ГлавнаяСоветы писателямБлог → Изложение общих принципов изготовления рассказов.

 

Изложение общих принципов изготовления рассказов.

Опубликовано: 1815 дней назад (22 декабря 2011)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 2 раза — последний 15 марта 2012
+1
Голосов: 1
ИДЕЯ И ФОРМА

Человек формирует материю также и по законам красоты.
К. Маркс
__________________________________________________________________

Для того чтобы выпуклей выразить идею, чтобы передать свой взгляд, свои комментарии, для того чтобы убедить зрителя в правильности своего комментария, истинный творец в какой-то мере изменяет действительность - деформирует её.
Деформация (до известных, конечно, разумных пределов) законна тогда, когда она производится во имя углубления познания действительности (во имя выявления авторского комментария, авторской идеи).

Излишнее сходство - заигрывание с обывателем.
Несходство - обман.
Простодушно точным описанием картины, скульптуры или игры актёра легко превратить произведение искусства в карикатуру. Таким недозволенным приёмом иногда пользуются, чтобы уничтожить то, что не по душе.

В произведениях искусства всегда существует какая-то незримая, глубоко скрытая, органическая связь между идеей и формой.
Чем глубже вы познаёте явление, чем сильнее поразили вас его новые стороны, тем ярче и необычнее будет форма вашего творения.

«На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психические качества автора которой аналогичны психическим качествам данного читателя».

Тема требует соответствующего словесного оформления.
А словесное оформление определяется формой.
Формализм в чистом виде и бесформица - две стороны одной и той же медали: бегство от собственной мысли, боязнь объяснить явление и принять на себя ответственность за эти объяснения.

Форма очерка (строго документированный и доказательный) допускает всё, что угодно, - и разрозненные картины жизни, и открытый авторский комментарий. Автор вынужден выступать и активным действующим лицом.
Форма свободного повествования - включает и лирические отступления, и воспоминания детства, и очерковые зарисовки.

Идея произведения искусства выражается и познаётся через посредство формы.
Взятые совокупно и выраженные в виде законов и стандартов, эти общие черты формы определяют господствующий стиль, ведущие общественные тенденции, дух времени.


ИДЕЯ И ГЕРОЙ

Идея, ставшая персонажем, это - искусство более высокое.
О. Бальзак
_____________________________________________________________________________

Называя произведение именем главного героя, автор поступает сознательно, подчёркивая, что не в сюжетных поворотах, а именно в образе героя следует искать основную мысль вещи. Абстрактная идея в художественном произведении облекается в плоть, превращается в человека.
Результат творчества художника - это идея, ставшая персонажем, действующим лицом. Идею рассказа вы воспринимаете через посредство художественного образа, через героя.

Типичный недостаток многих рассказов состоит в том, что авторы не находят нужным углубляться в психологию персонажей, изучать незаметные на первый взгляд особенности характеров, улавливать, каким образом внешний облик героя связан с его внутренней сутью.
Не менее важно, изображая облик героя, не упускать из виду отношение к нему остальных персонажей в ходе развития сюжета.
Внушить понятие о персонаже можно и косвенно - изобразив обстановку, среди которой он обитает.
Отчётливо и экономно изобразить героя можно передачей его фразеологии (не диалоги или монологи, в которых он сам объясняет себя), короткой случайной фразой - речевой деталью, в которой раскрывается его сущность.
Идейная сущность человека резче всего обнаруживается в ситуации, противоположной его натуре.

Рассказ - не роман и не терпит длинных рассуждений. Дословную передачу споров и размышлений не в меру разговорчивых персонажей заменять кратким изложением их беседы, передавать не самый разговор, а впечатление от разговора.
Заботы литератора сводятся:
а) к устранению из облика персонажа подробностей, которые мешают проявиться идее, и
б) обогащению образа подробностями, помогающими идее проявиться полнее и ярче.
Только в том случае, если читатель увидит в персонаже живые, знакомые черты и если эти черты будут характерны для определённого общественного слоя и определённого времени, - тогда только можно вести речь о характере типическом. Если же героя наделить только индивидуальными, случайными чертами, он станет неинтересным, случайным, лишённым идейной глубины.

«… каждый из нас чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль» (Ф.М. Достоевский).

Конечно, воплощение идеи в герое - не абсолютное правило (в искусстве, к счастью, не бывает абсолютных правил, и гений обычно пренебрегает установившимися канонами), но в громадном большинстве случаев это так.

В зависимости от главного персонажа меняется ведущая мысль произведения, меняется его идея.



СЮЖЕТ И ХАРАКТЕР

Личность характеризуется не только тем, что она
делает, но и тем, как это она делает.
Ф. Энгельс
_____________________________________________________________________________

Идея художественного произведения воплощается в персонаже, и, наблюдая за персонажем, мы постигаем идею.
Действия героя в рассказе определяются сюжетом. Таким образом, сюжет не является самоцелью. Задача сюжета возможно более выпукло обрисовать персонаж и посредством этого возможно отчётливей выразить идею рассказа. Надо суметь поставить персонаж в такие положения, которые дадут ему возможность наиболее полно и отчётливо выразить свои типические черты.

Первое впечатление о герое чаще всего складывается не из лицезрения его наружности, а из случайных рассказов о поступках, которые он совершил, и эти поступки почти всегда дают канву сюжета.
Додумывать детали и повороты сюжета (придумывать дополнительные сюжетные ситуации) писатель может только тогда, когда облик живого действующего лица, а следовательно, и идея совершенно прояснились в его сознании. Важно разнообразие проявлений характера в зависимости от того, в какие ситуации этот характер поставлен.
Для рассказа (в отличие от пьесы, повести или романа) идеальным является одна ситуация, одно событие, в котором наиболее характерно и типически проявляется персонаж. Однако часто рассказ состоит из нескольких событий, и это хорошо, если в каждом последующем событии образ героя не повторяется, а усугубляется.

В цепи событий каждая сцена исполняет две функции:
- основная функция заключается в характеристике героя тем или иным способом;
- вместе с тем каждая сцена выполняет и служебную функцию, являясь мотивировкой следующей: из предыдущей сцены вытекает последующая.
Если же эпизод пишется только для того, чтобы мотивировать последующие события, а герой в это время находится «на перекуре» - в том смысле, что никак по-новому не проявляется, - рассказ кажется затянутым, интерес к нему падает.
Основное место должна занять подготовка читателя к верному восприятию события, мотивировке события и на само действие, выражающее типическую сущность героя, может оказаться достаточным нескольких заключительных строк.

Для создания типического характера требуются и
1) Типические мотивировки.
2) Сложные мотивировки нематериальны, невещественны. Их невозможно ни увидеть, ни осязать. О них можно получить представление только косвенно, на основании поведения героев.
3) На поведение людей и их характер гораздо существеннее влияет сравнительно стабильное, долговременное социальное психологическое поле (3-я мотивировка). Духовная атмосфера, в которой живёт и действует персонаж, является его психологическим полем. Поле это нестабильно, изменчиво, и люди удивительно чутки к его изменениям.
На поведение людей и их характер гораздо существеннее влияет сравнительно стабильное, долговременное социальное психологическое поле.
(Заслоняя психологическое поле случайными, внешними мотивировками, событие легко может превратиться в заурядный анекдот).
*Мотивировкой в художественных произведениях часто служат поля кратковременные, интимные, случайные, возникающие при особых обстоятельствах, когда герои попадают в напряжённую, полную электричества атмосферу. Могут быть и лирические поля.

Большинство рассказов могут выглядеть незавершёнными. Но предпочтительно, чтобы сознательная незавершённость их носила боевой, активный характер. Это рассказы, так сказать «открытые».
Рассказы «закрытые» оставляют впечатление полной законченности, полного и окончательного решения вопроса. По своим концовкам они распадаются на два основных разряда:
сочинения, излагающие в развёрнутом виде авторскую идею и заключающие доказательство истинности этой идеи убедительным завершением;
рассказы со счастливыми концами (после чтения которых не о чем думать).
Конец рассказа может ощущаться и как законченность мысли. Иногда завершение ситуации совпадает с завершением мысли. Некоторые авторы напрасно стараются «нажать на педали», подчеркнуть вывод, обнажить идею. Нужда в объяснительных концовках иногда появляется, когда берёшь не свой сюжет.

Опытный писатель из бесконечного многообразия жизненных ситуаций выбирает лишь те, которые свойственны внутреннему складу его дарования. «Беру тему только тогда, когда чувствую, что могу писать, движимый чем-то изнутри, без малейшего напряжения» (В.П. Катаев).
Заставить читателя следить за сюжетом мало. Надо добиваться того, чтобы читатель следовал за мыслью автора.
Иногда включение в сюжет любовной линии даёт возможность быстро вылепить отчётливый характер: любовная ситуация социально обусловлена, в ней поднимаются важнейшие проблемы взаимоотношения личности и мира. Чем богаче душа человека, тем резче и отчётливей любовь кладёт на него свой отпечаток. Не упустить счастливую возможность изобразить силу и богатство души - «муку любви».

Сюжет рассказа, мотивировки, взаимоотношение сюжета и характера - это художественное освоение действительности. Точного пересказа недостаточно для художественного произведения; тогда автор следует на поводу у материала.
Художественное освоение предполагает исследование - открытие нового, неизведанного, новую точку зрения на действительность.
(!) Плодотворным толчком к писанию служит не полная ясность ситуации, а, наоборот, смутное ощущение неясности, непроявленности каких-то беспокоящих душу мелочей.

Резюме:
При исследовании материала в каждой ситуации нужно научиться находить сомнительные детали. Именно на них нужно сосредоточить всю мощь своего разума, воображения и фантазии; они наталкивают на новые, плодотворные решения.
Одновременно с углублением в материал, во взаимоотношение явлений во всей полноте проясняются и персонажи.
Огромную, решающую роль в движении сюжета играет социальная, экономическая обстановка, в которой эти герои действуют. Неожиданные повороты, оригинальные, убедительные мотивировки определяются положением персонажа. Чем глубже писатель проникает в скрытую социальную основу, определяющую отношения между персонажами, тем убедительней и доказательней становится их поведение.
«Когда художник поймёт, где узел идеи, тогда ему остаётся формулировать, и композиция является сама собою…»
(И.Н. Крамской).
Изложение общих принципов изготовления рассказов. | Изложение общих принципов изготовления рассказов.
Комментарии (4)
Лидия Гржибовская # 31 декабря 2011 в 10:47 0
Продолжаю знакомиться с написанием, спасибо Мария, скачиваю в архив, чтобы возвращаться, мне надо мою СВЕТКУ
http://parnasse.ru/prose/small/stories/46-moja-podruga-svetka-chast-1.html
дописать
38
Марина Дементьева # 9 марта 2012 в 22:16 0
Очень познавательно и необходимо. Спасибо live1
Александр Внуков # 22 сентября 2014 в 08:30 0
Информативно и сжато.
Александр Внуков # 22 сентября 2014 в 08:30 0
Информативно и сжато.