ГлавнаяБлог Семёна Гонсалеса → ЭПИСТОЛА И МНИМАЯ ПРОЗА

 

ЭПИСТОЛА И МНИМАЯ ПРОЗА

Опубликовано: 1033 дня назад (10 февраля 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 18 октября 2014
+2
Голосов: 2
Эпистолярный жанр – один из самых древних и распространенных в мировой литературе. Свои послания и обращения, а также большую и малую прозу, построенную в виде писем, публиковали многие известные классики. Особо хочу выделить поэтическую разновидность этого жанра, которая называется Эпистолой.
Как поясняют многие литературные справочники:
ЭПИ’СТОЛА (лат. epistola — письмо) — литературное произведение, обычно стихотворное в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Эта литературная форма имеет также другое название – «Послание в стихах».
Уверен, с эпистолярным жанром в литературе знакомы практически все, потому нет особой надобности объяснять, что это такое. Если кратко – это просто письмо(письма) или послание к кому-то! В своем послании вы можете затрагивать любые темы – любовные, философские, сатирические и проч. Письмо, написанное в стихах – особый шик! Но эпистола, все же, не просто письмо. Это особое художественное произведение, предназначенное для многих читателей, а не одного адресата, хотя формально, может быть построено, как обращение к одному лицу. Потому, как указывается в некоторых теоритических трудах, в нем очень важно наличие следующего:
1) Определенная композиция,
2) Начало, содержащее уважительное обращение,
3) Основная часть, в которой раскрывается содержание письма,
4) Концовка, где суммируется написанное,
5) Иногда постскриптум - приписка к законченному письму после подписи.


Пятый пункт хоть и не обязателен, но его наличие, несомненно, обогатит ваше произведение. Впрочем, тут нет особых жестких правил, ведь каждый автор сам волен оформлять свое послание и делать его нестандартным и небанальным. Но, все-таки, хочу привести некоторые характерные черты поэтической эпистолы, которые легко углядеть в произведениях классиков:

1. Повествование в доверительной форме. Автор как-бы обнажает душу и раскрывает свой внутренний мир.
2. Чаще всего текст построен в виде монолога (реже диалога). То есть, используется определенная речь.
3. Как и в обычном послании, должен быть адресат. Должно быть ясно, кому адресовано это послание. Не обязательно это будет конкретное лицо, возможно, это послание к группе лиц или определенной аудитории.
4. И самое главное: Письмо – это форма общения. То есть, разговорная лексика только приветствуется и все замысловатые эпитеты и метафоры должны быть, как можно более адаптированы.

Добавлю еще вот что – античная поэзия, а также творения поэтов эпохи ренессанса очень тяготели к торжественности и пафосу, ну и эпистолы были соответствующие. В современной литературе, это уже встречается реже, потому я не уверен, что современные эпистолы будут так похожи на творения классиков. Также нужно помнить, что эпистола, в отличие от обычных форм поэзии, всегда имеет определенное четкое содержание и логическую последовательность развития мысли, как и принято во всякого рода посланиях и обращениях. В ней нет бессюжетности, присущей стихам в прозе и некоторым другим поэтическим жанрам.

Теперь, можно перейти к форме.
Изначально эпистолы писались весьма замысловатыми метрами – гекзаметром и александрийским стихом. Но вот, вслед за Пушкиным, поэты стали использовать обычный ямб, а позже появились эпистолы в виде дольников и акцентников. В общем, тут полная свобода. Строфическое деление в эпистоле тоже очень вольное и хотя многие авторы делят свои послания на катрены, пентеты и т.д., эпистолу можно успешно писать астрофическими стихами, то есть, без деления на строфы и соответственно рифмовка тоже может быть свободной. Примерно, как в Пушкинской «Полтаве».

И особенного внимания заслуживают эпистолы, написанные в виде МНИМОЙ ПРОЗЫ.
Мнимая проза — термин, предложенный М. Л. Гаспаровым для текстов, обладающих отчётливым метром, однако записанным как проза, без специфической стиховой графики.
Некоторые современные авторы называют эту форму – А4. В общем, мнимой прозой называются стихи, которые не разбиты на строки и строфы. То есть, такой текст на вид ничем не отличается от прозы. Но это только графически, если читать вслух, то сразу чувствуется ритм и рифмы. Мнимая проза подходит не только для эпистол, в этой форме неплохо пишется всякая лирика, особенно, когда в тексте присутствует некая повествовательность.

Ну, а вот для примера моя эпистола, написанная в форме мнимой прозы:

Читатель мой, приветствую тебя!
Мыслишками я рад с тобою поделиться; пишу сегодня, строчки не дробя, эпистолу пишу! Свободен, я как птица. О, эта форма – просто дар богов! – сам Аполлон ее своей рукою правил, а музы дали тему для стихов. Необычайный стиль – он сам себя прославил! В нем есть душевность, обращенье есть к друзьям, читателям, что жаждут так ответа – им искренность важна, претит им лесть. Немного теплых слов и вот, душа согрета. А в «мнимой прозе» для себя, мой друг, откроешь многое – тут есть, где развернуться. Уверен, ты раскрасишь свой досуг, литературные таланты разовьются. Ну, в общем, всё… Прощаемся. Пока! Тебе, надеюсь, пригодятся эти знанья.
Жму руку (пусть невидима рука). Читатель мой, мой друг, до встречи!
До свиданья!
СОНЕТ
Комментарии (6)
Наталья Бугаре # 13 февраля 2014 в 19:29 +3
Жень, спасибо) Как всегда все предельно доступно и понятно. И пример-супер)
Семён Гонсалес # 14 февраля 2014 в 02:16 +1
Надеюсь, многим это поможет.
Спасибо, Наташ!
Леонид Котов # 24 апреля 2014 в 19:20 0
По поводу Эпистолы - весьма занятно. Я, как тот писатель, который не знал, что пишет прозой, тоже не знал, что есть такой жанр - Эпистола. После прочтения Вашей статьи, уважаемый Семён, я полагаю, что тоже кое-что написал этой самой эпистолой (например, это: “РЕЛЯЦИЯ Светлейшему Князю Акулову Виктору Филипповичу о конфузии нашей...” - http://lfkotov.narod.ru/kollegi/akulov.html ).
А вот по поводу мнимой прозы у меня большие сомнения в необходимости выделять её, как особый вид (форму?) поэзии. Можно любое стихотворение написать без разбивки на стихотворные строки,- всё подряд в виде прозы. Но если это поэтическое произведение, то есть, если оно обладает ритмом и размером, то оно будет восприниматься именно как поэзия. Разбивка на строки только помогает, облегчает чтение. Если в том же тексте переставить слова, сохраняя смысл, поэзия пропадёт.
Вот ваша мнимая проза, в обыкновенном стихотворном представлении:

Читатель мой, приветствую тебя!
Мыслишками я рад с тобою поделиться;
пишу сегодня, строчки не дробя,
эпистолу пишу! Свободен, я как птица.
О, эта форма – просто дар богов!
– сам Аполлон ее своей рукою правил,
а музы дали тему для стихов.
Необычайный стиль – он сам себя прославил!
В нем есть душевность, обращенье есть
к друзьям, читателям, что жаждут так ответа
– им искренность важна, им претит лесть.
Немного теплых слов и вот, душа согрета.
А в «мнимой прозе» для себя, мой друг,
откроешь многое – тут есть, где развернуться.
Уверен, ты раскрасишь свой досуг,
литературные таланты разовьются.
Ну, в общем, всё… Прощаемся. Пока!
Тебе, надеюсь, пригодятся эти знанья.
Жму руку (пусть невидима рука).
Читатель мой, мой друг, до встречи! До свиданья!


В чём же, скажите принципиальное отличие восприятия текста от данного вами варианта? Но с разбивкой на стихи текст читать значительно легче. Многие авторы теперь пишут стихи в таком виде, не начиная каждую строку с заглавной буквы, если предложение в этой строке не закончено. Мне это кажется правильнее, но древняя поэтическая традиция начинать каждую строку с заглавной буквы - всё же требует уважения.
Семён Гонсалес # 24 апреля 2014 в 20:06 0
Леонид, я понимаю вашу позицию. Но не я изобрел "Мнимую прозу". Эта форма существует очень давно и ей даже классики не брезговали. Ко всему прочу, я указал в тексте - это всего лишь графическая форма. Декламационно это никак не отобразить. Но, коль эта форма имеет место быть в русской литературе, то и имеет место быть ее описанию. Вам это может не нравится, но это лишь ваше личное субъективное мнение, к которому мало кто прислушается. А все древние поэтические традиции давно быльём поросли. наша русская литература и культура движутся вперед. Когда-нибудь я тоже стану стариком и буду ворчать, критикуя современные поэтические формы... но кому это будет интересно? А пока я описываю то, что давно уже укоренилось в нашей литературе и чему место нашлось даже в литературных справочниках.
Марина Попенова # 24 декабря 2014 в 10:13 0
С наступающим Новым 2015 Годом! Много радости, удачи и счастья! Чтоб твои желания всегда совпадали с возможностями! t07189

Наблюдения очень интересные!
Семён Гонсалес # 24 декабря 2014 в 18:24 0
Спасибо! С Наступающим!

t7230