ГлавнаяБлог Семёна Гонсалеса → БЕЗГОЛОВЫЙ СОНЕТ

 

БЕЗГОЛОВЫЙ СОНЕТ

Опубликовано: 1038 дней назад (3 февраля 2014)
+4
Голосов: 4
Что такое «безголовый сонет»? Тут все просто: удаляете у обыкновенного сонета первый катрен – вот и готов безголовый сонет! Отрубили сонетушке голову, и стал он безголовым…. Но, несмотря на то, что безголовый сонет состоит всего из одного катрена (четверостишия) и двух терцетов (трехстиший), он имеет все остальные структурные признаки классического сонета:
Рифмовка – перекрестная или охватная и обязательный «сонетный ключ», т.е. две последние строки сонета, которые должны заключать основную мысль, как бы вывод из всего сонета или «ключ» к сонету.
Безголовый сонет может быть также написан и на основе Шекспировского, т.е. состоять из двух катренов и одного двустишия.
Главное помнить: безголовый сонет, это сонет у которого отсутствует первая строфа, это сонет, состоящий из 10 строчек. А все остальное – как фантазия автора подскажет!
Для примера мой безголовый сонет:

Без головы совсем не прост сонет:
Четыре строчки – много или мало?
Ну, что тебе для счастья не хватало,
О, почитатель новых форм, поэт?!

Сестра таланта выдала рецепт:
Катрен один и два простых терцета,
Да ключ в конце – вот песенка и спета!

Фургон неплох, есть маленький прицеп…
Большой простор для малого сонета
В душе и на страницах интернета!
ОПРОКИНУТЫЙ СОНЕТ | СОНЕТ
Комментарии (6)
Борис Большов # 10 марта 2014 в 11:54 0
Уважаемый Семён Гонсалес! Ваша подборка очень интересна и окажется полезной очень многим начинающим поэтам. Но среди прочих Вы упустили ещё одну модную нынче форму - японский сонет, ингда называемый рэнга. Весьма своеобразный и сложный жанр, особенно, когда требуется ещё и рифмовка.
Это 2 хокку + 4 строчки, являющиеся, по сути, двумя связанными между собой по смыслу двустишиями. Он подразумевает собой самостоятельное существование каждого хокку, и в то же время неотделимость их друг от друга в контексте общей идеи произведения. Японский сонет содержит 5-7-5 слогов для хокку и 7-5-7-5 для четверостишия (ударные 1-4-7 слоги/ дактиль или 2-4-6/ямб).
Вот пример моего сонета:

Пора двух девяток

дактиль

Ивы плакучей
Голые ветви стучат -
Дни листопада.

Хмурятся тучи.
Ласточки низко летят.
Смолкли цикады.

Жмется к коленям щенок.
Словно слезою,
Марево пыльных дорог
Дождик омоет.
Семён Гонсалес # 10 марта 2014 в 12:24 0
Спасибо, Борис, за интересный пример. Но я ничего не упустил - я описал только западноевропейские твердые формы. А вот японский сонет - это нечто "из другой оперы". Сонет, это произведение силлабо-тонической поэзии и не имеет никакой связи со всякими вариациями на тему японской силлабической поэзии. Хотя, любители восточных форм могут и поэкспериментировать. Но я, при всём уважении, эту форму не могу признать за сонет.
Борис Большов # 10 марта 2014 в 13:37 0
Женя (кажется так Вас зовут)! Я понимаю, что это не площадка для дискуссий. И всё же...
Действительно, японское стихосложение силлабическое. Это особенность их языка.
Но приведенный пример, сложно назвать силлабическим. Я даже специально указал размер - дактиль. И это чистая силлаботоника.
К слову, в условиях конкурса не оговорены только западные формы стихосложения. Оговорен только жанр - сонет.
С уважением к Вам и благодарностью за материал, предоставленный конкурсантам в помощь!
Семён Гонсалес # 10 марта 2014 в 14:01 0
Касаемо правил - это уже не ко мне. Но вот, японский сонет, написанный дактилем?????? Мммм...Это явный нонсенс. Я понимаю, что в Японии никто никогда не слыхал о такой форме, как "японский сонет" ибо их поэзия очень традиционна и им не ведомо, что творят с их хайку и танка в Европе и США. Но всё-таки, я будучи приверженцем западноевропейской поэтической традиции, не могу принять сонет слепленный их хайку (хокку).
Хотя, признаю - штука интересная.))
Борис Большов # 10 марта 2014 в 15:20 0
Вы привели пример "безголового", десятистрочного сонета, и я поддержал Вас в десятистрочной манере.
Может когда-нибудь будет проведен конкурс и по восточной тематике. Вот уж где раздолье для жанров - арабских, индийских, китайских, японских и т.д.
Но мы пишем на русском языке независимо от языков первооснов, хотя и придерживаемся их традиций. Поэтому и появляется силлаботоника.
А в Европе и США с 2006 года проводятся Международные конкурсы по японскому сонету.
Извините, за бестактность моих постов! Я не спорю, просто хотел напомнить об ещё одном виде сонетов.
Семён Гонсалес # 10 марта 2014 в 20:17 0
Дык, я наоборот, рад сему. Всегда рад познакомится с чем-то новым.))) Спасибо, Борис!