ГлавнаяМаяковскийБлог → Моё прочтение Маяковского "Как делать стихи".

 

Моё прочтение Маяковского "Как делать стихи".

Опубликовано: 1640 дней назад (6 июня 2012)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 4 раза — последний 6 июня 2012
Настроение: Спокойное
+1
Голосов: 1
В поэтической работе есть несколько общих правил для начала поэтической работы. И то эти правила - чистая условность. Как в шахматах. Первые ходы почти однообразны. Но уже со следующего хода вы начинаете придумывать новую атаку. Самый гениальный ход не может быть повторён при данной ситуации в следующей партии. Сбивает противника только неожиданность хода.
Совсем как неожиданные рифмы в стихе.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ.
Втрое. Целевая установка.
Третье. Материал. Слова. Выразительные и редкие.
Четвёртое. Перо, карандаш, пишущая машинка (у нас компьютер), жилплощадь, и даже трубка, и папиросы.
Пятое. Навыки и приёмы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размеры, образы, пафос, концовка, заглавие, начертание и т.д.
Сущность современной работы над литературой не в оценке с точки зрения вкуса тех или иных готовых вещей, а в правильном подходе к изучению самого проиводственного процесса.
Смысл настоящей статьи отнюдь не в рассуждении о готовых образах и приёмах, а в попытке раскрытия самого процеса поэтического производства.
Как же делаются стихи?
Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. Предшествующая поэтическаяя работа ведётся непрерывно.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.
Есть темы разной ясности.
1) Дождь в Нью-Йорке.
...4) Огромная тема об Октябре.
Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные - записаны.
На эти заготовки уходит всё моё время. "Записная книжка" - одно из главных условий для делания настоящей вещи. У начинающих поэтов эта книжка, естественно отсутствует, отсутствует практика и опыт. Начинающий ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда "свежее", так как в неё вошли заготовки всей предыдущей жизни.
Поэт каждую встречу, каждое событие оценивает только как материал для словесного оформления.
Улавливаемая, но ещё не уловленная за хвост рифма отравляет существование; разговариваешь, не понимая, ешь, не разбирая, и не будешь спать, почти видя летающую перед глазами рифму.
...Отсюда почти правило: для делания поэтической вещи необходима перемена места или времени.
Точно так, например, в живописи, зарисовывая какой-нибудь предмет, вы должны отойти на расстояние, равное тройной величине предмета. Не выполнив этого, вы просто не будете видеть изображаемой вещи.
Чем вещь или событие больше, тем и расстояние, на которое надо отойти, будет больше. Слабосильные топчутся на месте и ждут, пока событие пройдёт, чтоб его отразить, Мощные забегают на столько же вперёд, чтоб тащить понятое время.
ТЕОРЕТИКИ и Он! | ДЕТСКИЕ СТИХИ
Комментарии (17)
Александр Приймак # 7 июня 2012 в 23:03 0
Анна! Это Вы так "Маяка" законспектировали?
Лихо!
Анна Магасумова # 7 июня 2012 в 23:25 +1
Будет ещё вторая глава. Давно хотела это сделать, когда первый раз прочитала. Хочу выложить в моих произведениях. Столько мыслей Маяковского и в наше время как нельзя кстати.
Александр Приймак # 8 июня 2012 в 18:19 0
Верно!
Оттого он и актуален сегодня!
Анна Магасумова # 8 июня 2012 в 18:26 +1
Вчера закончила осмысливание, попозже выложу. Возможно, получится 2 или даже 3 главы. Пока не знаю
Александр Приймак # 12 июня 2012 в 15:51 0
Сколько надо : Вам - самый зелёный свет!!!
Евгений Десятов # 9 июня 2012 в 21:36 0
Маяковский вообще не поэт. Он мимо неё пробежал
Анна Магасумова # 9 июня 2012 в 22:34 +1
Просто не хочется ругаться. \давайте жить дружно! Русская литература давно причислила его к поэтам. Его особый ритм,- гул, особая интонация. 30
Александр Приймак # 11 июня 2012 в 22:31 0
ну если уж и Женщине хотелось ругаться - это уже нЕчто!
А ведь не только "Русская литература давно причислила его к (ГЕНИАЛЬНЫМ!..) поэтам"!
нО БЫЛИ всегда желающие что-нибудь попытаться противопоставить и при жизни его и даже СЕЙЧАС, кое-кто даже что-то писал; большинство из них или раскаивалось или... плохо оканчивали жизнь...
Александр Приймак # 11 июня 2012 в 22:27 0
Отрицать очевидно большинству - или смелость или ..."забег" мимо! hihi
Александр Приймак # 11 июня 2012 в 22:34 0
А ещё у него не только "особый ритм,- гул, особая интонация", но и глубочайшая лирично-ромнатическая ДУША. нО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЭТО ПРОЧУВСТВОВАТЬ НАДО:
1)Знать предмет,
2)Иметь вот это самое - тонкую душу!.. kuku
Анна Магасумова # 11 июня 2012 в 23:50 +1
Мне в школе Маяковский был не совсем понятен. А сейчас, с возрастом, я его понимаю лучше. Действительно, его душа настолько ранима. kata
Александр Приймак # 12 июня 2012 в 15:50 0
... достаточно почитать его "Послушайте!", "Хорошее отношение к лошадям", "Скрипка и немножко нервно", "Неоконченное", " поэму "Про это"...
38
Анна Магасумова # 12 июня 2012 в 22:46 +1
Обязательно перечитаю, хотя читала не так давно. У меня двухтомник М."Правда" 1987 года, почти раритет.
Александр Приймак # 14 июня 2012 в 19:42 0
Ну и как?
Есть ли неоконченное (не менее 4-х отрывков)?! 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Анна Магасумова # 14 июня 2012 в 23:07 +1
"Неоконченное" 5 глав. 1928-1930
Любит? не любит?Я руки ломаю
и пальцы
разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
по маю
венчики встречных ромашек
пускай седины обнаруживает стрижка и бритьё
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
надеюсь верую вовеки не придёт
ко мне позорное благоразумие.
Александр Приймак # 16 июня 2012 в 20:42 0
Оно - оно! 151b21abc550e1701e3a06650dd097d3
Александр Приймак # 4 ноября 2012 в 13:56 0
М. очень упорно работал над стихом и придавал очень большое значение совершенству формы. В
течение ряда лет он заготавливал и накапливал удачные сочетания слов, рифмы, которые он в
дальнейшем использовал в своих произведениях. Чрезвычайно тщательно отделывал, отшлифовывал
стихи, иногда подбирая по пятидесяти различных вариантов рифм (О. Брик). Асеев указывает: "М.
бывал ужасно строг к ослаблению формального качества стиха, он требовал тщательной отделки
каждой вещи". Бывали случаи, когда М. посылал телеграммы с указанием поправок к стихам, которые
были уже сданы в печать. Чрезвычайно любопытный факт приводит Л. Кассиль, как М., чтобы вызвать
в памяти стихотворные ассоциации, специально ездил в определенные части города, где у него эти
ассоциации возникли.