ГлавнаяПрозаДетские разделыРассказы о детях → Народная педагогика. Скороговорка

Народная педагогика. Скороговорка

26 июня 2019 - Татьяна Воронина
В арсенале Народной педагогики особое место занимают скороговорки. Наблюдательность народа и его чуткость к языку стали причиной появлению в речи и обретению популярности звуковых каламбуров созвучных, но различных по смыслу слов (паронимов) в виде маленьких коротких текстов. Позже эти тексты-скороговорки удачно вписались в систему Народной педагогики.

Звуковые упражнения великий русский педагог позапрошлого века Константин Дмитриевич Ушинский считал весьма полезными и для развития внимания, и как средство подготовки детей к правильному письму. Среди таких упражнений – работа со скороговоркой. Скороговорка — народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. К.Д. Ушинский придавал работе со скороговоркой большое значение. Роль скороговорки в отработке чистоты произношения, в обучении выразительному чтению, наконец, в преодолении психологического барьера, связанного с процессом говорения перед классом велика.

Вот что об этом писал К.Д. Ушинский…
***
«Непосвященные родители видят в использовании скороговорки на занятиях, как элемент украшательства занятия, а те возможности, которые в них заключаются, остаются в таком случае нереализованными.

Выбор скороговорки для использования на конкретном уроке определяется влиянием одного или нескольких факторов:
а) наличием в ней объективно трудного для детского произношения звука или сочетания звуков;
б) наличием звука, неправильное произношение которого обусловлено диалектическими причинами, например, произношение взрывного [г];
в) соответствие содержания скороговорки материалу, предназначенному для чтения или беседы на уроке;
г) необходимостью отработки различных типов интонации — минимальный текст скороговорки позволяет это сделать наиболее эффективно.

В зависимости от содержания скороговорки и целей данного урока можно реализовать её интонационно-эмоциональные возможности, предложив детям произнести одну и ту же скороговорку с чувством радости, огорчения, восторга, возмущения, удивления и т.д.»

***

В рамках концепции "семейный досуг без телевизора" можно наполнить семейное времяпрепровождение интересными и полезными занятиями: чтением, просмотром диафильмов, обсуждением увиденного и услышанного, рисованием, семейными мини-спектаклями, игрой на музыкальных инструментах, весёлыми конкурсами по чтению скороговорок.

К статье прилагается блок народных скороговорок в удобной форме. На каждой карточке дана только одна скороговорка – читать с монитора такие тексты удобно. Ниже приводится ссылка на архив этих карточек для скачивания, а также ссылка на ролик, в котором видеоряд с карточками положен на музыку (композитор А. Быканов). Чтение скороговорок по ролику осложнено шумовым сопровождением, которое мешает сосредоточенному проговариванию скороговорок, а также скоростью сменяющихся картинок. Это сделано намерено: для тренировки концентрации внимания.

Посмотреть мой ролик "Хохлома и скороговорки":
https://www.youtube.com/watch?v=JmvxVPISxig

© Copyright: Татьяна Воронина, 2019

Регистрационный номер №0450467

от 26 июня 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0450467 выдан для произведения: В арсенале Народной педагогики особое место занимают скороговорки. Наблюдательность народа и его чуткость к языку стали причиной появлению в речи и обретению популярности звуковых каламбуров созвучных, но различных по смыслу слов (паронимов) в виде маленьких коротких текстов. Позже эти тексты-скороговорки удачно вписались в систему Народной педагогики.

Звуковые упражнения великий русский педагог позапрошлого века Константин Дмитриевич Ушинский считал весьма полезными и для развития внимания, и как средство подготовки детей к правильному письму. Среди таких упражнений – работа со скороговоркой. Скороговорка — народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. К.Д. Ушинский придавал работе со скороговоркой большое значение. Роль скороговорки в отработке чистоты произношения, в обучении выразительному чтению, наконец, в преодолении психологического барьера, связанного с процессом говорения перед классом велика.

Вот что об этом писал К.Д. Ушинский…
***
«Непосвященные родители видят в использовании скороговорки на занятиях, как элемент украшательства занятия, а те возможности, которые в них заключаются, остаются в таком случае нереализованными.

Выбор скороговорки для использования на конкретном уроке определяется влиянием одного или нескольких факторов:
а) наличием в ней объективно трудного для детского произношения звука или сочетания звуков;
б) наличием звука, неправильное произношение которого обусловлено диалектическими причинами, например, произношение взрывного [г];
в) соответствие содержания скороговорки материалу, предназначенному для чтения или беседы на уроке;
г) необходимостью отработки различных типов интонации — минимальный текст скороговорки позволяет это сделать наиболее эффективно.

В зависимости от содержания скороговорки и целей данного урока можно реализовать её интонационно-эмоциональные возможности, предложив детям произнести одну и ту же скороговорку с чувством радости, огорчения, восторга, возмущения, удивления и т.д.»

***

В рамках концепции "семейный досуг без телевизора" можно наполнить семейное времяпрепровождение интересными и полезными занятиями: чтением, просмотром диафильмов, обсуждением увиденного и услышанного, рисованием, семейными мини-спектаклями, игрой на музыкальных инструментах, весёлыми конкурсами по чтению скороговорок.

К статье прилагается блок народных скороговорок в удобной форме. На каждой карточке дана только одна скороговорка – читать с монитора такие тексты удобно. Ниже приводится ссылка на архив этих карточек для скачивания, а также ссылка на ролик, в котором видеоряд с карточками положен на музыку (композитор А. Быканов). Чтение скороговорок по ролику осложнено шумовым сопровождением, которое мешает сосредоточенному проговариванию скороговорок, а также скоростью сменяющихся картинок. Это сделано намерено: для тренировки концентрации внимания.

Посмотреть мой ролик "Хохлома и скороговорки":
https://www.youtube.com/watch?v=JmvxVPISxig
 
Рейтинг: 0 20 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
112
111
106
87
81
79
75
72
66
65
60
59
55
54
53
53
53
52
51
50
50
50
48
45
43
43
43
42
42
40