ГлавнаяМорской клубБлог → Мелочь, заставившая с собой считаться

Мелочь, заставившая с собой считаться

Автор: Neihardt
Опубликовано: 285 дней назад (1 марта 2018)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 1 марта 2018
+4
Голосов: 4
В апреле 2018 года Черноморский флот России пополнится еще одной боевой единицей – завершаются государственные испытания малого ракетного корабля «Вышний Волочёк» (Да, так и пишется)…

Термин «малый ракетный корабль» существует только в лексике российских военных моряков – по наследству от советских времен. В НАТОвской классификации многоцелевые ракетно-артиллерийский корабли, которые по водоизмещению крупнее катера, но мельче миноносца, именуют корветами. Этот класс легковооруженных, стремительных и маневренных кораблей развился в результате двух мировых войн двадцатого столетия – когда понадобилась массовая противолодочная и противовоздушная оборона конвоев, перевозящих военные грузы морем, военно-морских баз и транспортных портовых пунктов.
К шестидесятым годам двадцатого столетия в Советском Союзе наметился своего рода «перекос» в развитии военно-морского флота. Успешно строились и вставали на боевое дежурство авианесущие и вертолетонесущие крейсера, разрабатывался проект тяжелого атомного ракетного крейсера, активно вступали в строй эсминцы и большие противолодочники. Основу океанского флота составляли стратегические атомные подводные лодки. Не сошли со сцены и дизельные субмарины… А вот с кораблями эскорта и береговой охраны дела обстояли хуже.
Ракетные катера проектов 183-Р, 205 и 206-МР не отличались ни хорошей мореходностью, ни вооруженностью: артиллерия была откровенно слаба, зенитные комплексы просто отсутствовали. Поэтому был разработан проект 1234 «Овод», который серийно строился с 1968 по 1992 год. Проект выдержал несколько модификаций и довольно долго служил в четырех флотах мира – советском, индийском, ливийском и алжирском.
Кстати, за границей «Оводы» получили, по аналогии с немецкими «карманными линкорами» сороковых годов, прозвище «карманные крейсера»: при водоизмещении всего около 650-730 тонн и длине корпуса, не превышающей 60 метров, они несли довольно мощное для корветов вооружение. Шесть штук противокорабельных ракет «Малахит» - по пять тонн боевого веса каждая, 57-миллиметровая и 76-миллиметровая артиллерия, зенитные комплексы «Оса-М» или «Оса-МА» - все это делало «Оводов» весьма грозным противником. А с учетом того, что на «Малахит» можно и ядерную боеголовку поставить… К тому же серия была массовой: в строй в отечественном и экспортном варианте вошло 48 кораблей. Правда, Ливийская флотилия русских корветов была поголовно перебита в боях с американскими агрессорами, а индусы уже списали своих «Оводов» по причине их устаревания, но в России, и в Алжире последние представители этого проекта до сих пор носят военно-морской флаг.
Затем с целью повышения эффективности операций в прибрежной зоне в СССР конструкторами ЦМКБ «Алмаз» был разработан уникальный проект МРК под шифром №1239 «Сивуч».Это были корабли на воздушной подушке, предназначенные для патрульно-дозорной службы в прибрежной зоне, для борьбы с надводными силами и вспомогательным составом флота противника и – главное – для обеспечения десантных операций. Конструктивно «Сивучи» представляли собой довольно крупные катамараны с аэростатической воздушной разгрузкой, развивали скорость до 55 узлов (101,9 км.в час), и были вооружены двумя четырехствольными пусковыми установками для противокорабельных ракет «Москит», зенитными комплексами «Оса-М» и семидесятишестимиллиметровой артиллерией. Проект по прямой линии происходил от десантных кораблей типа «Джейран» и строился во второй половине девяностых годов Зеленодольским судостроительным заводом для Черноморского флота.
Уникумов много не бывает – в строй вошли всего два корабля этого проекта, «Самум» и «Бора». Третий был заложен, но так и не достроен, пошел на металлолом прямо со стапеля - из-за нестабильной экономической ситуации в стране. Многие современные аналитики относят «Сивучей» к классу МРК лишь по составу вооружения - все-таки, выраженная десантная «специализация» ставит эти корабли особняком от прочих советских и российских корветов…
Еще один проект отечественных МРК тоже можно считать водоизмещающим кораблем лишь условно. В погоне конструкторов за исключительными ходовыми и мореходными качествами проект 1240 «Ураган», разработанный в начале семидесятых годов, получил подводные крылья. Но этому «малышу» до полноценных корветов немного не хватало водоизмещения – оно составляло не более 420 тонн. Так что служил он в дивизионе ракетных катеров. Зато скоростные качества «Урагана» были на высоте: 60 узлов – полный ход, 36 – экономический! И вооружение тоже было неплохим – по две сдвоенные пусковых установки для ракет «Малахит», привычный флоту ЗРК «Оса-М», 30-миллиметровые шестиствольные скорострельные зенитные автоматы АК-630. Наплодить бы заводам сотню–другую таких катеров, но на момент рождения «Урагана» у державы были другие приоритеты... МРК «Ураган» так и остался в нашем флоте единственным – прослужив в составе Черноморского флота до 1990 года, он был списан по возрасту, но не разобран – погиб в 1992 году на пожаре в Стрелецкой бухте. Для разделки на металл корабль пришлось поднимать со дна…
Сегодня класс корветов или МРК представлен в отечественном флоте кораблями проектов 22800 «Каракурт» и проекта 21631 «Буян-М».
Первые – так называемые «малые» корветы, относящиеся во флотской иерархии к боевым кораблям третьего ранга. Особенности – осовремененная «стэлсоподобная» конфигурация корпуса, снижающая радиозаметность корабля для противника, улучшенная мореходность для небольшого – всего 800 тонн – водоизмещения, и мощное ударное вооружение, представленное ракетным комплексом «Калибр-НК» или «Оникс»: одна пусковая установка на 8 ракет. Кроме того – артиллерия, представленная классической семидесятипятимиллиметровкой АК-176МА, и зенитное оружие в виде 30-миллиметровых шестиствольных автоматов АК-630М или, у поздней версии проекта, ЗРК «Панцирь-М». В серии планируется 18 кораблей, из них 8 с 2016 года строятся ОАО «Пелла» И Зеленодольским CCЗ, ныне входящими в состав Объединенной судостроительной корпорации. Два корабля – «Ураган» и «Тайфун» - спущены и достраиваются на плаву.
Что же касается проекта 21631 «Буян-М», то на нем имеет смысл остановиться подробнее.
Проект малого ракетного корабля под шифром 2163 «Буян-М» был разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро по заказу ВМФ России как базовый - с расчетом на массовую серию. Первым главным конструктором проекта стал Яков Кушнир.
«На Каспии сегодня ни у одной из сторон похожих боевых средств нет. – считает конструктор, - Что говорить, кораблей такой модификации, способных, обладая относительно скромным водоизмещением, нести на борту столь солидный набор вооружения, нет и в составе океанских военных флотов стран НАТО. На заре разработки проекта скептики высказывали сомнения в перспективах будущего корабля. Всевозможные эксперты утверждали, что в такой скромный объем корпуса будет невозможно «запихнуть» сколько-нибудь солидное оружие, и что корабль не справится с серьезной морской волной… Что же, будем считать, что нам удалось почти невозможное: оптимальный компромисс между компактными размерами корабля и его весьма серьезной боевой мощью».
В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий, но победителем оказалось предприятие, издавна специализирующееся на маломерных представителях военного флота – Зеленодольский судостроительный завод имени Горького.
28 мая 2010 года с заводом был подписан контракт на строительство серии из пяти кораблей, предназначенных для службы в составе Черноморского флота и Каспийской флотилии.
Головной корабль в серии получил имя «Град Свияжск», был заложен 27 августа 2010 года, а 9 марта 2013 года сошел со стапеля. Потом - довольно длительная достройка на плаву, заводские и государственные испытания, и 27 июля 2014 года, на параде в честь Дня Военно-морского флота, «Град Свияжск» поднял Андреевский флаг, присоединившись к действующему боевому составу Каспийской флотилии.
Второй корвет, получивший имя «Углич», был заложен 22 июля 2011 года – уже не как экспериментальный, а как первый серийный корабль проекта 21631. Он был спущен на воду 10 апреля 2012 года и вошел в строй в один день со «Свияжском». Затем последовали «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов», в строительство которых, увы, успела вмешаться «большая политика». После введения в 2014 году Западом антироссийских санкций сотрудничавшая с российскими судостроителями германская компания MTU, поставлявшая для корветов силовые установки, вынуждена была отказаться от контракта. Пришлось искать немецким «моторам» замену…
Чтобы не задерживать готовность строящихся кораблей, было принято решение оснастить их энергетикой производства Коломенского завода, петербургского предприятия «Звезда» или двигателями китайского образца. Китайцы, кстати, откликнулись на запрос о двигателях даже быстрее отечественного производителя, так что санкции не смогли сорвать программу пополнения Российского флота новыми кораблями.
А в сентябре 2016 года, во время Международного военно-технического форума «Армия-2016», между министерством обороны и Зеленодольским судостроительным заводом был подписан контракт на постройку еще трех МРК типа «Буян-М» - с усиленным радиоэлектронным оснащением и вооружением. Если конкретно, то новые корветы получили радиолокационные станции активной фазированной решеткой и зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Панцирь-СМ».

Наиболее известным событием в боевой службе новейших российских корветов стала ночь на 7 октября 2015 года, когда ударная группа кораблей Каспийской флотилии во главе с флагманским «Дагестаном» прямо из родной акватории нанесла удар крылатыми ракетами по позициям запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ. «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» отстрелялись по сирийским террористам высокоточными корабельными комплексами «Калибр-НК», чьи крылатые ракеты 3М14 успешно поразили все 11 назначенных целей, находившихся на расстоянии более полутора тысяч километров.
20 октября 2015 года те же корабли провели второй обстрел позиций террористов ИГИЛ и 18-ю крылатыми ракетами поразили еще 7 объектов на сирийской территории. При обеих боевых стрельбах использовались ракеты с фугасной головной частью.
19 августа 2016 года за обработку «Калибрами» позиций сирийских басмачей взялись и черноморцы – «Зеленый Дол» и «Серпухов». Они заняли позицию в восточной части Средиземного моря и в ходе боевого маневрирования выполнили 3 пуска крылатых ракет с фугасной боевой частью по району, занятому боевиками запрещенной организации «Джебхат ан-Нусра». Мало террористам не показалось: все три их укрепленные огневые позиции были уничтожены.
И вот теперь вступает в строй шестой корвет прекрасно зарекомендовавшей себя серии…
Малый ракетный корабль «Вышний Волочёк» был заложен 29 августа 2013 года и спущен со стапеля 22 августа 2016 года. Это первый из российских новых корветов, оснащенных китайскими двигателями CHD622V20 вместо планировавшихся по проекту немецких.
5 августа 2017 года корабль под буксирами был отправлен внутренними водными путями из Каспия в Черное море, чтобы приступить к ходовым и государственным испытаниям в акватории близ Новороссийска. Для перехода речными фарватерами, чтобы максимально уменьшить осадку, с корабля были демонтированы некоторые верхнепалубные системы и часть тяжелого внутреннего оборудования. Так что в Новороссийске корвет сначала пришлось укомплектовывать заново.
5 сентября 2017 года корабль впервые вышел в море для проведения ходовых испытаний и показал полагающуюся по контракту скорость – 25 узлов. Затем было проведено несколько совместных выходов с новым фрегатом «Адмирал Григорович» - с целью отработки взаимодействия в строю с инотипными кораблями. Ввод корвета в строй планируется на весну 2018 года.
«Корабль завершает в настоящее время заводские ходовые испытания на Черноморском флоте. После государственных испытаний на нем будет поднят Андреевский военно-морской флаг. Сдав необходимые курсовые задачи, корабль войдет в состав сил постоянной готовности. Корабли этого проекта доказали свою эффективность и высокую надежность по эксплуатационным характеристикам», – сообщил вице-адмирал Виктор Бурсук.
Тактико-технические данные «Вышнего Волочка», на первый взгляд, не выглядят выдающимися. Водоизмещение корвета составляет 949 тонн, полная длина в корпусе – 74,1 метра, ширина по мидель-шпангоуту – в самом широком месте – 11 метров. Высота борта – шесть с половиной метров, осадка – два с половиной. Главная энергетическая установка – дизельный двигатель китайского производства, модели CHD622V20 - мощностью 7355 кВт. В качестве движителя использован водомёт, способный обеспечить кораблю 25-узловой ход. Конечно, не 60, как у кораблей на подводных крыльях, но для службы в составе флотилии, когда приходится ходить в строю с другими кораблями, вполне хватает. Экономической скоростью считается двенадцатиузловой ход, и на нем дальность корабля составляет более двух с половиной тысяч морских миль. Автономность определяется запасом топлива, продовольствия и иных расходных запасов и составляет 10-12 суток. Экипаж – от 36 человек штатного состава до 52 в варианте флагмана боевой группы, когда численность увеличивается за счет персонала штаба эскадры.
Особенностью корабля является его главное ракетное вооружение – вертикальная пусковая установка комплекса 3Р-14УКСК. Это «облегченный» вариант, рассчитанный на применение ракет «Калибр-НК», но без возможности заменить их на «Ониксы» или ракетоторпеды 91Р. В составе боезапаса пусковой установки - 8 противокорабельных ракет «Калибр» с дальностью полета при стрельбе по наземным целям до 1500—2500 км и по морским целям на расстояние до 300 км.
Имеется у «Вышнего Волочка» и артиллерия. Одно орудие стомиллиметрового калибра скорострельностю 80 выстрелов в минуту. Досягаемость цели по высоте – 15 км, максимальная дальность стрельбы – 21 км. Пушка способна поражать как надводные, так и воздушные цели, ее можно применять при движении корабля полным ходом даже в штормовой обстановке. Цели отслеживаются с помощью визира наблюдения и целеуказания, а огонь ведется прямо из ходовой рубки, которая выполнена в бронированном варианте. Для защиты от летающего противника имеется одна двенадцатиствольная зенитка АК-630-2 «Дуэт», способная вести огонь со скоростью до пяти тысяч выстрелов в минуту, два пулемета калибром 14, 5 миллиметров и три – калибром 7,62 миллиметра. Зенитное вооружение корабля представлено и двумя пусковыми установками ЗУР «Гибка-Р».
Как показала проводка буксирами «Вышнего Волочка» речными фарватерами, небольшие линейные размерения корабля вполне допускают его заход в судоходные реки, в том числе – и при наличии шлюзов, а также проходить под пролетами волжских мостов. МРК типа «Буян-М» могут вполне оперативно перебраться на другой театр боевых действий, используя возможности Волго-Донского, Московского, Мариинского, Беломорско-Балтийского каналов каналам. Просто, относительно быстро и – главное – безопасно. По крайней мере, это лучше, чем идти, скажем, из Балтики на Черное море вокруг всей не слишком дружелюбно настроенной к нам Европы, через Ла-Манш и Гибралтар, Дарданеллы и Босфор… На родной земле, все-таки, ты сам себе хозяин, не зависишь от пропускного режима на чужих морских границах, меньше тратишь топлива и времени. К тому же на случай боевых действий обеспечить оперативное прикрытие перебазирующегося корабля на внутренних акваториях гораздо легче – в твоем распоряжении и мощная противовоздушная оборона, и авиация. А в чужом море могут подстерегать любые опасности.
Как правило, если корабль позиционируется как принадлежащий классу «река-море», моряки относятся к нему настороженно: есть вероятность, что с мореходностью у него будут проблемы… Но к модифицированным «Буянам», к семейству которых принадлежит «Вышний Волочёк», эти страхи точно не относятся: выход двоих более ранних представителей проекта в Средиземное море наглядно доказал, что мореходность у корветов достаточна для морских операций.
Корабли эти, кстати, естественно и просто включаются в состав мобильного крыла береговой обороны : они действуют из прибрежной зоны или даже из устьев рек. А при контакте с противником, способным нанести серьезный удар с воздуха, не уповают на собственные, достаточно ограниченные средства ПВО, а отступают под защиту куда как более дальнобойных береговых ЗРК, например, типа С-400 «Триумф».
Есть у российских МРК еще одно преимущество. До сих пор распространение ракет средней и небольшой дальности в мире регулируется Международным договором, который не позволяет размещать эти боевые средства на наземных позициях. А вот насчет оснащения ими кораблей ограничений нет. К тому же корабль-носитель таких ракет может запросто находиться во внутреннем море – например, том же Каспийском, где он неуязвим для флота потенциального противника и хорошо защищен от вражеской авиации наземными системами ПВО.
Конечно, при шторме свыше 5-6 баллов малый ракетный корабль – не воин… Но во внутренних акваториях такая непогода стоит не так уж и часто, а в прибрежных зонах открытых морей корветы никогда не составляют основную боевую силу, уступая право ведения боевых действий в шторм более мореходным и автономным собратьям.
Есть у моряка, проходящего службу на малом ракетном корабле один «враг» - теснота. Как правило, бытовые условия для экипажа только чуть-чуть лучше, чем у малых дизельных подлодок: до развески брезентовых коек для ночного отдыха между торпедными стеллажами в отсеке хранения боезапаса дело все-таки не доходит, но и такого простора в кубриках и жилых каютах, как у эсминцев и БПК тоже не бывает. Но «Вышний Волочёк» и его собратья и здесь – в преимуществе перед другими корветами. Например, в офицерскую каюту у популярных в свое время «Оводов», не превышающую по площади 9 квадратных метров, селились 4 моряка. Спали на узких двухъярусных койках, письменным столом и двумя складными металлическими стульями пользовались по очереди, с духотой боролись, открывая единственный крохотный иллюминатор. Если штормит, или режимом учений предписана светомаскировка, иллюминатор мог сутками оставаться закрытым, а слабенькая механическая вентиляция помогала мало. У «Буяна-М» офицерская каюта не намного больше – 10 квадратных метров, но по штату селятся в нее вдвоем. Уже легче! А для командира и вовсе предусмотрены индивидуальные зонированные «апартаменты», разделенные на территорию отдыха с койкой, рабочую территорию с обстановкой кабинета и санитарную зону с крохотной, но вполне комфортной душевой и гальюном. Вот только иллюминаторов ни в кубриках, ни в каютах нет совсем: не будем забывать, что в архитектуре корабля использованы «стэлс-технологии», а для малой радарной заметности важно, чтобы геометрически выверенная поверхность бортовой панели была гладкой и монолитной – безо всяких выступов и отверстий. Поэтому все жилые помещения корабля лишены иллюминаторов, но снабжены гораздо более мощной по сравнению с кораблями предыдущих проектов системой принудительной вентиляции воздуха.
Все МРК проекта «Буян-М» комплектуются системами корабельного мониторинга: средства видеоконтроля, входящие в основу этой системы, позволяют командиру наблюдать за внутренней и окружающей обстановкой, не оставляя управления кораблем.
Итак, «Вышний Волочек» готовится поднять Андреевский флаг, еще несколько его собратьев достраиваются… Но научно-технический прогресс на мест е не стоит, и конструкторы Зеленодольского ПКБ уже просчитывают варианты облика малых зенитных кораблей следующего поколения. Недавно ими предложена идея создания боевого ракетного корабля на базе тримарана. Проектировщиками просчитаны примерные габариты нового МРК и возможный набор его вооружения. Предлагается, к примеру, снабдить будущий тримаран вертолетом: нынешние «Буяны-М» принимать винтокрылые машины не умеют – на палубе тесно!
Главный конструктор Яков Кушнир считает, что особенности «тройного» корпуса позволят придать кораблю больше динамики и маневренности – тримараны могут даже вращаться на одном месте. А ракет типа «Калибр-НК» на его борту можно разместить как минимум в два раза больше, чем у «Буянов»...
ПЕРВЫЙ ЗА 40 ЛЕТ | ШТОРМ ГРЯДЕТ?
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!