ГлавнаяВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРАБлог → О защитниках Заполярья

О защитниках Заполярья

Опубликовано: 1653 дня назад (27 мая 2012)
Голосов: 1
От автора.
Я вырос на северо-западной границе страны, служил на Севере в погранвойсках
ОАПО (отдельный Арктический пограничный отряд) в 1972-1974 г.г., и хотел бы
рассказать о рубежах нашей Родины, не нарушенных фашистскими захватчиками
в период Великой Отечественной войны: Государственной границе на Кольском полуострове. Собственно, это небольшой рассказ и стихотворение, посвящённое
защитникам Заполярья и моему отцу, который также воевал в Мурманской обл.
С уважением, Николай Манацков.

О защитниках Заполярья

На Крайнем Севере, на самом северо-западе нашей Родины есть Кольский полуостров (Мурманская обл.). Я вырос там, в посёлке Никель, на границе с Норвегией, недалеко от описываемых мест: полуостровов Средний и Рыбачий. С материка к ним вплотную подступают одноимённые плато и хребет Муста –Тунтури.
В переводе Муста-Тунтури означает Чёрная Тундра.
Немногие знают, что на здешних рубежах Отчизны есть участки, где немецко-фашистские захватчики за всю Великую Отечественную не смогли перейти Государственную границу, а всего километрах в 30 к востоку от границы, в районе реки Западная Лица, в Долине Смерти (теперь Долине Славы) - отборные части фашистских горных егерей были остановлены окончательно.
Война в этих местах началась на неделю позже: 29 июня, как будто не решалась, но зато потом тут шли настолько ожесточённые бои, что по плотности погибших на квадратный метр – Муста-Тунтури не имеет себе равных. Немцы, не сумев прорвать нашу оборону, закрепились на плато и хребте. За три года они превратили их в настоящую цитадель. В теле скалы были вырублены окопы в полный рост, устроены бомбоубежища, склады боеприпасов, штабы, госпитали и др.,
а так же были проложены дороги, качеству которых позавидовали бы нынешние дорожные строители.
Нужно своими глазами увидеть укрепления в отвесной, монолитной, гранитной скале, длиной около четырёх километров, местами возвышающейся над морем более, чем на 300 метров. Там стояли орудия, миномёты, стационарные огнемётные установки, сжигавшие в пепел всё в радиусе 60 метров, Доты, заграждения.
Вот эту неприступную твердыню взяли штурмом в ненастную ночь 10 октября 1944г. Штурмовали с нескольких направлений, в том числе, в обход. Но, пожалуй, самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной ротой, по численности равной батальону или полку: 750 человек.
Для отвлечения внимания противника, она должна была взять высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом.
Брали в лоб, снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку, кинжальный огонь пулемётов, огнемётов, гранаты, летевшие под ноги и, внезапно начавшийся, ураган. Собственно, все и полегли в ущелье между высотами (вечная им память и слава), но дали возможность другим частям захватить высоту, хребет и общими усилиями наших войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков. Только в 1980 году по следу атакующих 614-й роты прошли поисковики и захоронили останки погибших.
Сейчас мне 55 лет. Мой отец воевал в этих местах, а потом остался жить. Он был добрым, отзывчивым, я бы сказал, настоящим северянином, а ещё очень порядочным человеком, что нынче, к сожалению, редкость. Да, к сожалению, потому, что когда-то это считалось нормой, и большинство людей, а с ними и мои родители, были такими.
Отец никогда не рассказывал о том, как воевал.
Теперь я понимаю: ему было тяжело вспоминать свою Войну, или жалел меня?
Лишь немногое мне удалось узнать от своей матери: он служил наводчиком орудия, был контужен в боях за Западную Лицу.
Теперь, когда живых ветеранов остались считанные единицы, все, словно, спохватились, вспомнив о них, некоторых, живущих до сих пор даже без собственной квартиры. Бросились благодарить и просить у них прощения.
Я не успел…
Отец умер, пережив мать всего на три месяца, в 1997 г.
Среди его немногочисленных (не в этом суть) наград - медаль «За Отвагу» и самая, на мой взгляд, драгоценная: «За оборону Советского Заполярья».
Это стихотворение - реквием ему и последнее моё сыновнее прости, а так же для всех защитников Заполярья и ветеранов Великой Отечественной, перед которыми я преклоняюсь за их подвиг.
Оно написано в память о моём школьном походе на Муста-Тунтури.
Я побывал там осенью 1970 года.
У человеческой памяти есть не всегда уместное свойство - забывать. Так вот, я почему-то почти всё забыл из того похода. Говорят, это способность человеческой памяти: ограждать мозг от негативной информации.
Помню только панораму с вершины хребта (с немецких позиций) на перешеек и
п-ов Средний; там же на вершине: нагромождение немецких оборонительных сооружений, постоянный хруст осколков под ногами, предостережения наших проводников-сапёров, чёрный цвет вокруг и непреходящий ужас, как ночью на кладбище. Не пойму как – но забыл всё, кроме этого непреходящего чувства ужаса войны, и он живёт во мне до сих пор, уже спустя 40 лет.
Трудно говорить об этом.
В юношеские годы, как и всё моё поколение – мы жили той Войной: смотрели фильмы, писали в школе сочинения, а сколько было прочитано книг!
Но то, что я увидел там, на Муста-Тунтури…
Можно было бы ничего не читать и не смотреть - достаточно было увидеть эту
безжизненную, перепаханную снарядами и минами местность, со следами былых
боёв, шрамы на монолитных скалах, разбросанные всюду гильзы, неразорвавшиеся
гранаты, Доты, Дзоты и сгоревший мох.
Тогда он ещё действительно был чёрным, чёрным было всё и даже, казалось, воздух. И над всем этим – гнетущая, просто смертельная – тишина. Настоящая жуткая, мёртвая панорама войны под открытым небом.
А ведь тогда прошло уже четверть века…
Хотелось, чтобы это место навсегда, в назидание и в память о том страшном времени сохранилось без изменений, для того, чтобы благодарные, а с ними и неблагодарные потомки прочувствовали, какой ценой далась нам Победа.
На Севере в том числе.
И рождаются стихи о войне, хотя, поверьте, писать их невыносимо тяжело. Но это нужно делать, иначе кто же кроме ещё живых свидетелей и нас, кто родился сразу после Войны, отдаст долг памяти и простой человеческой благодарности за беспримерный подвиг тех солдат, что защищали, или погибли, защищая нас, потомков?
Вы, думаю, понимаете, о чём я говорю.

Да, война – это вообще что-то противоестественное любой природе и человеческой тоже. Почему-то в последнее время я всё чаще вспоминаю Тунтури и думаю: как можно было воевать в этих абсолютно безжизненных местах и условиях, где смертельное, ледяное дыхание Арктики чувствуется и зимой и летом? А ведь противостояние длилось почти три с половиной года. По воспоминаниям Веры Порфирьевны Гипп (нашей единственной женщины-снайпера, всю оборону проведшую здесь, в окопах), ещё долгое время это место оставалось голым камнем и скалами, лишёнными всякой растительности, т.к. всё мало-мальски горючее шло в костры для обогрева, хотя каждый пучок травы или мха стоил чьей-то человеческой жизни, потому что простреливался буквально каждый сантиметр местности. И в этой позиционной войне людей погибло больше, чем при немецком или нашем наступлении, а тела убитых годами лежали на нейтральной полосе.
Мне, ограниченному рамками стихотворения, в этом предисловии хотелось бы поклониться и преклониться перед всеми защитникам Заполярья, потому, что только благодаря их ожесточённому сопротивлению, героизму, мужеству и стойкости не пал рубеж, не были захвачены врагом п-ова Средний и Рыбачий, а в конечном итоге не пал Мурманск, город, в своё время за непокорность объявленный взбешённым фюрером личным врагом и подвергшийся настолько массированным бомбардировкам, каких не видел ни один другой город, разве что, кроме Сталинграда и Ленинграда. Об этом факте писал ещё В. Пикуль в своём «Реквием каравану PQ-17.»
Конечно, так воевал весь наш многонациональный народ и, не умаляя итогов других наших героических защит и побед в той войне, я, тем не менее, до сих пор ищу для себя ответ на вопрос: почему именно вот этот мрачный, угрюмый, странно - одиноко стоящий, как часовой на самой границе и на самом побережье Ледовитого океана гранитный исполин, а с ним и полуострова Средний и Рыбачий, известные ещё со времён Ивана Грозного бойкой торговлей с заграницей, повторюсь, оказались тем единственным местом во всей линии фронта Великой Отечественной войны, где враг не просто споткнулся о нашу Государственную границу (пусть даже и довоенную с Финляндией), а был остановлен в первый же день наступления, крепко получил по зубам и, в конечном итоге – разбит и изгнан с нашей территории!
Сейчас туда ведёт туристический маршрут, и, хотя это погранзона, народу здесь бывает немало. К чести мурманчан и жителей области – они трепетно хранят память о Тунтури, Среднем, Рыбачем, Долине Смерти, их защитниках, об этой трагической и героической странице в обороне нашей страны. В описываемых местах очень много, установленных ещё в советское время, памятников, за которыми каждое лето заботливо ухаживают и молодёжь и взрослые, а поисковые отряды до сих пор каждый год обнаруживают десятки не захороненных останков павших солдат, которые торжественно предают земле в Мемориале Долины Славы.

Для интересующихся описываемыми событиями, скажу, что в Интернете есть (на удивление) не так много информации о тех событиях с фотографиями этих мест, нужно набрать в поисковой строке «муста-тунтури».
Кроме того, в YouTube (и не только) можно посмотреть фильмы - репортажи
телеканала НТВ: «Как Мурманск не сдался фашистам»
Трёх серийный фильм Арктик ТВ «Непокорённые»:
Из двух серийного фильма «Война на скалах», выпущенном телеканалом «Звезда» в 2011 году, зритель узнает о многих удивительных фактах героизма защитников Заполярья и о том, как основательно обустраивались фашисты на захваченной территории:

Так же в Интернете можно почитать мемуары генерал-лейтенанта Кабанова Сергея Ивановича:

И последнее.
В октябре 2009г. Я получил письмо от Львович Семёна Максовича, который в качестве корреспондента был с нами в том школьном походе. Так вот он уточнил некоторые детали, которые я частично забыл, а кое-что и не знал.
Вот строки из его письма:

Коля, здравствуй! Прочитал и статью и стихи. В то время, когда мы ходили на Муста-Тунтури я работал в газете"Советская Печенга". По заданию редакции я поехал с вами школьниками на автобусе. Нам в Печенге должны были дать бронетранспортёры но не дали. Встал вопрос о возврате в Никель. А я только перед этим прошел с Верой Порфирьевной Гипп, снайпером с Муста-Тунтури, пешком через перевал. Спросил, ребята кто знает дорогу на Муста-Тунтури? Один мальчик знал дорогу через Параваары. Я предложил через перевал. Согласились. Автобус довёз нас до подножия и мы пошли в ночь: 25 километров туда и утром следующего дня столько же обратно, осенью, по перевалу, в кедах. Вы были первопроходцами. После вас райком комсомола принял решение проводить военно - патриотические походы на Муста-Тунтури ежегодно с обязательным проходом пешком через Перевал (с большой буквы потому, что на Муста-Тунтури через плато ведет единственная дорога, построенная ещё немцами, она так и называется: Перевал).

Фото С. М. Львович из того похода можно посмотреть в Яндексе

Волею судьбы, я уже давно не живу в Заполярье, но душа моя навсегда осталась
там, в величественном и суровом крае, и доказательство тому – это стихотворение,
в котором, надеюсь, мне удалось передать своё детское впечатление и сопричастность, как сына ветерана.