения к его миру и его действительности, будут стоять на первом месте.

Многие родители не понимает простых законов детства: вначале жизнь ребёнка должна вращаться вокруг реального мира, который можно потрогать, пощупать, облизнуть, поломать с тем, чтобы посмотреть, что там внутри... Вначале ребёнок должен насытиться впечатлениями от мира вокруг него, а уж потом ему распахивать двери в большой мир. А про зайчика и мишку лучше ребёнку почитать книжку дома в спокойной обстановке.

Никто не говорит, что планшеты с познавательными играми – это плохо. Вопрос меры, места и уместности. У детей есть короткий промежуток времени в их детстве, когда интерес к малой Родине (дому, где живёт ребёнок, улице, двору, городу или посёлку) искренен и велик. Потому и льются ручьём вопросы о том, что ребёнок-почемучка видит вокруг, видит и хочет разобраться, как устроен мир вокруг него. Не упустите шанс помочь ему в этом!

В этом же ключе хочется упомянуть и о таком модном явление как «динозаврия». Меня уже давно удивлял небывалый всплеск увлечения этой темой в последнее время. Но до поры я считала, что это стихийное "бедствие"...  И только недавно узнала, что явление это не стихийное, а очень даже управляемое. Почему? Это тема отдельной статьи. Ну и что здесь плохого, удивится иной родитель. Ведь ребёнок при деле: изучает животный мир, узнаёт много новых и интересных сведений о динозаврах, тренирует память (Попробуй, повтори с первого раза названия всех этих вымерших животных!). Вот в слове «вымерших» и кроется ответ на вопрос родителей. Знания эти несомненно новые и интересные, но вот пользы от них…

Знания, которые добывает ребёнок, нужно прикладывать, использовать в игре (или другой деятельности). Опираясь на знания и умения-навыки, полученные при использовании этих знаний в деле (в игре или в другой деятельности), ребёнок переходит на новую ступень развития (по закону онтогенеза).

Только через «знания-умения-навыки» могут развиться новообразования следующего этапа развития. А раз так, то «динозаврия» - это ловушка для простофиль-родителей. Знания о вымерших животных нельзя приложить, они зависают как воздушные шарики над потолком детской: красивые манящие, но недоступные для игры. А для ребёнка – движение, игра, любая деятельность – основный способ познания мира. Задача взрослых – вовремя в нужном объёме и качестве подкидывать дровишки (знания) для обогащения игры как способа познания реального объективного мира и для сформирования естественных не форсированных условий для перехода на новую ступень развития. Вот почему ребёнок трёх-четырёх лет, бойко чеканящий про трицератопсов, спинозавров, брахиозавров, – удручающее явление. В этом возрасте надо давать материал хорошо ему знакомый, который всегда есть под рукой.

Но ведь ребёнку же будет скучно! – воскликнет родитель. Вот, например, в доме всегда есть яблоки (материал хорошо знакомый, который всегда есть под рукой)… Ну чем тут удивлять и заинтересовывать? Что такого можно «наковырять» в яблоке?

«Вместо путешествий в отдалённые страны, на что так жадно кидаются многие, приляг к лужице, изучи подробно существа - растения и животных её населяющих...» (К.Ф. Рулье, 1851)

Не будем принуждать ребёнка трёх-четырёх лет изучать лужицу. Возьмём яблоки! Более 10 лет назад я сделала пособие «Школа Ушинского. Учимся видеть и понимать окружающий мир. Признаки предмета». Уникальность этого проекта в том, что ребёнок учится исследовать предмет со всех сторон: описывать предмет, сопоставлять предметы одного подвида для сравнения, классифицировать предмет по родам и видам, погружаясь в среду одной тематической зоны.

В этом проекте нет коротких набегов на выбранные случайным образом объекты для беседы. В центре внимания один объект – яблоко. Всё, что вокруг яблока, рассматриваем через призму этого объекта. Картина внешнего мира для ребёнка становится доступной пониманию через систему взаимосвязанных понятий, которые ребёнок добывает, неторопливо погружаясь в одну тематическую зону.

Этот приём «с погружением» удачен ещё и потому, что ребёнок, извлекая и добывая необходимую информацию в ходе исследования одного предмета, не отвлекается на «экзотику» посторонних случайных и малознакомых образов, которые своей «экзотикой» и новизной будут скорее отвлекать внимание ребёнка. Ананасы, верблюды и летающие тарелочки в таком деле неуместны.

Итак, мы отсекаем «экзотику»... Перед нами яблоко – предмет, достаточно хорошо знакомый ребёнку, но, как ребёнок убедится в дальнейшем, из предмета, казалось бы, давно и хорошо знакомого, можно извлечь много новой и полезной информации, систематизировать эту информацию и научиться управлять (распоряжаться) этой информацией в полном объёме. Ребёнок научится описывать предмет, сравнивать его с другими предметами, обобщать, классифицировать, рассуждать, делать выводы только после тщательного и детального знакомства с понятием «признаки предмета» и самими признаками на доступных примерах (в том числе в виде рассказов, сказок, потешек).

В основе тетради – несколько бесед: «Яблоки», «Яблоко и груша», «Яблоко и морковь», «Яблоко и мяч». Беседа «Яблоки» познакомит ребёнка с понятиями величина, форма, цвет, запах, вкус, плотность, сорт на однородном материале (на примере яблок) и научит описывать предмет, используя полученные знания о признаках. Беседа «Яблоко и груша» научит ребёнка сравнивать предметы подвида: он убедится, что в одном подвиде предметы имеют гораздо больше общих признаков, чем отличий. Беседа «Яблоко и морковь» – отличительных признаков становится больше, но эти отличия в рамках одного рода. На примере беседы «Яблоко и мяч» ребёнок научится описывать разнородные предметы и находить в них сходные и различные признаки при сравнении. Весь остальной материал пособия либо подготавливает ребёнка к восприятию очередной беседы, либо закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные в ходе очередной беседы.

Исподволь в ребёнке формируется восприятие целостности мира. При этом он приобретает и вполне «земные» полезные навыки и умения, необходимые в жизни и в школе. Если у ребёнка при вашем терпеливом участии ещё «случится» пара-тройка таких погружений в подобные зоны, он научится хорошо ориентироваться и «управляться» с такой массой информации: она, эта масса, более пугать вашего ребёнка не будет. И осмысление новых тем в дальнейшем, возможно, ребёнок будет производить вполне самостоятельно и на хорошем сознательном уровне.

Ппособие «Школа Ушинского. Учимся видеть и понимать окружающий мир. Признаки предмета» в Лабиринте:
https://www.labirint.ru/books/234606
 
Рейтинг: 0 38 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
117
117
112
105
103
102
101
89
НО... 2 апреля 2019 (Пронькина Татьяна)
88
83
83
Приходи! 2 апреля 2019 (Анна Гирик)
80
74
71
68
БУДЕТ МАЙ 29 марта 2019 (Рената Юрьева)
67
67
67
64
61
61
58
56
53
53
52
47
41
38
35