ГлавнаяМорской клубБлог → Гибель эскадры. История не по Корнейчуку...

Гибель эскадры. История не по Корнейчуку...

Автор: Neihardt
Опубликовано: 1160 дней назад (19 мая 2016)
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Есть в истории Черноморского флота страница, которую почему-то очень не любят вспоминать наши историки. Об этом повествуют лишь некоторые писатели - вроде Александра Корнейчука. Речь идет о потоплении части Черноморского флота в 1918 году - под угрозой захвата неприятелем.
Собственно, дело было так:


Черноморцы на учениях до войны...

1 мая к Севастополю подошли линейный крейсер «Гебен» и крейсер «Гамидие», которые встали на его внешнем рейде. В тот же день в Севастополь вступили немецкие войска. Захватив Крым, немцы несколько позже начали медленно продвигаться по берегу Азовского моря на северо-восток, в сторону Таганрога. Одновременно они в ультимативной форме потребовали, чтобы Совнарком РСФСР отдал приказ эскадре о возвращении из Новороссийска в Севастополь.


"Гебен" на внешнем рейде Севастополя

Необходимо в этой связи отметить следующее. Ворваться в Новороссийск с моря немцы не могли по той простой причине, что 12-дюймовые орудия двух стоявших на его рейде дредноутов «Гебену» весьма не нравились. Остальным германо-турецким кораблям, вместе взятым, было смертельно опасно подходить к берегу ближе, чем на дистанцию пушечного выстрела. Кроме того, русские эсминцы вполне могли выставить на подступах к порту минные заграждения.

Большевистское правительство в Москве оказалось в сложном положении. Отдавать немцам эскадру Советская власть не хотела. Два мощных дредноута и 15 эсминцев (в том числе 10 новейших) вполне пригодились бы родине. Ведь с немцами установлен Брестский мир, а война в Европе тоже когда-то закончится. Но и организовывать оборону Новороссийска они вряд ли могли, учитывая разброд и шатание в до предела политизированных своих воинских частях... Кроме того, это приведет к тому, что немцы возобновят военные действия.

Парадоксально, но факт: с немцами зыбкий мир рвать не хотелось, и флот им отдавать - себе дороже. Поэтому Ленин отправил шифрованную телеграмму командованию эскадры с требованием затопить все боевые корабли и торговые суда, «если нет возможности уйти в другой порт». Как будто на Кавказском побережье существовал еще хотя бы один порт, способный вместить громадные линкоры-дредноуты, а вместе с ними более 50-и других кораблей и судов...


Эсминцы "Керчь" и "Фидониси"

Когда немцы предъявили очередной ультиматум, в котором требовали, чтобы все ушедшие корабли вернулись в Севастополь. Пришло время принимать окончательное решение. Матросы-большевики заявляли, что надо выполнить приказ председателя Совнаркома. Другие считали, что топить корабли не имеет смысла, так как война России с Германией окончилась, и никуда немцы корабли из Севастополя не уведут. По этому вопросу состоялось голосование всех членов экипажей. Голоса распределились следующим образом: за потопление эскадры высказались 640 человек, за возвращение в Севастополь — 939, около тысячи моряков воздержались...

Исполняющий обязанности командующего флотом А. Т. Тихменев (линкор "Воля", он же "Александр III"), выполняя волю большинства, отдал приказ о возвращении в Севастополь. Но под влиянием большевиков приказ выполнили не все корабли. В Севастополь ушли только линкор «Воля» и 6 эсминцев. На оставшихся в Новороссийске кораблях с подачи эсминца "Керчь" был поднят сигнал: «Кораблям, идущим в Севастополь: «Позор изменникам Родины!»


"Керчь" и корабли, решившиеся уходить.

Утром корабли в Новороссийске подняли на мачтах флажные сигналы «Погибаем, но не сдаемся!» Началось самозатопление. Первым ушел на дно эсминец «Пронзительный», за ним последовали «Калиакрия», «Гаджибей», «Фидониси», «Сметливый», «Стремительный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков». Затем четыре торпедных залпа (6 торпед) с эсминца «Керчь» отправили на дно линкор «Свободная Россия» (она же - "Императрица Екатерина Великая"). В соседней бухте экипаж затопил эсминец «Громкий». Эсминец «Керчь» ушел в Туапсе, где на следующий день тоже был затоплен своим экипажем. В 1925 году некоторых утопленников вытащили ЭПРОНовские водолазы. "Калиакрия", например, под именем "Дзержинский" еще успел послужить и стать героем Великой Отечественной войны. Предпринятая 22 ноября 1929 года ЭПРОНом попытка осуществить подъём эсминца "Керчь" оказалась неудачной - корпус эсминца перерезало на несколько частей понтонными стропами. Средняя часть корпуса с машинным отделением была поднята в 1932 году. Турбины эсминца после ремонта на протяжении длительного времени работали на Туапсинской электростанции. Оставшиеся на дне обломки эсминца корпуса, лучше всего из которых сохранилась кормовая часть, продолжают оставаться неподнятыми с морского дна.


"Калиакрия"


Линкор-дредноут "Императрица Екатерина Великая"

Боевые корабли, вернувшиеся в Севастополь, а также остававшиеся там, немцы разоружили. Мало того, на старых додредноутах "Евстафий", "Пантелеймон" (он же "Потемкин") и "Иоанн Златоуст" были подорваны механизмы, что восстановить трудно, и часто выводит корабль в нестроевые... А позже Врангель увел уцелевших за границу - девять десятых наличного состава флота...



Черноморцы, арестованные немцами на стоянках в Севастополе
Мост в Крым испытали льдом и ураганом | Я иду искать...
Комментарии (8)
Марина Заварзина # 19 мая 2016 в 23:24 +3
Очень интересный пост, нужный. Извечные российские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?"
Как так получилось, что Советская Россия лишилась своего флота? Я, конечно, не историк и не политолог, но ознакомившись с этой страницей истории нашей страны считаю, что руку к этой трагедии приложил Троцкий. Иначе как можно объяснить срочный вызов в Москву строптивого командующего флотом Саблина, который не хотел исполнять приказ?
Сложная тут ситуация... Уничтожить свой флот не у каждого рука поднимется, а с другой стороны, отдать врагу тоже нельзя. Последствия Брестского мира были для нас очень унизительные. Лично я считаю, что уничтожение флота было самым лучшим вариантом в той ситуации, потому что все захваченные и обезоруженные немцами корабли позже были использованы против нас, и счастье, что их было мало.
Добавлю несколько фото, сделанных в Новороссийске в Цемесской бухте (2013 год). Автор фото ансамбля-монумента, увековечивающего память о трагедии флота, Марина ЭКСТЕР.
На смотровой площадке, обращенной к бухте, возвышается 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного, скорбящего моряка.
А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла, покрытого цветной эмалью, означающими по флажному коду исторический сигнал, поднятый уходящими в морскую пучину кораблями: «Погибаю, но не сдаюсь».

А вот ещё несколько фото...




Neihardt # 20 мая 2016 в 00:13 +2
Спасибо. Насчет Троцкого - вы правы.
Марина Заварзина # 20 мая 2016 в 00:22 +2
Да, "ни мира, ни войны, а штык в землю" - так он вроде бы говорил?
Neihardt # 20 мая 2016 в 08:49 +2
В задницу бы таким деятелям штык, прости Господи...
Влад Колд # 20 мая 2016 в 08:52 +2
Печальная история. Лучше уж они погибли бы в бою, нанеся приличный урон неприятелю... Хотя, конечно, люди живы остались.
Neihardt # 20 мая 2016 в 12:09 +2
Конечно, слава богу, что ребята остались живы... Вся эта история - неизбежный результат революционного беспорядка, падения моральной устойчивости экипажей из-за большой политизированности, противоречивых приказов нового правительства, еще толком не освоившегося с тем, что власть уже взята и надо ее осуществлять. Судите сами: с одной строны, есть положение не отдавать эскадру на интернирование или неприятелю, поскольку самим нужна, а с другой - "Если не можете найти удобное для обороны место базирования - утопитесь, извольте"...
Да и могла ли оказать немцам сопротивление эскадра, на которой до трети моряков списано на сухопутный фронт Гражданской войны, а еще примерно столько же банально дезертировало по случаю Брестского мира? Оставшиеся же, получив приказ, шесть дней митинговали, выполнять ли его и в какой форме. Власть-то советская, вот бортовые Советы и разрушили принцип нормального флотского единоначалия.
Троцкий вообще моряков боялся: мол, буржуев добьют - до него доберутся... И правильно, похоже, боялся.
Влад Колд # 20 мая 2016 в 13:14 +2
Да уж, смутное времячко было. Фильм, почему-то вспомнился старый - "Оптимистическая трагедия" с В. Тихоновым в главной роли. Фильм, конечно, не в сегодняшнюю тему, но, что творилось тогда на флоте - картину наглядную даёт.
Neihardt # 21 мая 2016 в 03:02 +2
Верно.
Рискую нарваться на брошенный в меня тапок, но все-таки не "времячко" а времечко. Помните: