ГлавнаяСоветы писателямБлог → Профессия или призвание?

 

Профессия или призвание?

Опубликовано: 1826 дней назад (8 декабря 2011)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 15 марта 2012
+1
Голосов: 1
Эти люди умны, эрудированны, талантливы и эмоциональны. Их творчество включает в себя исследования и предчувствия, традиции и новаторство и порой способно опережать время. Они несут в мир свои идеи и импульсы, заставляют нас думать, сопоставлять, страдать и радоваться жизни и выполняют тем самым высокое предназначение. Они — писатели.

Создать хорошую книгу, которая бы не только нравилась читателю, но и долго жила, переиздавалась, совсем непросто. Настоящих писателей-классиков современной эпохи, чьи имена займут достойное место в истории мировой литературы, можно пересчитать по пальцам. Крупнейшие российские и зарубежные издательства с большим удовольствием и не без пользы для себя сотрудничают с ними. Несмотря на то что все магазины и лотки в буквальном смысле слова завалены всякой литературой, спрос на талантливых авторов есть и будет всегда. В хороших произведениях нуждаются как сами читатели, так и издатели и распространители книг. В последние годы популярностью пользуются детективы и мелодрамы, народу для чтива требуются криминальные разборки, убийства, любовные сцены и т. п. И хотя классика пока не в моде, к ней по-прежнему относятся с почтением.

Если не вдаваться в жанровые подробности, все литературные произведения условно можно разделить на две группы: прикладные, несущие полезную информацию, и так называемые художественные, не претендующие на то, чтобы стать пособием для реальной жизни. Последние и составляют область деятельности писателей. В своих книгах авторы стремятся посредством вымысла вызвать у читателя определенные мысли, чувства и настроения, заставить что-то пережить и перечувствовать вместе с собою.

По идее, чтение каждого художественного произведения, как и слушание музыки или созерцание картины, должно приносить глубокое духовное удовлетворение. Однако все не так просто. Бывает, что авторы страдают болезненным пристрастием к сочинительству — графоманией и необъективно оценивают свои шедевры.

Азы профессии

Как же написать качественное художественное произведение? Конечно, прежде всего необходимо особое дарование. Однако талант нужно развивать, совершенствовать, иначе он зачахнет, а то и погибнет. Каждому, кто чувствует в себе влечение к литературной работе, следует ясно и отчетливо сознавать, какого рода задачи стоят перед писателем, какие из них могут быть решены им лично и как их разрешали те или иные мастера. Проще говоря, начинающий автор должен быть хорошо знаком с материалом и техникой этого вида искусства. Иначе он рискует растратить собственные силы на «изобретение велосипеда». Кроме того, взявшись за что-то трудное, глобальное, есть опасность переоценить свои возможности — попросту надорваться.

Техника художественного слова очень тонка и требует специальных знаний. Зачастую люди не задумываются над ней и полагают по простоте души, что если они хорошо пишут письма или ведут личные дневники, то сумеют написать и роман или трагедию. Напрасно. «Писатель должен учиться своей технике, как скрипач учится своей», — советовал начинающим литераторам мастер художественного слова, автор учебного пособия «Школа писателя» профессор Георгий Шенгели.

Первая задача начинающего писателя — расширить свой словарный запас. Подсчитано, что в нашей обиходной речи мы используем всего около тысячи различных слов. Между тем в сочинениях крупных литераторов их насчитывается от десяти до пятнадцати тысяч. Это не случайно. Богатство содержания, изобилие наблюдений, мыслей, чувств требуют большого количества средств выражения. Увеличить словарный запас помогает чтение книг, как современных, так и старинных, знакомство с народными песнями, частушками, сказками, а также изучение специальных словарей. К тому же писатель должен уметь еще и чувствовать слово, улавливать его смысловые оттенки и эмоциональную окраску.

Поскольку художественное произведение закрепляет в себе глубоко организованную речь, литератор должен знать законы строения сочинений. А для этого необходимо специальное образование. Это отмечали многие признанные мастера. Приведу пример. Однажды Николай Гумилев, уже будучи автором знаменитого поэтического сборника «Романтические цветы», поделился с Валерием Брюсовым своими затруднениями в области прозы: «Не забывайте, что мне теперь только двадцать лет и у меня отсутствует чисто техническое умение писать прозаические вещи. Идей и сюжетов у меня много… С горячей любовью я обдумываю какой-нибудь из них, все идет стройно и красиво, но когда я подхожу к столу, чтобы записать все те чудные вещи, которые только что были в моей голове, на бумаге получаются бессвязные отрывочные фразы, поражающие своей какофонией. И опять спешу в библиотеки, стараясь выведать у мастеров стиля, как можно победить роковую инертность пера».

Кузница писательских кадров

Для того чтобы стать писателем высшей квалификации, то есть фактически получить академическое образование, необходимо пройти обучение в единственном в своем роде Литературном институте им. А. М. Горького. Этот уникальный и по праву элитарный вуз выпустил целую плеяду талантливых и ныне знаменитых поэтов, писателей и критиков. В их числе Белла Ахмадулина, Виктор Астафьев, Валентин Сорокин, Евгений Евтушенко, Наталья Варлей, Новелла Матвеева, Максим Курочкин, Константин Симонов, Михаил Матусовский, Мария Арбатова, Петр Проскурин, Юрий Левитанский и многие другие. Сюда устремляются со всех уголков России и Ближнего зарубежья.

Сначала абитуриентам нужно пройти творческий конкурс — это непременное условие. На суд специалистов будущие литераторы обязаны предоставить авторское сочинение в прозе на 30–35 страницах машинописного текста, либо художественный перевод с оригиналом, либо поэтическое произведение объемом не менее 350 строк.

По словам ответственного секретаря приемной комиссии вуза Оксаны Лесковой, конкурс на этом этапе достигает 10 человек на место. Успешно прошедшие отбор получают официальный вызов. На вступительных экзаменах они пишут творческий этюд на предложенную тему, сдают русский язык, литературу, историю и проходят профориентационное собеседование. Для поступающих на семинар художественного перевода обязательно знание иностранного языка. «А вот на результаты единого государственного экзамена полагаться не стоит, — поясняет О. Лесковая. — Литинститут не является участником этого эксперимента».

Если абитуриент сдаст все экзамены, но не пройдет по конкурсу, ему предоставят последний шанс — выучиться за деньги. За пять лет счастливчику придется выложить порядка 8 тыс. долл.

Программа предусматривает углубленное изучение теории и истории литературы, русского языка, философии, психологии творчества, законов композиции, редактирования и т. п. Особое значение придают занятиям в творческих семинарах по родам и жанрам художественной литературы (проза, поэзия, драматургия), по литературной критике, публицистике и переводам. Это помогает будущим писателям найти свою стезю.

Высшие литературные курсы

Если вы молоды и находитесь в поиске, не лишены писательского дара, но уже имеете высшее образование, то, возможно, вам стоит пойти на Высшие литературные курсы. За два года из подающего надежды любителя вас превратят в опытного профессионала. Хотя, если не повезет на вступительных экзаменах, тоже придется раскошелиться. Плата за весь период обучения совпадает с примерной стоимостью выпуска малотиражного издания — 3 тыс. долл. Кстати, наличие рекомендаций, публикаций или собственных книг у абитуриентов очень приветствуется. По окончании курсов выдается свидетельство.

Литературный лицей

Одаренным школьникам можно посоветовать начать свой блестящий писательский путь с обучения в одногодичном лицее или на подготовительных курсах Литинститута. Туда принимают прежде всего пишущих молодых людей, которых не пугает предстоящий творческий конкурс. Перспектива дальнейшего поступления в вуз зависит только от качества работ. Замечу, что соответствующие способности у школьников определяются начитанностью, кругом литературных интересов, умением объективно и грамотно анализировать художественные произведения и, разумеется, качеством написания собственных сочинений. Опыт обучения поможет овладеть не только программой вступительных экзаменов, но и рядом профессиональных навыков. С первого же дня занятий учащиеся погружаются в творческую атмосферу и пишут…

Литературные кружки и студии

Реальную возможность войти в писательский круг предоставляют и так называемые литературные студии. Обычно на занятиях там уже известные писатели делятся опытом с начинающими авторами, вместе обсуждают литературные события, новые книги, разбирают произведения собственного сочинения. Подобные кружки и студии можно попробовать отыскать в Интернете. Чаще всего они организованы на базе учебных заведений, библиотек и во дворцах творчества. Самые крупные действуют при творческих объединениях вроде Союза российских писателей (более 3,5 тыс. авторов) или Союза писателей Москвы (2 тыс. членов).

На литературном фронте

Несколько слов о перспективах. Успех произведения целиком и полностью зависит от реакции публики, одобрительных откликов коллег и критиков. Поэтому судьбоносную роль в жизни каждого писателя играет не кто иной, как издатель. Именно он принимает решение о выпуске книги в свет и дальнейшей ее раскрутке. И именно в его руках находятся слава и деньги новоиспеченного литератора. Не секрет, что многие издательства предпочитают работать с известными авторами, но находятся и такие, которые ищут молодые таланты. Чтобы быть востребованным, современному литератору приходится не только отвечать взыскательным вкусам читателей, но и неплохо разбираться в маркетинговых технологиях. Кроме того, особое значение приобретает имидж автора, что вполне закономерно. Ведь популярный писатель — это публичный человек.

Зачастую выпускники Литинститута устраиваются работать журналистами или редакторами. Многие успешно развивают карьеру писателей-сценаристов. Есть и такие, кто находит себя в издательском бизнесе. Спектр заработной платы соответственно широк: от минимальных ставок (порядка $200) до баснословных писательских гонораров.

И все же писатель не должен забывать о главном: его призвание — творить, а истинное творчество требует терпения, труда и вдохновения.


Источник: http://www.tehart.ru/article5.htm
Как писать динамичные сцены | Каков слог, таков и монолог
Комментарии (1)
Александр Внуков # 21 сентября 2014 в 14:46 0
Хорошо.