ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → НОЧНОЙ СКРИПАЧ

НОЧНОЙ СКРИПАЧ

28 августа 2019 - камерный театр
 
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 

  
В двенадцатом часу ночи Герман вернулся в свою квартиру.



Бросившись в кресло, закрыл лицо обеими руками.
«Давно такого не испытывал, — испуганно подумал он. — Непонятная какая-то усталость — и душевная, и телесная...»

Как будто всё было хорошо, вечер он провёл с друзьями — умными и талантливыми, смеялись, шутили, немного выпили...
Но вдруг в какой-то момент им овладело неизвестно откуда взявшееся не то что уныние, а настоящее отвращение к этой жизни.
Он резко встал и, не объясняя друзьям причины, ушёл к себе домой...



Но и родные стены не принесли покоя.
Ему захотелось плакать — от тоски, которая душила, от раздражения, от острого чувства одиночества.
«Будь я моложе, то так и поступил бы. Это же потрясающе — выплакаться всласть, не ожидая, что сейчас кто-то тебя остановит! Это так упоительно, когда никто не вмешивается...», — с грустью отметил Герман.
 
Намереваясь поразмышлять, он вяло настраивал себя, успокаивая: «Всё равно теперь не уснуть...»
Но, подытожив ближайшее бессонное будущее, он так и не смог контролировать поток мыслей, которые стали злобно ворочаться, намекая на суету и ненужность, на пошлость бытия. Самоанализ — что может быть хуже? Добро пожаловать, глубокая депрессия!
Первым обязательно приходит отрицание всего... Потом — злость. Ну и, конечно же, заключительная часть — мольбы! — самое жалкое состояние...
Ему показалось, что вся его жизнь, и всё, что его окружает, благодаря его же стараниям, — это обычный хрупкий шарик, какие развешивают на ёлках. Урони его — рассыпятся по полу мелкие осколки...
— А я буду стоять, как дурак, с ниточкой в руке, переполненный сожаления, — вслух сказал он, представляя себя не «дураком с ниточкой», а почему-то разбитым шариком

Он решил убедить себя, что — да! его жизнь никчёмная!
Стал перебирать прожитые годы, беспощадно истязал их, потому что в каждом находил бесполезное переливание из пустого в порожнее.
— Какое самообольщение! Какая ненужность! — всякий раз выкрикивал он.



«Кому я нужен? Вот припрётся со дня на день немощная старость и что тогда?! Начнутся настоящие страдания, они будут словно ржа разъедать остатки моего здоровья! И страх смерти доконает меня!»

Он мотнул головой, вскочил с кресла, прошёлся по комнате, и только тут услышал мелодию, доносившуюся со двора — кто-то играл на скрипке с балкона соседнего дома...
Мысли, томившие его, рассыпались, как искры.



Он пожал плечами, подсел ближе к окну и стал слушать...
Сначала с недоумением внимал, а после слабо вскрикнул:
— София!
Не то сожаление, не то радость показали его черты. Такое бывает, когда внезапно встречаешься с тем, кого давно уже не видел, но когда-то успел нежно полюбить...
Перед мысленным взором Германа явилась она, София, всё такая же, как в тот вечер...
И он начал вспоминать давно прошедшее…


***




«Это было лет 10 назад...
Я вошёл в ресторанчик и сразу обратил внимание на неё.



— Алекс, а кто это с твоей подругой? Познакомь!
— Творческая личность. А ты японские стихи знаешь в оригинале?
— Нет.
— Тогда бесполезная трата времени.
— Ты серьёзно?
— Шучу, конечно. Что за деньги ты мне суёшь? Взятку?
— Прям! Всё забываю долг тебе вернуть...
— Слушай, а тебя в самом деле нужно представлять или?.. Теряешь форму, парень!
— Да-да, ты прав! Я сам!



— Приятно встретить кого-то, кто не знаком с моим прошлым.



— Ну тогда вам проще разговаривать с незнакомцами.
— Да, согласен.
— Имя ещё ни о чём не говорит... Меня зовут София. Софа.
— Ну вот, вы всё испортили!
Стараясь не вызвать обиду, я поторопился прикоснуться к руке женщины:
— А я — Герман. Гера.
Мы засмеялись.
Как мне понравился её смех! И то, как она реагировала на некоторые вещи — вдумчиво, остроумно, ни одного пустого слова. А ещё мне показалось, что я быстро становился своим... для неё. И, конечно же, я пригласил девушку на танец. Но София почему-то насторожилась.



— Я могу танцевать, — как будто немного растерявшись проговорила она, — Немного ритмичное танго, вальс, но румба...
— Что?
— По поводу последнего... Румба мне очень нравится, но я, видимо, не такая пластичная, поэтому получаюсь невыразительной и даже смешной.
— Вот как? Может, партнёры попадались не те, они не смогли Вас вдохновить? Попробуйте со мной! — не удержался я прихвастнуть. — Только чуть-чуть.
— Что-то не хочется...
— Вам понравится.
— Вы точно мне танец предлагаете?
— Безусловно!



— Ну что ж... Идёмте.



Мы начали танец.
Я помню её средоточие. Собранность. Она преображалась!


Музыка рассыпалась по залу и передалась телу. Она смешивалась с пульсирующей в венах кровью — а когда тело слышит музыку, оно ощущает её дух.
София держала дистанцию, мы едва касались друг друга, и уже это невольно начало сводить меня с ума.



Поначалу я стал делать глупости, был нетерпелив, пытаясь исправиться, натыкался на её сдержанную улыбку…



Медленный танец и здесь нет того подчинения, как в танго. Но после нескольких касаний, наступает это лёгкое обладание и оно вызывает тайное желание, и ты стараешься поделиться горьким опытом одиночества, проводишь нежно пальцами по её спине, притрагиваешься к шее, даришь тепло и чувственность прикасаясь слегка к её щеке... 
 
Я танцевал и старался уловить тысячи оттенков ощущений, а она понимала мои тайные намёки, пока длилась музыка, пока происходило обольщение...
 
Для танца одной техники мало. Там важна и любовь, и страсть, когда тела всё ближе, и ты можешь управлять партнёром, и всё в твоих руках. Но нет вседозволенности, тут есть только баланс, умение ощущать эту грань повседневности и мечты. Переступишь её — потеряешь всё!


Помню, как тепло растекалось по телу...
Это был её танец!
Она обманула меня, притворившись неумёхой и равнодушной к медленным ритмам. Она улыбалась, глаза пылали, румянились щёки... Наши пальцы переплетались, а её ладони, словно опьянев, скользили свободно и легко... и всё же сосредоточенно...

 
Зал ресторана уже давно потерял свои очертания, ощущение танца и тот самый миг, когда исчезло всё и в мире оставались только мы и музыка... и её дыхание... и стук её сердца. Восторг от свободы, познание себя и партнёра, когда идёт диалог телами... Танец — категория любви и доверия.
София хваталась за мои волосы и трепала их... Её прикосновения были возбуждающими, как произнесённое шёпотом обещание... Боже! Её губы! Они были так рядом с моими...


Я не смог выдержать напора, я губами коснулся её щеки...
Мои пальцы отказались подчиняться мне, они провели по краешку её рта... я будто рисовал его... словно это моя рука смогла сотворить его таким... я его пожелал, я его выбрал... он так близок! Её раскалённое дыхание... оно сорвалось... её губы немного раскрылись и я тесно прижался к ним, почувствовав привкус зрелого яблока...
Было легко, без мысли, без тревоги, без усталости, одно только наслаждение...
Мои руки погрузились в глубину её волос...
 
Наш долгий танец закончился, но та музыка продолжала звучать...
Звучит она и сейчас... Эта скрипка!..»


***

 
Он засуетился, засобирался, будто кто-то гнал его на улицу.
«Я понял, что нуждаюсь в прикосновениях. Невыносимо! Я же совсем забыл о них. Простая вещь: ладонью по телу, чтобы душа вспыхнула! Чтобы забурлила кровь и насытила допьяна сердце избытком кислорода! Я хочу ощутить нежность, почувствовать женские касания на себе...»



Он вошёл в тот же ресторан, где случилось его знакомство с Софией.
Здесь всё было по-другому...
«Я всё время себя спрашивал: существует ли женщина моя, которой по-настоящему я нужен? Или Фортуна не желает мне улыбнуться, а звёзды падают для других счастливцев и занавес мой опускается?
Впрочем, обычная история, такая, которая уже рассказана много раз...
Столько времени прошло, и жизнь получилась короче, чем я себе представлял когда-то. Мои мечты... Они исчезли, они оказались мимолётными, а я опустился на дно надежды со своими воспоминаниями...
София, родная, я скучаю по тебе!..»

Вдруг тишина щемящим чувством обступила его... всё вокруг смолкло... на мгновение приглушённый свет стал разгораться всё ярче и ярче, и мелодия... та самая!



— Софи... София? СОФИЯ!!!
— Я увидела, как ты сюда вошёл... как ты сидел один... печальный. Я поняла, что ты ждёшь меня!
— Это правда! Я ждал...



— И я ждала тебя, Герман, долго ждала...




 
 

© Copyright: камерный театр, 2019

Регистрационный номер №0456128

от 28 августа 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0456128 выдан для произведения:
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 

 



Зинаида Русак, «Ночной скрипач»

Ах, как скрипочка играла!!!
Тишину ночную рвала,
То рыдала, причитала,
То вздыхала, хохотала…

Дом напротив, спят все окна,
В лунном свете — Аполлон.
Видно парню одиноко,
Вот и вышел на балкон.

Льются звуки по округе,
А в округе тишина,
Лишь сверкают, будто угли,
Сигареты у окна.

То на третьем засверкает,
То на пятом этаже,
Но никто ей не мешает…
И наплакавшись уже,

Так легко и виртуозно
На «семь-сорок» перешла.
Ничего, что было поздно —
Скрипка зрителя нашла.

Ей захлопали в ладоши,
Засвистели, кто умел.
Скрипача спросили позже,
Как он всё-таки посмел…

Среди ночи на балконе
Для подружки он играл —
Проживает в нашем доме
Его сердца идеал.


***



В двенадцатом часу ночи он вернулся в свою квартиру.



Бросившись в кресло, закрыл лицо обеими руками.
«Давно такого не испытывал, — испуганно подумал он. — Непонятная какая-то усталость — и душевная, и телесная...»



Как будто всё было хорошо, вечер он провёл с друзьями — умными и талантливыми...



Смеялись, шутили, немного выпили...



Но вдруг в какой-то момент им овладело неизвестно откуда взявшееся не то что уныние, а настоящее отвращение к этой жизни. Он резко встал и, не объясняя причины друзьям, ушёл к себе домой.



Но и родные стены не принесли покоя. Ему захотелось плакать — от тоски, которая душила, от раздражения, от острого чувства одиночества.
«Будь я моложе, то так и поступил бы. Это же так чудесно: выплакаться всласть, не ожидая, что сейчас кто-то тебя остановит! Это так прекрасно, когда никто не вмешивается! — грустно отметил он, намереваясь вяло поразмышлять, поэтому настраивал себя, успокаивая. — Всё равно теперь не уснуть!».
Но, подытожив ближайшее бессонное будущее, он так и не смог контролировать поток мыслей, которые стали злобно ворочаться, намекая на суету и ненужность, на пошлость человеческого бытия. Самоанализ — что может быть хуже? Добро пожаловать, глубокая депрессия!
Первым обязательно приходит отрицание всего! Потом — злость.
Ну и, конечно же, заключительная часть — мольбы! — самое жалкое состояние...
Ему показалось, что вся его жизнь, и всё, что его окружает, благодаря его же стараниям, — это обычный хрупкий шарик, какие развешивают на ёлках. Урони его — рассыпятся по полу мелкие осколки...
— А я буду стоять, как дурак, с ниточкой в руке, переполненный сожаления... — вслух сказал он, представляя себя не «дураком с ниточкой», а почему-то разбитым шариком...


Он решил убедить себя, что — да! — его жизнь никчёмная! Стал перебирать прожитые годы, беспощадно истязал их, потому что в каждом находил бесполезное переливание из пустого в порожнее.
— Какое самообольщение! Какая ненужность! — всякий раз выкрикивал он.



«Кому я нужен? Вот припрётся со дня на день немощная старость и... И что тогда?! Начнутся настоящие страдания, они будут словно ржа разъедать остатки моего здоровья! И страх смерти доконает меня!»

Он мотнул головой, вскочил с кресла, прошёлся по комнате, и только тут услышал мелодию, доносившуюся со двора — кто-то играл на скрипке с балкона соседнего дома... Мысли, томившие его, рассыпались, как искры.



Он пожал плечами, подсел ближе к окну и стал слушать... Сначала с недоумением внимал, а после слабо вскрикнул:
— Зина! — не то сожаление, не то радость показали его черты.
Такое бывает, когда внезапно встречаешься с тем, кого давно уже не видел, но когда-то успел нежно полюбить...
Перед его мысленным взором явилась она, Зина, всё такая же, как в тот вечер...
И он начал вспоминать давно прошедшее…


***




«Это было лет 10 назад... Я вошёл в ресторанчик и сразу обратил внимание на неё.



— Алексеич, а кто это с твоей подругой? Познакомь!
— Поэтесса. А ты японские стихи знаешь в оригинале?
— Нет.
— Тогда бесполезная трата времени.
— Ты серьёзно?
— Шучу, конечно. Что за деньги ты мне суёшь? Взятку?
— Прям! Всё забываю должок тебе вернуть...
— Слушай, а тебя в самом деле нужно представлять или?.. Теряешь форму, парень!
— Да-да, ты прав! Я сам!



— Приятно встретить кого-то, кто не знаком с моим прошлым.



— Ну тогда вам проще разговаривать с незнакомцами.
— Да, согласен.
— Имя ещё ни о чём не говорит... Меня зовут Зинаида. Зина.
— Ну вот, вы всё испортили!
Стараясь не вызвать обиду, я поторопился прикоснуться к руке женщины:
— А я — Александр. Саша.
Мы засмеялись.
Как мне понравился её смех! И то, как она реагировала на некоторые вещи — вдумчиво, остроумно, ни одного пустого слова. А ещё мне нравилось, как я быстро становился для неё своим! И, конечно же, я пригласил её на танец. Зина почему-то насторожилась.



— Танцуете? — предложил я.
— Я могу танцевать, — как будто немного растерявшись проговорила Зина, — Немного ритмичное танго, вальс, но румба...
— Что?
— ...По поводу последнего... Румба мне очень нравится, но я, видимо, не такая пластичная, поэтому получаюсь невыразительной и даже смешной.
— Вот как? Может, партнёры попадались не те, они не смогли Вас вдохновить? Попробуйте со мной! — не удержался я прихвастнуть. — Только чуть-чуть.
— Что-то не хочется...
— Вам понравится.
— Вы точно мне танец предлагаете?
— Безусловно!



— Ну что ж... Идёмте.



Я помню её средоточие! Собранность! Она преображалась!


Мы начали танец...
Музыка рассыпалась по залу и передалась телу. Она смешивалась с пульсирующей в венах кровью, а когда тело слышит музыку, оно ощущает её дух.
Зина держала дистанцию, мы едва касались друг друга, и уже это невольно начало сводить меня с ума.



Поначалу я стал делать глупости, был нетерпелив, пытаясь исправиться, и натыкался на её сдержанную улыбку…



Медленный танец, и здесь нет того подчинения, как в танго. Но после нескольких касаний, наступает это лёгкое обладание, и оно вызывает тайное желание, и ты стараешься поделиться горьким опытом одиночества, проводишь нежно пальцами по её спине, трогаешь шею, даришь тепло и чувственность прикасаясь слегка к её щеке...
Я танцевал и старался уловить тысячи оттенков ощущений, а она чувствовала мои тайные намёки, обещания, пока длилась музыка, пока происходило обольщение.
Для танца одной техники мало. Там важна и любовь, и страсть, когда тела всё ближе, и ты можешь управлять партнёром и всё в твоих руках. Но здесь нет вседозволенности, тут есть только баланс, умение ощущать эту грань повседневности и мечты. Переступишь её — потеряешь всё!


Помню, как тепло растекалось по телу. Это был её танец! — она обманула меня, притворившись неумёхой и равнодушной к медленным ритмам. Она улыбалась, в глазах сверкали раскалённые вспышки, алые щёки... Наши пальцы переплетались, а её ладони, словно опьянев, скользили свободно и легко... и всё же сосредоточенно...
Зал ресторана уже давно потерял свои очертания.



Незабываемое ощущение танца! Это тот самый миг, когда исчезает всё и в мире только мы и музыка!.. и её дыхание... и стук её сердца. Ощущение свободы, познание себя и партнёра, когда идёт диалог телами... Танец — урок любви и доверия.
Она задыхалась, она смеялась... Она хваталась за мои волосы и трепала их... А у меня возникало нелепое желание: положить голову ей на колени и вдыхать её запахи!
Её прикосновения были возбуждающими, как произнесённое шёпотом обещание... Боже! Её губы! Они были так рядом с моими!


Я не смог выдержать напора, я губами коснулся её щеки... Мои пальцы отказались подчиняться мне, они провели по краешку её рта... я будто рисовал его... словно это моя рука смогла сотворить его таким... я его пожелал, я его выбрал... он так близок! Её горячее дыхание... оно сорвалось... её губы немного раскрылись и я тесно прижался к ним, почувствовав привкус зрелого яблока... Было легко, без мысли, без тревоги, без усталости, одно только наслаждение... Мои руки погрузились в глубину её волос...
Наш долгий танец закончился, но та музыка продолжала звучать... Звучит она и сейчас... Эта скрипка!..»


***



Он засуетился, засобирался, будто кто-то гнал его на улицу.
«Я понял, что нуждаюсь в прикосновениях. Невыносимо! Я же совсем забыл о них. Простая вещь: ладонью по телу, чтобы душа вспыхнула! Чтобы забурлила кровь и насытила допьяна сердце избытком кислорода! Я хочу ощутить нежность, почувствовать нужность и женские касания на себе...»



Он вошёл в тот же ресторан, где случилось его знакомство с Зиной. Здесь всё было по-другому...
«Я всё время себя спрашивал: существует ли женщина моя, которой по-настоящему я нужен? Или Фортуна не желает мне улыбнуться, а звёзды падают для других счастливцев, и занавес мой опускается? Впрочем, обычная история, такая, которая уже рассказана...
Столько времени прошло, и жизнь получилась короче, чем я себе представлял когда-то. Мои мечты... Они исчезли, они оказались мимолётными, а я опустился на дно со своими воспоминаниями...
Зина, я скучаю по тебе!..»

Вдруг тишина бездыханным и щемящим чувством обступила его! Всё вокруг смолкло, на мгновение приглушённый свет стал разгораться всё ярче и ярче, и мелодия... та самая!



— Зина? ЗИНА!!!
— Я увидела, как ты сюда вошёл... как ты сидел один... печальный. Я поняла, что ты ждёшь только меня!
— Это правда! Я ждал...



— И я ждала тебя, Саша, долго ждала...




 
 
 
 
 
Рейтинг: +6 451 просмотр
Комментарии (7)
Александр Надежный # 20 октября 2020 в 17:15 +6
Интересная завязка, Валерий! Красивая история. Вот только такой длинный срок в десять лет... Будет ли так долго ждать женщина после всего лишь одной встречи? Хотя мы ничего об этом из произведения не знаем и можем только предполагать, а были ли другие встречи? И если были, то почему расстались эти люди?
Мысли и эмоции Германа понятны. Такое бывает, особенно у не самых молодых людей. Когда они чувствуют себя еще бодрыми и сильными, но их удивляет собственный возраст, в котором они когда-то считали других людей уже стариками, не имеющими никакого будущего, кроме дряхления и бесцветного доживания. Вот тут бы, обладая пониманием жизни и мудростью, и начинать им новую жизнь, чтобы чего-то значительного добиться, ан нет, силы уже не те, здоровье подводит, а главное - окружающие смотрят на тебя как-то странно, словно удивляются, как ты еще можешь бодро ходить, а не лежишь разбитым в постели...
И это счастье, когда рядом есть с тобой любящая женщина, которая не обращает внимание на твой возраст, которой нужен только ты сам, а не твои материальные активы, тем более, когда их и нет вовсе... В юности нам на многое плевать, жизнь кажется бесконечной, а мы сами - всемогущими. А потом, потеряв годы на бессмысленное самоутверждение, видя стремительный бег дня за днем, начинаем судорожно хвататься за минуты и беречь секунды. И только наполнив их возможностью общения с дорогим человеком, мы можем успокоиться и не боятся неизбежного грядущего. Вместе не страшно...
Да здравствует Любовь! ))
камерный театр # 21 октября 2020 в 08:50 +6
Сужу по себе и знаю - да, бывают такие встречи, они держатся и волнуют душу не то, что десять, а и сорок лет. Я рассказывал в эссе своём об одной такой встрече - http://parnasse.ru/konkurs/a-schaste-yeto-prosto-schaste/proza-schaste-sostojanie-dushi/mera-zhizni.html - "Мера жизни" называется, Вы читали уже.
А в этот раз я поведал о случайности, когда совпало так: герой вспомнил волнительные мгновения, давшие рост не только сиюминутным чувствам, а запавшим глубоко в душу, сохранившим свежесть. То же самое произошло и с героиней. Исключение? Возможно! Тем более, когда этим исключением могу управлять я, автор ))))
Конечно же, оба проживали годы по своему, где всякое могло быть - и встречи, и расставания... однако, вышло так и оба поняли: они созданы друг для друга!
Не только в выдуманных историях, но и в жизни случаются чудеса!
Александр Надежный # 21 октября 2020 в 15:15 +6
Описание чувств и поведения героев в танце особенно понравилось! Такое подробное, яркое, реалистичное, прямо как эпизоды и своих прошлых ощущений...
Сергей Шевцов # 21 октября 2020 в 12:34 +7
Сокровенное у каждого своё, им нельзя делиться, но о нём можно рассказать. По лицам слушателей легко определить, кто тебе сочувствует, кто осуждает, а кто радуется вместе с тобой. Но слушатели потом уйдут, вспоминая уже своё сокровенное, а ты вдруг осознаешь, что одного зрителя, ради которого всё это было затеяно, при чтении не было. И бессонница будет обжигать тебя риторическим вопросом: ну почему я тогда ушёл? Или не подошёл?
камерный театр # 21 октября 2020 в 13:06 +7
Заслушался...или зачитался...
Вас, Сергей, можно заносить в цитатник.
Почему Вы не пишите эссе? Или я пропустил что-то в списке Ваших произведений? Если это так, то покажите ссылку, я обязательно зайду.
Наталья Лузанова # 30 октября 2020 в 08:47 +3
Когда слышу, что, якобы чувство словом не заменить, позволяю себе с этим не согласиться.Несмотря на то, что слова только обозначают нечто, все равно ими можно выразить свои эмоции. Но !!!...чтобы выразить чувство, нужно дорасти до тАААкого уровня красноречия!!!... А это дано, к сожалению немногим, и среди них - Вы,сударь! Как же даровито удалось передать мысль о том, что хоть жизнь наша не только из одних танцев состоит, зато настоящий танец как вся жизнь...И душа женщины для этого танца жизни и создана, а тело её готово его станцевать.А уж ее Величество Любовь - это ничто иное как парный танец двух жизней, где есть и близость тел и глаза в глаза, что есть объятия душ...Любовь такая многоликая, и именно, она,такая разная, земная, водила твоей рукой, творящей сие великолепие!..
камерный театр # 30 октября 2020 в 09:43 +3
Только узенькие щёлочки вместо глаз бывают у кота, возлежащего на солнышке в летнюю пору, когда кругом тихо и мирно, ну и сытно, конечно. Вот таким и я себя вижу со стороны сейчас - довольным и восторженно-сытым от слов твоих, сударыня! И неправ был Лис, что в "Маленьком принце" у Антуана де Сент-Экзюпери, заявивший: "Слова только мешают понимать друг друга...", мол, самого главного глазами не увидишь. А зачем? Зачем видеть в другом всё? То, что можно, то, что нужно другой выразит словами и этого будет достаточно для понимания.
buket-tyulpanov