ГлавнаяСоветы писателямБлог → Изложение общих принципов изготовления рассказов.

 

Изложение общих принципов изготовления рассказов.

Опубликовано: 1810 дней назад (22 декабря 2011)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 3 раза — последний 15 марта 2012
+2
Голосов: 2
АНТОНОВ Сергей Петрович

Я ЧИТАЮ РАССКАЗ. (Из бесед с молодыми писателями.)
М., «Молодая гвардия», 1973, 256 с.

Изложение общих принципов изготовления рассказов.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Что такое рассказ? . . . . . . . . . . . . . . .
Материал и идея . . . . . . . . . . . . . . . . .
Идея и автор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Идея и форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Идея и герой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сюжет и характер . . . . . . . . . . . . . . .
Точка зрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Деталь и подробность . . . . . . . . . . .
Постройка рассказа . . . . . . . . . . . . .
Слово и ассоциация . . . . . . . . . . . . .
Словарь литературных терминов . . . .



ЧТО ТАКОЕ РАССКАЗ?

Рассказ - произведение, которое читается, в зависимости от его длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определённым предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить.
С.Моэм
__________________________________________________________________

Персона рассказчика накладывает глубокий отпечаток и на манеру повествования, на стиль, оставляет впечатление непринуждённости и правдоподобия.
Слушатели рано или поздно разбегутся от человека, который рассказывает нудно, неинтересно.
Но как много попадает на глаза многословных сочинений, в которых и так и эдак переживаются давно известные, надоевшие истории, бродят безликие герои, повторяются модные трюизмы и плоские истины!

Автор художественного произведения воссоздает всю цепь событий, вплоть до конечного вывода.
Рассказ должен быть коротким.
Наиболее сильно влияет вещь, написанная в один присест.
Классическим является рассказ в 7-8 страниц машинописного текста.

За короткое время автор обязан успеть убедить читателя, настроить его на свою волну, заразить своим чувством, увлечь за собой.
Элементы рассказа - сюжет, образ, слово - должны быть ёмкими, предельно экономными и сильнодействующими.

Едва ли не решающим для успеха рассказа является выбор события таким образом, чтобы герой предстал наиболее отчётливо и наиболее полно проявил свои особенности.
Важным средством успеха рассказа является его композиция, когда соблюдено единство времени, а ещё важней, единство места. Главное событие обычно подаётся крупным планом.

В рассказе, на небольшой его площади, сразу бросается в глаза морально-этическая высота суждений автора: насколько глубоко понял он событие, ощущает его корни, предвидит последствия.



МАТЕРИАЛ И ИДЕЯ

Действительность, независимо от моего видения её, есть при мне, была до меня и будет после меня. И она для меня - высшая ценность.
А. Твардовский
__________________________________________________________________

Одно из главных признаков реалистического искусства - истинность этого материала, соответствие его действительности.
Как только писатель берётся за перо, сразу же заявляет о себе его отношение к жизни, его мировоззрение. Оно определяет точку зрения, оценивает, отделяет важное от неважного, располагает материал в соответствующем порядке.

(-) «подрумянить действительность» - при таком методе писания убедительного художественного произведения получиться не может.
(-) замалчивание недостатков, обход того, с чем трудно бороться, ослабляют действенность многих произведений искусства.

(+) отрицательный факт привлекается ради того, чтобы на его фоне отчётливей и доказательней проступала положительная, конструктивная мысль автора.
(+) для того, чтобы рассказ стал произведением искусства, нужно в полную силу показывать положительное.
(+) писатель обязан, помимо многого другого, знать и уметь изображать трудности.

Талант писателя в том и состоит, чтобы в известном, многократно использованном материале найти новую, свежую грань, увидеть то, чего никто не видел раньше.

«Внутри произведения, будь оно написано о чём угодно и как угодно удалено от современной темы, внутренняя тема всегда современна».
М. Пришвин



ИДЕЯ И АВТОР

Каждый писатель в своих произведениях изображает
в некоторой степени и себя - даже против воли.
И.В. Гёте
__________________________________________________________________

Искусство делится на два одинаково законных разряда (по Шиллеру):
Наивное искусство - искусство объективного отображения;
Сентиментальное искусство - материал является лишь средством для раскрытия субъективности художника.

Присутствие в искусстве «звучания радости бытия, радости существования в мире».
Явлениям жизни свойственны внутренние противоречия, содержание процесса развития составляет борьбу между новым и старым.

«Объективные» рассказы неоднородны:
- при чтении почти сразу ощущается позиция автора, понимание того, что он любит, что порицает; сквозь строки повествования с лёгкостью проникаешь во все оттенки его мысли и безошибочно ощущаешь интонацию;
- позиция и чувства автора по поводу изображаемого остаются смутными и неопределёнными; он словно прячется за спинами своих героев, старается скрыть свою оценку событий и персонажей, представляя читателю самому разбираться в том, что хорошо, что плохо.

Тенденциозность писателя должна основываться на его убеждённости в своей способности правильно познавать действительность. А степень этой убеждённости определяется мировоззрением писателя.
Полноценное освоение произведения включает не только усвоение темы и сюжета, но и духовный контакт с автором.
= подняться /писателю/ на более высокую ступень познания действительности: от наблюдений отдельных фактов до уяснения внутренней связи между явлениями.
По одному тому, куда направлен взгляд художника, по ощущению того, в каких границах производит он отбор материала, можно легко почувствовать его индивидуальность. Отбор материала и сопоставление являются обязательной работой, которую не может миновать писатель.

Чем талантливее автор, тем чаще его особенное отношение к предмету вступает на первых порах в противоречие с ходячим, поверхностным и неглубоким отношением.
В талантливом произведении все особенности личности творца вплавлены в каждую написанную им строчку. И чем эти особенности явственней проступают сквозь текст, тем ценней произведение.
Яркая оригинальность взгляда на действительность - необходимая и ценнейшая принадлежность таланта. (Оригинальность взгляда художника на предмет или событие впрямую зависит от глубины познания им жизни).

Писатель должен быть заинтересован предметом - заинтересован страстно, безраздельно. Страсть исключает натурализм, помогает отчётливо оформиться идее. Как ни обманывай себя и людей набором профессионально-литературных штучек, а всегда видно, переработан ли материал в душе и сердце художника или скопирован равнодушным ремесленником. Будь то рассказ или картина, всегда отличишь истинное, согретое в душе произведение искусства от мёртвого слепка с действительности, от внешней оболочки жизни.
= некоторые стороны явления возникают и выявляются только в контакте с душой художника.

Индивидуальность талантливого автора оставляет мощный отпечаток на всех элементах художественного произведения - от выбранной темы до мельчайшей детали. Может показаться, что слишком яркая индивидуальность может привести к необъективности. Но такая опасность подстерегает скорее объективиста.

Настоящий писатель (да и не только писатель), хочет он этого или нет, неизбежно познаётся в его произведениях как представитель определённого мировоззрения, как определённая индивидуальность, познаётся вместе с изображаемыми им героями тем отчётливее и полнее, чем глубже выражает он окружающую действительность, чем сильнее его пафос, чем ярче и самобытнее его дарование.
Обсуждение!!!! | Изложение общих принципов изготовления рассказов.
Комментарии (1)
Лидия Гржибовская # 31 декабря 2011 в 10:47 0
БЛАГОДАРЮ! love