БАЛ

13 декабря 2021 - камерный театр
 
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 
 
 
«Так исчезают в дыме голубом...»
 
Так исчезают в дыме голубом
Верхушки сосен,
Природа открывает свой альбом —
Дорогу в осень.
Так выцветают крыши и мосты,
Изгибы зданий,
И вымирают нежные цветы
Все, без названий.
Так увядают прошлого черты,
Рисунок платья.
А лица все до ужаса пусты
В веков объятьях.
Так посвящает Книга в свой туман,
Там судьбы, страсти
Сплетал в один таинственный роман
Безумный Мастер.
Так в переулках серых дотемна,
С мечтой избитой,
Бродила тенью бледною Она —
Та Маргарита...
Так Черный Бал у Сатаны был бел
Игрой Фагота,
А Воланд всё смотрел, смотрел, смотрел
И ждал чего-то...

***

ПРОЛОГ


 
— «А Воланд всё смотрел, смотрел, смотрел
И ждал чего-то...
»
 
Огонь в камине угасал...
Частицы мира погружались в темноту.
Природу умерщвляла осень — в ней иссыхали шелковистые луга и увядали листья...
Чахла жизнь...
Кровавым светом озаряя горизонт, луна навеки поглотила обращённые к ней взоры Мастера и Маргариты. Объятьями тугими сжатые тела в агонии забились... и стихли выдохи прощальные...
 
Их на Земле не будет больше никогда.
И ни к чему кивать на способ и его жестокость, и нет нужды винить кого-то — надеждой оба соблазнились и в жертву принесли себя, а всё, что было в прошлом, стало недействительным. Роман сожжён, теперь никто не сможет полистать его страницы, и Мастер отовсюду вычеркнут.
Связал рождение со смертью Воланд, жар воссоединил со льдом, сравнял отчаянье с восторгом и всё для двух влюблённых в Вечном Доме, и в зáмкнутом пространстве голографий устроил бесконечный церемониал мистерий — так забавлялся Сатана.
 
 
 
— Так что ж! Там мёртвые живут и говорят немые... Окончен бал...
 
 
— Очаровательным был маскарад сто лет тому назад! Кого тут только я не наблюдал, чего тут только не было, — с иронией и пафосом притворным Вендетта отмечал. — Залюбовался напрочь, помню!
— Не забывайся, дерзкий!
 
Вендетта был единственным из свиты, кому лихая резкость и цинизм (отчасти) считались нормой исключительной в общении с САМИМ. Любимчик, что ж поделать!
 
 
 
— Чего же не хватало на балу тогда? Скажи! — затребовал ответа Воланд.
— Смысла! Одно и то же всякий раз. То пьяные ухмылки на устах, сквозь ложь, то вздор нелепейший несут льстецы, ехидство, зависть тут и там... «Мы в восхищении!». С чего?! И всё под ритмы вальса — бедный Штраус!
— Понятно. Ты за перемены. Ну что ж, пожалуй, что ты прав. Пора мне руки разомкнуть. Итак: нужна иная Маргарита, рождённая в Тишрее, седьмого от Нисана месяца, что под Созвездием Весов — столетий ветер ждёт её! Ты догадался, я о ком?
 
 
— Мессир, стихи желаете услышать при дворе?
— Судьба её — быть Королевой бала! Нам познакомиться пришла пора поближе. Устрой, пожалуйста, такую встречу. Но помни, с кем имеешь дело, она же Ведьма. Та ещё!
— О, да, мой Повелитель, чертовка носит в себе хаос и в состояньи публику сразить. Ночь на Второе Октября должна событьем стать, а не банальной датой.

 
— Вендетта, кому из знатных модельеров доверишь платье сшить для новой Королевы?
— Конечно ж, Леруа! О нём слегка забыли...
— Тот самый, что Луи-Ипполит, «шифона покоритель»?
— Он и есть, портной с призваньем, баловень императриц.
— Возьми в помощники Гóлема — хватит ему пылиться. Зрелище должно быть настолько достоверным, убедительным, чтобы Лесе не захотелось верить в истинное положение дел.
 
 
—  Мессир, реальность строится обломками иллюзий, Фа́та-морга́на будет привлекательной и хватит места всем в стоярусном дворце... 
 
***

Новая Королева

Леся включила телевизор и, присев на диван, погладила запрыгнувшего следом папильона, декоративного пёсика по кличке Мотылёк.
На экране шёл спор об иллюзии сознания, а ведущая убеждала гостей в студии: «Есть люди, которые видят то, чего нет. Но некоторые идут ещё дальше — они умудряются увидеть то, чего нет, в том, чего нет...»
Игриво хмыкнув, Леся начала вникать в беседу. Ей захотелось сосредоточить внимание на теме, развивающейся перед нею, но какой-то едва различимый ропот отвлекал, мешал собраться с мыслями. И Мотылёк — то поднимал, то опускал уши, а то сжимался весь и, странное дело, не порывался с лаем звонким выбежать в прихожую, как проделывал это постоянно, а лишь смотрел на дверь и пятился, скуля протяжно.
Убавив громкость телевизора, Леся прислушалась и смогла разобрать шёпот — он доносился с улицы и звали Маргариту, и так уверенно, такими привычными, родными чуялись те звуки, как будто Леся и была той девушкой, которую искали.
Дверь затряслась...
Настойчиво задёргал кто-то ручку...
«Да что ж такое!»
Пошла открыть.
Проходя мимо спальни, она краем глаза заметила человека в маске.
 
«Почудилось, наверное...» — решила.
 
 
 
— Нет, не почудилось. Я тот, кого Вы видите, я — в маске человек.
 
 
 
— Что нужно Вам? Как Вы сюда проникли?
— Прошу простить. Вас ожидают, Королева.
— Королева?
— Да.
 
***
 
 
— Так вот какая Вы, Олеся...
 
 
— Я толком и не поняла, что происходит, но, тем не менее, да, это я!
— Какое заблуждение! Вы — истинная Маргарита!
 
 
— Рад видеть Вас! Ту, кто свои слова пыталась втиснуть в мои мысли. Которая резоном наполняла их, значенье придавала рифмой. Вы плющили идеи, ровняли их, коробили вновь суть, взывали, сочиняя тексты! Молчите! Прошу в когорту ведьм и вурдалаков, вампиров, оборотней, прочих. Костюм, замечу я, Вам этот не идёт. Советую быть либо в пышном платье, либо обнажённой. Нагота, возможно, неприятна для Вас, когда вокруг чужие взгляды, но эта неотъемлемая часть для ведьм лишь временное неудобство, поверьте. Как говорил Виктор Гюго: «Нагая женщина — есть женщина во всеоружии».
 
 
— Какое перевоплощение так сразу! Я в восхищении! Вендетта, оцени сей миг.
 
 
 
— О, да! 
 
 
— Я не сняла одежду вовсе! Что за бред? Замешаны тут Ваши трюки! Какая ж Королева я тогда? Быть голой, окровавленной, хромой и в кандалах... Ну знаете ли!
 
 
— А я что говорил!
 
 
 
— Да, точно, Та ещё!
 
 
— В шикарном платье при короне быть Вам. Но главное, чтобы, как только Вы войдёте в зал, собравшиеся ликовали откровенно, а при уходе — сожалели.

***

Где сон, где явь?

 
— И как можно считать себя счастливым, не испытав при этом настоящего кошмара? Но отложим всё на потом. «На потом» наступит скоро...  Ночь ускользает, Леся, скоро утро. А Вы не спите почему?
— Да дребедень тут всякая мне лезет в голову!
— И я некстати там, наверное, кручусь?
— Вы тоже!  
 


— Ой! Мамочки! Так всё на самом деле происходит?
 
 
— С наступлением ночи не смеркается рассудок, сквозь тьму мы узнаём, насколько яркими бывают звёзды. Ты — это Мир, запутанный и бескорыстный, горячее сердце которого судорожно вибрирует от отчаяния — его обволакивает колкий иней то ли навсегда утраченного прошлого, то ли неизвестного грядущего. Лишь тьма поможет тебе расправить плечи и найти себя, узнать и, может, оправдать.
— Да, уже давно я не «Лесная фея», я — Ведьма! Я — суть её. Сглотнуть бы разом всё, огнём запив, и поглядеть на небывалый мир, меняя декорации, и бесконечно перевоплощаясь. Услышать звуковое выраженье Имени Марго и осязать Его, и принимать, вбирать, осознавая глубину и мощь Вселенских шифров. Мне надоело просыпаться не в том мире. Другой необходим, где не было меня. Своё «потом» хочу сейчас, а не опомниться за исступлённым «поздно».
— Бунтуют бесы?
— Взывать осточертело, они сорвали удила, им нужен выход!

***

Платье для Королевы

Караванщик-ветер сгонял навьюченные ледяным дыханьем тучи к горизонту, скрывая алый шрам закатной полосы, — их к себе манила далёкая гроза, наполненная клубами протяжного гула, распарывающего чрево тьмы яростными бликами молний.

Теснилось дрожью эхо между исполинских кедров, томно истекающих янтарной кровью солнца, — в ней густо застывала память о минувшем.
 
Луи-Ипполит Леруа стоял у входа в грот, укутанный звериной шкурой. Стонал он исступлённо в ожиданьи, обернувшись к вершине Альп, к её каменному оскалу, похожего на зубастую ловушку Люцифера. И словно из гортани Сатаны, неспешно, горделиво являлась полная луна.

Во глубине вертепа пробуждалось и сгибалось в корчах осиное гнездо, скопище полнилось треском калёных жал.
В прелюдии экстаза Мастер содрогнулся.
— Пора. Лови мгновение — «cárpe diém»!
 
Лютый голод спешно сжирал вспышки огненных теней в слепых глазницах Леруа.
Змеёй шипела сера на его висках и клокотало в жилах некротическое изможденье плоти.
Скрипя зубами, раз за разом срывал он остриё в рассаднике от каждой хищной твари, вдевал чуть осязаемую нить, созданную его воображением, и творил... творил на ощупь, слагал, желая показать свою гениальную дикость, поддаваясь непредсказуемым ритмам затворничества; вгрызался в зуд, крепил скрюченными костяшками пальцев паутину за слоем слой, нашёптывая хищное, забыв о жертвах.
Изгиб... петля... прокол... невидимая складка...
Шипов щетина по хребту...
Метнулись сколопендрой спрятанные вздохи, успели выдавить сакральный знак внутри наряда...
Смешалось всё.
 
И вот, агония затихла.
 
— Я выскоблен...
 
Висела полая картина перед ним — фантом без головы, без рук, без стука каблуков...
Вишнёвый переплёт скользил эфиром, поджечь пытаясь чёрный мрамор виссóна — готово платье Королеве Бала и в нём возможно всё!
 
***

Звёздный час в украденной минуте...

Дрогнул маятник Времён, закачался внутри украденной минуты, расколовшей века на «до» и «после».
Оглушая вселенское сознание, загрохотала иссиня-мрачным прорва над чумным сонмом видений — их опалила стужа, иссушила жажда, встревожила агония исчезающего траура.
Сотрясаясь звериным рёвом, химеры сгребали окровавленную жертвой глину к могильнику веры, хрипами вгрызаясь, оттачивали геометрию углов пентагерóна.
Из праха поднимался могучий исполин Гóлем.
Забытые пороки обнаружили себя и бесхребетными гадами, извиваясь, подползли к нему. Припав к бугристым ступням, заныли, заискивающе взирая снизу.
Натягивая с хрустом цепь, качнулась грузно мощь на глиняных ногах, роняя шорох пыли.
Ля́згнув каменной пастью, во глубине которой мелькали раскалённые всполохи, монстр принялся скреплять обсидиановые плиты утробной лавой.
 
Скрежетала ржавая санса́ра обратным ходом, распаляла гомон чёрных воронов.
Взметнулось ввысь пустынное дно печальной обители. Каскадом граней засияли ступени к башне зиккурáта. Чёрный мрамор, пропитанный фалернским вином, украсил терассы и ниши стоярусного зала. Открытым куполом вонзилась громада в Высоту Небесного предела, обрамляя аркаду мерцанием двойной радуги.
Менялась опрокинутая Libra и, в ожиданьи Королевы, расширенным зрачком из тьмы глядела.
 
***
 
...И снова полночь без пяти минут пружиной сжалась.

Тяжёлый занавес поднялся.
Под сводами Созвездия Весов открылась сцена. Кулиса первая, за ней вторая. А далее — гул голосов. Аншлаг по обе стороны подмостков.
Засеменила Коломбиной сгорбленно девица, наряд в заплатках, провинциальные штиблеты на ногах.
— Где Королева? — роптали возмущённо в зале.
— Нам обещали.
— Здесь подлог! — орал неистово Василий V (Пятый), кот-баюн. — Девчонку знаю я, Олеська это! Она мой Whiskas из черешни ела в Нальчике.
— Нобле́с обли́ж. Позвольте, сударь, — поднялся Бегемот. — Что Whiskas! Я эту даму чистым спиртом угощал! Мессир не даст соврать, пред нами Маргарита! И не морочьте голову.
— Чините примусы! Адьё.
Заспорили коты некстати.
Вобрав в себя весь сумрак зала, Марго вскричала:
— Гурманы виртуозности в искусстве, коты, пройдохи, нечестивцы, эпикурейцы супрематизма, иллюстраторы видений, поверьте, вам нужно слышать, чтоб меня увидеть. Разве нет? Молчите, значит... Похоже, что стихи мои внимать желанья не возникнет.
— Не будь заблудшей гостьей. Здесь власть твоя и сила, так стань её венцом!
— Откуда крик? Ван Гог! Тот самый, чьи холсты клевали сытно куры во хлеву! Не разглядела сразу чернь порок ваш и несовершенство. Жаль!
 
Из оркестровой ямы бесплотным духом мелодия порхнула «Венской крови»...
 
— Приветствую вас, Иоганн! — вмешалась в звуки вальса Маргарита (Маэстро поклонился). — Пусть Бегемот сие мурлычет перед сном.
— А всё же, прав был Пастернак! — подпрыгнул снова Бегемот. — «Какая безумная вещь вальс! Кружишься, кружишься, ни о чём не думая. Пока играет музыка, проходит целая вечность, как жизнь в романах. Но едва перестают играть, ощущение скандала, словно тебя облили холодной водой или застали неодетой...».
— Танцор ты тот ещё! — съязвила Маргарита. — С десятком пальцев на ногах удобно?
— Позвольте, но у всех же так! — иронизируя, Коровьев заступился за кота.
— На правой три и семь на левой? Ха!
— Вот Ведьма! — сквозь зубы прошипел несовершенный кот. — Обожаю!
— Я виноградинкой зажата в мощном клюве ворона, — бессилием притворным, визгливой пошлой терцией вибрировал меццо-сопрано Маргариты.
Она погладила кота и тут же яростью забилась:
— Сама себе картина. Я не ищу протянутой руки! И не стекло мозаики я вашей. А слабость — ложь... хотя и привлекает.
— Не на того коня поставили троянцы, — не унимался Бегемот.
Словно хлестнули тёрном по щекам.
— Я не Елена и пробуждать другие удовольствия хочу.
Гудела ссадина цинизма по вискам.
— Вглядитесь в спазм моей улыбки. Цикуты яд корёжит мне лицо — немного смерти для последней Феи — нужный штрих. Хозяин Пепла и Огня его устроил мне в подарок. Хотите издыхание сбить эндорфином? Извольте! Виолончель Жана-Луи Дюпорá сюда внесите! Вращаться будет ось ночи́ под звуки «Розы юга» иль падать первобытным рыком — мне решать, не будь я Королевой!

Затих оркестра бархатистый вой. Виолончель и венский стул стояли рядом. И, обернувшись в полутьме, другой предстала Маргарита. Виссон подпалом красным напрягал и воспевал пропорций грацию, едва касаясь тенью плоти. Изгиб, овал, манёвр пространства и ускользающий абрис соска...
 
Скрипел зубами Леруа, ласкал, воображая, пряди Королевы.
— Желаний платье у Марго — моя причуда, мой каприз.
 
Застыло полотно небес. Ломались с треском страсти. Содома зуд вплетался в хаос властно...
 

 
Искусно дрогнув, хищно распахнула ноги настежь... Скользнула бабочкою на игле виолончель... Коленями сдавив ритм модерато, поправила неуловимую бретель... По шейному изгибу задрожала кожа... Азарт желанья вспыхнул, страх исчез. Спина прогнулась... И пьянящим стоном скатилась по ложбине нота «соль».
 
По жилам флажоле́том — тьму вспорола, едва касаясь тонким пальцем струн. Прислушалась, склонив лицо... «Меню готово! Его оно! Его! Моё! Моё!».
Аллегро разжигая новым пассом, смычком пыталась острый визг сорвать. Багровым жаром бёдра сокращала — безумство эйфории не унять!
Крик расплавляя по груди упругой гладью, волной либи́до заалел оскал...
 
Скандировал зал: «Престо! Браво!», а взгляд Марго невинно-плотоядный прогулочную трость во тьме искал...
 
И почернели слёзы...
А вдали — копыта рвали в клочья мглу и грёзы...
 
***

Фáта-моргáна в Созвездии Маргариты

Украденным осколком времени стонал заиндевевший циферблат.
 
Вспорол мистраль кулис застывших жабры, качнул овальные бока виолончели.
Судорожной стаей кристально-колких нот разлетелось лопнувшее соло, симфонию дополнив резонансом мо́дус.
 
За плотным полумраком чувственных ресниц, в зрачках Марго оттенки риска сжались спазмами стихий.
Скривились молнии узором вен.
Над анфиладой пронеслись обломки сухо-полых мотыльков, сдирая миражи остатками хитина.
 
Надменно хрустнула перчаток кожа в глубине портала и заклубился роем ти́фий стон Марго:
«Он здесссссь!»
Присутствующего взор стерильным скальпелем потрогал губы Королевы, те мидиями задрожали, скользнув горячкою от глотки до сплетенья.
Вонзились будто крылья в позвонки!
Бугрились рёбра рифами, страсть метастазами глушила разум.
 
— Мессир, я — Ваша пленница, я — кукла вуду, я без ночного неба задыхаюсь. Пусть не сойдутся в полночь стрелки никогда! Иглой двойною «без пяти», как матадор, меня пронзите!
— Опасными манерами владеть хотите. Ну что ж, ход Королевы. Но, прежде, буйства жду метаморфоз в Созвездии Весов, хочу вкусить задор альбéдо Ваших карих глаз. Почувствуйте созвучье моего молчания. За знаками следите. И ближе к рампе подойдите — драконы ждут, когда их станете дразнить.

 
 
Безукоризненно застыла в арабеске Королева.
Сковала ярость алый рот...
Взмахнув рукой, метнулась дикой и чужой по сцене, сгибая россыпи шипов калёных роз.
 
Игрой азартною суть Маргариты открывалась, обманчиво-доступною казалась — приручала страх.
Краями жжённых ран, не отделяя боли, роняла контуры притворного беспутства — фантомный прах.
Кружила, корчась, пируэтом, пылая хлёсткой гривой на лету.
Изгибами в овал перетекая по обнажённой шее в пустоту...
 
«Я не для них, не для себя, я для него сейчас танцую!»

Крылом фламинго чёрным вожделенье коснулось тонких пальцев...
Ударившись о возбуждённое бедро, к ногам слетело, выжигая тень приговорённой.
Испугом опрокинутый аффект порхнул в темницу бреда птицею-тотем.
Эпилептический припадок нагнетая, вздыхали томно сильфы в неглиже — они порочным смыслом наполняли невесомость зыбкой яви. Старались сателлиты, переплетали шёпот мёртвых листьев с шелестом капрона, ползущего с ноги ажурного чулка.
 
Почуяли живую мертвяки!
 
Инкýбус воспалённым жалом лобзал шершавый скол клыка — ждал вакханалий торжества.
Глаза его искрились, влеченьем наполнялись капилляры. Виски трещали, сохла глотка.
— Тебя запомнил я без платья, не одетой, разглядывая на спине плеяду пятен.
— Ах, крапинки, разбросанные наугад, тебя зажгли!
— Маршруты их непредсказуемы, о, Королева, ориентир они загадочно меняют. Есть фаворитки с лунным вкусом среди них в местах... э-э-э...
— Вот как? За мною наблюдал, когда я принимала душ?
— Когда спала...
— Теперь со мной ты хочешь порезвиться? Решил, что я скучаю?
— То угадать могу губами, что не заметят хироманты.
Исторг Инкубус хохот неуёмный, колючими секундами мигая невпопад.  
 
...Блеснул смычок над Летой росписью изящной и смех, сквозь хруст хрящей, повис на тонких жилах...
Кровь белладонны чёрным запахом по мрамору проли́лась.
В зрачках Инкубуса остекленевший мóрок замер...  
 
Из бездны вымершей утробою завыла Мантико́ра.
 
Сжигая в устье холодок, Марго, предчувствуя развязку, сквозь зубы зашипела:
— Я хищница, но не подобна Ксéномóрфу. Смотри в меня! Я подскажу тебе границы: не над, не под, не по бокам, гляди в упор! Ты станешь монстром моего мышленья, обещаю. Забрав однажды, не смогу тебя делить ни с кем.
 
Склонилось зло под гильотиной взгляда Маргариты.
 
Пурпурной тенью развернув зеркальных лезвий веер, бровь изогнула Королева.
— Мессир, я кем-то стать должна ещё? Не прекращаюсь?
— Вы сшиты мною, мы едины. Мне равная во всем, я в восхищеньи! Чудовище убив, Вы сами им становитесь отчасти. Но... может, Вы хотите возвратиться? Я сдёрну нить...
— Мне спорить с режиссёром? Покаяния не будет.
— Мой миг — Ваш век. Да будет так: в Созвездии Весов, Второго Октября, мерцанием Фа́та-морга́на о Маргарите пробуждаться станет память.
 
Под швами Вечности вспороли стрелки время и поглотили силуэты голосов, снимая бремя с перевёрнутой Луны...
...И стала Тьма до бесконечности всесильна... 
 
***

После бала. Эпилог.

Забытый Нальчик...

Очнувшись, лёжа в ванной комнате, едва переводила дух Олеся — изнанка полуночной страсти исторгалась.
Зрачки стекали вязкой слизью по щекам...
В пригоршне шумно кровь её дышала...
Под телом ширилась пятном темно-бордовым лужа...
Чулок в углу поник, храня ожоги поцелуев свежих.
Виты́ми жилами виолончель в некрополе нутра звучала...
Сипел невидимый Диббук, трахею ледяным некрозом наполняя...
Клубилась ажитация, змеиным серпантином скручивала суть.
Грудь ныла, слабость угнетала.
Псилоцибиновым мерцаньем, подавляя разум, кололось имя «Воланд», острое, как нож.
 
Включила свет, подобием поднявшись не отпетым...
 
В порезах, ссадинах не отразилась в зеркале она, стекло лишь потускнело.
— Тень моей тени, всё же, это — я... К чему-то бо́льшему готовит Повелитель мою плоть. Ему решать!»
 
Тенётой непрерывною мотался кокон. Объятия тугие — безысходность.
Забилось фиброй в невесомости Начало.
— Вхожу или прощаюсь?
 
В метаморфозах смерть молчала и порционно растворялась.
Менялась форма неокрепших чёрных крыльев — дозревала!
 
***
 
Спустя три дня.
 
 

Стояла силуэтом кукла у окна. Глаза ей выжгли звёзды...
Обласканная Тьмой, она читала стих «не потрошённый» свой:
Завершено! Седое небо плачет
Холодными слезами снегопада,
А вывод жизни ничего не значит,
И в этом мире ничего не надо.
Завершено! Опять черёд рассвета,
Но больше не над кем вершить сиянье,
Здесь нет надежд, и веры больше нету,
Закрыта дверь больного подсознанья.

 
Занесена планета слоем снега,
И время новый ждёт виток разбега...

 
P.S.
 
Кого-то под балконом незнакомец ждал, таинственно за клёнами стираясь.
Спросил:
— Что, Аннушка, так поздно?
— Подсолнечного масла прикупила, вот, — соседка отвечала.
 
...И брызнул огоньком калёный взгляд во тьму...
 
 

 
 
 
 

© Copyright: камерный театр, 2021

Регистрационный номер №0501434

от 13 декабря 2021

[Скрыть] Регистрационный номер 0501434 выдан для произведения:
 
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию, которая находится под произведением. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 
 
 
«Так исчезают в небе голубом...»
 
Так исчезают в дыме голубом
Верхушки сосен,
Природа открывает свой альбом —
Дорогу в осень.
Так выцветают крыши и мосты,
Изгибы зданий,
И вымирают нежные цветы
Все, без названий.
Так увядают прошлого черты,
Рисунок платья.
А лица все до ужаса пусты
В веков объятьях.
Так посвящает Книга в свой туман,
Там судьбы, страсти
Сплетал в один таинственный роман
Безумный Мастер.
Так в переулках серых дотемна,
С мечтой избитой,
Бродила тенью бледною Она —
Та Маргарита...
Так Черный Бал у Сатаны был бел
Игрой Фагота,
А Воланд всё смотрел, смотрел, смотрел
И ждал чего-то...

***

ПРОЛОГ


 
— «А Воланд всё смотрел, смотрел, смотрел
И ждал чего-то...
»
 
Огонь в камине угасал...
Частицы мира погружались в темноту.
Природу умерщвляла осень — в ней иссыхали шелковистые луга и увядали листья...
Чахла жизнь...
Кровавым светом озаряя горизонт, луна навеки поглотила обращённые к ней взоры Мастера и Маргариты. Объятьями тугими сжатые тела в агонии забились... и стихли выдохи прощальные...
Их на Земле не будет больше никогда.
И ни к чему кивать на способ и его жестокость, и нет нужды винить кого-то — надеждой оба соблазнились и в жертву принесли себя, а всё, что было в прошлом, стало недействительным. Роман сожжён, теперь никто не сможет полистать его страницы, и Мастер отовсюду вычеркнут.
Связал рождение со смертью Воланд, жар воссоединил со льдом, сравнял отчаянье с восторгом и всё для двух влюблённых в Вечном Доме, и в зáмкнутом пространстве голографий устроил бесконечный церемониал мистерий — забава Сатаны.
 
 
 
— Так что ж! Там мёртвые живут и говорят немые... Окончен бал...
 
 
— Очаровательным был маскарад сто лет тому назад! Кого тут только я не наблюдал, чего тут только не было, — с иронией и пафосом притворным Вендетта отмечал. — Залюбовался напрочь, помню!
— Не забывайся, дерзкий!
 
Вендетта был единственным из свиты, кому лихая резкость и цинизм (отчасти) считались нормой исключительной в общении с САМИМ. Любимчик, что ж поделать!
 
 
 
— Чего же не хватало на балу тогда? Скажи! — затребовал ответа Воланд.
— Смысла! Одно и то же всякий раз. То пьяные ухмылки на устах, сквозь ложь, то вздор нелепейший несут льстецы, ехидство, зависть тут и там... «Мы в восхищении!». С чего?! И всё под ритмы вальса — бедный Штраус!
— Понятно. Ты за перемены. Ну что ж, пожалуй, что ты прав. Пора мне руки разомкнуть. Итак: нужна иная Маргарита, рождённая в Тишрее, седьмого от Нисана месяца, что под Созвездием Весов — столетий ветер ждёт её! Ты догадался, я о ком?
 
 
— Мессир, стихи желаете услышать при дворе?
— Судьба её — быть Королевой бала! Нам познакомиться пришла пора поближе. Устрой, пожалуйста, такую встречу. Но помни, с кем имеешь дело, она же Ведьма. Та ещё!
— О, да, мой Повелитель, чертовка носит в себе хаос и в состояньи публику сразить. Ночь на Второе Октября должна событьем стать, а не банальной датой.

 
— Вендетта, кому из знатных модельеров доверишь платье сшить для новой Королевы?
— Конечно ж, Леруа! О нём слегка забыли...
— Тот самый, что Луи-Ипполит, «шифона покоритель»?
— Он и есть, портной с призваньем, баловень императриц.
— Возьми в помощники Гóлема — хватит ему пылиться. Зрелище должно быть настолько достоверным, убедительным, чтобы Лесе не захотелось верить в истинное положение дел.
 
 
—  Мессир, реальность строится обломками иллюзий, Фа́та-морга́на будет привлекательной и хватит места всем в стоярусном дворце... 
 
***

Новая Королева

Леся включила телевизор и, присев на диван, погладила запрыгнувшего следом папильона, декоративного пёсика по кличке Мотылёк.
На экране шёл спор об иллюзии сознания, а ведущая убеждала гостей в студии: «Есть люди, которые видят то, чего нет. Но некоторые идут ещё дальше — они умудряются увидеть то, чего нет, в том, чего нет...»
Игриво хмыкнув, Леся начала вникать в беседу. Ей захотелось сосредоточить внимание на теме, развивающейся перед нею, но какой-то едва различимый ропот отвлекал, мешал собраться с мыслями. И Мотылёк — то поднимал, то опускал уши, а то весь сжимался и, странное дело, не порывался с лаем звонким выбежать в прихожую, как проделывал это постоянно, а лишь смотрел на дверь и пятился, скуля протяжно.
Убавив громкость телевизора, Леся прислушалась и смогла разобрать шёпот — он доносился с улицы и звали Маргариту, и так уверенно, такими привычными, родными чуялись те звуки, как будто Леся и была той девушкой, которую искали.
Дверь затряслась...
Настойчиво задёргал кто-то ручку...
«Да что ж такое!»
Пошла открыть.
Проходя мимо спальни, она краем глаза заметила человека в маске.
 
«Почудилось, наверное...» — решила.
 
 
 
— Нет, не почудилось. Я тот, кого Вы видите, я — в маске человек.
 
 
 
— Что нужно Вам? Как Вы сюда проникли?
— Прошу простить. Вас ожидают, Королева.
— Королева?
— Да.
 
***
 
 
— Так вот какая Вы, Олеся...
 
 
— Я толком и не поняла, что происходит, но, тем не менее, да, это я!
— Какое заблуждение! Вы — истинная Маргарита!
 
 
— Рад видеть Вас! Ту, кто свои слова пыталась втиснуть в мои мысли. Которая резоном наполняла их, значенье придавала рифмой. Вы плющили идеи, ровняли их, коробили вновь суть, взывали, сочиняя тексты! Молчите! Прошу в когорту ведьм и вурдалаков, вампиров, оборотней, прочих. Костюм, замечу я, Вам этот не идёт. Советую быть либо в пышном платье, либо обнажённой. Нагота, возможно, неприятна для Вас, когда вокруг чужие взгляды, но эта неотъемлемая часть для ведьм лишь временное неудобство, поверьте. Как говорил Виктор Гюго: «Нагая женщина — есть женщина во всеоружии».
 
 
— Какое перевоплощение так сразу! Я в восхищении! Вендетта, оцени сей миг.
 
 
 
— О, да! 
 
 
— Я не сняла одежду вовсе! Что за бред? Замешаны тут Ваши трюки! Какая ж Королева я тогда? Быть голой, окровавленной, хромой и в кандалах... Ну знаете ли!
 
 
— А я что говорил!
 
 
 
— Да, точно, Та ещё!
 
 
— В шикарном платье при короне быть Вам. Но главное, чтобы, как только Вы войдёте в зал, собравшиеся ликовали откровенно, а при уходе — сожалели.

***

Где сон, где явь?

 
— И как можно считать себя счастливым, не испытав при этом настоящего кошмара? Но отложим всё на потом. «На потом» наступит скоро...  Ночь ускользает, Леся, скоро утро. А Вы не спите почему?
— Да дребедень тут всякая мне лезет в голову!
— И я некстати там, наверное, кручусь?
— Вы тоже!  
 


— Ой! Мамочки! Так всё на самом деле происходит?
 
 
— С наступлением ночи не смеркается рассудок, сквозь тьму мы узнаём, насколько яркими бывают звёзды. Ты — это Мир, запутанный и бескорыстный, горячее сердце которого судорожно вибрирует от отчаяния — его обволакивает колкий иней то ли навсегда утраченного прошлого, то ли неизвестного грядущего. Лишь тьма поможет тебе расправить плечи и узнать, найти себя и, может, оправдать.
— Да, уже давно я не «Лесная фея», я — Ведьма! Я — суть её. Сглотнуть бы разом всё, огнём запив, и поглядеть на небывалый мир, меняя декорации, и бесконечно перевоплощаясь. Услышать звуковое выраженье Имени Марго и осязать Его, и принимать, вбирать, осознавая глубину и мощь Вселенских шифров. Мне надоело просыпаться не в том мире. Другой необходим, где не было меня. Своё «потом» хочу сейчас, а не опомниться за исступлённым «поздно».
— Бунтуют бесы?
— Взывать осточертело, они сорвали удила, им нужен выход!

***

Платье для Королевы

Караванщик-ветер сгонял навьюченные ледяным дыханьем тучи к горизонту, скрывая алый шрам закатной полосы, — их к себе манила далёкая гроза, наполненная клубами протяжного гула, распарывающего чрево тьмы яростными бликами молний.

Теснилось дрожью эхо между исполинских кедров, томно истекающих янтарной кровью солнца, — в ней густо застывала память о минувшем.
 
Луи-Ипполит Леруа стоял у входа в грот, укутанный звериной шкурой. Стонал он исступлённо в ожиданьи, обернувшись к вершине Альп, к её каменному оскалу, похожего на зубастую ловушку Люцифера. И словно из гортани Сатаны, неспешно, горделиво являлась полная луна.

В глубине вертепа пробуждалось и сгибалось в корчах осиное гнездо, скопище полнилось треском калёных жал.
В прелюдии экстаза Мастер содрогнулся.
— Пора. Лови мгновение — «cárpe diém»!
 
Лютый голод спешно сжирал всполохи огненных теней в слепых глазницах Леруа.
Змеёй шипела сера на его висках и клокотало в жилах некротическое изможденье плоти.
Скрипя зубами, раз за разом срывал он остриё в рассаднике от каждой хищной твари, вдевал чуть осязаемую нить, созданную его воображением, и творил... творил на ощупь, слагал, желая показать свою гениальную дикость, поддаваясь непредсказуемым ритмам затворничества; вгрызался в зуд, крепил скрюченными костяшками пальцев паутину за слоем слой, нашёптывая хищное, забыв о жертвах.
Изгиб... петля... прокол... невидимая складка...
Шипов щетина по хребту...
Метнулись сколопендрой спрятанные вздохи, успели выдавить сакральный знак внутри наряда...
Смешалось всё.
 
И вот, агония затихла.
 
— Я выскоблен...
 
Висела полая картина перед ним — фантом без головы, без рук, без стука каблуков...
Вишнёвый переплёт скользил эфиром, поджечь пытаясь чёрный мрамор виссóна — готово платье Королеве Бала и в нём возможно всё!
 
***

Звёздный час в украденной минуте...

Дрогнул маятник Времён, закачался внутри украденной минуты, расколовшей века на «до» и «после».
Оглушая вселенское сознание, загрохотала иссиня-мрачным прорва над чумным сонмом видений — их опалила стужа, иссушила жажда, встревожила агония исчезающего траура.
Сотрясаясь звериным рёвом, химеры сгребали окровавленную жертвой глину к могильнику веры, хрипами вгрызаясь, оттачивали геометрию углов пентагерóна.
Из праха поднимался могучий исполин Гóлем.
Забытые пороки обнаружили себя и бесхребетными гадами, извиваясь, подползли к нему. Припав к бугристым ступням, заныли, заискивающе взирая снизу.
Натягивая с хрустом цепь, качнулась грузно мощь на глиняных ногах, роняя шорох пыли.
Ля́згнув каменной пастью, во глубине которой мелькали раскалённые всполохи, монстр принялся скреплять обсидиановые* плиты утробной лавой.
 
Скрежетала ржавая санса́ра обратным ходом, распаляла гомон чёрных воронов.
Взметнулось ввысь пустынное дно печальной обители. Каскадом граней засияли ступени к башне зиккурáта. Чёрный мрамор, пропитанный фалернским вином, украсил терассы и ниши стоярусного зала. Открытым куполом вонзилась громада в Высоту Небесного предела*, обрамляя аркаду мерцанием двойной радуги.
Менялась опрокинутая Libra и, в ожиданьи Королевы, расширенным зрачком из тьмы глядела.
 
***
 
...И снова полночь без пяти минут пружиной сжалась.

Тяжёлый занавес поднялся.
Под сводами Созвездия Весов открылась сцена. Кулиса первая, за ней вторая. А далее — гул голосов. Аншлаг по обе стороны подмостков.
Засеменила Коломбиной сгорбленно девица, наряд в заплатках, провинциальные штиблеты на ногах.
— Где Королева? — роптали возмущённо в зале.
— Нам обещали.
— Здесь подлог! — орал неистово Василий V (Пятый), кот-баюн. — Девчонку знаю я, Олеська это! Она мой Whiskas из черешни ела в Нальчике.
— Нобле́с обли́ж. Позвольте, сударь, — поднялся Бегемот. — Что Whiskas! Я эту даму чистым спиртом угощал! Мессир не даст соврать, пред нами Маргарита! И не морочьте голову.
— Чините примусы! Адьё.
Заспорили коты некстати.
Вобрав в себя весь сумрак зала, Марго вскричала:
— Гурманы виртуозности в искусстве, коты, пройдохи, нечестивцы, эпикурейцы супрематизма, иллюстраторы видений, поверьте, вам нужно слышать, чтоб меня увидеть. Разве нет? Молчите, значит... Похоже, что стихи мои внимать желанья не возникнет.
— Не будь заблудшей гостьей. Здесь власть твоя и сила, так стань её венцом!
— Откуда крик? Ван Гог! Тот самый, чьи холсты клевали сытно куры во хлеву! Не разглядела сразу чернь порок ваш и несовершенство. Жаль!
 
Из оркестровой ямы бесплотным духом мелодия порхнула «Венской крови»...
 
— Приветствую вас, Иоганн! — вмешалась в звуки вальса Маргарита (Маэстро поклонился). — Пусть Бегемот сие мурлычет перед сном.
— А всё же, прав был Пастернак! — подпрыгнул снова Бегемот. — «Какая безумная вещь вальс! Кружишься, кружишься, ни о чём не думая. Пока играет музыка, проходит целая вечность, как жизнь в романах. Но едва перестают играть, ощущение скандала, словно тебя облили холодной водой или застали неодетой...».
— Танцор ты тот ещё! — съязвила Маргарита. — С десятком пальцев на ногах удобно?
— Позвольте, но у всех же так! — иронизируя, Коровьев заступился за кота.
— На правой три и семь на левой? Ха!
— Вот Ведьма! — сквозь зубы прошипел несовершенный кот. — Обожаю!
— Я виноградинкой зажата в мощном клюве ворона, — бессилием притворным, визгливой пошлой терцией вибрировал меццо-сопрано Маргариты.
Она погладила кота и тут же яростью забилась:
— Сама себе картина. Я не ищу протянутой руки! И не стекло мозаики я вашей. А слабость — ложь... хотя и привлекает.
— Не на того коня поставили троянцы, — не унимался Бегемот.
Словно хлестнули тёрном по щекам.
— Я не Елена и пробуждать другие удовольствия хочу.
Гудела ссадина цинизма по вискам.
— Вглядитесь в спазм моей улыбки. Цикуты яд корёжит мне лицо — немного смерти для последней Феи — нужный штрих. Хозяин Пепла и Огня его устроил мне в подарок. Хотите издыхание сбить эндорфином? Извольте! Виолончель Жана-Луи Дюпорá сюда внесите! Вращаться будет ось ночи́ под звуки «Розы юга» иль падать первобытным рыком — мне решать, не будь я Королевой!

Затих оркестра бархатистый вой. Виолончель и венский стул стояли рядом. И, обернувшись в полутьме, другой предстала Маргарита. Виссон подпалом красным фибры напрягал и воспевал пропорций грацию, едва касаясь тенью плоти. Изгиб, овал, манёвр пространства и ускользающий абрис соска...
 
Скрипел зубами Леруа, ласкал, воображая, пряди Королевы.
— Желаний платье у Марго — моя причуда, мой каприз.
 
Застыло полотно небес. Ломались с треском страсти. Содома зуд вплетался в хаос властно...
 

 
Искусно дрогнув, хищно распахнула ноги настежь... Скользнула бабочкою на игле виолончель... Коленями сдавив ритм модерато, поправила неуловимую бретель... По шейному изгибу задрожала кожа... Азарт желанья вспыхнул, страх исчез. Спина прогнулась... И пьянящим стоном скатилась по ложбине нота «соль».
 
По жилам флажоле́том — тьму вспорола, едва касаясь тонким пальцем струн. Прислушалась, склонив лицо... «Меню готово! Его оно! Его! Моё! Моё!».
Аллегро разжигая новым пассом, смычком пыталась острый визг сорвать. Багровым жаром бёдра сокращала — безумство эйфории не унять!
Крик расплавляя по груди упругой гладью, волной либи́до заалел оскал...
 
Скандировал зал: «Престо! Браво!», а взгляд Марго невинно-плотоядный прогулочную трость во тьме искал...
 
И почернели слёзы...
А вдали — копыта рвали в клочья мглу и грёзы...
 
***

Фáта-моргáна в Созвездии Маргариты

Украденным осколком времени стонал заиндевевший циферблат.
 
Вспорол мистраль кулис застывших жабры, качнул овальные бока виолончели.
Судорожной стаей кристально-колких нот разлетелось лопнувшее соло, симфонию дополнив резонансом мо́дус.
 
За плотным полумраком чувственных ресниц, в зрачках Марго оттенки риска сжались спазмами стихий.
Скривились молнии узором вен.
Над анфиладой пронеслись обломки сухо-полых мотыльков, сдирая миражи остатками хитина.
 
Надменно хрустнула перчаток кожа в глубине портала и заклубился роем ти́фий стон Марго:
«Он здесссссь!»
Присутствующего взор стерильным скальпелем потрогал губы Королевы, те мидиями задрожали, скользнув горячкою от глотки до сплетенья.
Вонзились будто крылья в позвонки!
Бугрились рёбра рифами, страсть метастазами глушила разум.
 
— Мессир, я — Ваша пленница, я — кукла вуду, я без ночного неба задыхаюсь. Пусть не сойдутся в полночь стрелки никогда! Иглой двойною «без пяти», как матадор, меня пронзите!
— Опасными манерами владеть хотите. Ну что ж, ход Королевы. Но, прежде, буйства жду метаморфоз в Созвездии Весов, хочу вкусить задор альбéдо Ваших карих глаз. Почувствуйте созвучье моего молчания. За знаками следите. И ближе к рампе подойдите — драконы ждут, когда их станете дразнить.

 
 
Безукоризненно застыла в арабеске Королева.
Сковала ярость алый рот...
Взмахнув рукой, метнулась дикой и чужой по сцене, сгибая россыпи шипов калёных роз.
 
Игрой азартною суть Маргариты открывалась, обманчиво-доступною казалась — приручала страх.
Краями жжённых ран, не отделяя боли, роняла контуры притворного беспутства — фантомный прах.
Кружила, корчась, пируэтом, пылая хлёсткой гривой на лету.
Изгибами в овал перетекая по обнажённой шее в пустоту...
 
«Я не для них, не для себя, я для него сейчас танцую!»

Крылом фламинго чёрным вожделенье коснулось тонких пальцев...
Ударившись о возбуждённое бедро, к ногам слетело, выжигая тень приговорённой.
Испугом опрокинутый аффект порхнул в темницу бреда птицею-тотем.
Эпилептический припадок нагнетая, вздыхали томно сильфы в неглиже — они порочным смыслом наполняли невесомость зыбкой яви. Старались сателлиты, переплетали шёпот мёртвых листьев с шелестом капрона, ползущего с ноги ажурного чулка.
 
Почуяли живую мертвяки!
 
Инкýбус воспалённым жалом лобзал шершавый скол клыка — ждал вакханалий торжества.
Глаза его искрились, влеченьем наполнялись капилляры. Виски трещали, сохла глотка.
— Тебя запомнил я без платья, не одетой, разглядывая на спине плеяду пятен.
— Ах, крапинки, разбросанные наугад, тебя зажгли!
— Маршруты их непредсказуемы, о, Королева, ориентир они загадочно меняют. Есть фаворитки с лунным вкусом среди них в местах... э-э-э...
— Вот как? За мною наблюдал, когда я принимала душ?
— Когда спала...
— Теперь со мной ты хочешь порезвиться? Решил, что я скучаю?
— То угадать могу губами, что не заметят хироманты.
Исторг Инкубус хохот неуёмный, колючими секундами мигая невпопад.  
 
...Блеснул смычок над Летой росписью изящной и смех, сквозь хруст хрящей, повис на тонких жилах...
Кровь белладонны чёрным запахом по мрамору проли́лась.
В зрачках Инкубуса остекленевший мóрок замер...  
 
Из бездны вымершей утробою завыла Мантико́ра.
 
Сжигая в устье холодок, Марго, предчувствуя развязку, сквозь зубы зашипела:
— Я хищница, но не подобна Ксéномóрфу. Смотри в меня! Я подскажу тебе границы: не над, не под, не по бокам, гляди в упор! Ты станешь монстром моего мышленья, обещаю. Забрав однажды, не смогу тебя делить ни с кем.
 
Склонилось зло под гильотиной взгляда Маргариты.
 
Пурпурной тенью развернув зеркальных лезвий веер, бровь изогнула Королева.
— Мессир, я кем-то стать должна ещё? Не прекращаюсь?
— Вы сшиты мною, мы едины. Мне равная во всем, я в восхищеньи! Чудовище убив, Вы сами им становитесь отчасти. Но... может, Вы хотите возвратиться? Я сдёрну нить...
— Мне спорить с режиссёром? Покаяния не будет.
— Мой миг — Ваш век. Да будет так: в Созвездии Весов, Второго Октября, мерцанием Фа́та-морга́на о Маргарите пробуждаться станет память.
 
Под швами Вечности вспороли стрелки время и поглотили силуэты голосов, снимая бремя с перевёрнутой Луны...
...И стала Тьма до бесконечности всесильна... 
 
***

После бала. Эпилог.

Забытый Нальчик...

Очнувшись, лёжа в ванной комнате, едва переводила дух Олеся — изнанка полуночной страсти исторгалась.
Зрачки стекали вязкой слизью по щекам...
В пригоршне шумно кровь её дышала...
Под телом ширилась пятном темно-бордовым лужа...
Чулок в углу поник, храня ожоги поцелуев свежих.
Виты́ми жилами виолончель в некрополе нутра звучала...
Сипел невидимый Диббук, трахею ледяным некрозом наполняя...
Клубилась ажитация, змеиным серпантином скручивала суть.
Грудь ныла, слабость угнетала.
Псилоцибиновым мерцаньем, подавляя разум, кололось имя «Воланд», острое, как нож.
 
Включила свет, подобием поднявшись не отпетым...
 
В порезах, ссадинах не отразилась в зеркале она, стекло лишь потускнело.
— Тень моей тени, всё же, это — я... К чему-то бо́льшему готовит Повелитель мою плоть. Ему решать!»
 
Тенётой непрерывною мотался кокон. Объятия тугие — безысходность.
Забилось фиброй в невесомости Начало.
— Вхожу или прощаюсь?
 
В метаморфозах смерть молчала и порционно растворялась.
Менялась форма неокрепших чёрных крыльев — дозревала!
 
***
 
Спустя три дня.
 
 

Стояла силуэтом кукла у окна. Глаза ей выжгли звёзды...
Обласканная Тьмой, она читала стих «не потрошённый» свой:
Завершено! Седое небо плачет
Холодными слезами снегопада,
А вывод жизни ничего не значит,
И в этом мире ничего не надо.
Завершено! Опять черёд рассвета,
Но больше не над кем вершить сиянье,
Здесь нет надежд, и веры больше нету,
Закрыта дверь больного подсознанья.

 
Занесена планета слоем снега,
И время новый ждёт виток разбега...

 
P.S.
 
Кого-то под балконом незнакомец ждал, таинственно за клёном растворяясь.
Спросил:
— Что, Аннушка, так поздно?
— Подсолнечного масла прикупила, вот, — соседка отвечала.
 
...И брызнул огоньком калёный взгляд во тьму...
 
 

 
 
 
 
 
Рейтинг: +9 391 просмотр
Комментарии (15)
Александр Надежный # 13 декабря 2021 в 13:42 +5
Видения все круче и круче, Валерий! Все туже вожделений узелок и нагнетание вселенской страсти! И в эпилоге чрезмерная цена познания ее... Умелое соединение ранее опубликованных фрагментов! Нагнетание ужаса и поддержание его до финала. Талант не спрячешь, это факт! )))
Но до романа далеко еще. Лишь знающим произведения Леси и имевшим возможность беседы с ней понятна всё это необычное смешение сюжетов, когда современный, вполне конкретный человек вдруг почему-то (а это пока не раскрыто в произведении) погружается в мистические приключения по мотивам знаменитого автора... А в этом-то и фишка вся! Великое множество необычных образов, окрашивающих действо, приобретает свою остроту как раз еще и тем, что все происходит не с какой-то абстрактной Маргаритой, а с конкретным, хорошо нам известным человеком, живущим рядом с нами в одном времени и пространстве, необычайно подходящим на эту роль ! И мы знаем, почему! ))) А неискушенному читателю надо все это объяснять в начале романа. Чтобы он проникся этим знанием и ощутил всю жуть реалистичности потусторонних сил... Но это, Валерий, если надумаете делать с этим произведением что-то дальше. А для посвященных - вещь, повторюсь, крутая! Поздравляю! Есть с чем! )))А вот что об этом скажет сама Леся? Это пока вопрос без ответа...
камерный театр # 13 декабря 2021 в 14:09 +5
Александр, а представьте себе ЦЕЛЫЙ роман прочесть в таком ритме, с таким непростым, а где-то даже сложным «почерком»? А каково будет мне «громоздить» весь этот... ммммм... «ЧЕРНОслив»! Во, придумал определение! ))) И всё же, роман не роман, но что-то помасштабнее эссе написать придётся.
Вы правы, уважаемый поэт, чтобы не объяснять «неискушённому читателю», т.е. не местному, не из когорты моих парнасовских друзей, придётся творить вводные конструкции в самом начале начал, в которое нужно будет окунуться. Но я уже придумал выход! Буду публиковать «в час по чайной ложке» — короткие эссе в продолжение темы, но как бы возвращаясь ко вступлению, к завязке, естественно, чередуя, как обещал, с положительными светло-солнечными сочинениями, чтоб не показаться окончательно почерневшим мистиком-эссеистом))))

© Александр: «...современный, вполне конкретный человек вдруг почему-то (а это пока не раскрыто в произведении) погружается в мистические приключения по мотивам знаменитого автора... А в этом-то и фишка вся! Великое множество необычных образов, окрашивающих действо, приобретает свою остроту как раз ещё и тем, что всё происходит не с какой-то абстрактной Маргаритой, а с конкретным, хорошо нам известным человеком, живущим рядом с нами в одном времени и пространстве, необычайно подходящим на эту роль...»

Я просто обязан выделить эту Вашу фразу, она настолько верна, так изумительно точна, напичкана головокружительной интригой, что не повторить её нельзя!
Сергей Шевцов # 13 декабря 2021 в 13:49 +5
Валера, хочешь притчу? К Пикассо обратился за советом его внук:
– Дед, я в полной растерянности. Меня друзья пригласили за город на пикник, но я должен приехать со своей девушкой.
– У тебя, что нет девушки?
– В том то и дело, у меня есть девушка, но недавно я познакомился ещё с одной, которая буквально взорвала моё сердце. Мне очень нравятся обе, можно сказать, я до умопомрачения влюблён в обеих. Но выбрать нужно только одну.
– Если тебе нужна девушка для пикника, то не имеет значения с которой из них ты поедешь, в следующий раз пригласишь другую.
– А если я настроен на серьёзные отношения, и мне нужно выбрать спутницу жизни. Как бы ты поступил на моём месте?
– Я бы показал им свою «Гернику» и попросил рассказать, что они видят на холсте. Та, которая увидит ужас бомбардировки города станет моей женой. Прожить жизнь можно только с тем человеком, который тебя понимает.

Так к чему я это? Ты, Валера, женатый человек, но совет Пикассо поможет тебе разобраться и со своими читателями.
камерный театр # 13 декабря 2021 в 14:45 +5
Не обязательно должен понимать меня читатель, достаточно того, чтобы в нём самом рождались образы, свои образы, чтобы по-своему он их мог понять и воспринимал не в ущерб себе, не мучительно, а логично, прочувствовав предложенный намёк, т.е. я всего лишь пытаюсь зажечь аллюзию, предлагаю толчок к размышлению... Насколько это мне удаётся — не мне судить.

п.с.
Кто-то может правильно (на мой взгляд) понять опубликованный мной текст, кто-то неправильно (опять же, на мой взгляд), кто-то заблудиться может в «хитросплетениях» и «галиматье» — на то и разные мы.
Галина Сотникова # 14 декабря 2021 в 08:49 +5
Валера)))))Нет слов,чтобы сказать:"Как правильно ты собрал все эссе воедино!"Вот видишь - я под впечатлением.Нет слов,а говорю...Сказать честно для меня каждое эссе было чем-то отдельным,хотя я понимала,что это продолжение,но ты живешь в своей фантасмагории...я же как ленивый читатель не возвращалась к предыдущим,чтобы усилить свои ощущения и впечатления,а наслаждалась отдельными частями,которые рождали порой разные образы))
Сейчас все прочитанное ранее воспринимается по-другому:я на полчаса погрузилась в тот мир,что ты создавал по крупицам.Я тебе аплодирую!И уверена,если поставишь перед собой цель расширить границы своих фантазий, я бы сказала даже грез, у тебя все получится пренепременнейше))Я искренне желаю тебе удачи!
камерный театр # 14 декабря 2021 в 09:13 +5
Ну а что, и замахнусь! ))) Обрати внимание, я прислушиваюсь к своим друзьям, авторам и читателям, делаю правильные установки )))
Коротких эссе припасено уже немало, осталось подстроить «фундамент», а то пока получается какой-то «воздушный замок», без опоры, а она нужна. Основа необходима... нет, не роман М.А.Булгакова, а что-то своё, перекликающееся с Великим, но своё, со своим почерком, своими идеями. Хотя трудновастенько отойти от книги «М и М», тем более, что главные герои имеют сходство, но рискнуть-то хочется! Таких, пытавшихся написать продолжение, есть много, и в прозе, и в стихах читал, но как-то... не увлекло... или отчасти.
Попытаюсь как-нибудь.
Blestyashchij-buket
Галина Сотникова # 14 декабря 2021 в 11:09 +3
Всегда можно попытаться!С твоей щепетильностью подбора каждого слова у тебя обязательно получится!И потом самокритика есть,она не позволит показать недостойное произведение.Придет этот момент творчества и ты его не упусти,иначе потом расхочется или займешься чем-то другим и все...
Ольга бе Лова # 15 декабря 2021 в 11:00 +4
Чтение Ваших произведений - это всё равно, что сделать шаг в совсем другое измерение. И настрой нужен соответствующий, и мысли должны сосредоточиться на происходящем и как - то развернуться совсем в противоположную сторону от реальности. Этот процесс "переключения" требует неких усилий. Вы, Валерий, создаете особую атмосферу особого мира, и это - большой труд большого художника.
pisatel
камерный театр # 15 декабря 2021 в 13:24 +4
Ольга, вот именно этого я и добиваюсь: ощутить себя и предложить это состояние читающим — шагнуть в другое измерение! Сочинять про обыденность, про то, что происходит за окнами, можно и где-то даже нужно, рассказывать об этом в прозе или стихах, но обязательно своим видением, чтобы заинтересовать, удивить, очаровать. Совсем другое дело, выразить то, чего, возможно, нет и быть не может, а, меж тем, хочется, чтобы тебе, как автору, поверили, прочувствовали, испытали необычные эмоции. К этому я и стремлюсь. И радуюсь откликам, где искренность и понимание идеи убеждают: надо продолжать!
spasibo-6
Александр Джад # 16 декабря 2021 в 11:49 +4
Привет, Валера!
Начал читать и невольно поддался магии слова. Буквально с первых строк в мозгу возник образ. Возник и не отпускал, пока не дочитал до последней точки. Плохо улавливал развитие сюжета. Трудно было следить за мыслью автора. Да, если честно, перестал пытаться это делать почти с самого начала. Просто расплетал в голове сиюминутные мгновенья ручейком льющихся слов и оборотов.
Как всегда очень мешали картинки. Приходилось или их рассматривать и примерять на текст с ускользающим смыслом, или просто пропускать. Но тогда зачем они нужны?
Так получилось, что наслаждался словом, так и не поняв полной задумки автора. Очень много не склеиваемых в моём сознании моментов.
Валера, может, в этом и была задумка не понять смысл, а создать образ?
Тогда это удалось. Погрузился в этот «не наш» мир. С ужасом сжималось сердце, возникали мысли. Самые разные. О Них и о Нас.
Читать закончил, а состояние потусторонности осталось. Сижу, прихожу в себя.
С твоим умением видеть глубже, чем лежит на поверхности можно горы свернуть. Очень бы хотелось добраться до сути, но, видно, это мне не под силу. Пиши, умоляю, чтобы было понятно всем!
Удачи!
камерный театр # 16 декабря 2021 в 13:09 +4
Ну вот как мне быть, как постараться объяснить собственное самовыражение, чтобы мистика стала вдруг бытовой, не мучительной и предельно ясной? Хотя, вспоминая Ваш недавний шедевр «Обелиск», поразивший меня до глубины души, потому что он наполнен невероятной смысловой нагрузкой со скрытой жутчайшей болью, которую не каждый из прочитавших смог увидеть и понять, там я Вас не узнал по почерку, там Вы другой.
Однако, если судить по комментариям под Вашим эссе, то... Например, Светлана Казаринова пишет: «Вполне нормальный рассказ по заданной теме, написан грамотно, понятно». Вот так, обыденно, взвешенно, практически равнодушно-спокойно. Понравилось определение С.Шевцова, назвавшего произведение «эмоциональной мистикой». А я... Может, из-за чрезмерной эмоциональности и восприимчивости, но я был истерзан, раздавлен пониманием того, что происходило в «Обелиске»... Давно не читал что-нибудь подобное, сравнимое по силе коннотации, по ценности показанного сюжета... К чему я? Да всё к тому же, к восприятию. Пишу так, как умею, как вдохновение позволяет ворочать словами и оборотами. Что посоветовать читателю? Не знаю. Не знаю!
Как говорят индейцы из племени апачи: «Мысль – это оргазм мозга! Тот, кто способен его испытывать, получает удовольствие, а тот, кто не способен, вынужден имитировать...». Так же можно сказать и о впечатлительности, когда одни преспокойно оценивают то, отчего у меня сжимается сердце.

п.с.
Александр, ну не на яблоках же мне объяснять всё то, о чём идёт речь в этой истории с Воландом! )))

п.с.п.с.
Мне картинки не мешают вовсе и не отвлекают. Вы что ж, диафильмы не смотрели в детстве? )))
Александр Джад # 16 декабря 2021 в 14:34 +3
Объяснять никому ничего не надо. Делать это необходимо на странице произведения, а не в дебатах или комментариях. Тут уж кто понял, тот понял, а кто нет — тому не повезло.
Диафильмы смотрел, но они мне всегда не нравились. а вот мультики обожал.
Все мы разные и это хорошо - есть с кем поспорить, о чём поговорить...
камерный театр # 16 декабря 2021 в 15:07 +4
Да, Александр, отзывы к произведениям от читателей - это категория вкуса, предпочтений, мера восприимчивости и фантазии каждого.
Василисса # 18 июля 2022 в 12:20 +4
Валера, впечатлена не только полетом твоей не имеющей границ фантазии, но и образностью, метафоричностью литературной огранки сотворенной тобой литературно-музыкальной композиции, твоего нового (для меня) шедевра. Для меня образы - это наиглавнейшее в мною созданном, и с тою же меркой подхожу ко всем другим произведениям; обыденность слов, выражений - не мое, такое даже не читаю, чтобы банальными фразами лишний раз не отягощать ум, сердце, душу...
Хотела бы сейчас цитировать тебя, но не представляется возможным; скажу одно лишь: это Джомолунгма, прекрасная, далеко не каждому доступная в своем величии и красоте; недосягаемая горная вершина, неготовых бесстрастно и бесжалостно уничтожающая и уничижающая в их гордыне и жалких потугах приблизиться к недосягаемым, но таким желанным, и ещё более желанным от их недосягаемости высотам...
Есть, чему завидовать, стоя у подножия заоблачно высокой горы, устремив вожделенный взор к недоступной вершине...
Леся как образ подобрана на редкость удачно, и ее роль в твоей безудержной неземной фантазии невозможно не оценить; возможно, без нее не явилось бы тебе это мистическое действо во всех его тончайших нюансах, балансирующих на грани добра и зла - как Джеймс Джойс писал о значительной роли своей возлюбленной Норы Барнакл в его творчестве, что без нее он бы не состоялся как художник слова...
Музыкальное сопровождение, похожее на музыку индейцев, бесподобно - с первых аккордов звуки завладели подсознанием и унесли в новые запредельные миры...
Браво, Маэстро! Брависсимо!
korona
камерный театр # 18 июля 2022 в 13:45 +3
Ну вот, сидел себе в черновиках тихо-спокойно, скромненько помалкивая, а тут ТАКОЕ!!!
Сногсшибательное!!!
cvety-2
От фейерверка слов в голове грохот немыслимый и эмоции-искры шелестом врассыпную!!!
Дай отдышаться, Оля...
......................
Молчу... Я волнуюсь... и наслаждаюсь твоим отзывом...
Призываю серое вещество придти в себя и дать ответ на такой шикарный комментарий к моему эссе...
Я, видимо, был изголодавшимся по такому воодушевлению. Да.
Как писал Омар Хайям: «Петь песню — только тем, кто слышит»
Вот! Вот главное! Ты всё услышала!
Ты согрела мне душу...
live-21