ГлавнаяПрозаДетские разделыРассказы о детях → Народная педагогика. Скороговорка

Народная педагогика. Скороговорка

26 июня 2019 - Татьяна Воронина
В арсенале Народной педагогики особое место занимают скороговорки. Наблюдательность народа и его чуткость к языку стали причиной появлению в речи и обретению популярности звуковых каламбуров созвучных, но различных по смыслу слов (паронимов) в виде маленьких коротких текстов. Позже эти тексты-скороговорки удачно вписались в систему Народной педагогики.

Звуковые упражнения великий русский педагог позапрошлого века Константин Дмитриевич Ушинский считал весьма полезными и для развития внимания, и как средство подготовки детей к правильному письму. Среди таких упражнений – работа со скороговоркой. Скороговорка — народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. К.Д. Ушинский придавал работе со скороговоркой большое значение. Роль скороговорки в отработке чистоты произношения, в обучении выразительному чтению, наконец, в преодолении психологического барьера, связанного с процессом говорения перед классом велика.

Вот что об этом писал К.Д. Ушинский…
***
«Непосвященные родители видят в использовании скороговорки на занятиях, как элемент украшательства занятия, а те возможности, которые в них заключаются, остаются в таком случае нереализованными.

Выбор скороговорки для использования на конкретном уроке определяется влиянием одного или нескольких факторов:
а) наличием в ней объективно трудного для детского произношения звука или сочетания звуков;
б) наличием звука, неправильное произношение которого обусловлено диалектическими причинами, например, произношение взрывного [г];
в) соответствие содержания скороговорки материалу, предназначенному для чтения или беседы на уроке;
г) необходимостью отработки различных типов интонации — минимальный текст скороговорки позволяет это сделать наиболее эффективно.

В зависимости от содержания скороговорки и целей данного урока можно реализовать её интонационно-эмоциональные возможности, предложив детям произнести одну и ту же скороговорку с чувством радости, огорчения, восторга, возмущения, удивления и т.д.»

***

В рамках концепции "семейный досуг без телевизора" можно наполнить семейное времяпрепровождение интересными и полезными занятиями: чтением, просмотром диафильмов, обсуждением увиденного и услышанного, рисованием, семейными мини-спектаклями, игрой на музыкальных инструментах, весёлыми конкурсами по чтению скороговорок.

К статье прилагается блок народных скороговорок в удобной форме. На каждой карточке дана только одна скороговорка – читать с монитора такие тексты удобно. Ниже приводится ссылка на архив этих карточек для скачивания, а также ссылка на ролик, в котором видеоряд с карточками положен на музыку (композитор А. Быканов). Чтение скороговорок по ролику осложнено шумовым сопровождением, которое мешает сосредоточенному проговариванию скороговорок, а также скоростью сменяющихся картинок. Это сделано намерено: для тренировки концентрации внимания.

Посмотреть мой ролик "Хохлома и скороговорки":
https://www.youtube.com/watch?v=JmvxVPISxig

© Copyright: Татьяна Воронина, 2019

Регистрационный номер №0450467

от 26 июня 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0450467 выдан для произведения: В арсенале Народной педагогики особое место занимают скороговорки. Наблюдательность народа и его чуткость к языку стали причиной появлению в речи и обретению популярности звуковых каламбуров созвучных, но различных по смыслу слов (паронимов) в виде маленьких коротких текстов. Позже эти тексты-скороговорки удачно вписались в систему Народной педагогики.

Звуковые упражнения великий русский педагог позапрошлого века Константин Дмитриевич Ушинский считал весьма полезными и для развития внимания, и как средство подготовки детей к правильному письму. Среди таких упражнений – работа со скороговоркой. Скороговорка — народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. К.Д. Ушинский придавал работе со скороговоркой большое значение. Роль скороговорки в отработке чистоты произношения, в обучении выразительному чтению, наконец, в преодолении психологического барьера, связанного с процессом говорения перед классом велика.

Вот что об этом писал К.Д. Ушинский…
***
«Непосвященные родители видят в использовании скороговорки на занятиях, как элемент украшательства занятия, а те возможности, которые в них заключаются, остаются в таком случае нереализованными.

Выбор скороговорки для использования на конкретном уроке определяется влиянием одного или нескольких факторов:
а) наличием в ней объективно трудного для детского произношения звука или сочетания звуков;
б) наличием звука, неправильное произношение которого обусловлено диалектическими причинами, например, произношение взрывного [г];
в) соответствие содержания скороговорки материалу, предназначенному для чтения или беседы на уроке;
г) необходимостью отработки различных типов интонации — минимальный текст скороговорки позволяет это сделать наиболее эффективно.

В зависимости от содержания скороговорки и целей данного урока можно реализовать её интонационно-эмоциональные возможности, предложив детям произнести одну и ту же скороговорку с чувством радости, огорчения, восторга, возмущения, удивления и т.д.»

***

В рамках концепции "семейный досуг без телевизора" можно наполнить семейное времяпрепровождение интересными и полезными занятиями: чтением, просмотром диафильмов, обсуждением увиденного и услышанного, рисованием, семейными мини-спектаклями, игрой на музыкальных инструментах, весёлыми конкурсами по чтению скороговорок.

К статье прилагается блок народных скороговорок в удобной форме. На каждой карточке дана только одна скороговорка – читать с монитора такие тексты удобно. Ниже приводится ссылка на архив этих карточек для скачивания, а также ссылка на ролик, в котором видеоряд с карточками положен на музыку (композитор А. Быканов). Чтение скороговорок по ролику осложнено шумовым сопровождением, которое мешает сосредоточенному проговариванию скороговорок, а также скоростью сменяющихся картинок. Это сделано намерено: для тренировки концентрации внимания.

Посмотреть мой ролик "Хохлома и скороговорки":
https://www.youtube.com/watch?v=JmvxVPISxig
 
Рейтинг: 0 51 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Популярная проза за месяц
94
82
78
76
67
67
67
66
65
64
63
62
61
В октябре... 25 октября 2019 (Людмила Рулёва)
61
61
61
60
58
57
В НОЯБРЕ 9 ноября 2019 (Рената Юрьева)
57
57
56
56
55
53
50
50
ДВА ЦВЕТА 18 ноября 2019 (Рената Юрьева)
49
47
40