ГлавнаяСоветы писателямБлог → Стихосложение для чайников. А-зы))

 

Стихосложение для чайников. А-зы))

Автор:
Опубликовано: 1824 дня назад (6 декабря 2011)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 15 марта 2012
+8
Голосов: 8
Перед Вами скромная попытка «чайника» помочь таким же «чайникам» в написании более или менее читаемых творений. Постараюсь не грузить Вас терминологией, и «на пальцах» объяснить, на что обратить внимание. Всё, что я собираюсь изложить – исключительно ИМХО, могу заблуждаться и ошибаться, если поправите или поспорите – буду только рада.

Итак, Вас угораздило. С утра думаете в рифму, на ходу меняете слова местами, появился стихотворный зуд и уже начата первая тетрадка, отведенная под стихи. Надеюсь, не слишком внушительная. Никогда не обманывайтесь, что пишете «для себя» - рано или поздно захочется кому-нибудь показать. Поэтому планку сразу стоит поднять повыше и приготовиться работать. Для написания стихов желательны:

- грамотность. Нет ничего досаднее грамматических ошибок в тексте – лучше заранее свериться со словарём, Гуглом, даже проверка орфографии Ворда сгодится, если дела совсем плохи;

- начитанность. Банальная истина, что лучше пишет тот, кто читает, здесь работает на все 100. И общая эрудиция, и хорошая проза идут только на пользу. А читая стихи, мы невольно учимся и подражаем – если что-то зацепило, будьте уверены – проявится у Вас обязательно!

- фантазия. Чем ярче образы, чем неожиданнее Вы для читателя, тем больше хочется прочесть что-то ещё. Мы ведь не хотим даром красть чужое время?

Ритм. Поначалу, пока не разберётесь в терминах, стоит вспомнить старый мультик про Винни-Пуха. Помните, как он сочинял стихи?

Если я чешу в затылке -
Не беда,
В голове моей опилки.
Да, да, да.

Не бойтесь проговаривать свои: «пам-парам-парам-парарам»! Выстукивайте, выхлопывайте, пойте под знакомый мотив, считайте слоги в строчках! Если у Вас хороший слух – у Вас будет получаться почти интуитивно, но проверять не помешает. Ударение может быть на последнем слоге строки (мужская рифма) или предпоследнем (женская). Про клаузулы прочтёте сами, даст Бог.

Если я чешу в затЫлке (Ж)
Не бедА, (М)
В голове моей опИлки. (Ж)
Да, да, дА. (М)

Сразу заметно: строчки с женской рифмой одинаковы - по 8 слогов, с мужской – по 3. Это Вы прекрасно и без меня знали, не буду мусолить этот момент дальше – соблюдаем!

Старайтесь не перескакивать до поры без нужды с одного ритма на другой в течение всего стихо. По секрету – смена ритма воспринимается читателем как встряска, так что пока выдерживаем строфы в размере, не даём расползаться.

Но, всего – в меру! Монотонное повторение строк только с мужской или только с женской рифмой, да ещё и с одинаковым числом слогов сделает чтение нудным. Такие вещи должны наполняться безукоризненным содержанием – предлагаю юзать их особо аккуратно. Лучше, как Винни, чередовать Мэ и Жо и количество слогов 12-13-12-13 , 9-10-9-10 или как-то так. До времени! На сложных строфах оторвемся потом, когда научимся.

Теперь хочу предупредить о ловушке, в которую можно здесь попасть. Это слова-вставки. И, а, но, тот, та – самые частые! Можно не особо париться над качеством, влепил – готово! Нет, так дело не пойдет. Например, родилась строка: «и лист сухой мне на руки упал»… А если попробовать поменять: «засохший лист мне на руки упал». Хрустящий, шершавый, вчерашний – русский-то велик и могуч! И образ стал ярче, и косяк поправили, избавившись от вставки. А там глядишь, доработали «мне на руки упал» и вышла конфета!

До сих пор я писала, приведя в пример перекрестную рифму АБАБ, но не надо стесняться никакого плетения - ААББ, АББА, АБВАБВ, АБВВБА – только в выигрыш! Дальше – не морочу!

Рифма. О том, как её вплести – написала. Теперь о ней, как об эпифоре – то есть, звучании самого повтора звуков. (Упс, термин.) Здесь снова стоит избегать крайностей. Плохо и отсутствие созвучия, и точная рифма, которая подразумевает полное совпадение окончаний. Прекрасный - красный, пакля – рвакля, кровь – любовь и все глагольные рифмы - «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» – красная тряпка для критиков. Автор автоматически подозревается в скудоумии. Не ищем простых путей – работаем! Великолепно выручают сочетания с наречиями, хороший эффект дают вариации падежных окончаний.

Рифма может придать стихотворению совершенно неожиданные оттенки или сделать его лохматым и нестройным. Не дайте ей управлять вашим потоком мыслей, не впускайте случайные слова, несвойственные жанру и лексикону. Выбирайте, безжалостно откидывайте первое, что приходит в голову. Мне часто помогает перестановка слов. Обязательно перечитывайте и исправляйте неудачные строчки.

Образы. Арсенал художественных приёмов в стихах широк необычайно. Сравнения, повторы, разбивки, звукопись – всего в коротенькой статье и не перечислишь. Я остановлюсь на одном обобщенном понятии – образы. Поэт выражает мысли не как чиновник, это естественно. Объекты внимания приобретают совершенно несвойственные в обычной жизни свойства. (Внимание! В тексте допущена тавтология – «несвойственные свойства», то есть «масло масляное»). Чем ярче образ, тем неповторимее стихотворение. Ищем! Комбинируем запахи, цвета, звуки, тактильные чувства, экспериментируем с определениями, подбирая необычные. Старательно избегаем сочетаний, которые на слуху – «штампов» - «бескрайнее море», «осень плачет дождём», «разбитое сердце». Я сознательно не привожу примеры удачных образов – у каждого автора их есть немало. Маленький совет – если хороший образ «не ложится» в создаваемое стихотворение – откажитесь от него, не старайтесь запихнуть насильно. А лучше, запишите на полях - пригодится когда-нибудь.

Можно написать хорошее стихотворение без ритма, можно без рифмы – нельзя без идеи. Авторская мысль или настроение – то, ради чего и возникает произведение. Продумайте, что Вы хотите «этим» сказать, сформулируйте тезис в одном предложении, разработайте композицию, рисунок текста, обозначьте финал. Вряд ли стоит выносить на суд читателей дежурные поздравления с Днём Рождения тёте Маше с набором стандартных пожеланий. А если уж писать письмо Президенту или акционерам Газпрома – сделайте это так, чтоб Вас поняли и запомнили.

В конце года мне на глаза попался разбор стихов, выставленных на какой-то конкурс. Автор с отличным чувством юмора безжалостно громил неплохие, на первый взгляд, стихи вполне опытных авторов. Меня этот разбор потряс до такой степени, что я законспектировала претензии рецензента и периодически сверяю с ними написанное. Не буду повторять всё подробно – поделюсь главным.

- даже в зарисовке должна присутствовать мысль;

- не транслируйте на читателя разовое нытьё, не смакуйте ничтожность свою или адресата;

- создайте настроение, заставьте Вам поверить;

- не считайте читателя глупее себя;

- строчки должны быть «вкусные», идеально – «магические», затягивающие.

О магии я попробую рассказать подробнее в другой статье, предположительно это будет «психоделика для чайников». Если, конечно, кому-то это окажется интересным.



Итак, дорогие «чайники», удачи нам! Читаем, пишем, ничего не боимся, набиваем шишки и наслаждаемся миром, который называют «Поэзия».
Сколько времен?.. | Тест: Можете ли Вы написать свою книгу
Комментарии (13)
Анна Март # 6 декабря 2011 в 22:13 +1
Выскажу только свое мнение по поводу рифм, на мой взгляд не стоит так уж бояться простых или глагольных рифм. Должна быть гармония, при которой читатель не обратит внимания на рифмы, ритмы, а будет наслаждаться красотой слова. Но это уже и есть магия...
Мария Вестер # 6 декабря 2011 в 22:15 +2
Попрошу внимания: статья не моя. Автор - Сахара. Спасибо ей за это!
По-моему это не просто "скромная попытка чайника" - это попытка достойная уважения и внимания.
Анна Март # 6 декабря 2011 в 22:24 +2
Я уже и сама увидела, что ошиблась. Извиняюсь, за невнимательность! Спасибо,Сахара!
0 # 6 декабря 2011 в 23:15 +1
Анна, спор этот ведётся давно. Я напоминаю, что высказала лишь Свою точку зрения.
Откажитесь от них, хотя бы на время, и сами поймёте, насколько притягательнее станут Ваши стихи.
Картошка в мундире хороша в охотку.)) Но как вкусно её можно приготовить иначе! Спасибо Вам!
Анна Март # 7 декабря 2011 в 13:21 +1
Сахара, я тоже стараюсь избегать "их", но бывают такие стихи где глаголы заменить невозможно, они передают точнее эмоцию, нагнетают динамику стиха, конечно, это должен делать мастер, но это уже другой разговор...

Рада знакомству с Вами!!! Удачи и Понимания!
Мира Славная # 6 декабря 2011 в 23:18 +1
Вот все ведь правы по-своему, как мне показалось, я только скажу, что по моему опыту стих - это всегда эмоция. И он должен вышибать эмоцию у читателя, и если это происходит, не обращаешь внимания ни на орфографию, ни на сбой ритма, даже рифма неудачная или "проглоченная" может сойти, если эмоция получилась. Но такой стих пишется всегда "мясом наружу" и вне теорий. Моё ИМХО состоит в том, что образ первичен в стихе и его нельзя придумывать. Он или есть, или его нет, тогда и стиха нет.
Почитайте Шекспира в оригинале. Увы и увы мне, но, когда я попыталась переводить адаптированно английский текст на русский, я была поражена тем, насколько энергоёмок английский, который проигрывает русскому в количестве слов, но сколько смыслов можно вложить там в текст, в раза полтора более короткий, чем аналогичный по смыслу русский. И у Шекспира уже рифмованная полноценная клаузула и ритм. Обогнали нас англичаны.))) Я думаю, не в этой ли энергоёмкости секрет того, что именно английский стал самым распространённым международным языком в мире.
Я думаю о магии слов. Стихи надо петь.
0 # 6 декабря 2011 в 23:51 +1
Мира, фасон выпускного платья должен ошеломлять!! )) но орфографические ошибки это дыры! шовчики можно простить, если вещь эффектная, согласна. Но англичане говорят - "мы не настолько богаты, чтоб носить дешёвые вещи"!
Шекспира люблю)) Мой инглиш не слишком хорош, чтоб читать в кайф в оригинале, но пара моментов, когда обращалась - было!))
Кста, когда в Гамлете идет речь о колесе - о каком,, по Вашему? Любопытно Ваше мнение! И спасибищще за отзыв!
Мира Славная # 7 декабря 2011 в 10:08 +1
Пошла перечитывать))), образ колеса никогда меня не цеплял в "Гамлете", аж самой интересно, что я пропустила.
0 # 11 декабря 2011 в 20:21 +1
Мира, придётся Всего Гамлета перечитать, и нефакт, что найдёте) Маленький личный пунктик 36
0 # 9 декабря 2011 в 21:56 +1
О! Дежавю... smile ЗЫ - это, в смысле, PS? )))
0 # 11 декабря 2011 в 20:22 +1
Есссно)) Только его без Кэми низя sad
0 # 20 декабря 2011 в 09:23 +1
Согласен с большинством пожеланий, только приоритет я бы выставил другой:
1. Фантазия (оригинальная, она же авторская мысль)
2. Начитанность (я бы сказал – эрудиция)
3. Ритм-размер (за исключением верлибров, хотя там тоже, говорят есть свой ритм)
3. Рифма (по рифме не во всем согласен)
3. Образы

Теперь о рифмах:

Не согласен, что точная рифма – это плохо. Плохо – это когда точная однородная-тавтологичная рифма (ботинок-полуботинок, ваш красный-прекрасный). А если тавтологии нет, то рифма – хорошая: красивый-сивый; красный-разный. А если рифма, к тому же разнородная: полей-тополей, синий-иней (хотя ее заездили до банальной) - - то это отличная рифма.
С выводами о банальных и о глагольных рифмах (кои Вы засунули в точные) – согласен, вот вывод не совсем полный.
Хорошие и отличные рифмы получаются, когда одновременно рифмуются разнородные (разные части речи или разные наклонения) и точные слова (не тавтологичные).
Неплохие, когда рифмуются однородные и точные существительные.
Плохие, когда рифмуются глагол, деепричастия, местоимения, прилагательные – со своей частью речи.
Очень плохие, когда рифмы тавтологичные.
Кстати, если рифмуются омонимы – это хорошая рифма.
Александр Внуков # 21 сентября 2014 в 14:30 0
Молодец.